Николай андреевич римский. Nikolai Rimsky-Korsakov
Николай андреевич римский. Nikolai Rimsky-Korsakov
Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. …много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов
Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине « Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки « Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой « Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.
Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.
В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием « Могучая кучка »).
Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.
Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», — вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.
Римский корсаков оперы. Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова
Снегурочка, Ночь перед Рождеством, Садко, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей Бессмертный, Пан воевода, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок, все это бессмертные произведения великого Русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.
Николай Андреевич Римский-Корсаков - композитор-сказочник: большая часть творчества написана на сказочный сюжет - оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и др. - в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.
Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.
В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее— А. П. Бородин.
Общение Римского-Корсакова с Балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.
В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова. Слева около здания Консерватории - на Театральной площади - есть памятник Римскому-Корсакову.
Ещё одним памятным местом Петербурга является музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков. Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят "Корсаковские среды" с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.
В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть "Корсаковскими средами".
Николай андреевич римский-корсаков полёт шмеля.
Приглашаю в музыкальную гостиную немного поговорить об очень известном музыкальном произведении. Оно называется – «Полет шмеля» и явлется частью оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) с удовлетворением воспринял предложение русского писателя Владимира Вельского о сотрудничестве в создании оперы, предназначавшейся для исполнения во время празднования 100-летия А.С. Пушкина. Темой оперы выбрали пушкинскую «Сказку о царе Салтане». Птица-Лебедь превращает Гвидона в шмеля, чтобы он смог слетать к своему отцу, который не знает, что он жив. Царевич Гвидон летит к своему отцу, царю Салтану, а заодно, пользуясь своим превращением, хочет ужалить, т. е., наказать старуху Бабариху.Композитор сумел музыкальными средствами передать полет, и даже жужжание насекомого. Этот симфонический эпизод из третьего акта известен нам как «Полет шмеля», хотя в партитуре нет такого названия. Этот эпизод стал самостоятельным очень популярным музыкальным произведением, переработанным для сольного исполнения на различных инструментах - аккордеон, баян, фортепиано, гитара и т.п. Есть, хоровые исполнения, есть, воообще, оригинальные наборы инструментов, некоторые из них представлены в посте, например, «Полет шмеля» исполняется одновременно на 8 роялях. Однако, лучше всего звучит первоначальный вариант исполнения, где сольная партия исполняется на флейте, с нее мы и начнем.
Продолжим наши полеты с солистами Кремлевского оркестра
Музыканты, как известно, народ горячий, поэтому наряду с переложением произведения на другие инструменты, шла прямо-таки нешуточная борьба за наиболее быстрое исполнение произведения. Одни устанавливали рекорды, други били эти рекорды скорости, устанавливая свои. Об этом можно прочесть. На сегодняшний день максимальная скорость исполнения составляет 750 ударов в минуту, она принадлежит Тьяго Делла Вега. Много желающих исполнить это вирутозное произведение, но не у всех это получается хорошо.
Игру С.В. Рахманинова я всегда принимаю как эталон.
Вот, по-моему, пример тоже удачного фортепианного исполнения
А это скрипка, да еще солист немного подпевает голосом, если прислушаться внимательно.
Соло на аакордеоне
Солирует баян
Соло на ксилофоне, мне кажется, не очень удачное исполнение. Видимо, из-за специфики ксилофона, на нем не удастся побить рекорд скорости.
Хоровое исполнение "Полета шмеля". По-моему, звучит неплохо.
А теперь самое приятное - бонус, сегодня даже три бонуса. Два из них довольно оригинальны, а третьий - смотрите сами….