За что пушкин вызвал дантеса на дуэль. Убийца Дантес
- За что пушкин вызвал дантеса на дуэль. Убийца Дантес
- Письмо Пушкина дантесу. Пушкин пишет Геккерну
- Дуэль Пушкина и лермонтова. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ
- Место дуэли Пушкина. Чёрная речка. Предполагаемое место дуэли Пушкина
- Правила дуэли Пушкина. Неписаный порядок дуэли
- Дуэль Пушкина стихи. Дуэль Пушкина
За что пушкин вызвал дантеса на дуэль. Убийца Дантес
После гибели Пушкина 25-летний офицер Жорж Дантес был посажен до суда в Петропавловскую крепость. На суде он пытался обелить себя, утверждал, что его намерения были совершенно чисты, и выставлял виновницей всего случившегося жену Пушкина Наталью Николаевну.
Император Николай I в итоге помиловал его, решив, что письма ревнивого поэта к Дантесу и его приемному отцу были достаточно оскорбительными, чтобы оправдать жажду мести молодого француза.
Литография из музея Пушкина в Петербурге. РИА Новости / Алексей Варфоломеев
Надо сказать, что Николай I был в свое время очарован элегантным монархистом Дантесом и помог ему попасть в Кавалергардский полк, несмотря на слабый послужной список.
Да и вообще весь высший свет Петербурга до роковой дуэли был расположен к красавцу-французу. Голландский барон Геккерн, дипломат и бездетный холостяк, настолько к нему проникся, что официально усыновил (с разрешения родного отца), чтобы сделать наследником своего состояния и титула.
Портрет работы Томаса Райта. Репродукция. Акварель. РИА Новости / Олег Игнатович
Сам Пушкин, познакомившись с Дантесом в ресторане, пригласил его бывать у них. Позже кавалергард был представлен Наталье Николаевне, своей ровеснице, которой моментально увлекся, а также ее старшим сестрам. На самой старшей Екатерине Гончаровой женился за месяц до дуэли с Пушкиным.
После суда Дантеса выслали из России и горячо любившая его Екатерина последовала за ним. Популярно мнение, что он женился только для отвода глаз, чтобы скрыть свою связь с Натальей. Однако неопровержимых доказательств этой связи нет, а брак впоследствии не распался, в нем родились четверо детей. Екатерина умерла в 34 года, получив инфекцию при последних родах, и Дантес больше не женился.
Екатерина Дантес де Геккерн, 1840. Wikimedia
Во Франции он сделал политическую карьеру, причем ровно через 15 лет после убийства Пушкина, уже как государственный муж, еще раз встречался с Николаем I. Затем был пожизненно назначен сенатором и награжден орденом Почетного легиона, но после революции 1870 года, свергнувшей Вторую французскую империю, отошел от дел.
Он дожил до 83 лет и умер в своем родовом имении в окружении детей и внуков.
Портрет кисти Каролюс-Дюрана, ок.1878. Wikimedia
При жизни Жорж Дантес остался фактически безнаказанным за убийство великого русского поэта. Но после смерти его настигла своеобразная месть: несмотря на карьерные успехи, даже во Франции (за исключением родного города, где он был мэром) Дантес остался в памяти главным образом как «убийца Пушкина».
Письмо Пушкина дантесу. Пушкин пишет Геккерну
10.07.12
"Вернёмся к анонимным письмам. Вы, конечно, догадываетесь, что они вас касаются.
2-го ноября вы узнали от вашего сына новость, которая вам доставила большое удовольствие. Он сказал вам, что вследствие одного разговора я взбешён, что моя жена опасается…, что она теряет голову. Вы решили нанести удар, который вам казался окончательным. Анонимное письмо было составлено вами и (…)
Я получил три экземпляра из десятка, который был разослан."
2-го ноября Жорж Дантес рассказал Геккерну о его разговоре с Пушкиным о Наталье Николаевне. Что мог сказать (знать) Дантес, если Пушкин пишет: "я взбешён, … моя жена опасается…, … она теряет голову"?
К этому времени Дантесу могло быть известно о внимании царя к Натали. Здесь возможно влияние "дружбы" А. Трубецкого: Вспомним рассказ о записке ("Без меня меня женили") в конце лета 1836 года. Самому Дантесу было уже к тому времени отказано от дома.
ПРЕДПОЛАГАЮ. Мог быть нелицеприятный разговор о домогательствах Дантеса к Натали, а он в ответ высказался о том, что Пушкин не к нему по этому поводу должен обращаться. Такая "новость" доставила большое удовольствие Геккерну. Я это предполагаю из последующего содержания письма Пушкина: "Вы решили нанести удар, который вам казался окончательным."
То есть, решительный, "окончательный удар" ПОДТВЕРЖДАЛ то, о чём мог говорить или о чём мог намекать Пушкину 2-го ноября Дантес. В анонимном письме подтверждалось, что "Кавалеры … светлейшего ордена рогоносцев… под председательством … его превосходительства Д.Л. Нарышкина … избрали г-на Александра Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена", что подтверждалось подписью "секретаря" И. Борха.
Мало того, что проводилась параллель Нарышкин - Пушкин, связанная с царствующей особой. Но как объяснить "подпись" Борха? Тут иная параллель, окончательный удар, как отравленная стрела…
И.М. Борх, известный своим мужеложством, - супруг Л.М. Голынской, родственницы Натальи Николаевны. И эта отравленная стрела отсылалась в сторону… Пушкина.
И тогда не случайна последняя строчка в неотправленном письме Пушкина к Геккерну:
"Я хочу, чтобы вы дали себе труд самому найти основания, которые были бы достаточны для того, чтобы побудить меня не плюнуть вам в лицо и чтобы уничтожить самый след этого подлого дела, из которого МНЕ ЛЕГКО БУДЕТ СОСТАВИТЬ ОТЛИЧНУЮ ГЛАВУ В МОЕЙ ИСТОРИИ РОГОНОСЦЕВ."
Пушкин прямо заявляет, что объявит рогоносцем Геккерна и докажет это. Можно ли этому заявлению не верить? Выходит, что Наталья Николаевна здесь вообще была ни при чём…
Странный треугольник получается: Геккерн - Дантес - Пушкин.
Это письмо - реконструированный черновик. Написано было 21 ноября 1836 года. Стараниями Жуковского письмо не было отослано.
В письме к Геккерну от 26 января 1837 года, которое считалось неслыханно оскорбительным, этих строк уже не было.
Пушкин выразился более корректно, но точно попал в самое больное место Геккерна: "Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или ТАК НАЗЫВАЕМОГО СЫНА…".
Дуэль Пушкина и лермонтова. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ
Уважаемые коллеги.
Прошу простить меня за эту статью, опыт написания рецензии на фильм у меня даже не околонулевой, а отрицательный. Тем не менее, рискну, уж больно тема благодатная. Фильм этот имеет самое прямое отношение к нашему сайту, так как снят в жанре альтернативной истории. Зная печальную историю отечественного кинопопаданчества («Мы из будущего» и «Туман»), я настроился на очередную лжеисторическую клюкву с толпой всезнающих и всеумеющих попаданцев и был приятно удивлен. Попаданцев там нет, от слова совсем. Фильм называется «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ». Фильм идет почти два часа. Не сказать, что он смотрится на одном дыхании, тем не менее выглядит вполне достойно. Пожалуй самое главное в этом фильме, что несмотря на всю свою альтернативность, он снят с огромной любовью к главным героям, а режиссеру удачно удалось избежать того, что мы знаем как безруковщина и михалковщина. А кто же в этом фильме главные герои? Как видно из названия фильма, это «наше все» Пушкин и «почти все» Лермонтов.
Фильм начинается с 1857 г. «Простите, — спросите Вы, а причем здесь Пушкин и Лермонтов? Они вроде бы уже того…». Так в этом и есть главная интрига. Да, Россия, но Россия совершено иная. Нам неизвестная. В этой альтернативной реальности Россия каким-то невероятным образом выиграла Крымскую войну. В этой России Пушкин не погиб на дуэли в 1837 г., а благополучно дожил до 1857 г. В этой России очаровательнейшая Наталья Николаевна Пушкина раз в год ездит на одну ей известную могилу, где покоится Дантес, убитый на дуэли её мужем. В этой России смерть обошла стороной и Лермонтова. И наконец, в этой России не погиб в 1829 году другой великий тезка Александра Сергеевича – А. С. Грибоедов, отличившийся на дипломатическом поприще. В этой реальности А. С. Грибоедов задумывает второе издание своего «Горя от ума» — «Дым отечества», в которой Чацкий через 20 лет возвращается в Россию и находит, что в ней ничего не изменилось. В конце концов он снова уезжает за границу, прихватив с собой Софью. В этой России полковник Мартынов отличился в Севастополе. Вот такая странная эта Россия. Жив и император Николай I. Именно он поручает Пушкину написать многотомную «Историю дома Романовых».
Место дуэли Пушкина. Чёрная речка. Предполагаемое место дуэли Пушкина
Место дуэли в 1830-е гг. находилось в загородной местности, недалеко от дач, которые на зиму были пустынны.
Хронология дуэли Пушкина описана В.Вересаевым, Н.А. Тарховой , Г. Седовой на основании воспоминаний Данзаса, Жуковского.
Пушкин выехал из своей квартиры в начале четвёртого часа дня. Вначале он надел бекешу, пальто наподобие дублёнки, но потом вернулся и сменил её на шубу. Почему так? Возможно, поэт посчитал, что на улице холодно, и в бекеше будет на морозе рука дрожать, трудней прицелиться. Около четырёх часов Пушкин встретился с Данзасом в кондитерской Вольф и Беранже на Невском, и в санях отправились на Чёрную речку. По пути на Дворцовой набережной они встретили сани с супругой поэта, которая возвращалась домой от подруги. Данзас наделся, что встреча могла бы изменить ситуацию. Но близорукая Пушкина не заметила, кто ехал во встречных санях, Пушкин смотрел в другую сторону, а сам Данзас не решался привлечь внимания Наталии Николаевны.
Сани Пушкина проехали мимо Петропавловской крепости, на Каменноостровском проспекте им встречались знакомые, возвращавшиеся с катаний на островах. Вечерело. Некоторым встречным показалось странно, что Пушкин едет куда-то на окраину в такой час, особенно беспокоилась А.К. Воронцова-Дашкова.
Примерно в 16.30 к месту дуэли одновременно прибыли оба дуэлянта. Секунданты и Дантес вытоптали в снегу дорожку в 20 шагов длиной и обозначили барьеры. Примерно в 5 часов вечера противники начали сходиться. Пушкин подошел к барьеру и прицелился, Дантес, ещё не дойдя до барьера, выстрелил. Пушкин упал, секунданты и Дантес бросились к нему. Но Пушкин остановил их, намереваясь сделать выстрел. Все остановились. Данзас подал Пушкину выпавший во время ранения пистолет, Пушкин приподнялся на левый локоть и выстрелил. Дантес упал. Пуля попала ему в пуговицу. В карете Геккерна раненого Пушкина отвезли в квартиру поэта на Мойке
Летом природа ничем не напоминает о разыгрывавшейся давней трагедии. Точное место определить трудно, предполагаемое место было показано Данзасем спустя много лет. Была ещё одна версия места дуэли по рассказам местного дворника, который якобы юыл свидетелем дуэли. Поклонники Пушкина пытались отметить место дуэли самостоятельными значками, затем был поставлен постамент с бюстом Пушкина.
В 1937 году на месте дуэли был установлен обелиск.
Мемориал состоит из обелиска и двух камней напротив друг друга (издали напоминающих места для дуэлянтов)
На одном камне мемориальная надпись, посвященная Пушкину
На втором камне не памятная доска Дантесу, конечно, а стихи Лермонтова «На смерть поэта».
Вокруг кусты белого шиповника
Приятный парк, но тоже испорченный газонокосилками
Добираться до места дуэли лучше от метро Пионерская пешком минут 10, а от метро Чёрная речка на транспорте в сторону Коломяжского проспекта 2-3 остановки. От парка на другой стороне Коломяжского проспекта находилась наша гостиница.
Правила дуэли Пушкина. Неписаный порядок дуэли
Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.
Источник: https://interesnyefakty.com/novosti/pochemu-pushkin-poshel-na-duel-s-dantesom
Дуэль Пушкина стихи. Дуэль Пушкина
«В продолжение всего дела
(дуэли Пушкина с Дантесом)
спокойствие, хладнокровие
и достоинство обеих сторон
были совершенны».
Записки д'Аршиака
Увы, не вечно жить поэтам
И быть источником проказ.
На жизнь накладывает вето
Злой рок, когда увидит Вас.
И в столкновенье интересов
(ведь жизнь и праздник, и борьба),
Вдруг Пушкина сведёт с Дантесом
Неумолимая судьба.
Роман читая д'Аршиака,
Я понял, кем был Жорж Дантес:
Он был, как Пушкин, - «разбишака»,
В обоих жил и бог, и бес.
Дантес, как Пушкин, был повеса,
А Пушкин был, как Дон Жуан.
И в этом Мире поднебесном
Их жизнь свела в один роман.
Они встречались очень часто
В беседах светских на балах,
И каждый принимал участье
В мирских заботах и делах.
Беспечно их текли беседы,
Их встречи смех сопровождал.
У каждого свои победы
И милости прекрасных дам.
Характер лепится веками,
Был у обоих дерзкий нрав.
Должна коса найти на камень
В потоке двух кипящих лав.
Наталья! Женщины прекрасней,
Красивей не было и нет!
В неё влюбился с пылом страстным
Дантес! Любовь увидел свет
И стал злословить. Клеветою
Боль в сердце Пушкина взрастил;
И тот, кто ничего не стоил,
За дерзкий нрав поэту мстил.
И не любовь была причиной
Размолвки Пушкина с судьбой:
Злодеи с самым высшим чином
Поэта вызвали на бой.
С тревогой сумрачных видений
В своей кудрявой голове
Курил сигару Пушкин – гений,
Не веря сплетням и молве.
Неумолимый ход событий
Приблизил роковой момент.
Все карты примиренья биты,
Пути для отступленья нет.
«Что ж? Веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок».