Сергей Прокофьев к юбилею композитора. Концерт «Сергей Прокофьев. К юбилею композитора» в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича
- Сергей Прокофьев к юбилею композитора. Концерт «Сергей Прокофьев. К юбилею композитора» в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича
- Сергей Сергеевич Прокофьев краткая биография. Краткая биография Прокофьева для детей, творчество композитора Сергея Сергеевича
- Прокофьев Сергей Сергеевич. Sergei Prokofiev
- Прокофьев краткая биография для детей. Доклад Прокофьев Сергей Сергеевич 4 класс
- Сергей Сергеевич Прокофьев ромео и джульетта. Балет Прокофьева "Ромео и Джульета"
- Балеты Прокофьева.
Сергей Прокофьев к юбилею композитора. Концерт «Сергей Прокофьев. К юбилею композитора» в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича
Малый зал
Начало 19:00
Абонемент «Сергей Доренский представляет…»
Концерт «Сергей Прокофьев. К юбилею композитора»
Исполнители:
Ольга Кондина (сопрано)
Виктория Евтодьева (сопрано)
Василий Герелло (баритон)
Павел Егоров (фортепиано)
Борис Кондин (фортепиано)
Николай Мажара (фортепиано)
Инна Моисеева (фортепиано)
Олег Вайнштейн (фортепиано)
Амулана Очирова (скрипка)
Дмитрий Хрычёв (виолончель)
Адиль Фёдоров (кларнет)
Леонид Мозговой (чтец)
В программе:
С. С. Прокофьев
Пять стихотворений А.Ахматовой для голоса и фортепиано
Три детские песни для голоса и фортепиано, слова A.Барто, Н.Саконской и Л.Квитко
«Гадкий утёнок» (сказка Андерсена) для голоса и фортепиано
Обработки русских народных песен для голоса и фортепиано
«Ромео и Джульетта», пьесы для фортепиано
«Наваждение», пьеса для фортепиано
Пять пьес для скрипки и фортепиано из музыки к балету «Золушка»
Концертино для виолончели и фортепиано
Увертюра на еврейские темы для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано
Концерт, который состоится 8 апреля в 19.00 в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии, приурочен 125-летнему юбилею Сергея Прокофьева, отмечаемому в 2016 году. Программа, содержащая множество произведений композитора, демонстрирует со всей наглядностью, насколько многогранным было его дарование.
Публика услышит творения С. С. Прокофьева, созданные для разных исполнительских составов – для голоса, сопровождаемого фортепиано, для солирующего фортепиано, для виолончели, скрипки, а также для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано. Столь же разнообразны образы, воплощенные композитором: стихи А. Барто, Н. Саконской и Л. Квитко, писавших для детей – и произведения А. Ахматовой, сказочные творения Г. Х. Андерсена и Ш. Перро и – и шекспировская трагедия, русские песни в обработке для фортепиано – и Увертюра на еврейские темы.
На концерте, который филармония посвящает прокофьевскому юбилею, произведения этого композитора будут высококлассныее музыканты. Все участники концерта многократно с успехом выступали в разнообразных исполнительских конкурсах, нередко выезжают на международных фестивалях, их знает публика в Италии, Германии, Великобритании, Португалии, Финляндии и иных государствах.
Сергей Сергеевич Прокофьев краткая биография. Краткая биография Прокофьева для детей, творчество композитора Сергея Сергеевича
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.
Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена. Начальное образование Прокофьев получил дома.
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.
В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».
Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.
В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.
В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».
В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».
С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».
Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.
Личная жизнь
В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.
В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.
Прокофьев Сергей Сергеевич. Sergei Prokofiev
Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…
Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.
С. Прокофьев
Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).
На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт , за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист , Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.
В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам — Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения — оперы « Любовь к трем апельсинам » (1919), « Огненный ангел » (1927); балеты « Стальной скок » (1925, навеян революционными событиями в России), « Блудный сын » (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.
В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. …Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», — писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.
С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров — балет « Ромео и Джульетта » по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу « Обручение в монастыре » («Дуэнья», по Р. Шеридану — 1940); кантаты « Александр Невский » (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес « Детская музыка » (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку « Золушка ». Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею « Война и мир » по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».
Прокофьев краткая биография для детей. Доклад Прокофьев Сергей Сергеевич 4 класс
Будущий композитор родился в семье агронома, который руководил хозяйством в имении барина Сонцева. Маленький Сережа с самого раннего детства впитал любовь к музыке. Его мать постоянно исполняла дома известные произведения великих музыкантов, а Сергей заслушивался ими. В пятилетнем возрасте у мальчика появилась собственная небольшая пьеса «Индийский галоп». Увидев впервые оперный театр в Москве, вернувшись, домой, девятилетний Сережа сразу же написал оперу «Великан». Помимо этого Сергей продолжал получать отменное домашнее образование.
Увидев успехи сына, мать решила показать какому-нибудь известному музыкальному деятелю. Так Прокофьев познакомился с выдающимся композитором консерватории города Москвы, Танеевым Сергеем Ивановичем. Помимо этого профессор пригласил к себе в гости другого знаменитого музыканта Рейнгольда Глиэра, уроки которого помогли развитию таланта Прокофьева. После нескольких таких занятий будущий композитор сочинил оперу «Пир во время чумы» по произведению Пушкина.
В 13 лет Сергей Сергеевич прибыл на экзамены в консерваторию Петербурга и сразу же произвел неизгладимое впечатление на Н.А.Римского - Корсакова. Члены комиссии были в восторге от того, что мальчик имел прекрасный слух и умел читать с листа. После зачисления в учебное заведение жизнь Прокофьева сильно изменилась. Перед ним уже не было маленькое украинское село. Ему предстояло жить и учиться в мрачном и холодном Петербурге. Обучаясь в консерватории, Сергей заинтересовался творчеством таких композиторов, как Григ, Вагнер. Кроме того его заинтересовали произведения Штрауса, Дебюсси. Вскоре после окончания учебы Прокофьев начинает гастролировать со своими работами за границей. Его сочинения не только поражали слушателей, но и вызывали горячие дискуссии. Произведения Сергея Сергеевича были новыми по манере исполнения. В них отражалась молодость смелая и задорная. Самые лучшие работы композитора были посвящены родным местам. Мелодии, где прослеживается красота России, звучат в фортепианных пьесах «Сказки старой бабушки». Он постоянно тосковал по дому. И даже многочисленные встречи и общение с мировыми музыкантами Стравинским, Рахманиновым не помогли отвлечься от грустных мыслей. В 1935 году Прокофьев со всей смелостью пишет музыку к балету «Ромео и Джульетта». Вскоре композитор возвращается на родину, где пишет множество прекрасных музыкальных произведений. 1939 год ознаменован в творчестве музыканта оперой «Семен Котко», где отчетливо показана борьба за советскую власть на Украине.
Сергей Сергеевич Прокофьев ромео и джульетта. Балет Прокофьева "Ромео и Джульета"
Балет Прокофьева "Ромео и Джульета"
“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…”
В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания музыки выражающей помыслы народа.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет Серёжа полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо играла на рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку. Прокофьев получил хорошее образование и знал три иностранных языка. Очень рано у него появились независимость суждений о музыке и строгое отношение к своему труду. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Он провёл в её стенах десять лет. Репутация Петербургской консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень высокой. В числе её профессоров находились первоклассные музыканты такие как: Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в исполнительских классах - А.Н. Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится первое публичное выступление Прокофьева, исполнившее свои произведения на вечере современной музыки. Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром (1912 год) в Москве принесло Сергею Прокофьеву громадную славу. Музыка поразила своей необычайной энергией, смелостью. Настоящий смелый и жизнерадостный голос слышится в бунтующих дерзостях молодого Прокофьева. Асафьев писал: “Вот – дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. Прокофьев иногда жесток, порой неуравновешен, но всегда интересен и убедителен”.
Балеты Прокофьева.
Балеты зарубежного периода
Балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915–1920) начал создаваться в России и был завершен за рубежом. Либретто написано композитором. Это шесть картин по русской народной сказке, взятой из сборника А.Н. Афанасьева. По жанру это комедийный балет в народном духе. Претворение в музыке национальной образности не привело композитора к использованию народных мелодий: он без «цитирования» воспроизводит русские народные жанры – плясовые и хороводные. Музыкальные характеристики персонажей русской сказки плакатны, как в народном балагане. Отдельные ситуации стремительно раскручивающегося сюжета представляются музыкой изобразительного характера, иногда даже с элементами натурализма. Балет был впервые поставлен труппой Дягилева в Париже (1921).
Балет «Трапеция» (1924) отражает тенденцию французского искусства 20-х годов ХХ в. к демократизации академических жанров, к сближению с жизнью индустриального города. Отсюда и слияние «академического» балета с «площадным» цирком. Опыт Прокофьева в этом плане ( трапеция – акробатический снаряд) близок балетным произведениям Д. Мийо. Музыка «Трапеции» вошла в Квинтет оп. 39.
Балет «Стальной скок» (1925) воплощает тему индустриализации Советской России. И этот балет создавался по инициативе Дягилева. Замысел принадлежит художнику Якулову, который наблюдал процесс социалистического строительства. Он совместно с композитором написал либретто.
По жанру «Стальной скок» – агитационный плакатный дивертисмент, несущий на себе печать театрализованных представлений с музыкой, характерных для Советской России начала 20-х годов. В балете 11 номеров, которые группируются в две картины (№ 1–6 и 8–11). Они соединяются сценой, которая делает частью спектакля то, что обычно скрывают от зрителей. Эта сцена называется «Перемена декораций».
Действие 1-й картины происходит на вокзале. На сцене – мешочники, продавцы ирисок и папирос, комиссары и оратор, наконец, появляются два ведущих персонажа – Матрос в браслете и Работница.
Во 2-й картине отражена индустриальная романтика. Главные номера в ней «Фабрика» и «Молоты» – яркий образец урбанизма в музыке. Современников поражала их ликующая токкатность и звончатость, основанная на остинатности «вращающихся» фигур. Возникала иллюзия работающих механизмов.
Музыкальные характеристики персонажей несколько шаржированы. Основные жанровые прототипы музыки – частушки и фабричные песни. По мнению Асафьева, в музыке «Стального скока» великолепно схвачено и отражено все жизненно сильное и волевое, что можно услышать в русских плясовых напевах песенно-лирической и частушечной формаций в ее лучших образцах.
Балет был впервые поставлен труппой Дягилева в Париже (1927). На основе музыки балета сделана оркестровая сюита, в которую вошли четыре номера: «Явление участников», «Комиссары», «Матрос в браслете и Работница», «Фабрика».
Балет «Блудный сын» (1928) написан по мотивам евангельской притчи (общеизвестная картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»). В музыке этого балета появляются новые черты: некоторая экономия средств – «графичность» письма, использование лейтмотивов (как и в завершенной одновременно опере «Огненный ангел»), создание поэтичного, изысканного лирического образа (№ 3 – «Красавица»). Балет был поставлен в Париже (1929). Музыка этого балета использована композитором в его Четвертой симфонии.
Последний балет зарубежного периода творчества – «На Днепре» (1930) – памяти Дягилева. Основа либретто, написанного после создания музыки, – драма «треугольника», которая раскрывается в 2-х картинах, включающих танцевальные и мимические сцены. Балет был поставлен в Париже (1932).
Все балеты Прокофьева зарубежного периода творчества – одноактные. Почти все они написаны на либретто, созданные композитором или при его самом активном участии (за исключением «Блудного сына»). Все балеты различны по жанровому наклонению: народно-сказочный и грубовато-комедийный «Шут», «цирковая» «Трапеция», «индустриальный» «Стальной скок», лирико-драматический «Блудный сын».