Барокко в архитектуре. Барокко — архитектурный стиль
Барокко в архитектуре. Барокко — архитектурный стиль
Появление Барокко:
Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.
Краткая характеристика архитектурного стиля барокко:
Характерные черты: симметрия в стиле простор. Очень много лепнины. Сложные поверхности плоскости в зданиях большие новороты в колоннах бешено отделанные потолки с углубленными частями.
Преобладающие цвета: приглушенные пастельные тона; красный розовый белый голубой с желтым акцентом.
Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность прямоугольник овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Форма: сводчатая куполообразная и прямоугольная; башни балконы эркеры.
Элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны пилястры скульптуры лепнина и роспись резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Конструкции: контрастные напряженные динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.
От маньеризма барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. Барокко , тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.
Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров. Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа.
Характерно, что в эпоху Барокко фасады романских церквей переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно выразительными, а готические — оставались в неприкосновенности. Во многих европейских городах старинные соборы имеют башни с новым барочным завершением и такие же барочные порталы, в интерьерах — барочные алтари. И Готику и Барокко объединяет экспрессия, иррациональное понимание архитектурного пространства.
Мастера Барокко:
Борромини (1599—1667), Ювара, Доменико Фонтана (1543—1607), Франческо Каратти (? −1675), Сантино Солари, М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский и другие.
Примеры:
Андреевская церковь,арх. Бартоломео Растрелли, Киев, Украина,1754 год.
Большой Петергофский дворец и большой каскад, Россия.
Екатерининский дворец Браунштейн, Квасов, Чевакинский, Санкт-Петербург, Россия, 1717-1756.
Карлскирхе,Фишер фон Эрлах, Вена, Австрия,1716-1739.
Сан-Карло алле Куатро Фонтане, мастер Франческо Борромини, 1638—1677 гг.
Цвингер ,Пеппельманн, Пермозернач, Дрезден, Германия, XVIIIв.
Церковь Климента Папы Римского, арх.Пьетро-Антонио Трезини,Замоскворечье, Россия.
Церковь Сан-Аньезе,арх.Франческо Борромини, Площадь Навона, Рим, Италия, 1652-1657.
Церковь святой Сусанны, Рим, Италия.
Барокко архитектура особенности. Характерные черты барокко
«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».
В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.
Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».
Ж.Ламур фонтан и решетки. Нанси. 1752 г.
Источник: Искусство. Базовый уровень. 11 класс. Данилова Г.И.
Остановимся на основных чертах барокко:
слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);
стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;
создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;
текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;
заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;
обилие мелких деталей;
создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;
атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).
Барокко в литературе примеры. Барокко в литературе
Для писателей стиля барокко реальный мир представлялся как сон или иллюзия. В описаниях часто присутствует аллегория. Для литературного творчества стиля барокко характерны:
- символы
- метафоры
- театральные приемы
- графические изображения которые образуются из строк стихов
- риторические фигуры
- антитезы (резком противопоставлении понятий и образов)
- параллелизм
- градация
- оксюморон (сопоставление противоречивых понятий)
- разнообразие
- энциклопедизм
Обычно романы описывают действия, которые происходят в придуманной античной стране. Главные герои мужчины и женщины представлены в образах пастухов и пастушек. Этот жанр получил название пастораль. Для поэзии особенно характерны неестественно возвышенные метафоры. Типичными формами барокко являются сонет, рондо, мандригал, кончетти.
Говоря о проблемах, которые поднимаются в литературе барокко следует отметить конфликт мира и человека, их противостояние, которое само по себе является трагичным. Но несмотря на это литературные произведения барокко полны духовного начала и божественной веры. Как для литературы, так и для всех остальных видов искусства этого направления характерным было не только сосредоточенность на проблеме бренности бытия, но также было характерно стремление к преодолению этого критического состояния. Предполагается что человек силой свой мысли способен созидать, а Бог является высшим разумом, идеалом милосердия и справедливости.
Замечание 2
Для литературы эпохи барокко характерна бурлящая фантазия, всеобъемлющая невообразимость. В результате всего этого получаются сложные вычурные образы, чрезмерно сложный язык, максимальное стремление к изображению красоты, эффектности.
Для языка барокко характерным является наличие высокопарных оборотов, сложных, непривычных выражений. В литературе происходит столкновение настоящего и воображаемого. Имеющий место в сюжете накал страстей приводит к тому, что разум становится отодвинутым на второй план, а в центре повествования стоят чувства и эмоции. Все эти чувства постепенно смешиваются, появляется ирония. Все эти грустный настроения позволили появляться таким явлениям как сарказм, гротеск, гипербола.
По мнению писателей, этого направления произведение должно обладать следующими характеристиками:
- оригинальность
- трудность восприятия
- вариативность в толкованиях
Для поэзии барокко одной из главной характеристики было остроумие, которое исходило из парадоксальности мыслей, сопоставлении противоположностей, игра на контрастах предметов, образов и явлений.
Парадоксы неотъемлемая часть литературы барокко. Особенно в этой сфере отличились два заметинах поэта из Испании - Луис де Гонгора – представитель аристократического барокко, и Франческо де Кеведо – представитель демократического барокко.
Стиль барокко можно поделить на две основные разновидности:
- высокое барокко
- низкое барокко
Высокое барокко несло в себе высокие, философские, общечеловеческие идеи, разбирало сложные извечные проблемы. Особенно отчетливо проявило себя в драматических жанрах и в творчестве таких поэтов как Кальдерон и Грифиус.
Низкое барокко говорит о современных бытовых вещах. Находит себя в сатирическом жанре. Следует традициям плутовского романа. Яркими представителями низкого барокко являются Шарль Сорель, Поль Скаррон.
Барокко в архитектуре россии. Русское барокко
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко , которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках:
Общие черты архитектуры барокко включали гигантские пропорции: большое открытое центральное пространство, где каждый мог видеть алтарь; извилистые колонны, театральные эффекты, в том числе свет, идущий из купола сверху; драматические интерьерные эффекты, созданные из бронзы и позолоты; группы скульптурных ангелов и других фигур высоко над головой, а также «quadratura»(с итальянского-возведение в квадрат), с нарисованными архитектурными деталями и фигурами на стенах и потолке, чтобы увеличить драматический и театральный эффект.
В России архитектура барокко прошла три основных этапа: раннее московское барокко с элегантными белыми украшениями на стенах из красного кирпича довольно традиционных церквей, зрелое петровское барокко, в основном импортированное из Низких стран, и позднее растреллическое барокко.
- Строгановское барокко — консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде : Рождественская церковь в Нижнем Новгороде, Смоленская церковь в Гордеевке, Введенский собор в Сольвычегодске, Казанская церковь в Устюжне и на Севере.
- Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией.
Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, многоярусная архитектура. Церкви, боярские палаты с белокаменной кладкой, сочетающиеся с элементами ордера: колоннами, полуколоннами и пр., обрамление пролетов и ребер зданий., узорчатость фасадов.
Барокко в литературе. Барокко
БАРОККО (от итал. barocco, фр. baroque, — странный, неправильный) — литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания; основанием для такого перенесения термина является общее сходство стилей изобразительных искусств и литературы эпохи меркантилизма. Понятие Б. введено (немецкими учеными) в литературоведение сравнительно недавно (первые работы — Штриха). Главным стимулом к этому послужили работы Вельфлина и его схема чередования стилей. Представители духовно-исторической школы, достигшей высокого развития за последние 10 лет, склонные к анализу больших отрезков мировой культуры, усиленно занялись проблемой Б. литературы (работы Cysarz’а, Hübscher’а и др.), гл. обр., немецкой, попутно распространяя свои наблюдения на всю европейскую культуру названной эпохи. Однако никаких твердых (особенно социологических) точек зрения, какие могли бы считаться установившимися, еще нет. Далее, антитеза Вельфлина — Ренессанс — Барокко — не принята всеми литературоведами, напр., Корфом (Korff, Geist der Goethes Zeit, 1923–1927), для к-рого Ренессанс — Б. — просвещение образуют одну фазу истории культуры. Чрезвычайно спорным можно считать тезис Вельфлина, разделяемый некоторыми его учениками, о Б. как стилевой категории, не порожденной конкретным историческим периодом, но постоянно возникающей в ходе мировой культуры за «Ренессансом», к-рый Вельфлином также не прикреплен к конкретному историческому периоду. За пределами Германии понятие — литературный Б. часто с известным трудом пробивает себе дорогу. Напр. французские литературоведы избегают определять свой XVII в. термином «Б.», продолжая говорить о классической эпохе. Русские литературоведы также еще не применяют к нашей литературе этого понятия, хотя искусствоведы уже говорят о Б. чертах иконописи и пр. (см. сборн. «Б. и Россия», ГАХН, 1927).