От Чайковского до Рахманинова: 7 удивительных фактов о великих русских композиторах
- От Чайковского до Рахманинова: 7 удивительных фактов о великих русских композиторах
- Связанные вопросы и ответы
- Какой русский композитор был известен своей работы "Лебединое озеро"
- В каком году Петр Ильич Чайковский написал свой "Щелкунчик"
- Какой известный русский композитор стал первым дирижером Большого театра
- Какую оперу написал Модест Мусоргский
- Сколько симфоний написал Дмитрий Шостакович
- В каком городе родился Сергей Прокофьев
- Какой композитор был учеником Николая Римского-Корсакова
- Какую премию получил Александр Бородин за свою оперу "Князь Игорь"
- Какой композитор был известен своими балетами "Спартак" и "Иван Грозный"
- Какие инструменты играл Сергей Рахманинов
От Чайковского до Рахманинова: 7 удивительных фактов о великих русских композиторах
Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.
О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.
1. Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)
Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу "новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки".
Вторая опера - эпическая "Руслан и Людмила" (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах "Патриотическая песня" Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
Цитата М.И.Глинки: "Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."
Цитата о М.И.Глинке: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". П.И.Чайковский
Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие великие русские композиторы считаются классиками мировой музыки
Ответ: Великими русскими композиторами, классиками мировой музыки, являются Пётр Чайковский, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев и Николай Римский-Корсаков.
2. Какой композитор считается основателем русской академической музыкальной школы
Ответ: Основателем русской академической музыкальной школы считается Михаил Глинка, чей вклад в развитие русской музыкальной культуры был огромным.
3. Какую роль играла музыка в жизни великих русских композиторов
Ответ: Музыка играла важную роль в жизни великих русских композиторов, они находили в ней вдохновение, самовыражение и способ передать свои мысли и чувства через музыкальные произведения.
4. Какие жанры музыки преимущественно представлены в творчестве великих русских композиторов
Ответ: В творчестве великих русских композиторов преимущественно представлены классическая музыка, оперы, балеты, симфонии, концерты, камерная музыка, романсы.
5. Каким образом великие русские композиторы повлияли на развитие музыкального искусства
Ответ: Великие русские композиторы оказали значительное влияние на развитие музыкального искусства своими уникальными стилями, техникой написания музыки, новаторскими идеями и талантом, что сделало их произведения незабываемыми и актуальными до сегодняшнего дня.
6. Какие личностные черты характеризовали великих русских композиторов
Ответ: Личностные черты великих русских композиторов включали в себя талант, творческое самовыражение, глубокие эмоции, стремление к совершенству, настойчивость, искренность, изобретательность.
Какой русский композитор был известен своей работы "Лебединое озеро"
Балет «Лебединое озеро» — одно из самых известных и популярных произведений Петра Ильича Чайковского. Это был первый балет композитора, премьера которого состоялась в 1877 году на сцене Большого театра. Несмотря на то что первая постановка была не очень удачной, после доработки произведение стало классикой мирового искусства.
Мы всегда с радостью и умилением наблюдаем за грациозными птицами. И Петр Ильич Чайковский тоже любовался ими. А где же находилось лебединое озеро, которое вдохновило к написанию музыки? Есть несколько версий.
Одни историки утверждают, что это был Воткинский заводской пруд напротив его дома.
Немцы говорят, что прообразом послужило озеро в предгорьях Альп возле города Фюссена. Тем более что сюжет основан на старинной немецкой легенде о принцессе Одетте: злой колдун превратил ее в лебедя, а спасти девушку от чар волшебника мог только принц. Чайковский посетил Баварию в 1876 году, когда он работал над музыкой к балету под рабочим названием «Озеро Лебедей».
А вот в музее Петра Чайковского в городке Каменка Черкасской области (Украина) утверждают, что композитор мог наблюдать за лебедями в имении Давыдовых, куда приезжал почти каждое лето в течение многих лет в гости к своей сестре.
В ХІХ веке имение Давыдовых в Каменке было широко известно в кругах интеллигенции. Здесь жила мать одного из руководителей декабристского восстания Василия Давыдова — Катерина, племянница Григория Потемкина. Ее сын, Василий, был одним из организаторов восстания. В гости к ним часто приезжали Михаил Бестужев-Рюмин, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол и другие. Члены Южного общества декабристов часто собирались возле флигеля — так называемого «зеленого домика», а также недалеко от мельницы или на скале возле реки Тясмин. Также первое собрание декабристов посетил Александр Сергеевич Пушкин. Василий вспоминал, что поэт жил в их «зеленом домике» для гостей и как раз работал над «Кавказским пленником».
За участие в декабристском движении Василий получил двадцать лет каторги. В Сибирь за ним поехала жена Александра, а своих шестерых детей они оставили в Каменке. Василий умер в Красноярске, после чего Александра вернулась домой. Ее сын Лев женился на Александре Ильиничне Чайковской, после чего имение опять стало центром культурной жизни.
Чайковский почти каждый год поселялся у сестры на лето. Ему выделяли отдельный «зеленый домик» с тремя комнатами, где он жил и работал. В одном из писем он писал, что «в Каменке нашел то чувство спокойствия и мира в душе, которое я напрасно искал в Москве и Петербурге». Периоды летнего отдыха были очень плодотворными. Здесь он написал такие оперы, как «Евгений Онегин», «Мазепа», «Орлеанская дева», музыку к балетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица», сборник «Времена года», и многое другое.
Говорят, что в окрестностях тоже было озеро, где жили лебеди. Кроме того, в кругу семьи вместе с детьми часто устраивали домашние спектакли и одним из них был спектакль «Лебединое озеро», музыку к которому и решил написать Петр Ильич. Он написал одноактный балет для детей. Хотя впоследствии он написал музыку к своему знаменитому произведению, потому что был специальный и особый заказ. Почему особый? В те времена серьезные и уважаемые композиторы музыку к балетам не писали. Но Чайковский сразу согласился и очень ответственно подошел к делу.
Само имение Давыдовых не сохранилось. О декабристах напоминает одноименный парк. Сейчас в Каменке есть литературно-мемориальный музей А. Пушкина и П. Чайковского. Он находится в бывшем флигеле — «зеленом домике». Посетителям показывают семейный рояль Давыдовых, а также пианино Петра Ильича, подаренное ему сестрой. О нем композитор упоминал в одном из своих писем: «Даже инструмент достали и поставили в маленькой комнатке, рядом со спальней. Заниматься мне будет хорошо».
До наших дней сохранилась также небольшая деревянная церквушка Рождества Богородицы в селе Вербовка, где венчались Лев Давыдов и Александра. Есть все основания утверждать, что композитор тоже часто бывал в этой церкви.
Дом-музей действительно уникальный, потому что там не просто проживали два гениальных человека, но и создавали свои произведения. Может быть, в этом месте была особая атмосфера для творчества? И конечно, местность до сих пор хранит воспоминания о великих людях.
В каком году Петр Ильич Чайковский написал свой "Щелкунчик"
Летом 1890 года, после окончания «Пиковой дамы», Чайковский получил от директора императорских театров И. Всеволожского заказ на музыку для спектакля, состоящего из одноактной оперы и двухактного балета. Композитор согласился в основном потому, что его привлек сюжет драмы Герца «Дочь короля Рене». В январе 1891 года он писал брату Модесту, бывшему либреттистом его опер: «Подумываешь ли ты об Дочери короля Рене? По всей вероятности кончится тем, что я поеду в Италию сочинять, и нужно, чтобы к концу января у меня было в руках либретто. А балет?» Этот вопрос возник потому, что он не был уверен в сюжете балета, предложенном Всеволожским. Тем не менее именно с него Чайковский решил начать выполнение заказа. «Главное, отделаться от балета, — писал он, — а опера меня так занимает… что только дай мне две недели спокойствия, и я ее наверное напишу к сроку».
Тем временем знаменитый балетмейстер М. Петипа уже работал над сценарием и подробным балетмейстерским планом « Щелкунчика ». В основу его был положен «Щелкунчик и мышиный король» (изд. 1825 г.) Э. Т. А. Гофмана (1776— 1822), полуфантастический рассказ о Щелкунчике — маленьком уродливом человечке с огромной головой и крепкими челюстями для раскалывания орехов. Щелкунчик смело вступил в борьбу со страшным мышиным королем и победил его с помощью смелой девочки Мари, полюбившей его, несмотря на уродство. Тем самым он освободился от чар злой матери мышиного короля Мышильды, превратился в прекрасного принца, и они вдвоем с Мари отправились в его чудесное владение Конфитюренбург — город сластей.
Известно, что Петипа в своей работе опирался не на Гофмана, а на французский пересказ, сделанный А. Дюма-отцом (1803—1870) под названием «История Щелкунчика».
Чайковский посетил Петербург в начале февраля 1891 года и там получил от Петипа подробный план первого действия. К 18 февраля музыка к первым двум сценам и сюита характерных танцев, впоследствии перенесенная во второе действие, были в эскизах закончены. 6 марта, когда Чайковский выехал, наконец, за границу, уже была написана не только музыка 1-й картины, но и «Вальс снежинок», который вошел во 2-ю картину первого действия. Петипа вдогонку композитору, отправившемуся в Париж, выслал план второго действия, и Чайковский работал непрерывно, даже в пути. В Париже он завершил половину балета. Над вторым актом работал в Руане, где жил с 25 марта по 5 апреля. Однако далее сочинение балета приостановилось: 5 апреля в Париже состоялся концерт из произведений Чайковского, которым он сам дирижировал, затем предстояла поездка в США. Композитор, стремившийся быть верным взятым на себя обязательствам, страшно нервничал, что ничего не успеет сделать к сроку. После долгих терзаний он написал Всеволожскому, что не в состоянии успеть написать и оперу и балет к сезону 1891 — 1892 годов и просил дать отсрочку. «Теперь гора свалилась с плеч, и я выздоровел после трехдневного сумасшествия, — писал он брату. — Главная причина моего отчаяния была та, что я тщетно напрягал свои усилия к работе. Ничего не выходило, кроме мерзости».
Какой известный русский композитор стал первым дирижером Большого театра
Уже в шесть лет во время прогулки Николай Голованов попробовал дирижировать военным оркестром. В 1900 году юный любитель музыки был принят в Синодальное училище. Здесь раскрылись его вокальные, дирижерские и композиторские способности.
Став уже зрелым мастером, Голованов писал о годах учения: «Синодальное училище дало мне всё — моральные принципы, жизненные устои, умение работать много и систематически, привило священную дисциплину» .
После нескольких лет работы регентом Голованов поступил в класс композиции Московской консерватории . В 1914 году он окончил ее с малой золотой медалью. На протяжении всей своей жизни дирижер писал духовные песнопения. Он продолжал работу в этом жанре и тогда, когда религия была провозглашена «опиумом народа».
В 1915 году Голованов был принят в Большой театр . Все начиналось со скромной должности помощника хормейстера, а в 1948 году он стал главным дирижером. В театре Николаю Голованову пришлось пережить много обид и разочарований. Но в истории остались не они, а блистательные интерпретации русской оперной и симфонической классики, яркие премьеры сочинений композиторов-современников и первые радиотрансляции классической музыки в СССР с его участием.
Дирижер Геннадий Рождественский так вспоминает о мастере: «Он не переносил середины. Безразличной середины. И в нюансировке, и во фразировке, и в отношении к делу» .
Хотя учеников-дирижеров у Голованова не было, но его интерпретации русской классики становились образцами для молодых музыкантов. Основоположником советской дирижерской школы суждено было стать Александру Гауку.
Какую оперу написал Модест Мусоргский
Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям… — вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться.
Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек!
Модест Петрович Мусоргский — один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни (И. Репин).
Среди своих современников Мусоргский был наиболее верным демократическим идеалам, бескомпромиссным в служении правде жизни, как бы ни была солона , и настолько одержим смелыми замыслами, что даже друзья-единомышленники часто бывали озадачены радикальностью его художественных исканий и не всегда одобряли их. Детские годы Мусоргский провел в помещичьей усадьбе в атмосфере патриархального крестьянского быта и впоследствии писал в Автобиографической записке , что именно ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций… И не только импровизаций. Брат Филарет вспоминал впоследствии: В отроческих и юношеских годах и уже в зрелом возрасте (Мусоргский. — О. А.) всегда относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью, считал русского мужика за настоящего человека .
Музыкальное дарование мальчика обнаружилось рано. На седьмом году, занимаясь под руководством матери, он уже играл на фортепиано несложные сочинения Ф. Листа. Однако в семье никто всерьез не помышлял о его музыкальном будущем. Согласно семейной традиции, в 1849 г. его отвезли в Петербург: вначале в Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков. Это был роскошный каземат , где учили военному балету , и, следуя печально известному циркуляру должно повиноваться, а рассуждения держать при себе , всячески выбивали дурь из головы , поощряя негласно легкомысленное времяпрепровождение. Духовное созревание Мусоргского в этой обстановке протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, за что был удостоен особенно любезным вниманием… императора ; был желанным участником вечеринок, где ночи напролет разыгрывал польки и кадрили. Но в то же время внутренняя тяга к серьезному развитию побуждала его изучать иностранные языки, историю, литературу, искусство, брать уроки фортепианной игры у известного педагога А. Герке, посещать оперные спектакли, вопреки недовольству военного начальства.
Сколько симфоний написал Дмитрий Шостакович
Д. Шостакович — классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество.
Шостакович по своей природе — художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Вплотную соприкоснулся он и с тем родом музыки, который порой высокомерно третировался серьезными музыкантами. Он — автор ряда песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля — в 20-30-е гг. Но главной областью приложения творческих сил для него стала симфония. Не потому, что ему вовсе были чужды остальные жанры серьезной музыки — он был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а работа в кинематографе доставляла ему основные средства существования. Но грубый и несправедливый разнос, учиненный в 1936 г. в редакционной статье газеты «Правда» под заглавием «Сумбур вместо музыки», надолго отбил у него охоту заниматься оперным жанром — предпринимавшиеся попытки (опера «Игроки» по Н. Гоголю) остались незавершенными, а замыслы не перешли в стадию воплощения.
Дмитрий Шостакович — классик музыки XX века. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество.
Шостакович по своей природе — художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Вплотную соприкоснулся он и с тем родом музыки, который порой высокомерно третировался серьезными музыкантами. Он — автор ряда песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля — в 20-30-е гг. Но главной областью приложения творческих сил для него стала симфония.
Он написал 15 симфоний, которые стали классикой русской и мировой музыки. В его симфониях отражается его борьба за свободу и справедливость, его протест против тоталитаризма и насилия. Симфонии Шостаковича — это воплощение его гения, его таланта, его чувств и мыслей.
Шостакович был одним из тех, кто сумел найти язык, который понимается всеми, и в то же время оставался верен себе, не изменяя своим принципам и своим убеждениям. Его музыка — это не только отражение его времени, но и предостережение для будущего.
В каком городе родился Сергей Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. И сразу же в его жизни начался кавардак. В метрическом свидетельстве записано, что он родился 15 апреля (по старому стилю), а сам Прокофьев отмечал свой день рождения 11 апреля. Уверял, что так правильно, а в документе ошибка.
Отец – из образованных купцов – учился в Москве, в Петровской академии. Мать – петербурженка и золотая медалистка. Именно она, любительница музицировать, определила для своего сына будущую профессию.
Он, подражая маме, тоже колотил по клавишам. Та справедливо решила, что, чем так колотить, пусть лучше Сережа нормально играет. Стала его обучать фортепианной игре. А у мальчика вдруг обнаружились способности.
Именно мать сделалась первой музыкальной учительницей великого Сергея Прокофьева.
В девять лет была написана первая опера – «Великан». Тогда же прекратились и домашние уроки. Музыкально-педагогический ресурс матери себя исчерпал.
В 11 лет Прокофьеву устроили прослушивание у Танеева. Маститый композитор ознакомился с отрывками из «Великана» и увертюрой под названием «К пустынным берегам». Мэтру понравилось. Он попросил коллегу Глиэра позаниматься с юным дарованием.
В результате летние месяцы 1902 и 1903 годов Рейнгольд Глиэр проводит в Сонцовке. Вовсю наслаждается южным солнцем, сочными фруктами и общением с вундеркиндом-композитором. К счастью, у Прокофьева-старшего есть возможность финансировать эти вакации Рейнгольда Морицевича.
Младший же Прокофьев выглядит тут абсолютным барчуком, которому мало того, что нанимают учителей с проживанием, так еще и выписывают их из Москвы, более чем за тысячу верст.
Какой композитор был учеником Николая Римского-Корсакова
Первый директор Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов родился 150 лет назад – 10 августа 1865 года. SPB.AIF.RU вспоминает о его дружбе с Николаем Римским-Корсаковым, бунтарских настроениях и нежеланной эмиграции.
Ученик Римского-Корсакова
Детское увлечение музыкой не было случайным – мать будущего великого композитора была пианисткой и поощряла его занятия (сочинять музыку он начал в 11 лет). Отец занимался книгоиздательством, поэтому атмосфера в доме была творческой. Позже Глазунов вспоминал: «В доме у нас много играли, и я твердо запомнил все исполнявшиеся пьесы. Нередко ночью, проснувшись, я восстанавливал мысленно до малейших подробностей то, что слышал раньше…» В 14 лет его заметил Милий Балакирев и порекомендовал Николаю Римскому-Корсакову, который стал заниматься с юношей и за полтора года преподал ему полный курс гармонии, форм и инструментовки, теории музыки и композиции. Учитель был так доволен учеником, что величал его « молодым профессором » .
На одной из репетиций перед первым исполнением Глазунов познакомился с лесопромышленником и меценатом Митрофаном Беляевым и вскоре зачастил на его музыкальные вечера, а два года спустя отправился с ним в путешествие, чтобы ближе узнать культуру зарубежных стран. В Германии он встретился с Ференцом Листом, в Испании и Марокко записывал народные напевы. В Петербурге он остался членом «Беляевского кружка», который посещали Римский-Корсаков, Лядов, Блуменфельд и другие музыканты, державшиеся западных взглядов на современную музыку.
Автономный директор
Уникальная память помогла 22-летнему Глазунову вместе с Римским-Корсаковым закончить за безвременно скончавшегося Александра Бородина оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию – их он слышал в исполнении самого Бородина и смог воспроизвести. А в 24 года композитор в роли дирижера представил премьеру своей Второй симфонии на Всемирной выставке в Париже.
Известность и авторитет молодого музыканта быстро набирали обороты, и в 34 года ему дают звание профессора Петербургской консерватории, а в 1905 году он ее возглавил. На этот период пришлись волнения в учебном заведении: студенты неугомонно требовали отделения консерватории от императорского Русского музыкального общества и нашли поддержку у некоторых преподавателей. Глазунов был одним из них.Его первый срок был недолгим – спустя буквально три месяца за «подстрекательство студентов к протестам» из консерватории уволили Римского-Корсакова, и Глазунов с Лядовым из солидарности уволились тоже. Этот период отмечен студенческой постановкой злободневной оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», которой дирижировал Глазунов. «Я тогда рисковал быть выселенным из Петербурга, но тем не менее я согласился на это», - вспоминал он позже. Митинги студентов увенчались успехом – консерватории предоставили автономный статус, и Глазунов вернулся на пост директора.
Командировка навсегда
«Я так перегружен консерваторской работой, что я не успеваю о чем-либо думать, как только о заботах настоящего дня», - жаловался Глазунов в письмах и все же успевал хлопотать о создании оперной студии и студенческого театра, участвовать в экзаменах и писать характеристики на каждого студента.
Какую премию получил Александр Бородин за свою оперу "Князь Игорь"
ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ, князь Северский (баритон)
ЯРОСЛАВНА, его жена во втором браке (сопрано)
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ, его сын от первого брака (тенор)
ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ, князь Галицкий, брат княгини Ярославны (высокий
бас)
половецкие ханы:
КОНЧАК (бас)
ГЗАК (без речей)
КОНЧАКОВНА, дочь хана Кончака (контральто)
ОВЛУР, крещеный половчанин (тенор)
гудочники
СКУЛА (бас)
ЕРОШКА (тенор)
НЯНЯ ЯРОСЛАВНЫ (сопрано)
ПОЛОВЕЦКАЯ ДЕВУШКА (сопрано)
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ И КНЯГИНИ, БОЯРЕ И БОЯРЫНИ,
СТАРЦЫ, РУССКИЕ РАТНИКИ, ДЕВУШКИ, НАРОД.
ПОЛОВЕЦКИЕ ХАНЫ, ПОДРУГИ КОНЧАКОВНЫ,
НЕВОЛЬНИЦЫ (ЧАГИ) ХАНА КОНЧАКА,
РУССКИЕ ПЛЕННИКИ, ПОЛОВЕЦКИЕ СТОРОЖЕВЫЕ.
Время действия: 1185 год.
Место действия: Путивль, половецкий стан.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 23 октября (4
нoябpя) 1890 года.
Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых, конечно же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что опера сочинена человеком, профессиональным занятием которого была не музыка, а химия (А. П. Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано; оперу завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов (М. П. Беляев, первый издатель «Князя Игоря», извещает в своем предисловии: «Оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера «Князь Игорь» закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым…») Увертюра, хотя и была сочинена А. П. Бородиным, но не была им положена на бумагу. Записана же она, закончена и оркестрована после его смерти и по памяти А. К. Глазуновым, слышавшим ее много раз в исполнении на фортепиано самого автора. В-четвертых, все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо подчеркнуть (как это сделал Н. А. Римский-Корсаков в связи со своим участием в работе над «Борисом Годуновым»), что «Князь Игорь» полностью опера А. Бородина.
Какой композитор был известен своими балетами "Спартак" и "Иван Грозный"
Автором балета «Иван Грозный» обычно называют Юрия Григоровича. Его заслуга действительно велика. К моменту работы над данным произведением за плечами у мастера были уже такие спектакли, как «Каменный цветок», «Лебединое озеро», «Спартак», «Щелкунчик» и другие, поставленные им на подмостках различных театров и шедшие там с большим успехом. Григоровича, народного артиста Советского Союза и Героя Социалистического труда, по праву называют одним из выдающихся хореографов прошлого столетия. Кстати, маэстро здравствует до сих пор и в январе нынешнего года отметил девяностолетний юбилей.
Ушедший из жизни в 1953 году Сергей Прокофьев к балету «Иван Грозный», строго говоря, отношения сам не имеет – в создании спектакля он не участвовал. Однако если бы не его прекрасная музыка, вдохновившая других, ничего не было бы вообще. Поэтому его также можно назвать автором балета «Иван Грозный». Прокофьев был народным артистом РСФСР, лауреатом Ленинской и Сталинской премий, создателем множества сочинений в самых разнообразных жанрах.
Нельзя не сказать и про композитора балета "Иван Грозный" Михаила Чулаки. До 1970 года он являлся директором Большого театра, был профессором Московской консерватории, автором нескольких балетов, издал мемуары и книгу об инструментах симфонического оркестра.
Художник балета «Иван Грозный» Симон Вирсаладзе – тоже колоритная фигура. Те, кому довелось с ним сотрудничать, вспоминают о нем как о «последнем из могикан», человеке, удивительно тонко чувствовавшем режиссуру спектакля и сценическое пространство. Он творил шедевры прямо на актере, «на глазах у удивленной публики». Так больше не работал никто. Вирсаладзе был главным художником театра оперы и балета в Санкт-Петербурге, лауреатом Ленинской и Сталинской премий, трудился художником в различных театрах России и Грузии (по национальности был грузином), оформил множество великолепных спектаклей.
Отдельного упоминания заслуживает также идейный вдохновитель балета «Иван Грозный» Абрам Стасевич, уважаемый дирижер, деятель искусств. Будучи большим поклонником Прокофьева, он дирижировал его музыкой во многих произведениях искусства. Работал в Большом Симфоническим оркестром Союза, гастролировал в США.
Какие инструменты играл Сергей Рахманинов
В период между 1900 и 1917 гг. создана бо́льшая часть самых ярких и значительных сочинений композитора. В 1901 г. в Москве Рахманинов с оркестром под управлением А. И. Зилоти впервые исполнил свой, посвящённый лечившему его в 1898 г. психотерапевту и гипнотизёру Н. В. Далю (, 1904). В 1901 г. состоялось первое исполнение Сюиты для двух фортепиано № 2 (Рахманинов и Зилоти), Сонаты для виолончели и фортепиано (Рахманинов и А. А. Брандуков), в 1902 г. – кантаты «Весна» на текст стихотворения «Зелёный шум»(под управлением Зилоти; Глинкинская премия, 1906).
Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. 1-я часть. Филадельфийский оркестр, дирижёр Л. Стоковский. Запись 1929. Исполняет С. В. Рахманинов. Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. 1-я часть. Филадельфийский оркестр, дирижёр Л. Стоковский. Запись 1929. Исполняет С. В. Рахманинов.
В 1904–1906 гг. Рахманинов – дирижёр московского Большого театра, где вёл основной русский оперный репертуар; здесь он впервые в отечественном оперном театре, следуя примеру европейских сцен, перенёс дирижёрский пульт на место перед оркестром (прежде место дирижёра находилось за суфлёрской будкой спиной к оркестру). В Большом театре в 1904 г. под управлением Рахманинова состоялась историческая постановка оперы«в подлинной музыкальной редакции», с Шаляпиным в главной роли, в 1905 г. – московская премьера оперы «Пан воевода» Римского-Корсакова, при полном одобрении автора; в 1906 г. Рахманинов дирижировал премьерами своих новых одноактных опер «Скупой рыцарь» (на текст одноимённой «маленькой трагедии» Пушкина) и «Франческа да Римини» (либретто по «Божественной комедии»). В 1907 г. принял участие как композитор, пианист (Концерт для фортепиано с оркестром № 2) и дирижёр (кантата «Весна») вв Париже. В 1908 г. в Санкт-Петербурге впервые продирижировал своей Симфонией № 2 (1907, посвящена С. И. Танееву; Глинкинская премия, 1908).