Небо и звезды в поэзии Лермонтова: символы и образы
- Небо и звезды в поэзии Лермонтова: символы и образы
- Связанные вопросы и ответы
- Какие символы и образы связаны с небом и звездами в поэзии Лермонтова
- Как астрономия повлияла на творчество Лермонтова
- Какие астрономические события были описаны в его произведениях
- Как небо и звезды отражаются в жизни Лермонтова
- Какие сюжеты и мотивы связаны с небом и звездами в его произведениях
- Как небо и звезды влияли на мировоззрение Лермонтова
- Какие астрономические темы были популярны в его время
- Как небо и звезды отражаются в его философских взглядах
- Какие астрономические события повлияли на его творчество
Небо и звезды в поэзии Лермонтова: символы и образы
Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания :
Автор — Михаил Юрьевич Лермонтов. Название стихотворения — «Звезда». Точная дата написания неизвестна, но стихотворение относится к периоду раннего творчества Лермонтова. Тема звезды часто встречается в его произведениях, она символизирует недостижимое и вечное, а также внутренние мечты и идеалы героя. Стихотворение посвящено размышлениям о недосягаемом идеале и глубоком душевном страдании.
2. Жанр :
Стихотворение принадлежит к жанру философской лирики. Это подтверждается тем, что в нем выражены размышления о жизни, чувствах и высоких идеалах. Лирический герой обращается к звезде как к символу мечты и надежды.
3. Тема стихотворения :
Основная тема стихотворения — стремление к идеалу и тоска по чему-то недосягаемому. Лирический герой обращается к далёкой звезде, видя в ней символ надежды и духовной силы. Однако его душа наполнена болью из-за недостижимости этого идеала. Стихотворение также посвящено теме воспоминаний о прошлом, о взгляде, который, как и звезда, был для героя источником вдохновения и мечтаний.
4. Настроение стихотворения :
В стихотворении царит мечтательное и меланхоличное настроение. Оно остаётся неизменным на протяжении всего произведения. Лирический герой испытывает светлую грусть, стремление к чему-то далекому и недостижимому. Стихотворение проникнуто чувством тоски и внутренней боли. Настроение выражается через образы звезды и слабого луча, который борется с темнотой, как и герой борется с внутренней болью.
5. Композиция (построение) :
Стихотворение можно разделить на две части:
В первой части (строки 1-6) лирический герой обращается к далёкой звезде, выражая своё восхищение ею и надеясь на её постоянное присутствие в его жизни. Звезда здесь символизирует нечто высокое и светлое, что поддерживает героя.
Во второй части (строки 7-12) герой вспоминает взгляд, исполненный огня, который уже недоступен ему. Этот взгляд, как и звезда, становится для героя объектом воспоминаний и мечтаний. Он знает, что не может снова увидеть этот взгляд, но продолжает к нему стремиться.
Композиция усиливает контраст между настоящим и прошлым, между мечтами и реальностью.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что представляет собой стихотворение "Небо и звезды" Михаила Лермонтова
Ответ: Стихотворение "Небо и звезды" Михаила Лермонтова является одним из его самых известных и глубоко символических произведений. Оно было написано в 1830-х годах и впервые опубликовано в 1840 году. В стихотворении поэт обращается к небу и звездам, восхваляя их красоту и величие. Он сравнивает их с человеческим существованием, подчеркивая то, что, несмотря на свою бессмертность, небо и звезды также подвержены изменениям и превратностям судьбы.
Вопрос 2: Какие темы и мотивы обыгрываются в стихотворении "Небо и звезды" Михаила Лермонтова
Ответ: В стихотворении "Небо и звезды" Михаила Лермонтова обыгрываются такие темы и мотивы, как красота и величие природы, бессмертие и изменение, судьба и случайность, одиночество и устремленность в будущее. Поэт сравнивает небо и звезды с человеческим существованием, подчеркивая их сходство и различия. Он также затрагивает тему любви и утешения, которые могут быть найдены в природе и красоте мира.
Какие символы и образы связаны с небом и звездами в поэзии Лермонтова
Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания :
Автор — Михаил Юрьевич Лермонтов. Название стихотворения — "Небо и звезды". Стихотворение написано в 1832 году. Оно принадлежит к раннему периоду творчества поэта, когда он часто обращался к философским и романтическим темам. В стихотворении Лермонтов размышляет о разнице между человеком и вечными природными объектами, такими как звезды. Точное адресат стихотворения не известен.
2. Жанр :
Стихотворение можно отнести к жанру философской лирики. Лирический герой размышляет о своем месте в мире, сопоставляя свое человеческое существование с вечностью и красотой звезд. Этот жанр подходит, так как стихотворение выражает глубокие размышления о жизни, зависти и стремлении к недостижимому.
3. Тема стихотворения :
Тема стихотворения — это философские размышления о человеческом существовании и несовершенстве по сравнению с гармонией природы, представленной в образах неба и звезд. Лирический герой испытывает чувство зависти к звездам, которые символизируют вечное спокойствие и гармонию. Герой осознает, что он — человек, и не может достичь этой гармонии.
Стихотворение посвящено разнице между людьми и вечными небесными телами.
4. Настроение стихотворения :
В стихотворении царит меланхоличное, задумчивое настроение. Оно не меняется на протяжении стихотворения, оставаясь глубоким и спокойным. Лирический герой выражает тоску и неудовлетворенность своей человеческой природой, в отличие от ясных звезд, которые символизируют недосягаемое счастье и вечность. Настроение выражено через такие средства, как противопоставление звезд и человека, риторические вопросы и восклицания. Например, строки "Чем ты несчастлив?" и "Звезды и небо! — а я человек!.." подчеркивают это чувство отдаленности и невозможности достичь звёздной гармонии.
5. Композиция :
Стихотворение состоит из двух основных частей.
В первой части (строки 1-5) описывается картина ясного неба и далеких звезд, которые ассоциируются со счастьем и чистотой. Герой выражает своё желание быть похожим на звезды, ощущать их спокойствие.
Во второй части (строки 6-14) герой осознает своё несчастье как человека. Он противопоставляет себя звездам, акцентируя внимание на том, что люди питают зависть друг к другу, а он завидует звездам.
Композиция усиливает философскую тему: сначала спокойная картина природы, затем размышления о внутреннем конфликте героя.
Картины: в первой части мне представляется ясное, безоблачное небо с мерцающими звездами, которые символизируют спокойствие и вечность. Во второй части — лирический герой, который задумчиво смотрит на это небо, осознавая свою человеческую природу.
Автор использует метафоры и олицетворения: "ясны, как счастье ребенка", "звезды ясны, как счастье мое". Повтор слов "звезды и небо" подчеркивает их важность и отдаленность от человека. Риторический вопрос "Чем ты несчастлив?" акцентирует конфликт героя. Повторы и риторические вопросы усиливают драматизм и глубину размышлений.
6. Размер и рифма :
Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием (первый слог безударный, второй ударный). Это размер, придающий стихотворению плавное, меланхоличное звучание, соответствующее теме размышлений.
Как астрономия повлияла на творчество Лермонтова
Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова не просто сыграл большую роль, но и стал основополагающей темой, которая проходит через всю судьбу поэта. Интерес к влиянию Кавказа на творчество поэта вызван несколькими причинами. Лермонтов бывал на Кавказе неоднократно, начиная с детского возраста. На Кавказе поэт дважды был в ссылке, и здесь жеоборвалась его короткая жизнь.
Михаил Юрьевич Лермонтов впервые на Кавказе побывал будучи шестилетним ребенком. Бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила своего внука на воды для того, чтобы поправить его здоровье. Первая же поездка на Кавказ оставила неизгладимый отпечаток в сознании еще маленького Лермонтова.
Однако самое большое значение имело посещение им Кавказа в 1825 году. На тот момент поэту было 11 лет. Самым ярким воспоминанием об этомявляется первая любовь Лермонтова, которую мальчик держал в глубокой тайне.
Будучи уже взрослым, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, и всегда эти поездки совершались не по своей воле. Кавказ был местом первой ссылки Лермонтова, куда он был отправлен в 1837 году загибели А. С. Пушкина«Смерть поэта».
До этого момента поэтические способности Лермонтова были известны только в офицерских и светских кружках. Стихотворение «Смерть поэта» стало чрезвычайнои быстро распространялось в списках. Когда это произведение дошло до императора, Лермонтова арестовали. За ходом судебного разбирательства наблюдал сам император. Друзья Пушкина, особенно Жуковский, бывший близким семье императора, а также бабушка Лермонтова, которая имела связи в свете, сделали все, чтобы смягчить участь Лермонтова. Поэт был переведен в Нижегородский драгунский полк, который в то время действовал на Кавказе. Лермонтов отправился в ссылку, сопровождаемый повышенным вниманием со стороны общества, часть которого ему сочувствовала, а часть затаила вражду.
Первое пребывание на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Несмотря на кратковременное пребывание на Кавказе, поэт сильно изменился в нравственном отношении.
Первый период пребывания Лермонтова на Кавказе имел исключительную значимость для творчества Михаила Юрьевича. Во время своего пребывания в Пятигорске и Кисловодске Лермонтов заканчивает работу над романом «Герой нашего времени». в этом романе нашли отражение большая любовь поэта к Кавказу и личные наблюдения поэта.
Изначально произведение существовало лишь в виде нескольких отдельных глав, которые были опубликованы в качестве самостоятельных повестей в журнале «Отечественные записки». Однако в скором времени роман дополнился новыми главами и вышел полностью, получив завершенность.
Первое издание романа разошлось практически сразу. Сразу же на него появилась и критика. Практически все, за исключением Белинского, считали, что в образе главного героя произведения Лермонтов изобразил себя, и считали, что подобный герой не может претендовать на роль героя своего времени. поэтому во втором издании романа Лермонтов в «» провел черту между Печориным и собой, обозначив главную идею своего произведения.
По возвращении из ссылки, Лермонтов опубликовал множество новых произведений, и стал одним из популярнейших писателей. В петербургском обществе тоже совершенно иначе воспринимают Лермонтова, он пользуется популярностью среди любительниц героев и знаменитостей. Пребывание на Кавказе повлияло на написание произведений «Мцыри» и «Демон».
Какие астрономические события были описаны в его произведениях
Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин назвал поэта М.Ю. Лермонтова единственным «космическим» поэтом. Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно/ спит Земля в сиянье голубом…» Позже космонавты именно так и описывали Землю.
12 апреля 1961 года на орбите первым восклицанием Ю.А. Гагарина было: «Красота-то какая!», а уж потом произносит положенные по программе слова. И, возвратившись домой, первым делом рассказывает: «Земля радовала сочной палитрой красок. Она окружена ореолом нежно-голубоватого цвета. Затем эта полоса постепенно темнеет, становится бирюзовой, синей, фиолетовой и переходит в угольно-черный цвет. Этот переход очень красив и радует глаз…»
Читать далееКраски неба глазами Лермонтова очень схожи с описанием красок «небесной бездны» Гагарина. Голубой цвет подчеркивает как поэт, так и космонавт. Гагарин восхищается красотой неба, испытывая при этом некую радость, а в стихотворении Лермонтова присутствует грусть.
Небеса Лермонтова – космос, из которого он смотрит на землю. Он завидует звездам. В мире звезд и неба поэт чувствует гармонию, которой так не хватает человеку. Звездное небо – его дом. С вопросами он обращается к звездам, которые далеки и не могут дать ответа. Ответ он дает себе сам – он другой, не такой как все люди, его мечты и стремления идеальны, далеки от земной жизни. Лермонтов верит в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом.
Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» было написано за несколько дней до 15 июля , до дня дуэли и смерти Михаила Юрьевича.
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Мир и покой. В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь.
«Выхожу один я на дорогу…» принадлежит «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Как небо и звезды отражаются в жизни Лермонтова
Тот не писатель, кто не прибавил к
зрению человека хоть немного зоркости.
К.Г. Паустовский
Многие из нас любят смотреть на звездное небо. Но в произведениях русских писателей часто встречается описание неба в разное время суток и можно найти астрономические явления. Данная работа посвящена изучению астрономических явлений, описания которых можно встретить в произведениях Паустовского.
Почему именно Паустовский? Один из критиков, Александр Роскин писал: "Многие произведения Паустовского – произведения живописи. Их можно было бы вешать на стену, если бы только для подобных картин существовали рамы и гвозди". Паустовского о назвали "лучшим пейзажистом в современной литературе". А любой пейзажист точно передает тот пейзаж, который видит.
По произведения К.Г. Паустовского, который очень точно описывает пейзажи, можно изучать астрономию. Тринадцать последних лет своей жизни К.Паустовский прожил в Тарусе, где были написаны многие его произведения. 13 апреля 1955 года о приобретении впервые упоминает сам Паустовский: "Татьяна Алексеевна со свойственной ей решительностью купила крошечный домик: в живописном городишке Тарусе". Через полтора месяца после покупки дома – первые впечатления: "В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные… места здесь чудесные… В Москву не тянет А поскольку он описывал природу и небо над Тарусой и над европейской частью России, это может быть полезно для калужан, интересующихся не только историей, но и природными явлениями, характерными для нашего края, а так же для проведения викторин, праздников, конкурсов.
Я выдвинул гипотезу – можно предположить, что в произведениях К.Г. Паустовского, которого критики называют художником, содержатся описания реальных астрономических явлений.
Я использовал следующие методы исследования:
- Изучение литературы;
- Получение информации в сети Интернет;
- Непосредственное сопоставление явления по описанию и его объяснение.
- Работа с иллюстративным материалом.
Целью данной работы является изучение астрономических явлений, описываемых К.Паустовским в его произведениях.
Задачи:
- выявить в произведениях К. Паустовского описания астрономических объектов и явлений,
- определить степень реальности
- Найти объяснения описываемым явлениям,
- подобрать иллюстративный материал к ним.
Объектом исследования являются астрономические явления.
Предметом исследования является описания явлений в творчестве К.Паустовского.
Какие сюжеты и мотивы связаны с небом и звездами в его произведениях
Эпиграф:
"И в небесах я вижу Бога"
(М.Ю. Лермонтов)
Михаил Лермонтов является одним из тех немногих поэтов, которые не разучились видеть в небесах Бога и Его ангелов. Для него звёзды по прежнему умеют беседовать между собой, а пролетающая мимо комета приветливо улыбается херувиму.
Так видеть небо могут только дети, святые и ангелы. Небо Лермонтова чисто как детская молитва, а "далёкие звёзды" в нём "ясны, как счастье ребёнка". Этим небесным счастьем он щедро делится с нами как Маленький принц.
В небе как и на земле для него всё живое: "и тучи, и месяц и звёзды". И всё находится в таинственном общении друг с другом: земное с небесным, небесное с земным:
- тучка золотая ночует на груди утёса-великана;
- "по небу полуночи" пролетает ангел, несуший в своих объятиях молодую душу "для мира печали и слез", то есть для рождения на земле;
- три пальмы ропщут на Бога;
- "Летают сны-мучители // Над грешными людьми,
- И ангелы-хранители // Беседуют с детьми."
Наконец, когда подходит срок, Божий ангел забирает драгоценную душу в обитель света. Об этом поэт просит в своей «Молитве» Божию Матерь:
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
И никакие силы зла не могут помешать свершиться милосердной воле Божией. Вот что отвечает ангел, несущий душу Тамары, демону, преградившему ему дорогу:
Но час суда теперь настал —
И благо божие решенье!
Дни испытания прошли;
С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.
Узнай! давно ее мы ждали!
Ее душа была из тех,
Которых жизнь — одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех:
Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны их,
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них!
Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои…
Она страдала и любила —
И рай открылся для любви!»
Возможно, считая себя недостойным рая, Лермонтов видит своё истинное счастье среди небесных звёзд:
Люди друг к другу
Зависть питают:
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы желал.*
Его манят "Кочующие караваны // В пространстве брошенных светил."
Лермонтов предвосхищает Ханса Кристиана Андерсена, Оскара Уайльда и Антуана де Cент-Экзюпери в своём по-детски чистом восприятии духовного мира в небесах. В этом светлом восприятии неба он преодолевает своего демона. Это преодоление привносит особый драматизм в лермонтовскую мистерию горнего и дольнего миров.
Михаилу Врубелю удалось точно передать этот драматизм в своих картинах и иллюстрациях к поэме "Демон", но он не показал п р е о д о л е н и я. А оно было. То же самое касается и статьи Владимира Сергеевича Соловьёва о Лермонтове («Лермонтов»).
-----------------------
* Почему Лермонтову небо так безмерно дорого и близко? Потому что там нет притворства и лжи.
Как небо и звезды влияли на мировоззрение Лермонтова
Древнегреческий ученый Клавдий Птолемей внес значительный вклад в развитие астрономии. Известность и славу ему принесли научные труды. Теорию Клавдия Птолемея о строении мира, изложенную в трактате «Большое сочинение», ученые средних веков признавали за истину. В одной из своих работ под названием «Альмагест» Птолемей дал обоснование геоцентрической модели мира. Земля, по мнению астронома, - центр Вселенной, а небесные светила (звезды, Луна, Солнце) движутся вокруг нее. Они равномерно перемещаются, делая движения по эпициклам. То есть планета описывает круг вокруг точки, которая движется. А если точка движется по кругу около Земли – это деферент.
Метод, разработанный ученым, давал возможность рассчитать, где находится любая планета в определенный момент времени. Расстояние от Земли до Солнца и Луны он рассчитал с неимоверной точностью и создал каталог звездного неба, на котором расположены 48 созвездий.
Клавдий - автор книги «Фазы неподвижных звезд». В ней ученый подал описание способов, как составить прогноз погоды и указал, как располагаются небесные тела.
Вселенная привлекала Клавдия Птолемея на протяжении всей его жизни, он очень любил наблюдать за звездами, для этого изобрел «астролябон», в котором скомбинировал армиллярные сферы. А придуманный ним «трикветрум» стал прототипом стенного круга.
Он автор книги «Подручные таблицы», которая напоминает астрономический справочник. В ней есть астрономические таблицы, позволяющие точно рассчитать положение планет и любое астрономическое явление в конкретное время.Но не только астрономия была объектом изучения Клавдия Птолемея, определенных успехов он достиг и в математической картографии и географии.
Какие астрономические темы были популярны в его время
Цель: расширить представление учащихся о жизни писателя, с общественно-политической картиной своего времени. Усилить текстуальное изучение художественного произведения. Показать связь творчества писателя с творчеством других писателей, а также с современной литературой. Организовать беседу о связи мира литературы с реальным миром. Вызвать интерес к личности писателя.
Рассказ учителя о жизни и судьбе М.Ю. Лермонтова, который сопровождается зрительной наглядностью и записью основных положений лекции учащимися в тетрадях.
Отмечаются мотивы грусти, одиночества. Его главный герой – глубоко несчастливый человек. В одном из стихотворений «Выхожу один я на дорогу» эти мотивы особенно ярко выражены. Цитируются отрывки, голосом выделяются риторические вопросы. Учащиеся пытаются объяснить истоки этих мотивов.
С целью активизации навыков диалогической речи организуется работа в парах.
Подводя итог первой части урока, учитель зачитывает слова А. Луначарского: «Лермонтов является последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений».
Работа над стихотворением «Небо и звёзды» по плану, который оформляется на доске:
Почему поэт писал: »Что же мне так больно и так трудно?»
Научимся: а) понимать стихотворение
б) находить в нем образные средства
в) выразительно его читать
3) Какие мотивы лирики М. Лермонтова отразились в поэзии 20 века?
Словарная работа , в которой особое внимание уделяется кратким прилагательным.
Индивидуальное опережающее домашнее задание – работа с однокоренными словами из текста стихотворения.
-Процитируйте строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова , в которых отражена тема «звёзд»: «…светись, светись, далекая звезда» («Звезда»). «И месяц, и звёзды…»(Ангел»). «Мой дом везде, где есть небесный свод…»(«Мой дом»). «Мрачен свод небес»(«Ночь»). «Звезда вечерняя льёт свой тихий свет»(«Сосед»).
Знакомство с текстом стихотворения с помощью фонозаписи.
- Каково настроение стихотворения? (Грусти, одиночестве, мечтательности)
Работа над выразительным чтением стихотворения
Беседа по вопросам , сопровождая в скобках полученные на них ответы.
Каким настроением проникнуто стихотворение? ( мечтательным, грустным, это настроение мечтательного человека).
Сколько смысловых частей можно выделить в нем? (три части:1-5 строчки,6-10 строчки, 11-15 строчки)
Какой образ.на ваш взгляд, самый яркий? (небо, звезды)
О чем мечтает лирический герой? (занять место среди звезд, подняться высоко).
Можно ли назвать героя романтиком? Почему? (да, можно; его мечта нереальна, высока, романтична)
Есть ли здесь, на ваш взгляд, противопоставление образов? (да есть;человек >небо и звёзды; человек>добрые люди).
Составление схемы, отражающей строй стихотворения:
Звезды, небо
Я (лирический герой) > добрые люди >
Обращается внимание на направление стрелок, указывающих на стремление лирического героя «к звездам» и на его противопоставление «добрым людям».
- С чем ассоциируется у вас образ звёзд? (счастье, любовь, гармония, искусство, мечта). Эти слова можно занести на схему, отражая разнообразие точек зрения учеников, они работают на создание образа.
В третьей части урока обращаемся к словам В.Г. Белинского: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем «я», говорит об общем – о человеческом»
- Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в стихотворении «Небо и звёзды»?
Предлагаю послушать стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»
-Что общего между этими двумя стихотворениями? ( мечта Лермонтова о красоте, гармонии сохранилась и у Маяковского, одного из ярких поэтов 20 века).
Затем учащимся раздаются листки со стихотворением Я. Смелякова «Если я заболею» и после прочтения учителем первых 16 строк, проводится беседа, нацеленная на выявление сходства со стихотворением «Небо и звёзды»:
-Что, по мнению автора, спасает человека?
-О чем просит лирический герой?
-Найдите художественные средства (метафору).
-Какой образ Смелякова напоминает стихотворение Лермонтова?
Заключение. Отклики читателей на стихотворение Я. Смелякова.
Домашнее задание . 1. Научиться выразительно читать стихотворение «Небо и звезды». 2. Рассказать, в каких произведениях поэтов 20 века звучит тема звёзд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа«План урока по теме:«Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды".»
Урок литературы в 9 классе
Тема: «Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Небо и звёзды»
Цель: расширить представление учащихся о жизни писателя, с общественно-политической картиной своего времени. Усилить текстуальное изучение художественного произведения. Показать связь творчества писателя с творчеством других писателей, а также с современной литературой. Организовать беседу о связи мира литературы с реальным миром. Вызвать интерес к личности писателя.
Рассказ учителя о жизни и судьбе М.Ю. Лермонтова, который сопровождается зрительной наглядностью и записью основных положений лекции учащимися в тетрадях.
Отмечаются мотивы грусти, одиночества. Его главный герой – глубоко несчастливый человек. В одном из стихотворений «Выхожу один я на дорогу» эти мотивы особенно ярко выражены. Цитируются отрывки, голосом выделяются риторические вопросы. Учащиеся пытаются объяснить истоки этих мотивов.
С целью активизации навыков диалогической речи организуется работа в парах.
Подводя итог первой части урока, учитель зачитывает слова А. Луначарского: «Лермонтов является последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений».
Работа над стихотворением «Небо и звёзды» по плану, который оформляется на доске:
Почему поэт писал: »Что же мне так больно и так трудно?»
Научимся: а) понимать стихотворение
б) находить в нем образные средства
в) выразительно его читать
3) Какие мотивы лирики М. Лермонтова отразились в поэзии 20 века?
Словарная работа , в которой особое внимание уделяется кратким прилагательным.
Индивидуальное опережающее домашнее задание – работа с однокоренными словами из текста стихотворения.
-Процитируйте строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова , в которых отражена тема «звёзд»: «…светись, светись, далекая звезда» («Звезда»). «И месяц, и звёзды…»(Ангел»). «Мой дом везде, где есть небесный свод…»(«Мой дом»). «Мрачен свод небес»(«Ночь»). «Звезда вечерняя льёт свой тихий свет»(«Сосед»).
Знакомство с текстом стихотворения с помощью фонозаписи.
- Каково настроение стихотворения? (Грусти, одиночестве, мечтательности)
Работа над выразительным чтением стихотворения
Беседа по вопросам , сопровождая в скобках полученные на них ответы.
Каким настроением проникнуто стихотворение? ( мечтательным, грустным, это настроение мечтательного человека).
Сколько смысловых частей можно выделить в нем? (три части:1-5 строчки,6-10 строчки, 11-15 строчки)
Какой образ .на ваш взгляд, самый яркий? (небо, звезды)
О чем мечтает лирический герой? (занять место среди звезд, подняться высоко).
Можно ли назвать героя романтиком? Почему? (да, можно; его мечта нереальна, высока, романтична)
Есть ли здесь , на ваш взгляд, противопоставление образов? (да есть; человек небо и звёзды; человек добрые люди).
Составление схемы, отражающей строй стихотворения:
Звезды, небо
Я (лирический герой) добрые люди
Земля
Обращается внимание на направление стрелок, указывающих на стремление лирического героя «к звездам» и на его противопоставление «добрым людям».
- С чем ассоциируется у вас образ звёзд? (счастье, любовь, гармония, искусство, мечта). Эти слова можно занести на схему, отражая разнообразие точек зрения учеников, они работают на создание образа.
В третьей части урока обращаемся к словам В.Г. Белинского: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем «я», говорит об общем – о человеческом»
- Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в стихотворении «Небо и звёзды»?
Предлагаю послушать стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»
-Что общего между этими двумя стихотворениями? ( мечта Лермонтова о красоте, гармонии сохранилась и у Маяковского, одного из ярких поэтов 20 века).
Затем учащимся раздаются листки со стихотворением Я. Смелякова «Если я заболею» и после прочтения учителем первых 16 строк, проводится беседа, нацеленная на выявление сходства со стихотворением «Небо и звёзды»:
-Что , по мнению автора, спасает человека?
-О чем просит лирический герой?
-Найдите художественные средства (метафору).
-Какой образ Смелякова напоминает стихотворение Лермонтова?
Заключение. Отклики читателей на стихотворение Я. Смелякова.
Как небо и звезды отражаются в его философских взглядах
Рисовать космос стали ещё задолго до того, как появился праздник 12 апреля. Иллюстраторам, учёным, художникам было неважно, что они даже не видели, какой космос на самом деле. Они его представляли. Космос изображали ещё до полёта первого спутника, то есть рисовали по представлениям, догадкам и благодаря полёту собственной фантазии.
Мы решили разобраться, благодаря кому появилось космическое искусство. Делимся с вами своими наблюдениями. Читайте, смотрите картины и идите рисовать, пока можно сидеть дома .
Космос можно увидеть не только в кино или в фотографиях, но и в иллюстрациях и в живописи. Людям всегда было интересно представлять и изображать, как выглядит космическое пространство. Самое интересное — космос изображали ещё до полёта первого спутника, то есть рисовали по представлениям, догадкам и полёту собственной фантазии.
Различается два направления космического искусства: реалистичное представление, которое стремится включить как можно больше всей доступной информации о представленном объекте и импрессионистическое представление, для которого астрономические объекты являются источником вдохновения, но которое не стремится обеспечить точное представление деталей.
Направление космического искусства стало настолько популярным, что в1982 году даже образовалась Международная ассоциация астрономических художников (International Association of Astronomical Artists (IAAA)). Мы расскажем вам о тех, кто вдохновлялся космосом и рисовал его.
Книги Жюля Верна выходили в конце XIX века, и там уже были иллюстрации. «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» — две книги, в которых художники пытались изобразить подготовку к полёту на Луну. Иллюстрации к книге «С Земли на Луну» были созданы французскими иллюстраторами Эмилем-Антуаном Байярд и Алфонсо де Невил.
В конце XIX века трудился Константин Эдуардович Циолковский . Да, он не был художником, зато иллюстрировал свои описания принципов космических полётов. Сегодня многие идеи Константина Эдуардовича нашли своё воплощение в современных ракетах-носителях, орбитальных станциях, скафандрах, системах жизнеобеспечения и др. Благодаря его иллюстрациям конца XIX — начала XX века многие художники XX века рисовали свои картины.
Сложно найти человека, с которого зародилось течение космических художников. Но важную роль сыграл Чесли Боунстелл (1888-1986) — американский художник, дизайнер и иллюстратор. Его работы повлияли на научно-фантастическое изобразительное искусство и были источником вдохновения американской космической программы. Он сумел вообразить, как выглядят космические пейзажи до того, как телескопы NASA и глаза астронавтов увидели это в реальности.
Чесли Боунстелл многое увидел из того, о чём рисовал. Ему очень повезло, потому что многое действительно воплотилось в жизнь. А что-то, возможно, ещё воплотится.
В СССР работал Юрий Швец . Он больше трудился для кино, художником-постановщиком, и его труд виден в прекрасных фильмах Клушанцева, но и картины вполне могли вам попадаться. Швец рисовал в жанре реализма. Его картины фантастические, которые хоть и описывают придуманные миры и конструкции, но кажутся такими реальными и осязаемыми. С 1930-х годов Юрий Павлович стал трудиться на Мосфильме, а с 1934 года создавал вместе с Константином Циолковским декорации к фильму «Космический рейс» Павла Клушанцева, а также «Небо зовет», «Вселенная», «Луна», «Марс» и другие.
С каждой победой в космосе художник возвращался к пророческим словам Циолковского, дар научного предвидения которого словно осветил все последующее творчество Швеца. Именно с тех пор, на какой бы студии страны ни ставился фильм, связанный с космической темой — игровой или научно-популярный, — Швец устремлялся туда. Космос стал главной темой художника. Его творчество составило этап в советском «космическом» кино, следующим рубежом которого стали уже документальные съемки.
Затем пришла очередь художников, которые, кроме фантазий, видели космические полеты не в своих фантазиях, а наяву. Уже в середине XX века ведущим космическим художником в СССР становится Андрей Соколов . С 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли, полностью сосредоточился на теме космоса.
Рисунки темперой на картоне и полотна, написанные маслом на холсте, пропись деталей конструкции космических кораблей и пейзажей, явлений. Некоторые его полотна представляют собой как бы сериалы: этапы строительства космической станции, высадка на Луне, Марсе, Венере, спутниках планет. Начиная с 1965 года соавтором Соколова стал космонавт Алексей Леонов . Полную коллекцию работ художников можно посмотреть.
Это очень маленький список из тех, кто изображал космос. Были ещё Олег Высоцкий, Боб Эгглтон, Уолтер Майерс, Алексей Кашперский, Геннадий Голобоков, Пол Калли, Роберт Маккол, космонавты Алексей Леонов и Владимир Джанибеков, Сергей Крайнев, Анатолий Мущенко, Игорь Савин и многие другие. Если вам интересно космическое искусство, то советуем вам подписаться на. Там рассказывают в том числе про космических художников.
Какие астрономические события повлияли на его творчество
Многие отечественные и зарубежные писатели и поэты в своих художественных произведениях изображают небо и звезды. Чем же это обусловлено? Небо и звезды символизируют нечто таинственное, загадочное, далекое от человека. Наблюдение за ними заставляют человека задумываться над многими философскими вопросами, касающимися человеческого существования, помогают понять собственное «я», определиться со смыслом жизни, целями и желаниями. Авторы произведений через образы неба и звезд раскрывают внутренний мир своих персонажей, их размышления и душевные изменения.
Приведем в пример несколько художественных произведений, в которых авторы обращаются к образам неба и звезд.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» особую роль занимает образ неба Аустерлица. После того как изъявивший желание отправиться на войну Андрей Болконский получает ранение, первое, что он видит, – «неизмеримо высокое небо с тихо ползущими по нем серыми облаками», которое заставляет его задуматься над тем, «как тихо, спокойно и торжественно», совершенно не так, как было во время военных действий. Князь Андрей удивляется, почему раньше не видел этого «высокого» и «бесконечного» неба, герой искренне радуется тому, что «узнал его наконец». Автор показывает, что «тишина» и «успокоение», которые царствуют в небе, противопоставлены постоянному движению и жестокости на земле, где идет война. Небо Аустерлица помогает Андрею Болконскому понять о том, что эта жестокая война на самом деле никому не нужна. Герой разочаровывается в Наполеоне, которого раньше считал примером для подражания, перестает мечтать о славе и «своем Тулоне». Так, Л.Н. Толстой обращается в своем произведении к образу неба для того, чтобы показать внутреннее смятение Андрея Болконского, его конфликт с самим собой, изменение его мировоззрения.