Иван Великий и его влияние на русскую поэзию
- Иван Великий и его влияние на русскую поэзию
- Связанные вопросы и ответы
- Кто такой Иван Великий
- Какое влияние оказал Иван Великий на русскую поэзию
- Какие русские поэты писали во времена Ивана Великого
- Какие темы и мотивы преобладали в поэзии этого периода
- Какие стили и жанры использовались в русской поэзии с Ивана Великого
- Какие события повлияли на развитие русской поэзии с Ивана Великого
- Какие поэты с Ивана Великого получили наибольшую известность и почести
Иван Великий и его влияние на русскую поэзию
22 января исполняется 585 лет со дня рождения великого князя Ивана III – основоположника централизованного российского государства. Его правление стало важной вехой в истории России, определившей дальнейшее развитие страны.
Князь Иван III, также известный как Иван Великий, правил московским княжеством с 1462 по 1505 год и стал одной из ключевых фигур в истории России. Одной из главных заслуг Ивана III является объединение русских земель. Он значительно расширил территорию Московского княжества, присоединив такие важные регионы, как Новгород и Тверь. Это способствовало укреплению влияния государства и созданию предпосылок для будущего объединения всей Руси.
Иван III также известен своим успешным противостоянием Золотой Орде. В 1480 году он сумел отстоять независимость государства, что положило конец многовековому татарскому игу. Битва на Угре стала символом освобождения Руси и началом новой эпохи в её истории.
Кроме политической деятельности, Иван III проявил себя как реформатор. Он провёл административные реформы, укрепив центральную власть и создав более эффективную бюрократическую систему. Также при Иване III произошёл расцвет русской культуры и архитектуры, в том числе строительство соборов и крепостей. Вдобавок, князь был известен своей поддержкой искусства и литературы. При его дворе работали многие знаменитые художники и архитекторы, что привело к развитию уникального русского стиля.
К 585-летию со дня рождения Ивана III библиотека №1 им. Н. Островского подготовила для вас виртуальный экскурс в историю «Суровый прагматик Иван Великий».
Кликайте на картинку!
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Кто был русским поэтом при Иване IV Грозном
Ответ: Русским поэтом при Иване IV Грозном был Семен Переславский. Он был одним из самых известных поэтов своего времени и писал стихи на религиозные и светские темы. Его творчество было очень популярно среди народа, и многие его стихи были положены на музыку и исполнялись на народных праздниках.
Вопрос 2: Какие стихи написал Семен Переславский
Ответ: Семен Переславский написал множество стихов на различные темы. Одним из самых известных его произведений является "Сказание о царе Иване Васильевиче и о смерти его", которое повествует о жизни и смерти Ивана IV Грозного. Также он написал стихи на религиозные темы, такие как "Сказание о страшном суде" и "Сказание о сотворении мира". Кроме того, он писал стихи на светские темы, такие как "Сказание о царе Сауле и пророке Данииле" и "Сказание о царе Соломоне и царице Савской".
Вопрос 3: Как повлиял Семен Переславский на русскую литературу
Ответ: Семен Переславский оказал большое влияние на развитие русской литературы. Он был одним из первых русских поэтов, которые начали писать стихи на русском языке, а не на церковнославянском. Это способствовало развитию национальной литературы и формированию национального языка. Кроме того, он внес вклад в развитие жанра "сказки", который стал очень популярным в русской литературе.
Вопрос 4: Как был воспринят Семен Переславский современниками
Ответ: Семен Переславский был очень популярен среди современников. Его стихи были очень популярны среди народа, и многие его произведения были положены на музыку и исполнялись на народных праздниках. Он был известен как один из самых талантливых поэтов своего времени, и его творчество было высоко оцененно не только народом, но и знатью и духовенством.
Вопрос 5: Какие события описывает "Сказание о царе Иване Васильевиче и о смерти его"
Ответ: "Сказание о царе Иване Васильевиче и о смерти его" - это произведение, которое повествует о жизни и смерти Ивана IV Грозного. В нем описываются его военные походы, политика, отношения с церковью и народом. Также в нем рассказывается о его последних днях жизни и смерти. Это произведение является важным источником информации о жизни и деятельности Ивана IV Грозного.
Вопрос 6: Как повлиял Семен Переславский на развитие русского языка
Ответ: Семен Переславский внес большой вклад в развитие русского языка. Он был одним из первых русских поэтов, которые начали писать стихи на русском языке, а не на церковнославянском. Это способствовало развитию национального языка и формированию национальной литературы. Кроме того, он внес вклад в развитие жанра "сказки", который стал очень популярным в русской литературе.
Вопрос 7: Какие другие произведения написал Семен Переславский
Ответ: Семен Переславский написал множество произведений на различные темы. Одним из самых известных его произведений является "Сказание о царе Иване Васильевиче и о смерти его", которое повествует о жизни и смерти Ивана IV Грозного. Также он написал стихи на религиозные темы, такие как "Сказание о страшном суде" и "Сказание о сотворении мира". Кроме того, он писал стихи на светские темы, такие как "Сказание о царе Сауле и пророке Данииле" и "Сказание о царе Соломоне и царице Савской".
Кто такой Иван Великий
Во внешней политике безусловным и главным достижением Ивана Великого стало окончательное освобождение от татаро-монгольского ига. Конечно, в XV веке оно было уже более формальным и не играло такую же роль, как двести лет назад, но близость старого врага, набеги и опустошительные войны не давали Руси спокойно развиваться, нужно было решительно покончить с ордынцами.
В 1472 году Иван прекратил выплаты какой-либо дани, а ордынскихпослов выгнали из Москвы. Иван Великий смог сыграть на внешнеполитическом театре очень искусно. Ордынцы, заключившие союз с литовцами, вплоть до 1480 года «бодались» с Крымским ханством, с которым нашел взаимопонимание московский князь. Иван понимал, что вокруг Москвы всё еще слишком много врагов, а сил недостаточно, чтобы биться на всех фронтах. При этом он с помощью матери, Марии Ярославны, смог избежать и внутренних усобиц. Так или иначе только летом-осенью 1480 года, через сто лет после знаменитой Куликовской битвы хан Ахмат подошел к реке Угре, недалеко от русско-литовской границы, рассчитывая на помощь Литвы, он готовился к сражению. Эти события вошли в историю как знаменитое Стояние на реке Угре. Тщетно хан Ахмат ждал подмоги от литовцев, но он не мог знать, что по договоренности с Иваном III крымские войска в это время атаковали и опустошали юг Литвы, и королю Казимиру нечем было помочь. Ахмату пришлось уйти от Угры, признав свое бессилие, ивскоре он был убит сибирским ханом Ибаком.
Какое влияние оказал Иван Великий на русскую поэзию
В 1735 году вышла книга Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих званий», где про силлабическое стихосложение было сказано следующее: «…Таковые стихи толь недостаточны быть видятся, что приличнее их называть прозою, определенным числом идущею, а меры и падения, чем стих поется и разнится от прозы, то есть от того, что не стих, весьма не имеющею». Дальше Тредиаковский даёт определения стиху, полустишию Часть стихотворной строки, отделённая от другой цезурой (ритмической паузой). Пример из «Бориса Годунова» Александра Пушкина: «На старости / я сызнова живу, // Минувшее / проходит предо мною — // Давно ль оно / неслось, событий полно, // Волнуяся, / как море-окиян? // Теперь оно / безмолвно и спокойно». , стопе и отмечает, что в русском языке «долгота и краткость слогов… не такая разумеется, какова у греков и у латин в сложении стихов употребляется; но токмо тоническая, то есть в едином ударении голоса состоящая». Другими словами, он закладывает первоосновы русского стиховедения.
Реформа, предлагаемая Тредиаковским, состоит в следующем: сохранив в качестве основного размера излюбленный русскими силлабистами тринадцатисложник, потому что так уж повелось, разделить строку на семь стоп. Каждая стопа может представлять собой хорей (ударение на первом слоге), ямб (ударение на втором), спондей (два ударения), пиррихий (ни одного ударения). «Однако тот стих всеми числами совершен и лучше, которой состоит токмо из хореев или из большой части оных; а тот весьма худ, который весь иамбы составляют или большая часть оных. Состоящий из спондеев, пиррихиев или из большой части оных есть средней доброты стих». Почему хорей лучше ямба — Тредиаковский, видимо, и сам не знал. Тут была инерция польских стихов (связанная с особенностями языка, в котором ударение чаще всего падает на предпоследний слог каждого слова) — не перебитая ни французской, ни немецкой выучкой.
Учтиво называя Кантемира «без сомнения главнейшим и искуснейшим пиитой российским», Тредиаковский без стеснения переделывает его строку «Уме недозрелый, плод недолгой науки» — так: «Ум толь слабый, плод трудов краткия науки», и приводит эту строку как пример «правильного» стиха.
Но, разумеется, главные примеры — это собственные стихотворения, приложенные к трактату. Одно из них — «Эпистола от российской поэзии к Аполлину»:
Девяти парнасских сестр, купно Геликона,
О начальник Аполлин, и пермесска звона!
О родитель сладких слов, сердце веселящих,
Прост слог и не украшен всячески красящих!
(«Аполлин» — Аполлон; девять сестёр, разумеется, музы.)
Дальше Тредиаковский перечисляет прославленных поэтов всех стран и народов, завершая список малозначительными немецкими поэтами, чьи имена были ему известны, возможно, от академического немецкого «пииты» Юнкера… и самим Юнкером.
Какие русские поэты писали во времена Ивана Великого
Символизм – это неоднородное течение, которое в своих рядах объединило поэтов, придерживающихся разноречивых взглядов. Одни символисты, такие как Д. Мережковский, Н. Минский, свой творческий путь начинали в качестве представителей гражданской поэзии, а позже стали ориентироваться на идеи «религиозной общественности» и «богостроительства». Они резко отрицали окружающую реальность и говорили миру «нет», и противопоставляли реальности мир творчества и мечты, где личность обретает абсолютную свободу.
Реальную жизнь они изображают как злую, безобразную, скучную, бессмысленную. Символисты особое внимание проявляли к художественному новаторству: развитию рифмы,, преобразованию значений поэтического слова и т.д. «Старшие символисты» были импрессионистами, стремившимися передать тончайшие оттенки впечатлений, настроений. Как таковое слово для символистов не имело ценности. Оно было ценным как музыкальная нота, звук, звено в мелодическом построении произведения.
С началом нового революционного подъема (1901-1904 гг.) совпал новый период в истории символизма. Навеянные философией А. Шопенгауэра и реакцией 11880-1890-х годов пессимистические настроенияпредчувствию перемен. На литературной арене появляются «младшие символисты» - философ-идеалист и поэт Вл. Соловьев и его последователи. Они представляли, что старый мир находится на грани гибели, и в мир входит божественная Красота, призванная спасти мир, создать «царство божие на земле».
Особенно младших символистов привлекает любовь во всех ее проявлениях, начиная с земного сладострастия и заканчивая романтическими мечтами оДаме, Незнакомке, Вечной Женственности.
В творчестве поэтов-символистов эротизм неизбежно переплетается с мистическими переживаниями.
Еще один мотив поэзии «Серебряного века» - пейзаж, но пейзаж не как таковой, а как средство выявления настроения. Поэтому всимволистов так часто описывается томительно-грустная осень, а солнца или нет, или он с печальными блеклыми лучами.
Излюбленным мотивом символистов является город. Для них город – это живое существо, обладающее особым характером. Часто город является символом порока и бездушия (например, в стихотворениях Сологуба, Брюсова, Блока, Белого, С. Соловьева).
Какие темы и мотивы преобладали в поэзии этого периода
История русской книжной поэзии начинается с рубежа 17 века. Специальных стихотворных жанров в русской феодальной книжности не существовало, и вся ритмичность, напевность, рифмование шли от эпоса. Как считают историки, русских книжныхв качестве самостоятельногоне было вплоть до эпохи Московского государства. Это мнение поддерживает абсолютное большинство историков древнерусской культуры. Другими словами, литература Смутного времени является исключительно прозаической.
Но с другой стороны, былинный эпос является доказательством того, что у наших предков присутствовало поэтическое чувство, и поэтому часто предпринимаются попытки найти ритмическую и метрическую организацию в ряде текстов Древней Руси, начиная с киевской эпохи.
Если отложить в сторону опыты переложения древнерусских произведений в стихотворную форму, как, например, попытку представления «Слова о полку Игореве» в качестве былины, в которой окончание каждой строки является дактилическим, можно отметить общий момент. Ни в одном случае нельзя точно сказать, является это прозой или стихом, а также утверждать о случайном или неслучайном возникновении ритмического рисунка или рифмы.
Письменность в период возникновения и первоначального своего распространения служила культовым целям либо княжеским потребностям. Поэтическое же чувство народа удовлетворялось фольклором. На Руси существовали исполнители и творцы фольклорных произведений, сохранилось достаточно большое количество сведений о скоморохах. Такие сведения идут, начиная с 11 века.
Фольклорная поэзия Руси была представлена преимущественно тоническим (акцентным) стихом, который основан на одинаковом числе ударных слогов в строке стиха. Отличие фольклорного стиха от классического заметно невооруженным глазом.
Для поэзии Руси периода с 6 по 12 века характерны силлабические «вирши». Они строятся по принципу деления стиха на ритмические единицы, которые равны между собой по количеству слогов, а не по количеству ударений, как в тонической форме. Самыми известными именами этого периода русской поэзии являются Карион Истомин и Симеон Полоцкий.
Такой принцип стихосложения уже достаточно близок к классическому принципу сложения стиха, который привычен нам по произведениям поэтов 19 века. Однако в силлабических «виршах» расположение ударных и безударных слогов еще не было упорядочено.
18 век стал революционным для русской политики, экономики, искусства и культуры. Революция свершилась и в поэзии. Реформа Ломоносова и Тредиаковского стала определяющей для дальнейшего развития русской поэзии.
Замечание 1
В этот период силлабо-тонический принцип сложения стиха становится классическим для русской литературы.
18 век ознаменовался несколькими громкими дискуссиями о дальнейшем пути развития отечественной литературы в целом, и поэзии в частности. По сути, Тредиаковский открыл для поэтов хорей и ямб, а Ломоносов доказал возможность писать стихотворенияна русском языке, тем самым расширил возможности литературного творчества. Сумароков открыл путь для сниженного, более простого стиля, позволив себе нарушить классицизм Ломоносова. Классицистические стихи, написанные Державиным, стали воплощением поэзии 18 столетия.
Какие стили и жанры использовались в русской поэзии с Ивана Великого
В 19-м веке литература снова обновила свой формат и стиль, начали развиваться ранее малоизвестные направления. К творческим новшествам относятся:
- Переход от сентиментализма в романтизм, тесно связанный с политической тематикой. Затронуло данное направление в особенности поэзию. На свет появилось множество прекрасных стихотворений о любви.
- Поэты и писатели обрели титул пророков. Благодаря произведениям с философским подтекстом, наполненных рассуждениями создателя, творчество оказывало сильное влияние на самосознание и взгляд человека на окружающий мир. Одновременно на людей искусства возлегала огромная ответственность за принятую ими роль просветителей и учителей.
- Развитие прозы, как способа выражения мыслей. Прозаики вдохновились романами зарубежного гения В. Скотта и других английских шедевров и начали продвигать данное направление и в России. Идея оказалась успешной и заняла значимое место в литературе 19-го века.
- Развитие сатирических произведений. Таким способом изображались главные недостатки общественных устоев и делался акцент на людских пороках. Также началось использование абстрактной и необычной гротескной манеры в написании рассказов, выраженной в порой абсурдных ситуациях, сочетании несочетаемого, высмеивании в ужасной форме определенных вещей и явлений.
- Значимая роль реалистических произведений в период особого кризиса крепостничества. Именно в данный период времени часто освещались жуткие и жестокие события, которые существуют реально. Внимание общественности приковывалось к проблемам бедных слоев социума и беспределу власти, буржуазии.
- Декадентство. После завершения революции и изменений в политическом строе реализм отошел на второй план. Творчество взяло направление на мистицизм и религиозность, затрагивалось предполагаемое будущее и грядущие изменения. Со временем произведения получили символический характер.
Какие события повлияли на развитие русской поэзии с Ивана Великого
Временем её зарождения принято считать вторую половину. Является одной из важнейших составляющих. На основных этапах своего развития по масштабам постановки социально-нравственных проблем и новизне эстетических решений она создала идейно-художественные ценности на уровне. Многие произведения русской литературы ставят основные вопросы русской жизни в связи с общечеловеческим историческим опытом. Американская исследовательница Аниджита Банерджи рассматривала русское общество как литературоцентрическое.
Вклад в русскую словесность вносят писатели разных национальностей, в том числе двуязычные авторы, такие какпрозаик. Вместе с тем не относятся к русскоязычной литературе сочинения российских авторов, пишущих исключительно или преимущественно на иных, как, например, известныйпоэт.
Различные авторы предлагают разные варианты периодизации истории русской литературы., изданный в конце XIX века, выделил три периода в истории русской литературы: от первых памятников до монголо-татарского ига , от монголо-татарского ига до конца XVII века , и с XVIII века до времени издания словаря (то есть, до конца XIX века)., издавший в 1927 году в Лондоне двухтомный труд по истории русской литературы, выделил в ней следующие периоды: древнерусский (XI—XVII века) , переходный , период классицизма , золотой век поэзии , эпоха Гоголя , период реализма и современный ему период с 1881 года (после смерти). Изданная примерно в это же время в,разделила периоды русской литературы на следующие этапы: древнерусская литература , литература XVIII века , литература XIX века , литература XX века до Октябрьской революции и литература XX века после Октябрьской революции .
Современная электронная энциклопедия «» разделяет историю русской литературы на следующие периоды: древнерусская литература , литература XVIII века , литература XIX века , литература после 1917 года и новая русская литература
имеет иное деление: Древнерусская литература; Литература XVIII — начала XX веков; Литература советского периода и современная; Литература русского зарубежья; Общества, кружки, журналы
выделяет разделы: древнерусская литература; XVIII век; XIX век; конец XIX века — начало XX века; советская эпоха; русское зарубежье; литературы народов России в XX—XXI веках; постсоветский период .
,,,,,) высказывали предположение о существовании. Однако сами литературные памятники этой письменности не обнаружены, в связи с чем современная наука отказалась от этих гипотез.
Основная статья:
Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всего её развития (от летописания XI — начала XII веков до «» XVII века). В Средние века фольклор был распространён во всех слоях общества, от крестьян до княжеско-боярской аристократии. В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно. Они взаимно дополняли друг друга и иногда вступали в тесное соприкосновение. Однако в целом фольклор слабо отразился в письменности. В средневековой литературе, в сравнении с более архаичной синкретической поэтикой фольклора, возрастает роль авторства, но одновременно растут требования следования канону, образцам, определённым Божественным замыслом.
Древнейшими известными русскими памятниками письменности являютсяX века. Они свидетельствуют о знакомствесещё до. Однако их подлинники не сохранились. Известны тольков составе «».
Какие поэты с Ивана Великого получили наибольшую известность и почести
Сочинение
«Слово о полку Иго реве» дошло до нас в единственном списке XVI века. Судьба произведения трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел в числе других ценных рукописей собрания А. И. Мусина-Пушкина в большом московском пожаре. К счастью, в 1800 году Мусин-Пушкин успел издать его и, благодаря этому, мы имеем сейчас возможность познакомиться с живым свидетельством древней русской литературы.
Небольшим произведением, посвященным поражению русских в походе против половцев 1185 года, восхищались многие поэты и писатели, в том числе Пушкин, Жуковский, Гоголь, Блок, Бунин.
Читателей «Слова» покоряет сила любви к родине, к земле Русской. Этим чувством проникнуто все произведение, оно ощущается в каждой строке. Именно любовь к родине и русскому народу обусловили выбор художественных средств, близких к народному творчеству.
«Слово о полку Иго реве» очень близко к народной поэзии и это проявляется прежде всего в народности создаваемых в произведении образов. Для усиления передачи того или иного чувства автор «Слова» наделяет теми же чувствами окружающую природу, что так же является одной из примет народного творчества.
Образ дерева, приклоняющегося к земле от горя, травы, никнущей от жалости, битва, сравниваемая с пиром, жатвой — все это имеет основу народной поэзии.
Образы князей, нарисованные в «Слове», напоминают былинные персонажи. Народного богатыря напоминает Всеволод буй-тур, когда прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными. Как Илья Муромец, Всеволод буй-тур сражается с врагами, и куда поскачет — там лежат головы половецкие поганые.
Народная стихия находит выражение в излюбленных народной поэзией метафорах: «У Немиги кровавые берега не добром были засеяны — засеяны костьми русских сынов»; в фольклорных эпитетах: чисто поле, каленые стрелы, острые мечи, синее море, красные девы, черный ворон и другие.
Признаки народной поэзии в «Слове» мы встречаем уже сразу в начале повествования—герою является предзнаменование. Князь Игорь видит солнечное затмение, а оно — верный символ неудачи и даже беды. Однако князь презрел знак, предрекающий несчастье, и отправился в поход.
Князь Святослав также видит знамение — ему снится сон, предвещающий недоброе. Сон Святослава также наполнен народными поэтическими символами. Князь видит во сне черное покрывало на Своей кровати, «синее вино, с горем смешанное», сыплющийся из пустых колчанов крупный жемчуг. Все это — предвестники несчастья по народным поверьям.
Ожидающая возвращения из похода Ярославна, предчувствуя беду, обращается в своем плаче к природным стихиям. Безусловно, плач Ярославны близок к народному, так как и в народных плачах постоянны те же обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые есть и в плаче Ярославны.
«О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?..»
«Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
Сквозь землю Половецкую…»
«Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно…»
Ярославна призывает силы природы на помощь — ветер она просит не развеивать ее «веселье по ковылю», Днепр просит «прилееять… милого» к ней, солнце — не томить жаждою воинов.
В художественную ткань «Слова» помимо предзнаменований, плача, народных образов вплетаются и сказочные элементы. Сказочные мотивы имеет описание бегства Игоря из плена — нередко в сказках герой, спасаясь от преследователей, обращается в животных: «А Игорь-князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком».
В «Слове о полку Игореве» присутствуют такие чисто фольклорные элементы, как слава — похвала в честь князя:
Солнце светится на небе, -
А Игорь-князь в Русской земле;
Девицы поют на Дунае,—
Вьются голоса их через море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Села рады, грады веселы.
В «Слове» слились несколько традиций: письменная, литературная и устная народная. От того этот памятник так сложен, богат и многогранен. «Слово о полку Игореве» навсегда останется величайшим из памятников русской литературы.