Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Так устраивали ли спартанцы геноцид илотов на самом деле. Отношение к спартанцам

08.04.2023 в 14:28

Так устраивали ли спартанцы геноцид илотов на самом деле. Отношение к спартанцам

По крайней мере, с классического периода количество спартанцев было очень мало по сравнению с илотов. В знаменитом отрывке Фукидид подчеркивает, что «большинство спартанских институтов всегда создавалось с расчетом на защиту от илотов». Аристотель сравнивает их с «врагом, постоянно подстерегающим спартанцев». Следовательно, страх кажется важным фактором, регулирующим отношения между спартанцами и илотами. Согласно традиции, спартиаты всегда носили свои копья, расстегивали ремни своих щитков, только когда были дома, чтобы илоты не схватили их, и запирались в своих домах. Они также приняли активные меры, подвергнув их тому, что Феопомп описывает как «совершенно жестокие и горькие условия».

Согласно Мирону Приенскому, антиспартанскому историку середины III века. БК:

Они возлагают на илотов все постыдные дела, ведущие к позору. Ибо они постановили, что каждый из них должен носить шапку из собачьей шкуры (κυνῆ / kunễ) и закутываться в шкуры (διφθέρα / diphthéra) и получать установленное количество избиений каждый год независимо от каких-либо проступков, чтобы они никогда не забыли, что они были рабы. Более того, если кто-либо из них превышал силу, соответствующую положению раба, они считали наказанием смерть; и они назначили наказание тем, кто их контролировал, если они потерпят неудачу.

Плутарх также утверждает, что спартанцы обращались с илотами «жестоко и жестоко»: они заставляли их пить чистое вино (которое считалось опасным -обычно разбавляют водой) "… и вывести их в таком состоянии в их общественные залы, чтобы дети увидели, что за зрелище пьяный человек; они заставляли их танцевать низкие танцы и петь смешные песни… "во время syssitia (обязательных банкетов). Однако он отмечает, что такое грубое обращение было применено относительно поздно, после землетрясения 464 г. до н.э. .

Некоторые современные ученые выступают за переоценку древних свидетельств об илотов. Утверждалось, что кунэ на самом деле не была сделана из собачьей кожи и что дифтера (буквально «кожа») была общей одеждой бедных крестьян. Обязанность хозяев не допускать ожирения среди своих илотов на самом деле считается неправдоподобной: поскольку спартиаты жили отдельно, диетическое питание нельзя было строго контролировать; Поскольку ручной труд был важной функцией илотов (например, их использовали для ношения оружия и доспехов своего хозяина в кампании), было бы разумно держать их сытыми. Кроме того, рационы, упомянутые Фукидидом для илотов на Сфактерии, близки к нормальным. Свидетельства Майрона интерпретируются как экстраполяция действий, совершенных в отношении символических представителей. Короче говоря, Гроте пишет, что «различные анекдоты, рассказываемые о обращении в Спарте, свидетельствуют не столько о жестокости, сколько о демонстративном презрении». За ним недавно последовал Дж. Дукат (1974 и 1990), который описывает спартанское отношение к илотам как своего рода идеологическую войну, направленную на то, чтобы заставить илотов думать о себе как о подчиненных. Эта стратегия, кажется, была успешной, по крайней мере, для лаконских илотов: когда фиванцы приказали группе лаконских заключенных илотов читать стихи Алкмана и Терпандера (народные поэты Фив), они отказались на том основании, что это вызовет недовольство их хозяев.

Кто такие спартанцы. Вторжение дорийцев: рождение Спарты

Дорийский полис Спарта появился в период Тёмных веков Греции. В этот период греки-дорийцы переселялись на Пелопоннес и подчиняли себе прежнее ахейское население. По легенде, Пелопоннес был разделён между потомками Геракла, возглавившими вторжение. Кресфонт получил Мессению, Темен — Арголиду, а сыновья Аристодема — Лаконику.

В Архаическую эпоху Спарта вела трудные войны с другим дорийским полисом Аргосом. Победы Спарты при Фирее и Сепее подорвали силу Аргоса, и в Классическую эпоху этот полис не решался воевать против исконного врага в одиночку. Тем не менее Аргос сохранил свою независимость. По словам царя Клеомена I, победителя в битве при Сепее, чтобы у спартанской молодёжи было, на ком учиться воевать.

В 6-м веке до н. э. Спарта вела тяжёлые войны с соседней Аркадией. Лаконцам удалось победить, но полисы Аркадии не вошли в состав спартанского полиса, а стали его младшими союзниками. Так была заложена основа Пелопоннесского союза. В этот альянс, возглавляемый Спартой, вошли также Элида, Сикион, Коринф и другие полисы Пелопоннеса. Союзники выставляли отряды в объединённое войско, которое вели в поход цари Спарты.

Общество Спарты состоял из трёх социальных групп. Его вершиной были полноправные спартиаты или «равные», потомки завоевателей-дорийцев. Ниже их были периэки, лично свободные, но не имеющие политических прав жители Лаконики и Мессении. Периэки имели право заниматься ремеслом, а также должны были служить в спартанской армии наравне с гомеями. Илоты были рабами спартанской общины.

Создание своей политической системы спартанцы приписывали законодателю Ликургу. Но отделить правду от вымысла в его биографии не могли уже в Античности . Скорее всего, Ликургу приписали комплекс преобразований спартанского общества, который внедрялся на протяжении всей Архаической эпохи и к середине 6-го века до н. э. превратил её в военизированное государство.

Во главе Спарты стояли два царя из двух правящих одновременно царских династий. Им помогал в управлении совет аристократов, герусия. В него входили 30 членов, и за каждым царём было зарезервировано место. Народное собрание в Спарте имело минимум полномочий — оно только утверждало законопроекты герусии. В 6-м веке до н. э. к ним добавилась коллегия из 5 эфоров, которые контролировали деятельность царей.

Так устраивали ли спартанцы геноцид илотов на самом деле. Отношение к спартанцам

Илоты в древней Греции. Место илотов в Спарте

Земля, захваченная спартанцами, была разделена между их семьями. Каждая из них получила примерно одинаковые участки, которые именовались клеры (или клары по-дорийски). Однако семья не имела права их подарить или продать. Владение клером – это неотъемлемый признак гражданских прав у группы правящих спартанцев.

Илоты в спартанском государстве были, как говорилось ранее, рабами и поэтому они работали и жили на земле, принадлежащей спартанцам, которые в свою очередь занимались только военным делом.

Так устраивали ли спартанцы геноцид илотов на самом деле. Отношение к спартанцам 01

Илоты проживали в маленьких поселках, расположенных по всей стране. Занимались выращиванием хлеба и овощей, оливок, винограда, а также выращивали скот, привозили в Спарту все нужные продукты для спартанцев.

Илоты выплачивали владельцу участка, на котором они проживали натуральный оброк, который представлял собой определенное количество сельскохозяйственных продуктов. Этот самый оброк составлял по примерным подсчетам около половины всего собираемого урожая. Был принят закон, в котором говорилось, что владелец земельного участка не имел права брать свыше установленной нормы.

Илот – это «захваченный» в переводе с греческого языка. Этим людям не давали права беспрепятственно передвигаться по стране, которая ранее принадлежала их предкам. Однако они могли заводить семьи и получали оплату за свой труд. Каждый из илотов был собственностью не какого-то отдельного спартанца, а всего государства в целом. Владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права на продажу или лишение их жизни.

Спартанцы же обращались со своими рабами-илотами довольно жестоко и грубо, глумились над ними. Положение их было достаточно тяжелым. Поэтому илоты пытались поднимать восстания. Чтобы избежать этого, правительство Древней Спарты часто проводило краптии – это массовые убийства. Уничтожали тех илотов, которые были наиболее опасными или неблагонадежными. Это массовое истребление безоружного населения рассматривали тогда как тренировки перед войной для молодых спартанцев.

Чем спарта напоминала военный лагерь. История 5 класс учебник Вигасин Глав. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием страница 150

Тип: ГДЗ, Решебник.

Стандарт: ФГОС.

Издательство: Москва. Просвещение.

Авторы: Алексей Алексеевич Вигасин, Георгий Израилевич Годер, Ирина Сергеевна Свенцицкая

Ответы на задания на странице 150 (Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием). История 5 класс учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Задание 1.

Объясните значение выражения «лаконичная речь».

Ответ:

Лаконичная речь — это краткая и  чёткая речь, смысл которой предельно ясен.

Задание 2.

Проверьте себя.

Кого называли илотами? Каково было их положение?

Ответ:

Местных жителей спартанцы обратили в рабство, их стали называть илóтами. Илоты были абсолютно бесправны. Им запрещалось покидать свои деревни, иметь оружие, петь военные песни. Они должны были работать на полях — выращивать хлеб, овощи, виноград, скот. Большую часть урожая илоты отдавали Спарте. Сами спартанцы не работали. Поскольку илоты представляли собой большую часть населения, спартанцы держали их в постоянном страхе.

Чем Спарта напоминала военный лагерь? Какими мерами была ограничена свобода спартанцев?

Ответ:

Чем Спарта напоминала военный лагерь, так это постоянной готовностью к военным действиям, регулярными занятиями гимнастикой и отработкой навыков в борьбе с илотами.

Как управлялась Спарта? Что вам известно о Совете старейшин? о Народном собрании? о царях в Спарте?

Ответ:

За соблюдением всех установленных правил следил Совет старейшин, обладавший огромной властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет. Они участвовал в заседаниях пожизненно. Также в Спарте было Народное собрание, в котором участвовали мужчины-спартанцы. Народное собрание выбирало старейшин, объявляло войну и заключало мир, но выступать на собрании могли только старейшины. В Спарте существовали и цари. Это были предводители войска. Их всегда было двое.

Спартанские цари представляли два разных царских дома, но принадлежали к различным ветвям одного рода Гераклитов, ведущих свою родословную от Геракла. Оба царя обладали равными полномочиями, причём каждый из них имел право принимать решение без согласования со своим коллегой по царской должности, что делало невозможным концентрацию власти в одних руках. Оба царя входили в Совет старейшин и обычно выполняли его волю.

Задание 3.

Поработайте с картой (см. с. 115). Найдите и назовите две области, в которых было расположено Спартанское государство. В какой части Греции они находятся?

Ответ:

Спартанское государство было расположено в Мессении и Лаконии (Южная Греция). Эти области находятся на юге Греции.

Задание 4.

Подумайте. Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте ответ.

Ответ:

Не думаю, что кому-нибудь понравилось бы жить в спартанском «военном лагере». В Спарте никто не мог жить так как хочет. Заниматься торговлей и ремёслами спартанцам было запрещено. В Спарту не приезжали торговцы, там ничего не продавалось, красивых зданий не строилось, любоваться было нечем. За границу спартанцы ездили разве только что с военной экспедицией. А воспитание детей вообще походило на тюремную деспотию, в которой поощрялись ссоры и драки, а также воровство, если оно было успешным.

Что хотела сказать спартанка, провожавшая сына на войну? Подавая юноше щит, она лаконично произнесла: «С ним или на нём».

Ответ:

Подавая юноше щит, она лаконично произнесла: «С ним или на нём». Данные слова означают, что на войне её сына ждало лишь 2 пути: либо он будет жив (будет нести щит с собой, защищаться им), либо он погибнет (падёт на щит).

Кого называли илотами, каково было их положение. Особенности положения илотов

Положение спартанских илотов отличается от статуса как классического раба, так и средневекового зависимого крестьянина. Спартанские илоты – по-своему уникальная социальная группа.

  1. Илоты приписывались к определенному участку земли, контролируемому спартанским государством – они не были собственностью отдельных спартанцев. В принципе спартанец мог продать или поменять кого-то из своих илотов, но только в пределах спартанских владений. Он не мог дать им свободу.
  2. Спартанские законы устанавливали, какую именно часть своей продукции илоты обязаны отдавать на содержание господина. Традиция (а в Спарте традиции значили много) запрещала владельцу требовать с илота больше.
  3. Илоты имели пусть ограниченное, но право собственности – владели скотом, жилищами, орудиями труда. Они имели признаваемые законами семьи, вели собственное хозяйство и могли распоряжаться теми излишками производства, что оставались у них после уплаты положенного господину.
  4. Илоты служили в армии – сперва в качестве легковооруженных воинов (своеобразного личного отряда господина), а с конца V века до н.э. – и в тяжелой пехоте гоплитов. Во втором случае служба была добровольной, и илот мог в награду за нее получить свободу. Спартиаты были вынуждены поступать так из-за уменьшения собственной численности.
  5. Несмотря на все сказанное, илот не рассматривался как субъект права, и ответственность за его поведение ложилась на господина.

Кто такие илоты. Илоты

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства Спарты. Они были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя – спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая. Всё вроде было организовано правильно. Но была одна серьёзная проблема – количество илотов значительно превосходило количество спартиатов. И хотя спартиаты воспитывались как машины войны и мало кто в открытом бою мог одержать верх над их фалангой, но масса всегда задавит пусть и отлично подготовленную, но малочисленную группу воинов. О чём, в частности, свидетельствует история царя Леонида и его 300 спартанцев. Но персидские нашествия были всё-таки не такими уж и частыми, а огромные массы илотов жили постоянно под боком. Большой любви к спартиатам илоты испытывать не могли. Поэтому такая ситуация всегда была чревата восстанием илотов с неясными для спартиатов исходом. И спартиаты придумали оригинальный выход из этой ситуации. Этим выходом стали т.н. криптии – один из элементов террора, которым спартиаты удерживали илотов в повиновении. Вот как Плутарх описывает криптии: «Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов». Можно себе представить тот ужас, который испытывали илоты по отношению к спартиатам. Представьте только себе – идёт илот со своими дружками илотами после работы домой. Уже сгущаются сумерки. В руках по амфорке лёгкого винца, в руках семечки оливок. Горячо обсуждают результаты последнего матча в забеге перед храмом в Священной роще. Вдруг – из-за кустов выбегают несколько молодых спартиатов. Бац, бац. И друзья илоты с перерезанными глотками остаются на дороге. Утром их тела находят. Крик, шум, требование детального расследования и справедливого наказания. В общем, интересная ситуация. Правда, следует отметить один нюанс. Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры (высшие выборные должности в Спарте) ежегодно объявляли илотам войну. И не подкопаешься. Однако один физический террор не столь действенен, если не поддержать его террором моральным, направленным на унижение личности, низведение человека до уровня скота. В рамках этой стратегии спартиаты старались внушить илотам комплекс неполноценности, запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот – заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показывать своей молодёжи, как отвратительно выглядят пьяные илоты. Но самое интересное – несмотря на всё это, как оказывается, илотов призывали в знаменитое спартанское войско, чтобы они несли воинские тяготы по защите так сказать отечества. Например, в эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях (479 г. до н.э.) на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов. Т.е. илотов в спартанском войске было в 7 раз больше, чем самих спартиатов. Живо себе представляю, как какой-нибудь спартиатский политрук приходит вечером накануне битвы в расположение илотских подразделений и взывает к их патриотизму. И илотские воины, должно быть, браво отвечали, что нет большего счастья, чем умереть за великую Спарту. И на следующее утро умирали под колёсами персидских боевых колесниц. За гордое право быть государственным рабом великой Спарты отчего бы и не умереть, защищая такое отличное отечество и строй спартиатов.

Илоты и Периэки. Периэки

Особым классом-сословием с четко обозначенным положением в обществе - это периэки (дословно «живущие вокруг»), жители автономных общин торгово-ремесленного характера, расположенных на морском побережье и по западному склону Парнона, а также в области Скиритис - в северной части Лаконской долины. Земли периэков были ограничены от земель населенных илотами, располагаясь в пограничных районах Спартанского государства, они создавали естественную защиту на подступах к центральным районам, населенным илотами История Древней Греции. Под редакцией Кузищина В.И. - М:Академия, 2006, 144-147 с..

Они были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны, могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность.

Вероятно, первоначально периэки были равноправны со спартиатами и были не сразу включены в состав Спартанского государства, находясь на положении союзников спартанской военной общины, которая позднее подчинила их себе Древняя Греция / Под ред. Струве В.В. - Москва, Наука, 1964. - 503 с..

Периэки продолжали вести своё хозяйство, платили подати, должны были выставлять военные отряды тяжело вооруженных гоплитов. Кроме домашнего хозяйства периэки занимались ремеслами. До второй Мессенской войны среди них было много ювелиров и золотых дел мастеров.

Прибрежные местности Лаконии, заселенные главным образом периэками, были экономически более развиты, чем внутренние долины. Многие центры периэков позднее имели ярко выраженный ремесленный характер Берг А. Социальные движения в древней Спарте - Москва: Правда, 1936. - 108 с.. Состав периэков был смешанным: ахейским и дорийским. Позже в их число принимались племена, получившие право жительства в Спарте. Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались в состав периэков Колобова К.М. Древняя Спарта в X IV вв. до н.э.до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с..

Периэки составляли многочисленный контингент -- до трети всего населения Лакедемона. Наличие некоторых гражданских прав, местное самоуправление, возможность заниматься своим хозяйством обеспечивали известное спокойствие в отношениях между периэками как неравноправным сословием и гомеями как господствующим классом.

Каково было положение илотов. Страница 150

Параграф 31. Древняя Спарта

Вопросы и задания первой рубрики

Объясните значение выражения «лаконичная речь».

Лаконичной речью называют короткое, чёткое и ясное изложение своих мыслей, не называя ничего лишнего. Именно так общались древние спартанцы. Само название «лаконичный» происходит от названия местности Лакония, где и находился город Спарта.

Проверьте себя

1. Кого называли илотами? Каково было их положение?

Илотами называли рабов в Древней Спарте. Их положение было очень тяжелым. Помимо постоянных работ на полях, они подвергались различным унижениям со стороны спартанцев, а нередко их убивали, чтобы держать других илотов в страхе и покорности.

2. Чем Спарта напоминала военный лагерь? Какими мерами была ограничена свобода спартанцев?

Спарта напоминала военный лагерь тем, что на её территории было запрещено заниматься ремеслами и торговлей, а жизнь каждого спартанца была чётко регламентирована. Любое отступление от существующих правил и порядков жестоко наказывалось.

3. Как управлялась Спарта? Что вам известно о Совете старейшин? о Народном собрании? о царях в Спарте?

Верховной властью в Спарте обладал Совет старейшин. Он наблюдал за неукоснительным соблюдением существующих законов и решал важнейшие вопросы в управлении государством. В состав Народного собрания входили только мужчины-спартанцы. Они выбирали старейшин, а также официально объявляли войну и заключали мир. Однако, в отличие от Древних Афин, полномочия Народного собрания были ограничены. Выступать на нём со своими предложениями могли только старейшины. А остальные могли только поддерживать их или отвергать. Что касается царей, то их в Спарте было сразу два. Их власть передавалась по наследству, но также была сильно ограниченной Советом старейшин. Главной функцией спартанских царей было командование войском.

Поработайте с картой (см. с. 115). Найдите и назовите две области, в которых было расположено Спартанское государство. В какой части Греции они находятся?

Спартанское государство находилось на территории Лаконии и Мессении. Они находятся в южной части Греции, на полуострове Пелопоннес.

Стр. 150

Вопросы и задания второй рубрики

Подумайте.

1. Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте ответ.

Если бы я, человек, живущий в начале ХХІ века, оказался в Древней Спарте, то жизнь в ней мне точно не понравилась бы. Я привык к комфорту и свободной жизни, а в Спарте меня ждала жизнь полная лишений и всевозможных ограничений, которые, по большей части, кажутся странными и непонятными. К тому же в Спарте отсутствовало элементарное представление о ценности человеческой жизни, что для современного человека вообще является дикостью.

2. Что хотела сказать спартанка, провожавшая сына на войну? Подавая юноше щит, она лаконично произнесла: «С ним или на нём».

Спартанка, провожавшая сына на войну, хотела сказать, чтобы он возвращался или победителем, или убитым. Дело в том, что спартанцы всегда уносили тела убитых с поля боя на щите.