Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Криптии в спарте. Свобода и война

04.03.2020 в 07:03

Криптии в спарте. Свобода и война

Криптии в спарте. Свобода и война

Считается, что на заре античности спартанцы покорили несколько соседних племён и поработили их. Сложилась очень удобная система, при которой большая часть населения — потомки покорённых соседей — стали рабами-илотами, обрабатывающими хозяйские поместья. Иностранцы и неполноправные граждане занимались торговлей и ремёслами, их называли периэками. Полноценные граждане присматривали за порядком и делали всё, чтобы рабы не восстали. В соседних Афинах полноправным гражданином, который мог (и был обязан) принимать участие в управлении государством, был каждый восьмой: из их числа исключались женщины, рабы и иностранцы. В Спарте соотношение граждан к рабам и всякой швали было 1/50. Разумеется, свободные не занимались ничем, кроме военной подготовки, потому что как ещё можно контролировать ненавидящее тебя население, которого к тому же так много?

Античные писатели утверждали, что нигде свободный человек так не свободен, как в Спарте, и нигде так не бесправен раб. По их же свидетельствам, спартанцы каждый год формально объявляли войну собственным рабам, а в остальное время посылали молодых людей последних лет обучения воинскому искусству с кинжалами тайно убивать илотов — это называлось «криптии». Судя по новостям, в современной Греции эта спартанская традиция пользуется большим уважением в среде ультраправой молодёжи: тамошние скины и наци так убивают беженцев и пакистанцев.

Современные учёные могут только косвенно подтвердить эти факты. Были ли на самом деле криптии и объявляли ли на самом деле спартанцы войны илотам — не очень ясно. Однако известно, что воевать с другими древнегреческими государствами они старались пореже, только в составе больших союзов и, по возможности, чужими руками. Потому что, если основную часть армии отправить за пределы родного Лакедемона, илоты восстанут и перережут свободных спартанских женщин, оставшихся дома, и мальчиков, которых с семи лет учат быть мужчинами в специальных детских казармах. Надо сказать, впрочем, что во время персидских войск спартанцы собрали большое вспомогательное войско из илотов — вооружённых рабов.

Илоты

I.

• Ἒίλωτες, см. Helotes, Илоты .

II.

• Helōtes, Ἒλωτες, Είλωτες, Εἰλῶται.

При покорении коренных жителей Пелопоннеса победоносными дорическими пришельцами одна часть покоренных удержала личную свободу и право владения землею (хотя, вероятно, часть земли перешла во владение победителей); за это они должны были платить дань, не получая право гражданства в государстве, основанном победителями. Они назывались общим названием περίοικοι, живущие вокруг города победоносных пришельцев; в Спарте они удержали название страны Λακεδαιμόνιοι, между тем как дорические победители приняли имя Σπαρτιãται. От этих периэков следует различать тех из побежденных жителей, которые лишились не только политической свободы, но вместе с тем и владения землею, и личной свободы и имели только то преимущество перед настоящими купленными рабами (δοῦλοι), что господин не имел права ни убивать их, ни продавать за пределы государства. Для обозначения таких отношений, которые встречаются не в одних только дорических государствах, существуют разные названия. На острове Крите крепостные назывались кларотами или афамиотами (κλαρῶται, ἀφαμιῶται), В Сикионе — коринефорами (κορυνηφόροι), в Аргосе — гимнетами (γυμνήτες или γυμνήσιοι), в Фессалии пенесты находились в подобном положении. В Спарте они называются илотами (εί'λωτες или έλωτες); это название уже в древности производилось от имени города Гелоса ( см. Helos, Гелос ), жители которого будто бы были порабощены вследствие восстания; другие производят его от болотистых низменностей, 'έλη, но наиболее вероятности имеет предложенное Леннепом (Lennep) и защищенное О. Миллером производство от глагола 'έλω, αἰρέω, следовательно, εἰλωτες = οἰ ἐξ αἰχμαλώτων δοῦλοι, т. е. военнопленные. Илоты были государственные крепостные, отпускаемые отдельным семействам только на пользование; они жили в имениях спартиатов и обрабатывали там землю. Из дохода они отдавали часть, определенную законом, 82 медимны ячменя и известное количество оливкового масла и вина; остальное принадлежало им. Они далее должны были прислуживать своему господину и исполнять военную службу обыкновенно как легковооруженные, 7 человек на 1 спартиата (Нdt. 9, 10, 28), редко как гоплиты ( Thuc. 4, 80. 5, 34. 7, 19), наконец, как матросы во флоте. Хеn. Hell. 7, 1, 12. Их положение было, конечно, стесненное, вследствие строгого отделения их от спартиатов, но позднейшие писатели, без сомнения, сильно преувеличивали дело. Илоты занимали место между свободными людьми и рабами и могли доходить до некоторой зажиточности (Plut. Cleom. 23) да, в известных случаях, в особенности за храбрость на войне, получить свободу. Thuc. 7, 58. 4, 80. 5, 34. Отпущенные за оказанные заслуги на волю назывались νεοδαμῶδεις ( см. Неодамодии ); право гражданства давалось им весьма редко, как, напр., после потерь во 2-ю Мессенскую войну, так называемым епевнактам ( см. Έπεύνακτοι, Эпейнакты ). Μόθακες или Μόθωνες были дети илоток от отцов-спартиатов; они воспитывались вместе с молодыми спартиатами и пользовались с юных лет свободой, а вследствие известного рода усыновления, и правом гражданства; из таких мотаков были даже Гилипп, Калликратид и Лисандр. Натянутые отношения, при численном перевесе илотов (до битвы при Левктрах — около 224.000, по О. Миллеру, 56.000, способных носить оружие, при общем числе населения в 400.000 человек) требовали применения постоянной осторожности и предупредительности; этим объясняется уничтожение 2000 илотов ( Thuc. 4, 80) и также пресловутая Κρυπτεία ( см. Криптии ), которая, однако, по словам Платона (legg. 1, р. 633. 6, р. 763), оказывается не столь кровавым обычаем. Молодые спартиаты до поступления на действительную военную службу ради упражнения должны были при скудной пище обходить страну, проникая в самые скрытые захолустья, чтобы наблюдать за действием постоянно подозреваемых илотов и наказывать тотчас на месте всякую противозаконность. Впрочем, убиение илотов господином не было позволено, а продажа за границу безусловно воспрещалась; отпущение на волю также могло происходить только с согласия правительства.

Эфоры. Значение слова эфоры

эфоры

эфоры (от , «надзирающий») — в Древней Спарте, а позже и в Афинах — выборные должностные лица (эфорат из 5 эфоров), обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий. Согласно Геродоту, должности эфоров впервые ввёл Ликург.

Википедия
эфоры

( гр. ephoros, ед. ч.) в спарте (др. Греция) - пять ежегодно избиравшихся народным собранием лиц, обязанностью которых было руководство всей политической жизнью государства.

Новый словарь иностранных слов
эфоры

в спарте (др. греция) - пять ежегодно избиравшихся народным собранием лиц, обязанностью которых было руководство всей политической жизнью государства.

Словарь иностранных выражений
эфоры

(эфорат) (греч. ephoroi, букв. - наблюдатели), в Спарте коллегия высших должностных лиц, оплот олигархического режима.

Современный толковый словарь, БСЭ
эфоры

(греч. ephoroi, букв. - наблюдатели) - в Спарте - коллегия высших должностных лиц, которым фактически принадлежало руководство государством (номинально во главе Спарты стояли два царя, выполнявших функции военных вождей и верховных жрецов) . Своим возвышением Э. обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Э. было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Э. составляли единую коллегию, учреждение которой относится к середине Vffl в. до н.э., и выносили свои решения по большинству голосов. Э. созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания (апеллы) . В их руках почти целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной. Э. осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, за поведением граждан, за жизнью зависимого населения - периэков и илотов, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках Э. находилась гражданская юстиция. Одной из функций Э. был контроль за деятельностью царей с целью недопущения усиления их власти и установления монархии. Э. имели право привлекать царей к суду герусии. В своей деятельности Э. давали отчет только своим преемникам.

Словарь экономических терминов
эфоры

( гр. ephoroi, букв. - наблюдатели) - коллегия из пяти высших должностных лиц в спарте (древняя греция), которым фактически принадлежало руководство государством (номинально во главе спарты стояли два царя, выполнявших функции военных властей и верховных жрецов). ежегодно избирались на народном собрании из числа граждан.

Однотомный большой юридический словарь
эфоры

(греч. ephoroi, буквально - наблюдатели), коллегия высших должностных лиц в Спарте (Древняя Греция). Избирались ежегодно в количестве 5 человек собранием граждан. Учреждение коллегии Э. относится к середине 8 в. до н. э. Э. созывали герусию и апеллу , председательствовали в них, заведовали государственной казной, объявляли набор войска, назначали военачальников, руководили судопроизводством и др. Наблюдали за действиями царей и должностных лиц, за поведением граждан, за жизнью зависимого населения - периэков и илотов. Были оплотом существовавшего в Спарте олигархического режима.

Спарта и илоты. Илот - это раб Древней Спарты

Илот – это коренной житель Мессении и Лаконии. Каждый из них был покорен дорийцами и являлся рабом Спартанского государства.

Кто такие илоты

Криптии в спарте. Свобода и война 01

Греческие племена дорийцев, которые пришли с Балканского полуострова, сделали рабами проживавшее в этой области население греков, а земли, которые давали хороший урожай, забрали себе. Как ни странно, но завоевателей было меньше, чем коренного населения, которое было покорено. Они обосновались все вместе на реке Эврот, где и образовался город Спарта. Завоеватель начал именовать себя спартанцем, а илот – это местный житель, которого он захватил.

В Афинах после реформ Солона все рабы были чужеземцами, то есть не греческого происхождения. А илот – это тот же грек. И говорил он на одном языке со спартанцем. Поэтому такое положение вещей вызывало недовольство демоса по всей Греции, так как тогда считалось, что в качестве рабов могут быть только чужеземцы, но ни в коем случае не греки.

Криптии в спарте. Свобода и война 02

Место илотов в Спарте

Земля, захваченная спартанцами, была разделена между их семьями. Каждая из них получила примерно одинаковые участки, которые именовались клеры (или клары по-дорийски). Однако семья не имела права их подарить или продать. Владение клером – это неотъемлемый признак гражданских прав у группы правящих спартанцев.

Илоты в спартанском государстве были, как говорилось ранее, рабами и поэтому они работали и жили на земле, принадлежащей спартанцам, которые в свою очередь занимались только военным делом.

Криптии в спарте. Свобода и война 03

Илоты проживали в маленьких поселках, расположенных по всей стране. Занимались выращиванием хлеба и овощей, оливок, винограда, а также выращивали скот, привозили в Спарту все нужные продукты для спартанцев.

Илоты выплачивали владельцу участка, на котором они проживали натуральный оброк, который представлял собой определенное количество сельскохозяйственных продуктов. Этот самый оброк составлял по примерным подсчетам около половины всего собираемого урожая. Был принят закон, в котором говорилось, что владелец земельного участка не имел права брать свыше установленной нормы.

Илот – это «захваченный» в переводе с греческого языка. Этим людям не давали права беспрепятственно передвигаться по стране, которая ранее принадлежала их предкам. Однако они могли заводить семьи и получали оплату за свой труд. Каждый из илотов был собственностью не какого-то отдельного спартанца, а всего государства в целом. Владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права на продажу или лишение их жизни.

Спартанцы же обращались со своими рабами-илотами довольно жестоко и грубо, глумились над ними. Положение их было достаточно тяжелым. Поэтому илоты пытались поднимать восстания. Чтобы избежать этого, правительство Древней Спарты часто проводило краптии – это массовые убийства. Уничтожали тех илотов, которые были наиболее опасными или неблагонадежными. Это массовое истребление безоружного населения рассматривали тогда как тренировки перед войной для молодых спартанцев.

Заключение

Таким образом, илоты являлись низшим сословием в Древней Спарте. Они были сильно ограничены в своих правах, если сравнивать их со спартанцами. Они не могли владеть оружием и служить в армии. Главной задачей государства являлось держать в повиновении и страхе всех илотов. Однако в случае военных действий илоты были обязаны воевать на стороне Спарты.