История появления и развития спортивной гимнастики. История развития гимнастики в Европе
- История появления и развития спортивной гимнастики. История развития гимнастики в Европе
- Элементы спортивной гимнастики. Аномальные элементы в спортивной гимнастике
- Возникновение и развитие гимнастики кратко. Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики
- Спортивная гимнастика брусья. Бревно (гимнастика)
История появления и развития спортивной гимнастики. История развития гимнастики в Европе
Германия стала родиной возникновения современной спортивной гимнастики. Немецкий педагог Фридрих Людвиг Ян в конце 18 — начале 19 веков разработал систему физического национального развития и основал первое в Европе спортивное гимнастическое сообщество. В начале 1800-х он основал первую школу гимнастики, а также в соавторстве со своим учеником Эрнстом Айзеленом издал книгу. В этой книге он называет физические занятия неотъемлемой частью общеобразовательного процесса и становления личности и приводит примеры и правила выполнения многих гимнастических упражнений. Примерно в это же время начинают проводиться первые соревнования гимнастов.
По примеру Германии другие европейские страны стали разрабатывать национальные системы не только общеобразовательного, но и физического образования. Общий набор гимнастических упражнений включал прыжки и элементы с использованием снарядов. Вольные выступления в те времена не признавались гимнастикой. Они вошли в гимнастическую систему гораздо позже.
Первыми последователями Германии стали Швеция, Французская Республика и Чехия. Постепенно подтягивались и другие страны.
Именно в шведской современной гимнастике впервые было уделено внимание вольным упражнения и соревнованиям. История гимнастики 19 века была отмечена явным противоборством между немецкой и шведской школами. Немцы предпочитали силовые элементы на гимнастических снарядах, шведы продвигали вольные выступления. В это время постоянно менялись требования к набору гимнастических элементов и правила их выполнения.
В середине 19 века появляются первые спортивные залы в помещениях, начинают проводиться первые официальные состязания. Гимнастика становится общепризнанным видом спорта. Начиная с середины 19 века не только в Европе, но и в Америке отмечается невероятный «гимнастический» ажиотаж.
Следующие 100 лет можно назвать гимнастической эрой. Изначально программа состязаний, требования к оценке и месту проведения очень сильно отличались от современных. В основном состязания проходили под открытым небом, очень сильно разнились размеры и вид снарядов, сборным разрешалось привозить и выступать на собственном «оборудовании».
В период до II мировой войны самые успешные спортсмены представляли Германию, Швецию, США, Чехословакию. Эру спорта в целом и гимнастики в частности прервала война.
В 50-х годах 20 века яркими выступлениями на соревнованиях выделялись японские гимнасты и представители Советского Союза. Спортсмены этих стран стремительно ворвались в гимнастическую элиту и оставили в ней значимый след. Невероятная Полина Астахова на трех олимпийских играх подряд взяла 5 золотых медалей. После раскола СССР сильные школы сохранились в Украине, Беларуси и России.
Элементы спортивной гимнастики. Аномальные элементы в спортивной гимнастике
Всем известно, что в упражнении на перекладине большой оборот назад выполняется хватом сверху.
А большой оборот вперёд выполняется хватом снизу или обратным хватом:
Но если попытаться выполнить большой оборот вперёд хватом сверху, то каким бы сильным ваш хват не был, кисти всё равно оторвутся от грифа турника, и вы упадёте. Это всё так, если не предпринять никаких мер к предотвращению падения.
Аномальными в гимнастике называют элементы, при которых гимнаст проходит вертикальную стойку (верхняя точка траектории) в неестественном хвате. Т.е., например, выполняет большой оборот вперёд, но хватом сверху.
Это возможно только в том случае, если после прохождения стойки на руках на время ослабить хват (отпустить кисти от грифа на короткое время), а потом сразу перехватиться. Безусловно, такой способ выполнения большого оборота вперёд значительно более сложный.
И вот с 1993 по 1996гг в гимнастике был проведён следующий эксперимент. Аномальные элементы на перекладине были повышены в трудности. И гимнасты массово стали их выполнять. Причём не просто обороты, но и их усложнения. Этот экспериментальный период можно назвать «временем аномальной гимнастики на перекладине». Аномальные обороты пришли на замену оборотам на одной руке, столь популярным в 80-е годы.
Виталий Щербо , например, начинает свою программу с аномального оборота вперёд с последующим оборотом ноги врозь в стойку на руках. Т.е. по сути исполняется оборот Эндо, но аномальным способом.
Или Юрий Кеке исполняет на 0:38 секунде два подряд «аномальных Эндо» ноги вместе, второй с поворотом на 180.
С двух аномальных Эндо начинал и Иисус Карбалло .
Вот небольшая подборка аномальных оборотов на перекладине.
Аномальные элементы использовались и до 1993 года, но реже. Самый уникальный пример таких элементов показал Гильермо Пинте .
Эта комбинация просто фантастическая! Практически вся она исполняется хватом снизу. Если большие обороты вперёд хватом сверху мы видели, то обороты назад хватом снизу, а также Штальдер и сальто Гингера – совершенно невероятно смотрятся.
После 1996 года прибавки за аномальные элементы были убраны, т.к. их исполнение в программах было спорным. В настоящих правилах проведения соревнований сказано, что элементы, выполненные нестандартным хватом или в такой хват, приравниваются к классическому элементу.
Не только в упражнении на перекладине исполнялись аномальные элементы. К примеру в упражнении на брусьях у мужчин. В настоящих правилах остались только обороты вперёд в упоре. Эти элементы можно считать аномальными, т.к. придётся на время отпускать кисти, чтобы потом опять возобновить уверенный хват.
Самый сложный аномальный оборот был исполнен американским гимнастом Брианом Гинсбергом .
Гинсберг выполнил большой оборот вперёд из стойки в стойку на руках. В настоящее время элемент отсутствует в правилах по неизвестным причинам. А ведь элементы махом назад из виса – это целое огромное направление, которое можно развивать. Добавлять разные сальто и повороты.
Также хочется рассмотреть «околоаномальный» элемент на вольных упражнениях. В нём нет совсем уж неестественного способа выполнения, но элемент очень оригинален. Это выбив в стойку на руках из высокого горизонтального угла.
«Околоаномальные» элементы на брусьях демонстрировал и Иисус Карбалло. Он является автором двух таких элементов. Первый из них. Это вкручивание в плечах со стойки на руках в упор. Не все знают, но на брусьях помимо классического хвата есть ему обратный. Если кисти изначально «выкрутить» на 180 градусов, то появится возможность вкручиваться в плечах.
Второй элемент представляет собой из упора мах вперёд до предельного положения в плечах с последующим выходом в стойку перестановкой кистей. Как бы сальто назад в стойку, но не за счёт фазы полёта, а за счёт работы кистями и плечами.
Возникновение и развитие гимнастики кратко. Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики
Обычно соревнования по спортивной гимнастике проводятся на 7 снарядах:
Упражнения на брусьях . Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные и статичные элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, выполнять элементы над и под брусьями. Упражнения обязательно должны оканчиваться эффектным соскоком.
Женские упражнения на брусьях включают обороты вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками. Правильное название женских гимнастических брусьев — разновысокие.
Вольные упражнения в гимнастике представляют собой комбинацию из отдельных элементов, а также их связок. Это могут быть сальто, кувырки, шпагаты, стойки и другие элементы. Судьи оценивают сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистоту и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена. Время выступления ограничено: 1 минута 10 секунд у мужчин и полторы минуты у женщин.
Чем отличается спортивная гимнастика от акробатики?
Акробатика – это вид спорта, который включает в себя различные прыжки, перекаты, вращения тела с опорой и без. Спортивная гимнастика дополнительно включает в себя упражнения на гимнастических снарядах.
Упражнения на коне представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.
Упражнения на кольцах представляют собой комбинацию маховых и силовых элементов на специальном подвижном снаряде в виде двух деревянных колец на специальных тросах. Выполнение упражнений обязательно заканчивается соскоком.
Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры в виде прыжкового коня. В этом упражнении оценивается высота и дальность прыжка, его сложность, чистота исполнения и приземления.
Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов вокруг перекладины с поворотами и без, а также элементов с отпусканием рук. Спортсмен не имеет права касаться грифа телом. Выступление обязательно заканчивается соскоком.
Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных и статичных элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на специальном снаряде. Продолжительность выступления не должна превышать полторы минуты.
Как называются снаряды в спортивной гимнастике?
Разновысокие и параллельные брусья, перекладина, конь, гимнастический мостик, кольца, бревно, гимнастический ковер.
Спортивная гимнастика брусья. Бревно (гимнастика)
Бревно — один из снарядов в спортивной гимнастике .
Воздушный козел — горизонтальный брус длиной 5 метров и шириной 10 сантиметров, поставленный на высоте 125 сантиметров. Снаряд покрыт кожей или замшей.
Соревнования на бревне входят в программу женских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на бревне среди женщин, в которых разыгрывается комплект медалей; также соревнования на бревне входят в программу командного и абсолютного первенства среди женщин.
Выступление на бревне состоит из трёх этапов: подъём на снаряд, выступление и завершающий соскок. Итоговая оценка учитывает сложность и чистоту исполнения всех трёх этапов. Выступление длится обычно 1 или 1,5 минуты и включает в себя акробатические элементы, прыжки и повороты.
Надя Команечи . 1977Наскок — это начало комбинации. Наскоки могут быть как простыми прыжками (с поворотами и без), так и гимнастическими элементами (круги, перемахи, высокий углы, горизонтальный упоры с последующим выходом в стойку на руках и без), а также сложными акробатическими элементами (перевороты и сальто).
В данную структурную группу входят прыжки с поворотами и без. Прыжки могут выполняться в различном положении тела (в группировке, согнувшись и т. д.). Прыжки могут усложняться разведением ног в шпагат.
В данную группу входят различные гимнастические повороты на ноге, так и на животе или спине. Повороты выполняются в различных положениях тела (согнув свободную ногу, в вертикальном шпагате, сидя и т. д.).
Большинство статических элементов, причислено к структурной группе наскоков (статический элемент является составной частью наскока). А к данной группе отнесены горизонтальный упор на локте, вертикальный шпагат и «волна» из положения на пятках через полупальцы.
Наиболее сложные и зрелищные элементы. Сюда входят различные сальто и перевороты как в положении поперёк, так и продольно. Также в действующих Правилах проведения соревнований, к данной структурной группе отнесены гимнастические элементы типа кувырков через голову и грудь, перекидки и гимнастические перевороты. Конечным положением элементы может быть как упор на ногах (ноге), так и упоры спереди, сзади, а также ноги врозь верхом.
Концовка упражнения. Соскок может быть как сальто вперёд, так и назад. Сальто может быть усложнено как поворотом, так и выполнением контр-вращением. Сальто могут быть как одинарными, так и многократными.
- М.: Государственное издательство торговой литературы, 1956. — Т. I. — Стб. 546—547