Интересные факты о Бурятии
Интересные факты о Бурятии
Каждый из регионов России уникален и неповторим. В том числе и Бурятия.
На территории Бурятии находится центр буддизма в РФ и один из значительных центров этой религии во всём мире. Он занимает чуть больше гектара, на котором расположились несколько храмов, рынок по продаже сувениров, будки для сожжения благовоний, деревня монахов и некоторые другие постройки.
Весь этот комплекс носит название Иволгинский дацан.Бурятия расположена поблизости от озера Байкал. Основное её население принадлежит к монголоидному антропологическому типу. Европейцам затеряться в бурятской толпе попросту нереально, даже не стоит и пробовать.
Любой житель Бурятии твёрдо уверен, что именно к его региону следует относить Байкал… и при этом основная вина в загрязнении уникального озера лежит на соседней Иркутской области. Иркутяне, вполне закономерно, приписывают Байкал себе, а вред для него – Бурятии.
Бурятия может похвастаться самым длинным в России пятнадцатикилометровым железнодорожным тоннелем – Северомуйским. Через регион проходит участок БАМа. После посёлка Таксимо электрифицированная часть дороги заканчивается, и следующие три тысячи километров поезда следуют только с дизельными локомотивами (тепловозами).
Автомобильные дороги Бурятии также необычны. Нет, не то что они сильно лучше или хуже, чем в среднем по стране. Просто вдоль обочин то и дело попадаются культовые постройки – субурганы. Любой водитель-буддист считает своим долгом остановиться около них и оставить несколько монет либо капель водки. Первое, понятно, куда больше одобряется ламами, второе – повышает безопасность в пути реально.
Там, где сходятся границы России и Монголии, расположен крохотный городок Кяхта. Некогда приграничное положение принесло в него транзитную торговлю и связанное с нею богатство, тут жили десятки купцов-миллионеров. Сегодня в Кяхте не более двадцати тысяч жителей, а историческая застройка постепенно разрушается, простаивая без дела.
Курортный пляжный сезон на берегах Байкала начинается в последних числах июля и продолжается до середины сентября. Именно в этом промежутке глубочайшее озеро планеты «милостиво соизволяет» купаться в нём.
Бурятия – один из немногих регионов, где есть внутреннее воздушное сообщение. Несколько раз за каждую неделю дребезжащее наследие брежневского застоя – Ан-24 – поднимается (вернее, поднимаются) в воздух. Бортовое питание ограничено минеральной водой и тематическими леденцами «Полёт». Шестисоткилометровый рейс по цене равен перелёту до Москвы на современном фирменном аэробусе. Несмотря на данное обстоятельство, билеты на Ан-24 купить довольно сложно.
Республика Бурятия расположена в горной местности. Её рельеф представлен горными хребтами, чередующимися с протяжёнными котловинами. Гор по площади вчетверо больше, чем равнин. Минимальная высота над уровнем моря (Байкал) – 456 метров. На юге республики, на Селенгинском среднегорье, высота гор составляет от одного до полутора километров.
На водоразделах Баргузинского хребта сформирован такой же рельеф, как в Альпах. Северное Прибайкалье отличается тем, что в нём повсюду – вечная мерзлота. Она залегает иногда на глубине всего пятьдесят сантиметров и имеет толщину до половины километра или даже чуть больше.
По Бурятии течёт тридцать тысяч рек, суммарная протяжённость которых достигает ста пятидесяти тысяч километров. 52% региона относятся к бассейну Байкала. Кроме него, в республике есть 35 тысяч озёр, а среди её населения статистически заметны более ста национальностей.
Легенды Бурятии. ПРОГРАММА ТУРА:
1 день
Утро Прибытие в Улан-Удэ рейсомак Победа или S7. Встреча в а/п «Байкал» с табличкой «Легенды Бурятии». Трансфер в гостиницу. Расселение в номерах. Завтрак в ресторане гостиницы. Отдых.
13:00 Обзорная экскурсия по столице Республики Бурятия – городу Улан-Удэ с посещением основных достопримечательностей города, значимых исторических мест и памятников: Площади Советов, Нулевого километра, Дома купца Розенштейна, Театральной площади, Триумфальной Арки, Музея истории г. Улан-Удэ, прогулка по пешеходной улице «Арбат», Пл. Революции, Торговым рядам купца Курбатова (1820 г.), ул. Соборной (места основания г. Улан-Удэ), осмотр Свято — Одигитриевского собора. Посещение Дацана «РинпочеБагша» на Лысой горе, откуда открывается красивый панорамный вид на город.
16:00 Обед самостоятельно.
16:20 Дополнительная экскурсия в Этнографический музей народов Забайкалья — один из крупнейших музеев под открытым небом в России, открыт в 1973 г. На территории 37 га в семи этнографических комплексах собрано более 40 архитектурных памятников и 11 тыс. экспонатов. Экспозиция каждого из комплексов состоит из усадеб и хозяйственных построек с орудиями труда, домашней утварью, мебелью и пр. предметами, характерными для поселений периода с начала 19 по начало 20 века. Есть на территории музея и «живой уголок», где содержатся типичные представители животного мира Забайкалья: медведи, волки, олени, косули, сарлыки, верблюды.
18:30 Возвращение в гостиницу. Свободное время. Отдых. Ужин самостоятельно.
2 день
08:00 Завтрак в отеле.
10:00 Выезд в Ацагатскую долину (60 км) с посещением буддийского монастыря в с. Ацагат и этно-комплекса «Степной Кочевник». Посещение этно-комплекса «Степной Кочевник» включает экскурсию и участие в этно-культурной программе: встречу гостей традиционным обрядом «Угтамжа» с хадаком; посещение юрты Галактики с рассказом бурятских легенд о вселенной и звёздном небе, знакомство с традициями и бытом бурят в войлочной старинной юрте и в традиционном бурятском доме конца XIX и начала XX веков, фотографирование в бурятском национальном костюме, мастер-класс по бурятской игре «Шагай Наадан» (игра в кости), — обучение национальному бурятскому танцу «Ёхор». Обед на территории комплекса с бурятской национальной кухней.
17:00 Выезд в г. Улан-Удэ. Возвращение в гостиницу. Свободное время. Ужин самостоятельно.
3 день
08:00 Завтрак в ресторане гостиницы. Освобождение номеров. Пешеходная прогулка до Музея истории им. Хангалова.
10:00 Экскурсия по музею, посещение выставки «Три резиденции ПандитоХамбо Лам».
11:00 Переезд в Иволгинский дацан (36 км) – центр Буддизма в России, резиденция ПандитоХамбо-ламы. Экскурсия начинается с обхода священного круга «гороо» по территории дацана и вращения молитвенных барабанов «хурдэ». В рамках экскурсии предусмотрено
14:00 Обед в кафе с. Верхняя иволга самостоятельно.
15:00 переезд на Байкал, с. Гремячинск (140 км). Размещение в парк-отеле «Байкальская Ривьера» (с. Гремячинск). Ужин. Отдых.
4 день
09:00 Завтрак на базе отдыха.
10:00 Экскурсия в с. Турка. Остановка у природного памятника на Байкале — камень «Черепаха». Посещение туристко-рекреационной зоны в. Турка, по возможности — подъем на маяк.
13:00 Возвращение в парк-отель «Байкальская Ривьера». Обед в ресторане парк-отеля.
14:00 Выезд в г. Улан-Удэ (140 км.). Прибытие в Улан-Удэ, размещение в гостинице. Отдых. Ужин самостоятельно.
5 день
08:00 Завтрак в ресторане гостиницы. Отправление в с. Тарбагатай (55 км). По дороге остановка у священной горы «Омулёвка» (гора «Спящий Лев») — одно из святых мест буддистов и шаманистов Бурятии. Подъем на гору, фотосессия. С высоты холма открывается живописный панорамный вид на долину реки Селенга.
11:30 Прибытие в Старообрядческое подворье. Обед с традиционной кухней старообрядцев. Экскурсия по подворью: знакомство со старообрядческой (семейской) фольклорной культурой, с уникальным многоголосным пением старообрядцев Забайкалья, участие в обряде одевания невесты под мелодичные семейские песни, мастер-класс по приготовлению блюд в русской печи и прядению на самопрялке, посещение дома-усадьбы, знакомство с бытом, хозяйственным укладом старообрядцев, посещение музея Культуры и быта семейских, посещение Древлеправославного храма.
16:30 Выезд в г. Улан-Удэ. Прибытие в Улан-Удэ, размещение в гостинице. Свободное время. Ужин самостоятельно.
6 день
07:00 Завтрак в ресторане гостиницы.
07:30 Трансфер в аэропорт.
Бурятия. Рельеф
Республика Бурятия входит в горную зону, занимающую значительную часть юга Восточной Сибири . Рельеф характеризуется мощными горными хребтами и обширными, глубокими и иногда почти замкнутыми межгорными котловинами. Площадь гор более чем в 4 раза превышает площадь, занимаемую низменностями. Для Республики Бурятия характерна значительная приподнятость над уровнем моря. Самой низкой отметкой является уровень озера Байкал — 456 м в тихоокеанской отметке, а наиболее высокой покрытая ледниками вершина Мунку-Сардык в Восточных Саянах 3491 м над уровнем моря.
Южная часть республики, представленная Селенгинским среднегорьем, охватывает значительную часть бассейна реки Селенги — основной водной артерии Байкалa , включая все ее крупные притоки, и характеризуется преобладанием гор средней высоты 1000-1500 метров над уровнем моря.
К озеру Байкал прилегают высокие хребты Прибайкалья с разделяющими их широкими межгорными котловинами. В их пояс входит нагорье Восточного Саяна простирающегося с северо-запада на юго-восток на расстояние около 1000 км при ширине в пределах 200-300 км и возвышающееся в центральной части хребтов более чем на 2500-3000 м. Пояс гор Прибайкалья продолжают Хамар-Дабан , Улан-Бургасы , Баргузинский , Икатский и Байкальский хребты . Водоразделы Баргузинского хребта представляют собой классические альпийские формы рельефа.
Севернее Прибайкалье продолжают хребты Станового нагорья : Южно-Муйский , Северо-Муйский , Удокан, Каларский.
К северо-востоку Прибайкалья примыкает Витимское плоскогорье . Для всего Северного Прибайкалья характерно сплошное распространение вечной мерзлоты , залегающей порой на глубине 0,5 метра и мощностью до 500-600 метров.
Русские в Бурятии. В поисках лучшего. Почему жители Бурятии покидают малую родину?
Пока отток жителей Бурятии, по заверениям экспертов, ещё не сказывается на демографии. © /
Из республики за первое полугодие 2019-го уехало 6213 человек, а приехало – 7435. Такую статистику предоставил Бурятстат. Конечно, на первый взгляд, цифры могут показаться не такими страшными. Однако каждый год отток населения неуклонно растёт: в 2018-м за весь год из региона уехали 4577 жителей, что на 30% превысило показатели 2017-го.
Сёла пустеют
Если в городах работа хоть какая-то, но есть, то в деревнях дела с трудоустройством обстоят гораздо хуже. За полгода из сельских поселений в столицу Бурятии переехали 915 человек. Рост отмечен и в приграничных с Улан-Удэ районах: в Иволгинском – на 838 жителей, в Тарбагатайском – на 426, в Заиграевском – на 124 человека.
Однако картина в других районах Бурятии не такая позитивная, как в центре. Так, Кяхтинский район «потерял» 235 человек, Закаменский – 131, Джидинский – 118. Миграционный отток из районов республики, приравненных к Крайнему Северу, составил 236 человек.
Кроме миграции по республике жители не упускают возможность уехать в западную часть страны. В Москву и Московскую область уехало 146 человек; в регионы Южного федерального округа – 179, в том числе в Краснодарский край – 76; в регионы Северо-Западного федерального округа – 166, в том числе в Санкт-Петербург и Ленинградскую область – 132 человека.
Пока отток жителей Бурятии, по заверениям экспертов, ещё не сказывается на демографии. Тех, кто уехал, заменяют выходцы из Забайкалья – 417 человек, Якутии – 75, Хабаровского края – 34. Что касается международной миграции, то за счёт неё население республики выросло на 1167 человек: из зарубежных стран прибыло 1532 (при этом в обратном направлении уехали только 365 человек). В основном это жители Узбекистана – 314, Китая – 407, Киргизии – 173 человека.
За длинным рублём
Многие жители уезжают в другие регионы из-за желания больше заработать. Уже долгое время в регионе востребованы вахтовые подработки – люди едут в Якутию, на Дальний Восток, в Западную Сибирь и т.д. Кто-то уезжает на два-три месяца, а кто и на полгода.
Иван Тимирязев из Гусиноозерска уже год ездит на вахту в Иркутскую область. Раньше мужчина работал водителем микроавтобуса, в месяц получал около 30 тысяч рублей.
«С работой в регионе очень тяжело. У меня есть техническое образование, но при устройстве на какое-то предприятие мне никак это не помогало. Отказывали в основном из-за маленького стажа. Все мои знакомые в основном покинули республику от невозможности найти перспективную и хорошо оплачиваемую работу по специальности», – поделился Иван.
Мужчина – единственный добытчик в семье. Жена Ивана находится в декрете, до этого она работала диспетчером в такси. У пары двое детей, на которых и уходит основная часть заработка.
Как отметил Иван, работа на вахте реально спасает многие семьи от нищеты. Сам он устроился машинистом автокрана на геолого-разведочном участке в Усть-Куте. Работает по полтора месяца и получает около 120 тысяч рублей. В будущем планирует и вовсе переехать в Иркутскую область.
Так поступают многие вахтовики – покупают квартиры, перевозят семьи и остаются там, где есть работа, навсегда. Никто из них не хочет ездить каждые полгода из Бурятии на прииски и нефтяные месторождения.
Бурятский бурхан. Бурхан Баабай
Во времена, когда в Тункинской долине основной религией был шаманизм, это место носило имя Шаргай-Нойона – по преданию – героя богатыря, спустившегося с небес для борьбы с монгольскими захватчиками. Со временем он превратился в сознании народа в бога Хана Шаргай нойона, главу хаатов, восседающих на гребнях Саянских гор. Легенда рассказывает о том, что Шаргай-Нойон спустился с неба на соловом коне, в полном вооружении кочевого…
Читать всёВо времена, когда в Тункинской долине основной религией был шаманизм, это место носило имя Шаргай-Нойона – по преданию – героя богатыря, спустившегося с небес для борьбы с монгольскими захватчиками. Со временем он превратился в сознании народа в бога Хана Шаргай нойона, главу хаатов, восседающих на гребнях Саянских гор. Легенда рассказывает о том, что Шаргай-Нойон спустился с неба на соловом коне, в полном вооружении кочевого воина, его скакуны рыли склон горы, отчего появился белый песок, который обладает особой силой, как оберег для воинов и защитников родной земли. Бурятские воины всегда молились здесь и брали с собой священный песок, который должен был уберечь от гибели и неприятностей. В честь этого в 1867 г. был построен небольшой сруб для молитв. Эта традиция сохраняется до сих пор. В Великую Отечественную Войну, воины-хойтогольцы, уходя на фронт, также брали с собой мешочки со священным песком, и по их рассказам это часто спасало их. Бурхан-Баабай. Позже, в эпоху распространения в Тункинской долине буддизма, место стало называться Бурхан-Баабай. По рассказам местных жителей ламы уговорили шаманов сжечь свои одежды и атрибуты и перейти в буддийскую веру. В 1919 году на святилище ламами Кыренского дацана было возведено единственное в своем роде культовое сооружение – «Жалсан», являющееся символом буддизма. Это сооружение уникально по конструкции, второго такого сооружения в буддийских храмах России нет. Оно представляет собой высокий столб, на вершине которого укреплена бочка, наполненная буддийскими книгами, реликвиями, серебряными монетами и иными атрибутами. Этот дар поднят высоко для того, что бы Будда мог видеть его. Позже были построены два дацана. В настоящее время здесь одновременно находится шаманское святилище и буддийский дацан. Стоит бунхан (часовня) и жертвенник. Ведутся службы. Чаще исполнителями службы являются местные старожилы – знатоки древней (дошаманской) религии бурят, обрядов шаманизма и буддизма. Иногда эти обряды совершаются совместно с ламами. Интересной достопримечательностью священного места являются надписи на стене одного из зданий, где рядом находятся старинные бурятские стихотворные молитвы «Триады» и заповеди Иисуса Христа. Как и прежде местные жители верят в особую оберегающую силу этого места, приходят сюда для молитвы и приношений, прося у Шаргай-Нойона здоровья, достатка и детей. Здесь существует запрет на ругань, ссоры, крики. Запрещено сорить и сквернословить. По поверью бог-хозяин этих мест может лишить людей своих даров, и тогда высохнут источники, везение и удача покинут людей. Местные жители рассказывают об одном случае, когда из дацана была украдена священная книга. Семья человека, укравшего ее, погибла в автомобильной аварии, а книга вернулась назад. В 2003 году на месте, где ранее существовало «обо», сложенное из священных камней, принесенных с Шумака, была построена буддийская ступа «Намжал» – ступа долголетия. Это одна из восьми ступ, посвященных Будде, история создания которых насчитывает более 2500 лет. В переводе с тибетского языка название ступы означает «Победа над демоном смерти». Ступа имеет три уровня и является уникальной по архитектурному решению. Ее конструкция выражает все этапы на пути к просветлению. Ступа построена с целью помощи в укреплении здоровья и долголетию людей старшего возраста и устранению преград в жизни молодых. Считается, что участие в строительстве ступы, ритуальные обходы ее, поклоны, подношения, ремонт и другие действия полезны для исполнения повседневных желаний страждущих. При этом очень важна благая мотивация и соблюдение каноном моральной чистоты. Это помогает в следующей жизни рождению в форме человека и создает прекрасный фундамент для достижения состояния Будды. Ступа освящена представителем Далай-Ламы XIV досточтимым Еши - Лодой Ринпоче в 2003 году. Она построена на средства лам и буддистов мирян. Помощь в строительстве оказана буддийской общиной «Ламрим», Тункинской районной администрацией и Тункинским национальным парком, а также многими частными лицами. Бурхан-Баабай является одной из достопримечательностей Тункинской долины, его часто посещают туристы, и обязательно посещают местные жители, отправляющиеся в дальнее путешествие, чтобы укрепиться духовно и помолиться за удачу.
Туры по Тункинской долине 8(902)167-81-01, 8(3012)21-03-32.
Стереотипы о бурятах. «Бурятам очень тяжело шутить, потому, что про нас нет стереотипов»
Скриншот с YouTube / канал "Официальный канал КВН"
Выступление «Хара Морин» показали на Первом канале
Напомним, в этом году на фестивале «КиВин-2017» нашу республику представляли сразу две команды – знаменитая «Хара Морин» и женская сборная «Без разницы» из Бурятского госуниверситета. К сожалению, последним не удалось пройти первый тур. А вот «чёрных лошадок» жюри оценило, и они попали в Высшую лигу .
Директор республиканской лиги КВН Чингис Болотов назвал этот прорыв «драматичной историей со счастливым концом».
- Последний билет в уходящий поезд. На волоске. Как в кино. Если у команды должна произойти захватывающая и драматичная история с хеппи-эндом, то это про нас. Мы в Высшей Лиге! – поделился он радостной новостью в соцсетях.
Фестиваль в Сочи объединил 461 команду со всей России и ближнего зарубежья – Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Танджикистана, Грузии. Были даже коллективы из Великобритании. Отборочные туры – для участия в телеверсии – преодолели 28 команд, и лишь 22 из них – вместе с «Хара Морин» – прошли в Высшую лигу.
В минувшее воскресенье, 12 февраля, юмористов из Бурятии на «КиВин-2017» показали в эфире Первого канала.
- Город Улан-Удэ, команда «Хара Морин»! – объявил Александр Масляков выход «чёрных лошадок».
Своё выступление они начали со слов «А приехав на сочинский фестиваль, команда КВН «Хара Морин» взгрустнула что-то» и после этого исполнили песню о своём прошлогоднем поражении в 1/8 финала Высшей лиги .
- Друзья, на самом деле нам, бурятам, очень тяжело шутить, потому что про нас нету стереотипов, – признался участник «Хара Морин» Чимит Жамьянов.
- Ну давайте придумаем стереотипы про самих себя! – предложили другие игроки.
- А может быть, буряты самые быстрые? Я же самый быстрый человек в мире! – с энтузиазмом отметил Валерий Гуляев.
- Ему, по ходу, так жена говорит, – развеселились остальные.
- Что ржёте? Вы все попали, поняли? – возмутился Валера и воспроизвёл сцену из фильма «Люди Икс», отвесив «оплеухи» каждому участнику команды под композицию «Sweet dreams».
Когда «разборки» закончились, КВН-щики рассказали, что в Сочи они приехали с определённой целью – «войти в Высшую лигу». Они собрались около двери с табличкой «Высшая лига». Вдруг раздалось «Подождите!» и на сцене появились пожарные, военные, врачи и полицейские и дружно прошествовали мимо изумлённых юмористов.
- Кто все эти люди? – поинтересовался один из них.
- Да какая разница? Пойдём, пойдём!
Но тут из-за двери голос, похожий на голос Александра Маслякова, сообщил, что состав Высшей лиги «укомплектован».
- Сегодня играют сборная врачей России, РЖД и московского государственного цирка! – отметил «Масляков».
- Как? Вам же есть чем заниматься! – с отчаяньем воскликнул Чимит. – А что делать нам, обычным безработным КВН-щикам?
- Как что, заниматься обычным любимым делом! Мы же романтики!
- Я в вас верю! – отметил Александр Масляков-младший, тем самым дав бурятским юмористам «добро» на участие в Высшей лиге.
Его поддержал Семён Слепаков.
- Мне кажется, что уже и опыта достаточно, и команда хорошая. Я бы попробовал в Высшую лигу, – подчеркнул он.
А вот другой член жюри – Леонид Купридо – засомневался.
- Во-первых, спасибо за «вам есть чем заниматься». Шикарная шутка. КВН-овская. Но, как известно, былых заслуг не бывает в КВНе. Поэтому, если отталкиваться от того, что я увидел, я бы подумал, – заявил он.
- Я на стороне Лёни. Группа претендентов до конца концерта. Режим ожидания, – согласился Александр Масляков.
Ранее в интервью infpol.ru Чингис Болотов рассказал , что, оценивая выступление «Хара Морин», члены жюри долго думали. В этом накануне смогли убедиться и зрители. На участие в Высшей лиге претендовали команды «Будем дружить семьями», «Хара Морин» и сборная «ВШЭ». В итоге прошли все три.
- Мы собирались взять 20 команд. Но хочется большого шикарного разнообразия, и пусть в каких-то играх их будет побольше, чем мы предполагали, – подытожил Масляков.