Загадочные жизни великих русских композиторов: что скрывали Чайковский, Рахманинов и Шостакович
- Загадочные жизни великих русских композиторов: что скрывали Чайковский, Рахманинов и Шостакович
- Связанные вопросы и ответы
- Где родился и вырос П. И. Чайковский
- Какая опера принесла Чайковскому всемирную славу
- Какой инструмент играл С. В. Рахманинов
- Какие произведения Рахманинова считаются наиболее известными
- В каком жанре работал Д. Д. Шостакович
- Какие симфонии широко известны у Шостаковича
- Как называется первая опера М. И. Глинки
Загадочные жизни великих русских композиторов: что скрывали Чайковский, Рахманинов и Шостакович
Удивительно, но при жизни Чайковского его самое известное и популярное сегодня произведение — балет «Лебединое озеро» — не нравилось публике и критикам. И хотя последние прежде всего ругали хореографа премьерного спектакля Венцеля Рейзингера и балерину Полину Карпакову, досталось и композитору. В частности, критик Герман Ларош приписывал ему «излишнюю любовь к медным и особенно ударным инструментам» и «свойственную слабость к громкой звучности».
Василий Сварог. Портрет Петра Чайковского. 1940.
За пять сезонов дебютный балет Чайковского ставили всего 39 раз, после чего сняли с репертуара. Исключительно негативные отзывы убедили и самого композитора в недостатках «Лебединого озера», о котором он заявлял: «Чистая дрянь, вспоминать о ней без чувства стыда не могу».
Однако основной причиной провала балета было несовершенство первой постановки: бедные декорации, слабая хореография и оркестр, не имевший ранее дела с такой сложной партитурой. Следующие балеты Чайковского, «Спящую красавицу» и «Щелкунчика», ждала другая судьба: благодаря сплоченному тандему театрального деятеля Ивана Всеволожского и хореографа Мариуса Петипа они сразу же обрели признание.
Фрагмент балета «Лебединое озеро».
После смерти Чайковского брат композитора Модест переделал либретто «Озера лебедей». И когда в 1895 году все тот же Мариус Петипа и балетмейстер Лев Иванов взялись за хореографию, балет ждал безоговорочный успех.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какой композитор написал музыку к балету "Лебединое озеро"
Петр Ильич Чайковский написал музыку к балету "Лебединое озеро" в 1875 году. Это одно из самых известных произведений Чайковского, которое стало символом классического балета.
2. Как называется самая известная опера Модеста Мусоргского
Самая известная опера Модеста Мусоргского называется "Борис Годунов". Это произведение основано на исторических событиях, связанных с царем Борисом Годуновым.
3. В каком городе родился и вырос Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев родился и вырос в городе Санкт-Петербурге. Этот город сильно повлиял на его музыкальное развитие и вдохновлял его на создание множества произведений.
4. Какой композитор написал музыку к опере "Евгений Онегин"
Музыку к опере "Евгений Онегин" написал Пётр Ильич Чайковский. Это произведение является одним из наиболее известных и популярных оперных произведений Чайковского.
5. Какой инструмент был любимым у Игоря Стравинского
Любимым инструментом Игоря Стравинского был фортепиано. Он сам активно играл на этом инструменте и использовал его для композиции многих своих произведений.
6. Какой композитор считается основателем русской национальной музыкальной школы
Михаил Глинка считается основателем русской национальной музыкальной школы. Он внес значительный вклад в развитие русской музыкальной культуры и стал первым композитором, который создал русский оперный жанр.
7. В каком году родился Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года. Он стал одним из самых выдающихся композиторов XX века и его музыка оказала огромное влияние на мировую музыкальную культуру.
Где родился и вырос П. И. Чайковский
Петр Ильич Чайковский родился в поселке Воткинск (современная Удмуртия) 7 мая 1840 года. Отец будущего музыканта – представитель казачьего рода Чаек, хорошо известного на Украине. Илья Петрович служил инженером. Мама большого семейства тоже была образованной женщиной. В Училище женских сирот Александра Андреевна Ассиер изучила целый ряд предметов – литературу, географию, арифметику, иностранные языки, риторику.
Петр Чайковский в юности
В этом уральском поселке Чайковский-старший руководил Камско-Воткинским сталелитейным заводом. Это было крупнейшее предприятие Российской империи, руководитель которого получал прекрасное жалование и целый ряд преференций. Для жилья Чайковским предоставили огромный казенный дом, у директора завода было и собственное войско, которое состояло из сотни казаков. Семья жила на широкую ногу, часто принимала в своем доме гостей – местных дворян, иностранных инженеров, столичную молодежь.
Семейство Чайковских было большим, будущий композитор был вторым ребенком. Его старшего брата звали Николай, после Петра родился еще один мальчик – Ипполит, затем сестра Александра. Места в огромном доме хватало всем, вместе с Чайковскими жили и многочисленные родственники главы семейства. Родители очень заботились о воспитании и образовании своих детей, из Санкт-Петербурга они выписали гувернантку. Эта женщина, Фанни Дюрбах, была француженкой, она очень долго жила в семье Чайковских.
Родители будущего композитора очень любили музыку, они и сами были прекрасными музыкантами. Отец играл на флейте, мама – на арфе и фортепиано. У Александры Андреевны был сильный голос, она прекрасно исполняла романсы. Гувернантка музицировать не умела, но музыку тоже очень любила. Отец приобрел два музыкальных инструмента – рояль и оркестрион (так в те времена называли механический орган). Играть на рояле маленького Петрушу учила крепостная крестьянка Марья Пальчикова, владевшая музыкальной грамотой.
Петр Чайковский с семьей
Юный Чайковский увлеченно изучал основы игры на рояле. В тот период им владела еще одна большая страсть – любовь к поэзии. Он не только с упоением читал стихи разных авторов, но и сам сочинял их на французском языке. Настоящим кумиром будущего композитора в то время был Людовик XVII . Молодой человек старательно изучал биографию французского короля, пытался отыскать в разных источниках как можно более фактов о жизни монарха. Эта историческая личность для Чайковского была и осталась примером для подражания.
Когда Петруше исполнилось восемь лет, их большое семейство переезжает в Москву. Илья Петрович в тот период вышел на пенсию, искал достойное место работы. Через два месяца Чайковские оказались в Санкт-Петербурге, где отец сразу же пристроил своих старших сыновей в пансион Шмеллинга. В северной столице Петруша продолжает обучаться музыке. Он знакомится с балетом, оперой, симфоническим оркестром. Мальчик долго привыкает к сырому климату Петербурга, часто болеет. В подростковом возрасте он перенес корь, тяжелый недуг не прошел бесследно. В течение всей жизни у композитора время от времени случались припадки.
Чайковские устроили старшего сына Николая в Институт Корпуса горных инженеров. Все остальное семейство отправилось в город Алапаевск. Здесь Илья Петрович занял должность руководителя завода наследников Яковлева. Гувернантку-француженку к тому времени сменила русская женщина, Анастасия Петрова, которая стала заниматься воспитанием и обучением юного Петра Ильича. В 1849 году семейство Чайковских увеличилось, родились два младших сына-близнеца Анатолий и Модест.
Какая опера принесла Чайковскому всемирную славу
Петр Ильич был нелюдимым и несколько замкнутым в себе, и единственным шансом изменитьситуацию был роман с юной певицей, примадонной французской оперы, прибывшей на гастроли в Россию. Ее звали Дезире, что означает «желанная», и Петр Ильич воспринимал это буквально. Он предложил ей руку и сердце и получил благословение от своего престарелого отца. Дезире, некрасивая, полная, с красным запудренным лицом, но блестяще остроумная, отвечала Чайковскому взаимностью. Однако не в восторге оказались родители невесты. Петр был молод, пока неизвестен, а стало быть – беден. С браком предстояло подождать, но влюбленные расстались с надеждой на новую встречу. Дезире продолжила гастроли и месяц спустя вышла замуж за маститого баритона.
Она, безусловно, просчиталась, брак был неудачен, а слава Чайковского росла год от года. Вместе с известностью росли и слухи о личной жизни, которые стали задевать близких Петра Ильича .
В отчаянии Чайковский пишет в своем дневнике: «Я должен всеми силами бороться со своей природой». Такой борьбой он считал скорейший официальный брак. Композитора хорошо знали и имевший врачебную практику Чехов, и Толстой, яростно ненавидевший гомосексуалистов. И никто ни словом, ни намеком не обмолвился о том, о чем сейчас толкуют современные «исследователи».
с женой Антониной
Женой Чайковского стала Антонина Милюкова. Она сама прислала Петру Ильичу любовное письмо. Там же сообщала, что она «музыкантша», училась в классе у Лангера. Композитор был знаком с ним и попросил вспомнить какие-нибудь сведения об ученице. Лангер был краток: «Вспомнил. Дура».
«Это бедная, но добрая девушка с безупречной репутацией, которая меня любит», – так ее охарактеризовал композитор. Вскоре они расстались без развода, соблюдая каждый свои правила игры. Антонина Ивановна рожала детей от разных мужчин и получала деньги от Чайковского . Композитор покинул столицу и уехал за границу. В Италии Петр Ильич завершил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». Первое представление состоялось в московской консерватории в марте 1879 года, но не увенчалось особым успехом. Славу легендарной опере принесла петербургская сцена. Следующей большой удачей Петра Ильича стала опера «Мазепа». Она была поставлена в Москве в 1884 году. А выдающееся произведение мировой музыкальной классики «Пиковая дама» появилось спустя еще 6 лет. Наравне с «Евгением Онегиным» эта опера обошла не только все российские сцены, но также обрела особую известность и за границей.
В жизни Чайковского была еще одна, весьма своеобразная связь с женщиной. Богатая вдова Надежда Филаретовна фон Мекк, бескорыстная покровительница, боготворившая Чайковского . Не желая слушать пересуды о своем любимце, не претендуя на личные встречи, тем более на какие-то особые отношения, Надежда Филаретовна высылала Чайковскому 6 000 рублей ежегодно, не считая «мелких» расходов, связанных с его передвижениями по Европе.
Какой инструмент играл С. В. Рахманинов
В конце 1918 г. Рахманинов обосновался в США, где жил, постоянно гастролируя. В отличие от России, где Рахманинов-пианист исполнял прежде всего свою музыку, для Америки он приготовил новые программы с популярной классической музыкой, часто рассчитанные на успех у публики.записал в дневнике, что Рахманинов пользовался в США «бешеным успехом» (С. 759). Ежегодно давая десятки концертов в Америке и разных европейских странах, он исполнял разнообразный пианистический репертуар, особенно охотно играл произведения,,, Ф. Листа. Уже с 1919 г. смог давать благотворительные концерты: в пользу голодающих в России (1922), в пользу соотечественников-эмигрантов, в пользу Красной Армии в годы.
В середине 1920-х гг. в Париже организовал частное издательство «Таир» (названо по именам дочерей Татьяны и Ирины; существовало до середины 1930-х гг.) с благотворительной целью и для пропаганды русской культуры: издал некоторые свои ноты, а также литературные сочинения,, автобиографию, книги «С. И. Танеев: Мысли о творчестве и воспоминания о жизни»(1930), «Муза и мода»(1935) и др. В США Рахманинов-пианист осуществил множество звукозаписей, в том числе с 1919 г. – наDuo-Art и Ampico (в дальнейшем сделана перезапись с роликов на грампластинки).
В 1922 г. дал первые после отъезда в США концерты в Европе (Лондон). Среди его немногочисленных друзей – Ф. Стейнвей (в 1919–1927 глава фирмы), близкие по духу музыканты-традиционалисты Н. К. Метнер,. В 1926 г. вновь обратился к композиции: завершил свой, посвящённый Метнеру (Рахманинов исполнил его в 1927 под управлением); вдохновлённый пением приехавшей на гастроли в США Н. В. Плевицкой, записал с ней песню «Белилицы-румяницы» (на фирме), которую затем включил в «Три русские песни» для хора и симфонического оркестра (1926).
Сергей Васильевич Рахманинов у рояля. Сергей Васильевич Рахманинов у рояля. С 1932 г. проводил лето в Швейцарии в собственном доме на берегу Фирвальдштетского озера близ Люцерна (имение Сенар, название – от «Сергей и Наталья Рахманиновы»). Последние крупные сочинения – Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931, посвящены Ф. Крейслеру),для фортепиано с оркестром (1934; премьера – в том же году в Балтиморе; исполнялипод управлением Стоковского и автор), Симфония № 3 (1936; премьера – в том же году в Филадельфии, оркестр и дирижёр те же),(1940, посвящены первым исполнителям – Филадельфийскому оркестру и дирижёру; премьера – 3 января 1941).
В Европе Рахманинов играл до окончательного отъезда в США в августе 1939 г. В конце 1939 г. в Нью-Йорке и Филадельфии прошёл цикл концертов из произведений и с участием Рахманинова в качестве пианиста и дирижёра. В том же году он записал Симфонию № 3 с Филадельфийским оркестром. Между 1939 и 1942 гг. сделаны его последние фортепианные грамзаписи. Последние фортепианные концерты прошли в феврале 1943 г. В 1943 г., заботясь о наследниках, принял американское гражданство. Последний год жил в собственном доме в г. Беверли-Хилс.
Какие произведения Рахманинова считаются наиболее известными
Д. Шостакович — классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество.
Шостакович по своей природе — художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Вплотную соприкоснулся он и с тем родом музыки, который порой высокомерно третировался серьезными музыкантами. Он — автор ряда песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля — в 20-30-е гг. Но главной областью приложения творческих сил для него стала симфония. Не потому, что ему вовсе были чужды остальные жанры серьезной музыки — он был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а работа в кинематографе доставляла ему основные средства существования. Но грубый и несправедливый разнос, учиненный в 1936 г. в редакционной статье газеты «Правда» под заглавием «Сумбур вместо музыки», надолго отбил у него охоту заниматься оперным жанром — предпринимавшиеся попытки (опера «Игроки» по Н. Гоголю) остались незавершенными, а замыслы не перешли в стадию воплощения.
В каком жанре работал Д. Д. Шостакович
В симфоническом творчестве (композитором написано 15 симфоний) Шостакович нередко пользуется приемом образной трансформации, основанном на глубоком переосмыслении музыкального тематизма, приобретающем, в результате, множественность значений.
- О Первой симфонии американский музыкальный журнал в 1939 году писал:
«Это голос нового поколения в музыке и жизни».
Эта симфония (дипломная работа) завершила в творческой биографии композитора период ученичества.
- Вторая симфония – это отражение современной композитору жизни: имеет название «Октябрю», заказана к 10-летию Октябрьской революции агитотделом Музыкального сектора Государственного издательства. Обозначила начало поиска новых путей.
- Третья симфония отмечена демократичностью, песенностью музыкального языка в сравнении со Второй.
Начинает рельефно прослеживаться принцип монтажной драматургии, театральность, зримость образов.
- Четвертая симфония – симфония-трагедия, знаменующая новый этап в развитии симфонизма Шостаковича.
Как и «Катерина Измайлова», она подверглась временному забвению. Композитор отменил премьеру (должна была состояться в 1936), полагая, что она придется «не ко времени». Лишь в 1962 произведение было исполнено и восторженно принято, несмотря на сложность, остроту содержания и музыкального языка. Г. Хубов (критик) сказал:
«В музыке Четвертой симфонии бурлит и клокочет сама жизнь».
- Пятую симфонию часто сопоставляют с шекспировским типом драматургии, в частности, с «Гамлетом».
Сам автор считал, что содержание любой трагедии
«должно быть пронизано положительной идеей, подобно, например, жизнеутверждающему пафосу шекспировских трагедий».
Какие симфонии широко известны у Шостаковича
Семья любила шумные баллы и праздники. Однажды Михаил Глинка услышал в гостиной концерт композитора Бернхарда Круселля с кларнетом и твердо решил научиться играть на музыкальных инструментах, стать музыкантом. В 1814 году один из крепостных начал давать ему уроки игры на фортепиано и скрипке, свои занятия музыкой Глинка продолжил в Петербурге, в благородном пансионе. Он познакомился с Александром Пушкиным, Антоном Дельвигом, вдохновленный творческой средой, Глинка не оставил творчество даже, поступив на службу, после поездки на Кавказ. Поездка вместо оздоровления, стала причиной ухудшения его здоровья.
Незадолго до восстания декабристов, Михаил Глинка побывал на Сенатской площади, но покинул место до начало мятежа.
В конце декабря 1825 года Глинка жил у родственников в Смоленске, где для своей племянницы написал вариацию на модный романс. Учитель Глинки отдал пьесу в печать, и он стал первым опубликованным произведением композитора. Позже Глинка впервые сочинил музыку для хора, а весной 1826 года увлекся поэзией Жуковского и написал два романса на его стихотворения «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».
Здоровье Михаила Глинки тем временем начало ухудшаться. В поиске более мягкого климата, он отправился жить в Италию и поселился в Милане. Любимым развлечением композитора был театр. Он много путешествовал по стране, занимался музыкой, позже жил в Берлине, где также писал романсы. В 1834 году Глинка вернулся в Россию поселился в доме у своего знакомого. В гостях в том доме бывала и Мария Иванова, будущая жена Михаила Глинки.
В 1836 году Глинка написал свою первую оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Ей хотели открыть новый сезон Петербургского Большого Театра, это была первая национальная опера. Николай I высоко оценил оперу и даже наградил Глинку памятным подарком.
Позже у Михаила Глинки возникла идея написать оперу по сюжету поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», либретто для постановки должен написать сам Пушкин, но вскоре поэт погиб на дуэли, и работа над оперой приостановилась. Глинка писал ее очень медленно, урывками. К сожалению, опера провалилась, во время первого акта ложе покинула императорская семья.
Как называется первая опера М. И. Глинки
Исследовательская работа
«Фортепианное творчество М.П.Мусоргского»
(сопровождается презентацией Microsoft PowerPoint)
Cлайд№ 1 - титульный | |
Cлайд№ 2- фото Алины и преподавателя | На уроке по классу фортепиано я познакомилась с малоизвестным произведением Мусоргского «Слеза», которое произвело на меня большое впечатление и мне захотелось узнать больше о жизни и творчестве этого композитора, узнать причину, побудившую написать это произведение. Много интересного и познавательного о жизни и творчестве Мусоргского я узнала на уроках по музыкальной литературе, преподаватель Елена Мидхатовна порекомендовала прочитать книги о жизни Мусоргского, в сети интернет я тоже нашла много информации. Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу: «Фортепианное творчество М.П.Мусоргского (на примере разбора пьесы «Слеза»)». |
Cлайд № 3 - портрет М.П. Мусоргского | Модест Петрович Мусоргский - талантливый русский композитор второй половины 19 века, он внес большой вклад в развитие русской национальной культуры. |
Cлайд № 4 - портрет А.С. Даргомыжского и М.П.Мусоргского | Мусоргский был другом, учеником и последователем одного из основоположников русской классической музыки великого русского композитора А.С.Даргомыжского, но пошёл гораздо дальше него: это путь раскрытия психологии, переживания, русской речевой интонации. А.С. Даргомыжского он считал своим учителем. |
Cлайд №5 - портрет М.П. Мусоргского | Свою творческую деятельность М. П. Мусоргский рассматривал как величайший долг перед родиной, народом, русским искусством. Тонкий психолог человеческой души и певец народного горя, в своих произведениях композитор отражает скорбные думы о судьбе русского народа. Мусоргский — преимущественно вокальный композитор. Центральное место в его наследии занимают народные музыкальные драмы и большое количество камерных вокальных произведений различного содержания, характера и формы. |
Cлайд №6 – фото «Фортепиано» | Фортепианное творчество Мусоргского невелико по объему, но оно представляет очень самобытную ветвь в его музыкальном наследии. |
Cлайд №7 – фото «Картинки с выставки» | Конечно, одним из выдающихся произведений считается цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Но этим циклом не ограничиваются самые выдающиеся образцы его искусства в данной области. Пьеса для фортепиано «Слеза» была написана Мусоргским в 1880 году - тяжело больным, жестоко страдающим от нужды, одиночества и непризнания. Через год композитора не стало. |
Cлайд №8 – текст: | Подошла Слеза. |
Образ слезы занимает важное место в творчестве композитора. Это особый образ-символ, выражающий и горе, и сострадание, и крайнюю степень бесправия. М. П. Мусоргский всю жизнь глубоко сочувствовал, сопереживал своему русскому народу — бедному, униженному, отражал в своем творчестве его жизнь, его горе и нужду. | |
Cлайд №9 – фото Юродивый | Вспомним слезы самого обездоленного человека на Руси — Юродивого в опере «Борис Годунов», обращенные к народу: «Лейтесь, лейтесь слезы…». И далее: «Плач, русский люд, голодный люд». |
Cлайд №10 – фото Фортепиано | На что мог рассчитывать простой человек в трудный момент? На чью помощь? Лишь на собственные слезы. Они помогали выжить, облегчали страдания. Однако Россия того времени известна жестоким обращением с народом. Даже слезы далеко не всегда были позволены простому человеку. И за них могли наказать – высечь. Бесправный человек, за которого так болел душой Мусоргский, вероятно, имел право только на слезу, слезку, слезинку, никем не замеченную, тайком. «Слеза» — фортепианная пьеса, написана в простой трехчастной репризной форме. Основная тональность произведения тональность соль минор. 1 часть написана в форме периода. Мелодии предшествует вступление, аккорды звучат тихо и отдаленно . Звучит пьеса «Слеза», в исп. на фортепиано Филипповой А. |
Cлайд №11 - портрет М.П. Мусоргского | Наследие великого Мусоргского оказало влияние и на творчество русских советских композиторов Сергея Сергеевича Прокофьева, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. |
Cлайд №12 - С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича | Великое новое музыкальное движение», начавшееся еще при жизни А.С. Даргомыжского, получившее расцвет в творчестве М.П.Мусоргского и продолженное талантливой деятельностью советских композиторов, по сей день составляет Гордость и Славу Отечественного искусства. |
Cлайд №13 | Спасибо за внимание! |