Поединок между Челубеем и пересветом. Поединок Пересвета с Челубеем (2 фото)
- Поединок между Челубеем и пересветом. Поединок Пересвета с Челубеем (2 фото)
- Васнецов поединок Пересвета с Челубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея
- Где находится Куликово поле — в Тульской области?
- Челубей тибетский монах. Untitled
- Картина Васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Великая дуэль глазами Васнецова
- Победа Пересвета. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
- Видео поединок Пересвета с Челубеем
Поединок между Челубеем и пересветом. Поединок Пересвета с Челубеем (2 фото)
О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова.
Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.
В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.
Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.
Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?
Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.
Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».
Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.
От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.
Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.
Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.
Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.
За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.
Васнецов поединок Пересвета с Челубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея
То, что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Где находится Куликово поле — в Тульской области?
Несмотря на то, что эта достопримечательность уже довольно давно вошла в историю и с недавних пор является музеем, назвать ее конкретное местоположение могут, увы, немногие.
Так где находится Куликово поле?
Если говорить общими понятиями, то Куликово поле расположено на месте непосредственного одноименного сражения, которое случилось 8 сентября 1380 года. С географической точки зрения – Куликово поле – это местность, расположенная на водоразделах двух именитых рек: Оки и Дона.
Непосредственное поле сражения между двумя войсками находится в селе Монастырщино на месте слияния Дона и Непрядвы.
Челубей тибетский монах. Untitled
Я вот только не понял, почему он герой, если в поединке проиграл.
- во-1-х, он не проиграл, во-2-х -- явил собою пример для остальных воинов, не дрогнув перед врагом и на смерть сразив того своим оружием
- следует понимать роль Челубея, который имел неоднократные победы в таких предшествующих битвам поединках (с лучшими воинами противника), цитирую Moishaya: "Монголы считались непобедимым… Вызов для подавления противников морально. Представитель непобедимых и чемпион. То что монгол НЕ ПОБЕДИЛ -- было сокрушительной победой, внушило уверенность, что монголы победимы, если "не жалеть живота своего", как монах Пересвет". видимо к тому и Чалунин пишет шкатулку о бое в 1945 году : имевшие после похода по Европе ореол непобедимых гитлеровцы могут быть повержены.— Эта реплика добавлена участником Щадров ( о • в ) 14:33, 7 февраля 2009 (UTC)
Князь Димитрий действительно ездил в монастырь к преподобному Сергию за благословением. Ему нужна была решимость, духовная поддержка и оправдание своих действий. Ведь до него никто еще не побеждал монгол. Имя преподобного Сергия Радонежского было прославлено по всей Руси как праведника и чудотворца. Благословение такого человека Божьего должно было вселить надежды во всех воинов. И князь не только получил благословение, но и двух иноков княжеского рода хорошо владеющих оружием, которх он (прп.Сергий Радонежский) постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин), Александра Пересвета и Андрея (имя в иноческом постриге) Ослябе.
До битвы на Куликовом поле в течении 150 лет не было одержено ни одной победы в боях с монголами. На тот период истории они были непобедимыми. Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством в военной выучки. Это был непобедимый Тибетский воин-поединщик которого монгольские (языческие) войска нанимали специально для подобных поединков. Копье Челубея было длиннее обычного на 1 метр. Вступая с ним в бой на копьях противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побежденным и выподал из седла. Александр Пересвет пошел вопреки логики поединка, он снял с себя доспехи и остался в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креса, одевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того что бы копье противника пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам. Что и произошло в бою. Получив смертельную рану он продолжал оставаться в седле и смог сам доехать до строя и только там умер. Его победа была первой в битве с монголами за 150 лет. А его дела являют собой яркий пример самопожертвования ради общей победы. Когда наши исследователи (путешественники) в 18 веке первый раз прибыли на Тебет то в разговоре с Тебетскими монахами они услышали вопрос который им задали один из первых: "Раскажите нам кто был Пересвет, который победил Челубея?" Потому что о силе и непобедимости Челубея ходили настоящие легенды, а его взяли и победили.
Картина Васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Великая дуэль глазами Васнецова
Существует менее известная, но тоже классическая картина знаменитого Васнецова - на ту же тему. Вот она:
Бой Пересвета и Челубея, Васнецов, 1914
Здесь русский монах-воин изображен в классическом одеянии чернеца, поверх которого надета кольчуга. Шлема на нем нет. А Челубей… Ну, Челубей. Некий абстрактный кочевник практически без признаков конкретной национальной принадлежности.
Это полотно интересно тем, что здесь оба всадника орудуют копьями по-старинному - держа их обратным хватом и наносят удар сверху вниз, несмотря на то, чо у обоих витязей тщательно прорисованы стремена. Здесь кони тоже встали на дыбы - и, кстати, чисто с практической точки зрения активные удары копьями вот в таком манере, находясь практически на одном месте и закрываясь головой и шеей поднятого на дыбы коня, выглядят гораздо логичнее.
Уфф… Постараюсь попроще. Короче, у Васнецова обосновано, почему лошади на задних ногах, а у Авилова нет. Как именно проходил самый знаменитый "двобой" русской истории, велся ли он на западный манер, с пассивным ударом с разгона, или на устаревший восточный - обменом активными ударами, эдаким копейным фехтованием, мы точно не знаем. Летописи не уделяют внимания таким деталям. Считается, что русская дружина, которая на тот момент была во многом близка западному рыцарству, умела и так, и эдак. Татаро-монголы, кстати, тоже. У них вообще конница в тяжелой броне появилась раньше, чем у славян.
Впрочем, "Сказание о Мамаевом побоище" утверждает, что Челубей - печенег. Что довольно странно, печенегов к XIV веку уже давно и след простыл. А вот у Мамая, гляди-ка, есть…))
Произведение Васнецова ныне почти забыто. По сравнению с картиной Авилова, которая так и дышит бешеной динамикой боя, полотно Васнецова выглядит почти лубочной картинкой. Даже удивительно, что его написал именно он.
Впрочем, 1914 год… Это многое объясняет.
Победа Пересвета. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» ( 1943 год ) — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова . На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем , по преданиюпредшествовавший Куликовской битве . В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.
Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга .
Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай . Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.
На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской . В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка.