Кто сразился с Челубеем на поле Куликовом. То что не написано в житиях
- Кто сразился с Челубеем на поле Куликовом. То что не написано в житиях
- Поединок на Куликовом поле, какие вопросы можно задать. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
- Причина поединка на Куликовом поле. Поединок Пересвета с Челубеем: правда или вымысел?
- Кто такой челубей. Самая известная картина
- Где находится куликово поле. Куликово поле на карте России и Тульской области
- Видео песня Николая Кириллова "ПЕРЕСВЕТ", исполняет Матвей
Кто сразился с Челубеем на поле Куликовом. То что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Поединок на Куликовом поле, какие вопросы можно задать. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» ( 1943 год ) — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова . На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем , по преданиюпредшествовавший Куликовской битве . В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.
Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга .
Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай . Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.
На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской . В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка.
Причина поединка на Куликовом поле. Поединок Пересвета с Челубеем: правда или вымысел?
Самый известный поединок Куликовской битвы, упомянутый во всех учебниках истории, битва татарина Челубея (Темир-бея) и русского инока Александра Пересвета. Согласно легенде, эти два конника сшиблись копьями в поединке, предваряющем начало грандиозного сражения, и в результате оба пали.
Этот эпизод цитируется по «Сказанию о Мамаевом побоище»: «… Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли бога за меня! Чаду моему Якову - мир и благословение!» - бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались…». Этот поединок больше он ни в одном историческом документе той поры не упоминается. Поэтому не исключено, что дуэль Пересвета и Темир-бея на самом деле не более чем легенда.
Кто такой челубей. Самая известная картина
Самое известно полотно "Поединок Пересвета с Челубеем" принадлежит перу М. И. Авилова и написано в 1943 году. Вот оно:
Поединок Пересвета и Челубея, Авилов, 1943
Сразу оговоримся, что именно художественные достоинства полотен мы рассматривать не будем. Ваш покорный слуга в изобразительном искусстве разбирается, как хавронья из колхоза "Светлый путь" в абхазских мандаринах. Меня интересует примитивность и конкретика - сам поединок…
Пересвет слева, Челубей справа. На картине Авилова именно русский воин облачен в доспехи, при том очень хорошие. На нем юшман, для 1380 года - самая что ни на есть современная защита, которая еще только-только начинает появляться у русичей. Броня, достойная князя. Традиционный заостренный шелом, вполне себе по сезону, и небольшой каплевидный щит. Вообще-то такие щиты считаются скорее атрибутами пехоты, но данный конкретный экземпляр за счет малых размеров вполне допустим и для всадника. Европейские тарчи имели примерно такие же габариты, разве что более угловатую форму…
Челубей оснащен гораздо скромнее. Какая-то серая рубаха (кольчуга???), соболий малахай, который слетает с головы от удара, и круглый щит-калкан, традиционный для почти всех восточных народов. У Авилова Челубей вообще не выглядит богатырем. Он выглядит прямо-таки клишированным татарином - легковооруженным, даже без шлема, только дорогая алая с золотом попона развивается по ветру…
Кони встали на дыбы - это значит, что всадники почти столкнулись грудь в грудь. К слову, специально подготовленные для поединков лошади привычны расходиться левыми боками, но такая традиция обучения существовала в Европе. Характерна ли она для средневековых Руси и Орды, мы попросту не знаем.
Важно другое: кони остановились. Резко замерли, поднявшись на задние ноги. Значит, пассивного копейного удара за счет разгона уже не получится - инерция погашена, и вообще разгон не мог быть слишком сильным - в противном случае лошади бы не успели притормозить и встать на дыбы. Либо один, либо другой конь непременно упал бы. А возможно, и упадет прямо сейчас, мы же видим картину в динамике…
Копье русича пробило щит Челубея и вошло ему аккурат в область сердца через левую руку. А вот куда попало оружие татарина, мы на этой картине просто… Не видим. Вроде бы оно упирается в щит богатыря, но все загораживает лошадиная шея.
Где находится куликово поле. Куликово поле на карте России и Тульской области
Путешественникам не составит труда найти место, где находится Куликово поле, на любой географической карте России или в автомобильном навигаторе. Главный ориентир – федеральная трасса М-4 «Дон», Тульская область, г. Тула, г.
Богородицк, далее поворот на г.
Донской и через Бегичевские выселки на поселок Епифань, откуда по дороге Р-145 «Кимовск — Епифань — Куликово Поле — Кресты» рукой подать до Монастырщины и Красного холма, где и находится место легендарной Куликовской битвы.
Куликово поле находится на территории современной Тульской области, на стыке трех районов – Богородицкого, Кимовского и Куркинского районов.
Куликово поле – это не только собственно место, где произошла Куликовская битва, а обширный участок лесостепи Русской равнины, охватывающий территорию бассейна Верхнего Дона и его притока – реки Непрядвы.
Все пространство считается заповедным и охраняется государством, как часть музея-заповедника «Куликово поле».
Знакомство с Куликовым полем можно начать в Епифани – некогда крупном уездном городе, где в старинной купеческой усадьбе работает историко-этнографический музей с богатой экспозицией, посвященной провинциальной культуре и купеческому быту конца XIX – начала XX столетия.
Следующая точка на карте Куликова поля – это деревня Татинки и село Монастырщино на слиянии Непрядвы и Дона. Именно здесь по Татинским бродам часть полков Дмитрия Донского форсировала Дон, чтобы вступить в бой с полчищами Мамая. После Куликовской битвы в селе Монастырщино были похоронены русские воины, сложившие головы во имя победы над общим врагом.
Важно
У погоста был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы (см. Куликово поле, храм в с. Монастырщино, фото Р.Солопов), сначала деревянный, затем каменный, в память о подвиге русских ратников, победивших Мамая.
Старинный храм, Аллея Памяти и Единства – это единый музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино с уникальной коллекцией предметов, связанных с историей величайшего сражения средневековья.
От села Монастырщино открывается дорога непосредственно к месту Куликовской битвы – полю между рекой Смолкой и балкой Рыбий Верх. Перед взором путешественника отрываются бескрайние просторы ковыльной степи и молодая дубовая посадка – возрожденная Зеленая Дубрава, где стоял Запасной полк, решивший исход сражения.
Еще один мемориал музея-заповедника «Куликово поле» – Красный холм. Пешком из Монастырщины до Красного холма – порядка 7 км, по дороге Р-145 – около 10 км.
Ориентиром послужит колонна-памятник Дмитрию Донскому: обелиск, увенчанный золоченой главкой с крестом, возвышается посреди равнинных полей и виден в радиусе 15 км (см. Куликово поле, колонна-памятник Дмитрию Донскому. Фото Р. Солопов).
Памятник установлен на самом высоком холме Куликова поля. Здесь же на Красном холме сооружен храм во имя Сергия Радонежского – одна из святынь Куликова поля.
Конечная точка путешествия по Куликову полю – Прощеный колодец, святой источник у села Грибоедово, целебные воды которого давали силы русским воинам и омывали их раны после Куликовской битвы. Доехать до Прощеного колодца можно по дороге Р-145, у поворота на населенный пункт Ивановка есть соответствующий указатель.