Богатыри васнецов интересные факты. Васнецов «Богатыри» - история полотна
Богатыри васнецов интересные факты. Васнецов «Богатыри» - история полотна
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – архитектор и художник, прославившийся своей любовью к былинам и преданиям. В его работах причудливо переплетается реальность и вымысел, погружая зрителя в удивительный мир снов, фантазий, волшебных существ и отважных героев. Некоторые считали, что подобные произведения возрождают национальную культуру, другие же критиковали их «безынтересность». Тем не менее, в 1912 г. мастеру пожаловали дворянство, признав его уникальные заслуги.
Талантливый живописец близко дружил со многими великими художниками своего времени – И. Е. Репиным, И. М. Крамским, В. Д. Поленовым, П. П. Чистяковым, был членом мамонтовского кружка в Абрамцеве (неформального объединения творческой интеллигенции). В 1871 г., при общении с другими мастерами и возникла идея(именно такое название дал ему автор). Вернувшись домой, он немедленно набросал карандашный эскиз, оставив в дневнике описание картины: «Взгорья, простор… дивный сон детства! Нарисовал в единочасье».
Но, несмотря на скорость, с которой появился первый вариант произведения, его завершение потребовало более 20 лет. Уточняя отдельные детали изображения, В. М. Васнецов создал около 20 этюдов маслом: портреты «Голова крестьянина», «Витязь в кольчуге», «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров», пейзажи заповедных земель близ Абрамцева (усадьбы, которая тогда принадлежала промышленнику и филантропу С. И. Мамонтову), рисунки лошадей. А доспехи и оружие мастер скопировал с аутентичных музейных экспонатов.
Наконец, 27 апреля 1898 г. огромное полотно – 295,3х446 см – было окончено. Незадолго до этого художник вручил своему другу, В. Д. Поленову, первый эскиз, выполненный маслом на картоне (27х41 см).
Масштабное произведение тотчас обрело популярность. Сразу же после того, как был нанесён последний штрих, его приобрёл П. М. Третьяков, в чьей галерее холст находится и сегодня. По картине Васнецова придумывали анекдоты и сценические миниатюры – актёры разыгрывали диалоги и забавные сценки между героями. А когда состоялась персональная выставка художника (март-апрель 1899 г.), полотно заняло на ней центральное место.
Внешний вид богатырей на картине Васнецова. Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?
Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел – троицу могучих богатырей на лохматых конях.
Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты – «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно – полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи. Для этого потребовалось более 20 лет – и наконец 27 апреля 1898 г., огромный шедевр (его размеры – 295,3*446 см) был закончен.
Художник рисовал и другие эскизы. Среди них – пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).
Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево
Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова
Мелколесье. Ахтырка
Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево
Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)
Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.
Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг».
Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.
Источник: https://interesnyefakty.com/novosti/interesnye-fakty-o-kartine-bogatyri-vasnecova-opisanie-kartiny
Васнецов богатыри жанр. Описание картины:
Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446
Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.
На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.
Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.
Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.