Неизвестные факты из биографии великого композитора - Сергей Прокофьев
- Неизвестные факты из биографии великого композитора - Сергей Прокофьев
- Связанные вопросы и ответы
- Где и когда родился Сергей Прокофьев
- Каким был его первый музыкальный опыт
- В каком возрасте он начал сочинять музыку
- Какие инструменты Прокофьев играл
- В каких жанрах музыки он работал
- Какие известные произведения навсегда остались в его репертуаре
- В каких странах он больше всего путешествовал
- Какими были его отношения с другими композиторами своего времени
Неизвестные факты из биографии великого композитора - Сергей Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. И сразу же в его жизни начался кавардак. В метрическом свидетельстве записано, что он родился 15 апреля (по старому стилю), а сам Прокофьев отмечал свой день рождения 11 апреля. Уверял, что так правильно, а в документе ошибка.
Отец – из образованных купцов – учился в Москве, в Петровской академии. Мать – петербурженка и золотая медалистка. Именно она, любительница музицировать, определила для своего сына будущую профессию.
Он, подражая маме, тоже колотил по клавишам. Та справедливо решила, что, чем так колотить, пусть лучше Сережа нормально играет. Стала его обучать фортепианной игре. А у мальчика вдруг обнаружились способности.
Именно мать сделалась первой музыкальной учительницей великого Сергея Прокофьева.
В девять лет была написана первая опера – «Великан». Тогда же прекратились и домашние уроки. Музыкально-педагогический ресурс матери себя исчерпал.
В 11 лет Прокофьеву устроили прослушивание у Танеева. Маститый композитор ознакомился с отрывками из «Великана» и увертюрой под названием «К пустынным берегам». Мэтру понравилось. Он попросил коллегу Глиэра позаниматься с юным дарованием.
В результате летние месяцы 1902 и 1903 годов Рейнгольд Глиэр проводит в Сонцовке. Вовсю наслаждается южным солнцем, сочными фруктами и общением с вундеркиндом-композитором. К счастью, у Прокофьева-старшего есть возможность финансировать эти вакации Рейнгольда Морицевича.
Младший же Прокофьев выглядит тут абсолютным барчуком, которому мало того, что нанимают учителей с проживанием, так еще и выписывают их из Москвы, более чем за тысячу верст.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какими музыкальными инструментами владел Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев владел многими музыкальными инструментами, в том числе фортепиано, скрипка, альт, кларнет и флейта. Он был виртуозом на фортепиано и часто исполнял свои собственные произведения на этом инструменте. Прокофьев также активно работал с симфоническим оркестром, что повлияло на разнообразие его музыкального стиля. Владение различными инструментами позволяло ему экспериментировать с звучанием и техникой создания музыки. Этот широкий спектр музыкальных инструментов вдохновлял Прокофьева на создание уникальных и разнообразных произведений.
2. Какие кинематографические произведения написал Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев написал музыку к таким кинематографическим произведениям, как "Александр Невский", "Иван Грозный" и "Римский карнавал". Его музыкальные композиции дополняли фильмы и придавали им особую атмосферу. Прокофьев внедрил в киноиндустрию новые звуковые и музыкальные решения, делая свои произведения невероятно запоминающимися. Сочетание кинематографии и музыки в творчестве Прокофьева позволило ему стать одним из величайших композиторов XX века. Его работы для кино стали классикой и продолжают вдохновлять современных музыкантов и режиссеров.
3. Каким образом влияла Великая Отечественная Война на творчество Сергея Прокофьева
Великая Отечественная Война оказала серьезное влияние на творчество Сергея Прокофьева. В это время он написал множество патриотических произведений, включая 7-ю симфонию, которая была посвящена героической обороне Ленинграда. Прокофьев также работал над музыкальными композициями, в которых отразилась боль и страдания войны. Война вдохновила его на создание произведений, наполненных глубоким чувством к Родине и народу. Творчество Прокофьева во времена войны стало важным символом духовного сопротивления и надежды.
4. Какие жанры музыки предпочитал Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев был творческой и универсальной личностью, поэтому он предпочитал разнообразные жанры музыки. Он писал оперы, балеты, симфонии, концерты, сонаты и множество других музыкальных произведений. Прокофьев был открыт для экспериментов и новаторства, что позволяло ему писать музыку в различных стилях и направлениях. Его творчество отличалось свежими идеями, нестандартными решениями и оригинальным звучанием. Прокофьев не ограничивал себя в выборе жанров и стилей, поэтому его музыка приобрела широкую популярность и признание.
5. Каким образом Сергей Прокофьев взаимодействовал с авангардистскими течениями в искусстве
Сергей Прокофьев был одним из первых композиторов, которые вступили в контакт с авангардистскими течениями в искусстве. Он изучал работы авангардистских художников и писателей, что нашло отражение в его музыке. Прокофьев экспериментировал с необычными звуками, новыми формами и структурами, что позволяло его творчеству выходить за рамки традиционного. Взаимодействие с авангардистскими течениями в искусстве вдохновляло Прокофьева на создание смелых и уникальных произведений. Он был предвестником новаторства и современности в музыке, открывая новые возможности для развития музыкального искусства.
6. Какое влияние оказали на творчество Сергея Прокофьева его поездки за границу
Поездки Сергея Прокофьева за границу оказали значительное влияние на его творчество. Он познакомился с иностранными композиторами, музыкантами и искусствоведами, что расширило его горизонты искусства. Взаимодействие с представителями различных культур и музыкальных традиций вдохновило Прокофьева на создание новых и оригинальных произведений. Поездки за границу позволили ему пересматривать свои творческие принципы и находить новые идеи для развития музыкального языка. Прокофьев обогатил свой музыкальный стиль элементами западной музыкальной культуры, что сделал его творчество еще более универсальным и современным.
Где и когда родился Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда на Украине. К 9 годам он написал свою первую оперу, а в 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию, где учился под руководством Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Н. Н Черепнина и А. Н Есиповой. В 1914-м он выиграл премию им. А. Г. Рубинштейна и официально стал лучшим среди выпускников консерватории. Затем Сергей пробовал себя в роли дирижёра, продолжал сочинять и играть, начал гастролировать, сотрудничать с С. П. Дягилевым, эмигрировал в США.
За границей он написал оперы «Огненный ангел», «Любовь к трём апельсинам», балеты «Блудный сын», «Стальной скок», «На Днепре». Вернувшись в 1936-м в СССР, он продолжил композиторскую деятельность, создал симфоническую сказку для Центрального детского театра «Петя и волк» по инициативе Наталии Сац, балет «Золушка», музыку к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный». Ещё при жизни Прокофьев стал классиком и достиг признания.
Новатор музыкального языка, Прокофьев был не только гением в области музыки, но и незаурядной личностью, обладал разного рода дарованиями и активно их развивал.
Сергей Сергеевич с детства и почти до 40 лет вёл дневник, стиль которого можно назвать «чеховским» за ясность и простоту. Прочтя дневники Прокофьева, американский дирижёр и музыкальный критик Роберт Крафт написал: «…это несомненно лучшая из известных мне подобных книг, написанных композитором… Прокофьев является писателем-прозаиком удивительного мастерства», чья книга «может выдержать сравнение с Набоковской «Speak, Memory».
Не без юмора Прокофьев описывает своё отбытие из Одессы: «Перед самым отъездом произошёл забавный инцидент. Оказывается, какой-то тип уже второй день внизу ресторана ел, пил и заказывал дорогие блюда, говоря, что он приехал с Прокофьевым чуть ли не в качестве его секретаря. Параллельно с этим он красно рассказывал про заграницу и про разные случаи из жизни Прокофьева, а хозяин и прислуга слушали и записывали съеденное и выпитое на мой счёт. Когда в момент моего отъезда выяснилось, что означенный тип никакого ко мне отношения не имеет, в отеле поднялась тревога. Метр д' отель кричал:
- Подождите, я его найду! Он от меня не уйдёт!
Впрочем нам препятствий не чинили и отпустили нас с поклонами».
Каким был его первый музыкальный опыт
Каким был первый музыкальный инструмент.
Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек немного испугался – звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Человек ударил по нему, то ускоряя, то замедляя темп: бум-бум-бум! Бум! Бум! Мелодию на нем, конечно не сыграешь, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени музыкант уже понял, что полые (пустые внутри) предметы издают звук, если по ним ударять. Так, например, звучит пустой, твердый, высохший плод, высохший череп животного.
А однажды за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Просто хотел высосать из кости мозг и ничего больше. Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, куда громче, чем глухое бормотанье выдолбленной деревяшки.
Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины уже можно считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно. Из одного полого предмета извлекаешь глухой звук, из другого – более звонкий; если дуть в длинную кость, звук получится низкий, а если в короткую – высокий. Тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит. И звенит по-разному, смотря по тому, как она натянута – сильнее или слабее.
Так появилась мелодия, а вместе с мелодией – музыкальные инструменты. Можно сказать, что тетива лука, полая кость и выдолбленное дерево – родоначальники всех инструментов. И хотя с тех пор прошло уже много-много лет, все известные в наше время музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные.
В каком возрасте он начал сочинять музыку
Леопольд Моцарт очень хотел, чтобы талант сына развивался дальше, и в 1770 году отправил его в Италию. Четырнадцатилетний виртуоз поразил местную публику своим невероятным талантом. По приезду в Болонью, Вольфганг стал участником музыкальных соревнований, проводимых филармонической академией. Причем, он соревновался с музыкантами, по возрасту годящимися ему в отцы.
Вольфганг Амадей Моцарт в молодости играет на пианино
Музыканты Боденской академии так прониклись мастерством гениального юноши, что избрали его в академики, хотя по возрасту он не мог стать обладателем этого почетного статуса. Этот статус носили самые талантливые композиторы, которым исполнилось двадцать и более лет.
Вернувшись в Зальцбург, Моцарт начал сочинять самые разноплановые оперы, сонаты, симфонии, квартеты. И с каждым годом его произведения все больше поражали оригинальностью и смелостью, они абсолютно не походили на то, что Вольфганг слушал в детские годы, и что приводило его в восторг. Волею судьбы, в 1772-м Вольфганг Моцарт встретил Йозефа Гайдна , который стал молодому дарованию не только главным педагогом, но и самым лучшим другом.
Спустя некоторое время Моцарту предложили службу при дворе архиепископа, где в свое время трудился и его отец. Молодому композитору повезло, количество заказов значительно увеличилось. Но так продолжалось недолго, пока был жив старый епископ, а после его смерти место занял новый, и обстановка при дворе перестала быть комфортной. В 1777-м Леопольд Моцарт обратился к новому епископу, и выпросил для своего гениального сына поездку в Париж и в несколько крупных немецких городов. Этот вояж помог Вольфгангу вырваться из рутины, дал ему глоток свежего воздуха.
В те годы семью Моцартов преследовали большие финансовые проблемы, и сопровождать Вольфганга довелось одной матери. Подросший гений снова выступал с концертами, он исполнял собственную музыку, которая очень отличалась от традиционной классической музыки той эпохи. Да и сам подросток уже не вызывал того умиления, какое испытывали зрители, когда он был малышом. Поэтому в этот раз музыканта ждал более холодный прием. Продолжительная и безуспешная поездка сильно подкосила здоровье матери композитора, и она умерла в Париже. Вольфганг вернулся в родной город.
Какие инструменты Прокофьев играл
Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…
Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.
С. Прокофьев
Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).
На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт , за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист , Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.
В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам — Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения — оперы « Любовь к трем апельсинам » (1919), « Огненный ангел » (1927); балеты « Стальной скок » (1925, навеян революционными событиями в России), « Блудный сын » (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.
В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. …Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», — писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.
С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров — балет « Ромео и Джульетта » по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу « Обручение в монастыре » («Дуэнья», по Р. Шеридану — 1940); кантаты « Александр Невский » (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст « Петя и волк » с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес « Детская музыка » (1935).
В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку « Золушка ». Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею « Война и мир » по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».
В каких жанрах музыки он работал
Творчество И. С. Баха – грандиозное завершение эпохи барокко в музыке, обобщение опыта многих поколений немецких, французских и итальянских композиторов. Оно объединило в себе достижения как духовной традиции (благодаря деятельности М. Лютера музыка и особенно протестантский хорал стали важнейшей частью образования, воспитания и церковной службы), так и светской, в том числе придворной. Бах работал практически во всех жанрах немецкой музыки 1-й половины 18 в. (кроме оперы). Количественно доминируют жанры церковной (духовной) музыки – свыше 750 вокально-инструментальных (кантаты, оратории, пассионы, мессы, Магнификат , мотеты , духовные песни) и органных сочинений. Значительная часть созданного Бахом в области вокально-инструментальных жанров утеряна: из 5 годовых кантатных циклов на все воскресные и праздничные дни сохранились лишь первые два (около 200 кантат).
Влияния светской (в том числе оперной) и церковной традиций скрестились в кантатах; большинство их открывается полифонически разработанным вводным хором , как правило построенным на мелодии хорала, и завершается простым 4-голосным пением того же хорала (вероятно, предполагалось участие прихожан). Средними и связующими частями служат сольные арии да капо в итальянском стиле (также вокальные ансамбли) в сопровождении оркестра и/или солирующих инструментов, речитативы , ариозо , хоры, в том числе свободные от хоральной основы. Те же композиционные принципы лежат в основе «Страстей по Иоанну» BWV 245 (1724), «Страстей по Матфею» BWV 244 (1727) и «Рождественской оратории» BWV 248 (1734; представляет собой цикл из 6 кантат) – их многоплановая драматургия включает монументальные хоры, хоралы, арии на свободно сочинённые стихи и короткие хоровые реплики на тексты Евангелий, а также речитативы рассказчика-евангелиста. Месса h-moll BWV 232 (1749) – величественное произведение с латинским текстом (версия латинского ординария из лейпцигского лютеранского песенника, 1681), поистине вселенское по духовному значению.
Какие известные произведения навсегда остались в его репертуаре
Количество выездных российских туристов за пять лет (с 2013 по 2018 год) снизилось на 21%. Если в 2013 году россияне совершили 45,2 млн поездок, то в 2018-м — 35,8 млн. В прошлом году главными направлениями путешествий для соотечественников стали Турция, Германия, Таиланд, Италия и Испания. Такие данные приводит исследовательская компания Euromonitor International.
Иностранцы стали чаще приезжать в Россию. Количество турпоездок в нашу страну выросло на 10%. Особенно популярна Россия у жителей Южной Кореи (+44%) и Китая (+14%). Также много приезжает немцев, американцев и израильтян.
Аналитики Euromonitor International ожидают, что выездной поток из России будет расти в среднем на 3% в год и к 2023 году достигнет 45 млн поездок. Должен усилиться и въездной туризм — в среднем на 5% в год, до 32 млн поездок.
В целом, по данным исследователей, в прошлом году в мире было совершено 1,4 млрд туристических поездок (+5%). Чаще всего туристы выбирали Азию (+8%). В денежном выражении рынок туризма вырос до 2,5 трлн долларов.
Самыми активными туристами остаются граждане США. За 5 лет выездной турпоток из этой страны вырос на 44%. В прошлом году американцы совершили 115,3 млн поездок. Также часто путешествуют китайцы (+68%, 98 млн поездок), англичане (+22%, 88,3 млн поездок), немцы (+21%, 11 млн поездок) и французы (+20%, 52,2 млн поездок).
© «Коммерсантъ»
Вместе с увеличением количества поездок растут и расходы туристов. Если для жителей Западной Европы путешествия стали на 20% дороже, то для России — на 11%.
Среди основных тенденций, которые характеризуют туристический рынок, аналитики Euromonitor International выделили: рост доли продаж в интернете, распространение осознанного потребления и заботы об окружающей среде и другие, исчезновение границ между индустриями и форматами (к примеру, Ikea открыла собственный отель ) и так далее.
Напомним, что, по данным Ассоциации туроператоров России, в 2018 годувыросло на 6% по сравнению с 2017 годом. Почти треть поездок была сделана в страны бывшего СНГ (Казахстан, Молдову, Грузию, Армению и другие) с нетуристическими целями.
Власти между тем прилагают усилия, чтобы все больше граждан ездили не за границу, а путешествовали внутри страны. В частности, в Госдуму был внесен законопроектдля молодых туристов для поездок по стране. Регионамна развитие туристической инфраструктуры. Специалисты собираются развивать. Но вместе с этим в некоторых регионах страны уже введен, а в правительстве обсуждается возможность введения еще одного.
В каких странах он больше всего путешествовал
После завершения обучения в Петербургской консерватории Чайковский принял предложение о работе в Московской консерватории, которая была недавно основана братьями Рубинштейнами. В Москве он занимал должность профессора теории гармонии и инструментовки.
Этот период в жизни Чайковского был чрезвычайно продуктивным. Он создал множество произведений, которые впоследствии стали классикой мировой музыки. В эти годы были написаны оперы “Воевода” и “Опричник”, а также симфонии “Маленькая Русская” и “Тридцатилетний”.
Московский период также был отмечен его активной педагогической деятельностью. Чайковский был не только талантливым композитором, но и выдающимся педагогом. Его студенты часто отмечали его глубокие знания, методы преподавания и способность вдохновлять молодых музыкантов.
В Москве Чайковский также укрепил свои связи с музыкальным сообществом России. Он стал активным участником музыкальной жизни города, участвовал в концертах, сотрудничал с другими композиторами и исполнителями. Его дружба с такими выдающимися личностями, как Николай Рубинштейн и Сергей Танеев, оказала значительное влияние на его творческое развитие.
Однако, несмотря на профессиональные успехи, личная жизнь Чайковского в эти годы была полна трудностей. Его короткий брак с Антониной Милюковой, который завершился разводом, и сложные отношения с близкими друзьями и коллегами часто ставили его перед трудными жизненными выборами. Но, несмотря на все препятствия, Чайковский продолжал творить, оставляя после себя невероятное музыкальное наследие.
Какими были его отношения с другими композиторами своего времени
- Его мать, поразительно красивую женщину, выдали замуж в 14 лет. Будущий отец великого русского писателя был в два раза старше, чем она.
- Своё имя Николай Гоголь получил в честь Святителя Николая.
- Род Гоголей восходил к украинским казакам, в частности, к знаменитому гетману Остапу Гоголю.
- Всего в семье Гоголей было 12 детей. Николай появился на свет третьим. Двое братьев родились мертвыми, еще один умер в раннем детстве, а вот Николай, несмотря на слабое здоровье, выжил и благополучно вырос.
- Отец Гоголя писал пьесы для домашнего театра. Именно это, вероятно, предопределило наклонности будущего писателя.
- Согласно сохранившимся свидетельствам, в процессе учёбы Николаю Гоголю никогда не давались иностранные языки.
- Писатель обладал феноменальной памятью, с лёгкостью запоминая огромные объёмы информации.
- Любимым предметом Гоголя во время учёбы была русская словесность. Причём его преподаватель постоянно критиковал творчество Пушкина и Жуковского, что, естественно, лишь усиливало интерес к ним ( интересные факты о Жуковском ).
- Николай Гоголь с юных лет увлекался шитьем и вязанием – он кроил и шил чудесные платья, которые дарил сестрам, а также шейные платки для себя.
- Когда Гоголь был еще маленьким, мать в красках описала ему Страшный Суд и ад, рассказывая о наказании грешников и вознаграждении добродетельных людей в загробном мире. Эти истории произвели на мальчика неизгладимое впечатление, наложив отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
- В 5 лет Гоголь утопил в пруду кошку, так как в пустом и темном доме она его напугала. Потом мальчика начала мучить совесть, и он рассказал о постыдном поступке отцу, который его высек.
- Сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал Александр Пушкин, причем в основу этой истории легли реальные события, произошедшие в Новгородской губернии. Пушкин также уговорил Гоголя не бросать пьесу, хотя он не раз подумывал это сделать ( интересные факты о Пушкине ).
- Ребенком Николай Гоголь много рисовал, но родным его рисунки казались странными и бездарными, поэтому больше к живописи он не возвращался.
- В молодости Гоголь, переехав в Петербург, был неприятно удивлён его дороговизной. Чтобы заработать, он даже пытался стать актёром театра и чиновником.
- Первой публикацией Гоголя стала поэма «Ганц Кюхельгартен», изданная им под псевдонимом «В. Алов», но критики восприняли её холодно. Разочарованный писатель выкупил весь оставшийся в продаже тираж и уничтожил его.