Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Лермонтов среди звезд: как поэт находится на небесах

21.01.2025 в 18:50

Лермонтов среди звезд: как поэт находится на небесах

К 170-летию со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова

Как удивительна судьба великих русских поэтов, которые раз за разом, начиная с Г.Р. Державина, передавали в той или иной форме свою поэтическую эстафету идущим следом гениям и талантам. Именно стихотворение «Смерть Поэта», написанное через несколько часов после известия о кончине А.С. Пушкина, не только прославило 22-х летнего поэта Михаила Лермонтова, но и круто изменило его судьбу. Течению жизни поэта теперь суждено было повернуться на Восток, ибо Николай I приказал перевести его в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе.

Откуда было знать императору, что такая опала, словно по Крылову, пришлась как нельзя кстати: «И Щуку бросили - в реку!» Ведь Лермонтов бредил Кавказом с самых юных лет, посетив этот дивный край в 1820 и 1825 годах. В 1830 г. он признавался:

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В 1833-1834 гг. из северного далёка, мечтая «бродить средь милых, дальных скал», в поэме «Аул Бастунджи» Лермонтов ещё раз в преклонении перед Кавказом, этим «краем надзвёздным», «суровым краем свободы»:

Тебе, Кавказ, - суровый царь земли -

Я снова посвящаю стих небрежный:

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной!

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере в стране тебе чужой

Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!..

Лермонтов относил начало своей поэтической деятельности к 1828 г., и показательно, что первыми поэмами, написанными им в том году, стали поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». Поэт просто рвался на Кавказ, видя себя в схватках и сражениях и тем самым предвосхищая свою судьбу:

Не могу на родине томиться,

Прочь отсель, туда, в кровавый бой.

Там, быть может, перестанет биться

Это сердце, полное тобой.

Нет, я не прошу твоей любови,

Нет, не знай губительных страстей;

Видеть смерть мне надо, надо крови,

Чтоб залить огонь в груди моей.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Какие небесные тела можно увидеть в стихотворении Лермонтова "Лермонтов по среди небесных тел"

Ответ: В стихотворении Лермонтова "Лермонтов по среди небесных тел" можно увидеть несколько небесных тел. Среди них есть Солнце, Луна, планеты и звёзды. Лермонтов описывает их как "бескрайний мир", который он хочет объединить со своим именем.

Вопрос 2: Какие эмоции вызывает стихотворение "Лермонтов по среди небесных тел"

Ответ: Стихотворение "Лермонтов по среди небесных тел" вызывает чувство гордости и самоуважения. Лермонтов говорит о своём искусстве и о том, что он хочет оставить свой след в мире. Он также говорит о своей любви к жизни и о том, что он хочет быть частью вселенной.

Вопрос 3: Какие символы использует Лермонтов в своём стихотворении

Ответ: Лермонтов использует несколько символов в своём стихотворении. Он описывает Солнце, Луну и звёзды как символы своего искусства. Он также говорит о своей любви к жизни и о том, что он хочет быть частью вселенной.

Вопрос 4: Какие мотивы можно обнаружить в стихотворении "Лермонтов по среди небесных тел"

Ответ: В стихотворении "Лермонтов по среди небесных тел" можно обнаружить несколько мотивов. Один из них - это тема любви к жизни. Лермонтов говорит о своей любви к жизни и о том, что он хочет быть частью вселенной. Другой мотив - это тема гордости и самоуважения. Лермонтов говорит о своём искусстве и о том, что он хочет оставить свой след в мире.

Вопрос 5: Как Лермонтов описывает своё искусство в своём стихотворении

Ответ: Лермонтов описывает своё искусство как "бескрайний мир", который он хочет объединить со своим именем. Он говорит о своей любви к жизни и о том, что он хочет быть частью вселенной. Он также говорит о своей гордости и самоуважении и о том, что он хочет оставить свой след в мире.

Вопрос 6: Как Лермонтов описывает свою жизнь в своём стихотворении

Ответ: Лермонтов описывает свою жизнь как "бескрайний мир", который он хочет объединить со своим именем. Он говорит о своей любви к жизни и о том, что он хочет быть частью вселенной. Он также говорит о своей гордости и самоуважении и о том, что он хочет оставить свой след в мире.

Вопрос 7: Как Лермонтов описывает свою связь с миром в своём стихотворении

Ответ: Лермонтов описывает свою связь с миром как "бескрайний мир", который он хочет объединить со своим именем. Он говорит о своей любви к жизни и о том, что он хочет быть частью вселенной. Он также говорит о своей гордости и самоуважении и о том, что он хочет оставить свой след в мире.

Что означает "Лермонтов по среди небесных тел"

Эпиграф:
"И в небесах я вижу Бога"
(М.Ю. Лермонтов)
Михаил Лермонтов является одним из тех немногих поэтов, которые не разучились видеть в небесах Бога и Его ангелов. Для него звёзды по прежнему умеют беседовать между собой, а пролетающая мимо комета приветливо улыбается херувиму.
Так видеть небо могут только дети, святые и ангелы. Небо Лермонтова чисто как детская молитва, а "далёкие звёзды" в нём "ясны, как счастье ребёнка". Этим небесным счастьем он щедро делится с нами как Маленький принц.
В небе как и на земле для него всё живое: "и тучи, и месяц и звёзды". И всё находится в таинственном общении друг с другом: земное с небесным, небесное с земным:
- тучка золотая ночует на груди утёса-великана;
- "по небу полуночи" пролетает ангел, несуший в своих объятиях молодую душу "для мира печали и слез", то есть для рождения на земле;
- три пальмы ропщут на Бога;
- "Летают сны-мучители // Над грешными людьми,
- И ангелы-хранители // Беседуют с детьми."
Наконец, когда подходит срок, Божий ангел забирает драгоценную душу в обитель света. Об этом поэт просит в своей «Молитве» Божию Матерь:
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
И никакие силы зла не могут помешать свершиться милосердной воле Божией. Вот что отвечает ангел, несущий душу Тамары, демону, преградившему ему дорогу:
Но час суда теперь настал —
И благо божие решенье!
Дни испытания прошли;
С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.
Узнай! давно ее мы ждали!
Ее душа была из тех,
Которых жизнь — одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех:
Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны их,
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них!
Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои…
Она страдала и любила —
И рай открылся для любви!»
Возможно, считая себя недостойным рая, Лермонтов видит своё истинное счастье среди небесных звёзд:
Люди друг к другу
Зависть питают:
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы желал.*
Его манят "Кочующие караваны // В пространстве брошенных светил."
Лермонтов предвосхищает Ханса Кристиана Андерсена, Оскара Уайльда и Антуана де Cент-Экзюпери в своём по-детски чистом восприятии духовного мира в небесах. В этом светлом восприятии неба он преодолевает своего демона. Это преодоление привносит особый драматизм в лермонтовскую мистерию горнего и дольнего миров.
Михаилу Врубелю удалось точно передать этот драматизм в своих картинах и иллюстрациях к поэме "Демон", но он не показал п р е о д о л е н и я. А оно было. То же самое касается и статьи Владимира Сергеевича Соловьёва о Лермонтове («Лермонтов»).
-----------------------
* Почему Лермонтову небо так безмерно дорого и близко? Потому что там нет притворства и лжи.

Как Лермонтов связан с небесными телами

Одно из последних стихотворений Михаила Юрьевича наряду со «Сном» признано предвестником его погибели. В нём не описываются подробности кончины поэта, но всё произведение пронизано обречённостью, одиночеством, неизбежностью смерти и даже её желанием, чтобы «забыться и заснуть», чтобы достичь наконец «свободы и покоя». Разумеется, речь идёт о «Выхожу один я на дорогу».
Грусть поэта, облачённая в стройные строки вкрадчивых слов, не может не передаться читателю, не предложить и ему размышления о его собственной смерти, о смерти в целом, о смерти этого печального служителя муз. Как же автору удалось столь точно выразить своё состояние?
Сначала лирический герой наслаждается ночным тихим пейзажем, гармонией природы на небе и на земле, и, казалось бы, сам спокоен и счастлив, но вот он вопрошает: «Что же мне так больно и так трудно?» Сам рассказчик недоумевает, отчего вокруг «торжественно и чудно», а ему впору в могилу лезть. Вместе с ним озадачиваемся и мы. На контрасте равновесия окружающего мира и конфликта мира внутреннего впечатления усиливаются; в конце Лермонтов вновь возвращает нас к природе, увеличивая противопоставление. Противоположные эмоции возрастают с помощью риторических вопросов («Жду ль чего?»), восклицательных предложений («В небесах торжественно и чудно!»), инверсии («не жаль мне прошлого ничуть»), повторов («Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея…»), эпитетов («холодным сном могилы») тетрадь
Стихотворений Михаила Юрьевича. К примеру, «Как часто, пёстрою толпою окружён», казалось бы, рассказывает о том же самом. Значительная разница заключается в том, что поэт пребывает в противной ему атмосфере, душевный разлад понятен, если не очевиден. Вообще, почти все стихотворения Лермонтова написаны в одном настроении или не в столь контрастных чувствах, но не это, что и делает его несколько особенным.
Рассказчик выходит один на кремнистый путь. Вряд ли этот путь физический, скорее, это метафора жизненного пути, трудного, потому кремнистого, одинокого, потому путник один. Дуб, под которым предпочёл бы он покоиться после смерти, является символом крепости жизни. Возможно, стоит воспринимать это, как уверенность в продолжении жизни после смерти – жизни в последствии свершённых деяний, в стихах поэта.
Некоторые считают, что главное в стихотворении – ощущение гармонии душевного состояния природы. Но более убедительная позиция в выборе темы – разлад и противостояние внутреннего «я» и внешней реальности. Ведь душевным терзанием героя посвящено столько же строк, чем картине природы, они занимаю основную часть, в то время как пейзажи открывают и закрывают стихотворение, имеют в фундаменте не столько саму природу, сколько символы, взятые из неё. Тот или иной душевный разлад переживает каждый из нас, может быть, именно поэтому «Выхожу один я на дорогу» считается одним из лучших стихотворений Михаила Юрьевича.

Какие небесные тела связаны с Лермонтовым

Биография Лермонтова слишком коротка и хрестоматийна, чтобы здесь подробно на ней останавливаться: родился 3(15) октября 1814-го в Москве, в 1837-м написал своё самое знаменитое стихотворение «Смерть поэта» и переведён служить на Кавказ; в июле 1841-го убит на дуэли «тупым служакой» МАРТЫНОВЫМ (который, правда, всю оставшуюся жизнь в день гибели Лермонтова, 15 (27) июля, страшно напивался, корил себя и плакал).

Один из якорей лермонтовской легенды — это, конечно, привязка к гибели ПУШКИНА и последующее утверждение Лермонтова в роли первого поэта империи. Существует мнение, что если бы не смерть А.С.П. и громадный общественный резонанс, вызванный знаменитыми строками в память «солнца русской поэзии», Лермонтов не «выстрелил» бы и остался не более чем салонным поэтом. Едва ли это так: масштаб дарования М.Ю. поистине громаден, однако мало ли крупных поэтов ушло, так и не заняв по-настоящему достойного места в литературе?..

Один из самых живучих мифов о Лермонтове — это слова Николая ПЕР­ВОГО , якобы сказанные по поводу известий о гибели поэта на дуэли: «Собаке собачья смерть». Император, конечно, имел много оснований недолюбливать М.Ю., однако более правдоподобной представляется другая версия о реакции Николая Павловича на смерть поэта: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит!» — встревоженно сказал царь царедворцам.

У главы государства, по свидетельствам современников, были личные основания и для первого, и для второго заявления. Начнём с того, что царя чрезвычайно оскорбило то, что Лермонтов считал виновным в смерти Пушкина лично его, Николая I. Это обвинение в очень резкой форме изложено в «Смерти поэта». Между тем известно, что Лермонтов с Пушкиным знаком не был, обстоятельства его гибели знал понаслышке, со слов общих знакомых, между тем как Николай велел передать умирающему А.С.П. записку со словами «О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки» и заплатил громадные долги поэта. Далее. В феврале 1840-го Михаил Юрьевич, уже имея «первое предупреждение» власти, затеял дуэль с сыном французского посла в России Эрнестом де БАРАНТОМ . (Один из главных советских литературоведов Ираклий АНДРОНИКОВ отмечал, что «дуэль была подстроена аристократией», а не сам М.Ю. в свойственной ему милой манере спровоцировал конфликт. — Авт.) После несостоявшегося заклания упрямого Баранта Лермонтов — автор не только «Смерти поэта» и идеолого-диверсионного стихотворения «Прощай, немытая Россия», но и вполне верноподданнического «Опять, народные витии» — был отправлен в страшную ссылку на курорты Северного Кавказа: «…ибо в то время это было единственное место ратных подвигов нашей гвардейской молодёжи, и туда устремлены были взоры и мысли высшего светского общества», — пишет декабрист Александр МУРАВЬЁВ .

Как Лермонтов повлиял на астрономию

Крымская обсерватория — одна из старейших в России. Её основал в самом начале ХХ века на горе Кошка возле посёлка Симеиз астроном-любитель Николай Мальцов. В годы войны обсерватория была практически полностью разрушена, однако уже через месяц после Победы Советское правительство приняло решение о её восстановлении — лишнее доказательство тому, какое значение придавали власти страны этому объекту. Было решено, что главная база крымских астрономов расположится в Центральном Крыму, где астроклимат больше подходит для наблюдений, — специально для этого и был построен посёлок Научный, а в Симеизе осталась лаборатория радиоастрономии.

В 1960 году в Научном был построен крупнейший советский и европейский телескоп, который получил имя первого директора обсерватории академика Григория Шайна. 

Космические рекорды Крыма - В 1959 году на командно-измерительном пункте на горе Кошка под руководством Сергея Королёва и Мстислава Келдыша были получены первые в истории человечества фотографии обратной стороны Луны, сделанные со станции «Луна-3».
— В 1962 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв провёл с наземного измерительного пункта №10 в Школьном первый в мире сеанс радиосвязи с находившимся на околоземной орбите космонавтом Павлом Поповичем.

По количеству открытых космических объектов с крымскими астрономами может равняться мало кто не только в России, но и в мире. Многие годы в обсерватории работала специальная группа под руководством супругов Черных — Николая Степановича и Людмилы Ивановны, которая занималась открытием астероидов. Всего они открыли более 1200 малых планет. По традиции тот, кто открыл астероид, имеет право дать ему имя — так на околоземной орбите появились «звезды Русского мира» — малые планеты Королёв, Лобачевский, Ландау, Келдыш, Курчатов, Менделеев, Вернадский, Вавилов, Лихачёв, Обручев, Туполев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов, Шолохов, Блок, Есенин, Шукшин, Лев Толстой, Грибоедов, братья Стругацкие, Ахматова, Вертинский, Тургенев, Шаламов, Достоевский, Мандельштам, Булгаков, Пастернак, Цветаева, Куприн, Карамзин, Бунин, Лесков, Солженицын, Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович, Высоцкий, Шаляпин, Визбор, Папанов, Тарковский, Гайдай, Рязанов.

Сегодня ученики Николая Степановича и Людмилы Ивановны Василий Румянцев и Вадим Бирюков занимаются поиском и изучением «особо опасных астероидов», сближающихся с Землей. Важность этой работы легко уяснить, вспомнив реальные истории о Тунгусском или Челябинском метеоритах или посмотрев один из многочисленных фантастических фильмов вроде «Армагеддона».

Другое традиционное направление деятельности Крымской обсерватории — исследования Солнца. «Эта работа имеет как теоретическое, так и прикладное значение, — рассказывает директор обсерватории Алла Николаевна Ростопчина-Шаховская. — Ведь вспышка на Солнце может привести не только к выходу из строя электронного оборудования, но и к гибели находящихся на орбите космонавтов».

Какие астрономические открытия связаны с Лермонтовым

I.

Лермонтов — все еще спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко-литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества. Это — судьба почти всякого большего писателя. Художественные создания суггестивно вызывают в каждом из нас свой ряд эмоций и мыслей, и уже одно это обстоятельство в значительной степени предопределяет различия в наших суждениях о писателе. Интуиция, здесь законная более, чем где-либо, нередко с успехом вступает в борьбу с логикой аргументов. Всего сильнее чувствуется это при оценке лирических поэтов. Нелегко уловить рельеф дюн, поверхность которых то и дело изменяется под давлением ветра: так же трудно бывает порою уловить твердую сердцевину лирической поэзии с её капризным перебоем чувств и настроений. Лермонтов в этом отношении, несомненно, представляет значительные трудности. Еще Белинский, анализируя стихотворения Лермонтова, нашел в них «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия»: «несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб, елейное благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, хмельные обаяния жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слезы, как звук за звуком, льющиеся в полноте умирённого бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, чувство матери, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, полнота упивающегося роскошью бытия духа, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева — все, все в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад»… Такая расточительная роскошь и такое неизмеримое богатство идей и образов! И хочется спросить себя: «Где же тут полнее всего выражается душа Лермонтова? что можно считать основным в этом разнообразии мотивов?» Хочется свои интуитивные восприятия прояснить логикой аргументов. По отношению к Лермонтову сущность вопроса сводится к определению философского смысла его поэзии. Правда, В.О. Ключевский (в статье «Грусть») не советовал нам искать у Лермонтова «того поэтического света, какой бросает поэт-философ на мироздание, чтобы по-своему осветить соотношение его частей, их стройность или нескладицу», и утверждал, что «у него нет поисков смысла жизни», что он — «поэт не миросозерцания, а настроения», что «поэзия Лермонтова — только настроение без притязания осветить мир каким-либо философским или поэтическим светом, расшириться в цельное миросозерцание». Но если у поэта, действительно, нет цельного миросозерцания, у него могут быть элементы миросозерцания, и важно выяснить эти элементы и их сочетание, определяемое психологией поэта, которая во всех подобных случаях должна служить для исследователя руководящим компасом. Наконец, самое «настроение» поэта, его поэтическая концепция мира уже есть философия. в сущности каждый истинный поэт философ. Философ даже и в том случае, если он не знаком ни с одной философской книгой. Философично само поэтическое созерцание. Душа поэта — призматический кристалл, в котором преломляется его мироощущение. У поэта — своя, непосредственная философия, которая может обладать даже большой внутренней убедительностью, если он сумеет очаровать нас своими образами и звуками. Имел ли известный шеллингианец, проф. М. Г. Павлов, какое-нибудь влияние на Лермонтова или не имел никакого, все равно мы в праве искать философского содержания в его поэзии. «Музыка моего сердца», писал Лермонтов в одной заметке 1830 г., «была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепьяно, чтоб они не возмутили моего слуха». Для поэта мир — величественная арфа, настроенная в тон «музыке» его сердца. Лермонтов дорожит музыкой своего сердца и инстинктивно ищет гармонии в мироздании. в этом смысле у него есть своя философия. её предметом является вековечная проблема о земле и небе , как двух стихиях нравственного бытия человека. Наша литературная критика уже не раз говорила об «элементах немецкого идеалистического романтизма» в поэзии Лермонтова (Коробка), об его «громадном тяготении к сверхчувственному миру» (Андреевский), об его «поэтическом лунатизме» (Спасович), об его мистическом «движении — оттуда сюда» (Мережковский) и пр. Разобраться в этом вопросе первостепенной важности значит открыть тот внутренний свет, который озаряет все мотивы и образы в поэзии Лермонтова, значит найти золотые нити в сложной ткани его творчества.

Как Лермонтов изображал небесные тела в своих произведениях

    Краткий

    1. Автор и название стихотворения. История создания :
    Автор — Михаил Юрьевич Лермонтов. Название стихотворения — "Небо и звезды". Стихотворение написано в 1832 году. Оно принадлежит к раннему периоду творчества поэта, когда он часто обращался к философским и романтическим темам. В стихотворении Лермонтов размышляет о разнице между человеком и вечными природными объектами, такими как звезды. Точное адресат стихотворения не известен.

       

    2. Жанр :
    Стихотворение можно отнести к жанру философской лирики. Лирический герой размышляет о своем месте в мире, сопоставляя свое человеческое существование с вечностью и красотой звезд. Этот жанр подходит, так как стихотворение выражает глубокие размышления о жизни, зависти и стремлении к недостижимому.

       

    3. Тема стихотворения :
    Тема стихотворения — это философские размышления о человеческом существовании и несовершенстве по сравнению с гармонией природы, представленной в образах неба и звезд. Лирический герой испытывает чувство зависти к звездам, которые символизируют вечное спокойствие и гармонию. Герой осознает, что он — человек, и не может достичь этой гармонии.
    Стихотворение посвящено разнице между людьми и вечными небесными телами.

       

    4. Настроение стихотворения :
    В стихотворении царит меланхоличное, задумчивое настроение. Оно не меняется на протяжении стихотворения, оставаясь глубоким и спокойным. Лирический герой выражает тоску и неудовлетворенность своей человеческой природой, в отличие от ясных звезд, которые символизируют недосягаемое счастье и вечность. Настроение выражено через такие средства, как противопоставление звезд и человека, риторические вопросы и восклицания. Например, строки "Чем ты несчастлив?" и "Звезды и небо! — а я человек!.." подчеркивают это чувство отдаленности и невозможности достичь звёздной гармонии.

       

    5. Композиция :
    Стихотворение состоит из двух основных частей.

    В первой части (строки 1-5) описывается картина ясного неба и далеких звезд, которые ассоциируются со счастьем и чистотой. Герой выражает своё желание быть похожим на звезды, ощущать их спокойствие.

       

    Во второй части (строки 6-14) герой осознает своё несчастье как человека. Он противопоставляет себя звездам, акцентируя внимание на том, что люди питают зависть друг к другу, а он завидует звездам.
    Композиция усиливает философскую тему: сначала спокойная картина природы, затем размышления о внутреннем конфликте героя.
    Картины: в первой части мне представляется ясное, безоблачное небо с мерцающими звездами, которые символизируют спокойствие и вечность. Во второй части — лирический герой, который задумчиво смотрит на это небо, осознавая свою человеческую природу.
    Автор использует метафоры и олицетворения: "ясны, как счастье ребенка", "звезды ясны, как счастье мое". Повтор слов "звезды и небо" подчеркивает их важность и отдаленность от человека. Риторический вопрос "Чем ты несчастлив?" акцентирует конфликт героя. Повторы и риторические вопросы усиливают драматизм и глубину размышлений.

       

    6. Размер и рифма :
    Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием (первый слог безударный, второй ударный). Это размер, придающий стихотворению плавное, меланхоличное звучание, соответствующее теме размышлений.

Какие небесные тела упоминаются в произведениях Лермонтова

Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин назвал поэта М.Ю. Лермонтова единственным «космическим» поэтом. Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно/ спит Земля в сиянье голубом…» Позже космонавты именно так и описывали Землю.

12 апреля 1961 года на орбите первым восклицанием  Ю.А. Гагарина было: «Красота-то какая!», а уж потом произносит положенные по программе слова. И, возвратившись домой, первым делом рассказывает: «Земля радовала сочной палитрой красок. Она окружена ореолом нежно-голубоватого цвета. Затем эта полоса постепенно темнеет, становится бирюзовой, синей, фиолетовой и переходит в угольно-черный цвет. Этот переход очень красив и радует глаз…»

Читать далее

Краски неба глазами Лермонтова очень схожи с описанием красок «небесной бездны» Гагарина. Голубой цвет подчеркивает как поэт, так и космонавт. Гагарин восхищается красотой неба, испытывая при этом некую радость, а в стихотворении Лермонтова присутствует грусть.

Небеса Лермонтова – космос, из которого он смотрит на землю. Он завидует звездам. В мире звезд и неба поэт чувствует гармонию, которой так не хватает человеку. Звездное небо – его дом. С вопросами он обращается к звездам, которые далеки и не могут дать ответа. Ответ он дает себе сам – он другой, не такой как все люди, его мечты и стремления идеальны, далеки от земной жизни. Лермонтов верит в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом.

Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» было написано за несколько дней до  15 июля , до дня дуэли и смерти Михаила Юрьевича.
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Мир и покой. В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь.

Лермонтов среди звезд: как поэт находится на небесах

«Выхожу один я на дорогу…» принадлежит «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Как Лермонтов воспринимал астрономию

14 октября 1964 года Анна Ахматова увидела над Невой световой столб. «Это Лермонтов, - сказала она своему другу, - в его годовщину всегда что-то жуткое случается!»
И, действительно, если пройтись по датам:
• 1814- 1914( 100 лет со дня рождения) – Первая мировая война
• 1841- 1941( 100 лет со дня смерти) – Вторая мировая
• 1939-(125 лет)- Финская война
• 1964, октябрь –(150лет)- снятие с должности Хрущева.
• 1989-(175 лет)- распад западной социалистической системы.
• 1991, октябрь – (150 лет со дня смерти) – распад Советского Союза
• 2014 –( 200 лет) Евромайдан и военные действия на Украине; в Великобритании – референдум по поводу отсоединения Шотландии, родины предка Лермонтова - Томаса ЛермОнта.
Кроме того, мистические знаки преследовали поэта уже с рождения:
1. Акушерка, принимая младенца, сказала: «Этот мальчик умрет не своей смертью».
2. Бабушка настояла, чтобы внуку дали имя покойного деда Михаила( хотели Петром), который покончил жизнь самоубийством( принял яд)
3. Первая дуэль состоялась у Лермонтова, как и у Пушкина на Черной речке в феврале с французом.
4. 1841 год также полон мистических совпадений:
• 5 февраля происходит встреча с царем, который принял эту случайность за дерзость и отправил поэта в Тифлис;
• Но Лермонтов предлагает Столыпину перед Тифлисом съездить в Пятигорск, хотя перед этим посетил в Петербурге салон известной гадалки Шарлотты Кирхгоф, к которой ходили в свое время и Пушкин, и Грибоедов. Ее ответ был таков: « В Петербурге тебе больше не бывать и отставки от службы, которая и без того сама собой скоро кончится. Будет тебе другая отставка, после коей уж ни о чем просить не станешь! И будет тебе смерть от человека, который не умеет убивать». И назвала роковую для поэта дату. Столыпин долго отказывается. Тогда Лермонтов предлагает бросить монету: орел – в отряд, решка – Пятигорск. Выпала решка.
• В Пятигорске поэт шутит над Николаем Мартыновым. Играет музыка, но, как назло, в этот момент она смолкает, и Мартынов слышит язвительные слова в свой адрес. И, не умеющий стрелять, вызывает Лермонтова на дуэль.
• Мартынова учат стрелять у барьера. Гроза. Льет дождь. Лермонтов видит, как дрожат руки у Николая, и он, со словами: « Я не хочу стрелять в этого дурака!»- стреляет в воздух. У Мартынова от этой фразы сдают нервы – он стреляет. Поэт умирает с ироничной улыбкой на устах. Предсказание гадалки сбывается.
Николай Мартынов умирает на шестидесятом году и перед смертью просит не хоронить его в фамильном склепе и, более того, не делать никаких надписей на его могиле. Но родные его просьбу не выполняют. И в 1924 году( 110 лет со дня рождения Лермонтова) в имении Мартынова размещается колония бывших беспризорников. Подростки после рассказа им о Лермонтове извлекают из усыпальницы кости убийцы поэта и разбрасывают их по усадьбе.