Лермонтов и космизм в советской поэзии: связи и различия
- Лермонтов и космизм в советской поэзии: связи и различия
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое космизм в советской поэзии
- Как Лермонтов повлиял на космизм в советской поэзии
- Какие работы Лермонтова наиболее сильно повлияли на космизм в советской поэзии
- Какие поэты советской эпохи наиболее проявляли космизм в своих произведениях
Лермонтов и космизм в советской поэзии: связи и различия
Лермонтов, как один из величайших русских поэтов, оставил неизгладимый след в истории русской литературы. Его творчество было не только выразителем духа своего времени, но и предвестником будущих литературных тенденций. Одной из таких тенденций был космизм, который стал одним из основных направлений советской поэзии. В данной статье мы рассмотрим связи и различия между творчеством Лермонтова и космосом в советской поэзии.
Лермонтов и космос
Лермонтов был одним из первых русских поэтов, кто обратился к теме космоса. Его стихотворение "Мцыри" (1837) было одним из первых произведений, в которых были затронуты космические темы. В этом стихотворении Лермонтов обращается к звезде Мцыри, которая была известна своим красным цветом. Поэт сравнивает звезду с кровью, которая течет из раны, и говорит о том, что она светится как знак любви.
Также Лермонтов обращался к теме космоса в своих других произведениях, таких как "Демон" (1829-1839) и "Тамань" (1839-1840). В "Демоне" поэт описывает космическую пустоту, в которой находится демон, а в "Тамани" он говорит о том, что земля - это лишь маленький остров в космическом океане.
Космизм в советской поэзии
Космизм стал одним из основных направлений советской поэзии в первой половине XX века. Он был связан с идеей космической экспансии и освоения космоса. В советской поэзии космос был представлен как символ прогресса и будущего.
Одним из основных представителей космизма в советской поэзии был Владимир Маяковский. В своем стихотворении "Во весь голос" (1922) он говорит о том, что человечество должно освоить космос и стать частью космической цивилизации. В своем стихотворении "Луна" (1924) Маяковский описывает Луну как сим
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое космизм советской поэзии
Ответ: Космизм советской поэзии - это направление в советской поэзии, которое возникло в 1920-х годах и было связано с освоением космоса и космических технологий. Это направление было связано с идеей космического путешествия и освоения космоса, а также с идеей космического прогресса и прогресса человечества в целом.
Вопрос 2: Как связан Лермонтов с космизмом советской поэзии
Ответ: Лермонтов был одним из основоположников космизма советской поэзии. Он был одним из первых поэтов, которые начали писать о космосе и космических путешествиях. Его стихотворение "Космос" было одним из первых стихотворений, в котором были затронуты темы космоса и космического путешествия.
Вопрос 3: Какие другие поэты были связаны с космизмом советской поэзии
Ответ: Другие поэты, которые были связаны с космизмом советской поэзии, включают в себя Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Александра Блока и Андрея Вознесенского. Все они писали о космосе и космических путешествиях, а также о прогрессе человечества в целом.
Вопрос 4: Как повлиял космос на советскую поэзию
Ответ: Космос оказал большое влияние на советскую поэзию. Он стал символом прогресса и прогресса человечества в целом. Космизм советской поэзии был связан с идеей космического путешествия и освоения космоса, а также с идеей космического прогресса и прогресса человечества в целом.
Вопрос 5: Как повлиял космос на советскую культуру в целом
Ответ: Космос оказал большое влияние на советскую культуру в целом. Он стал символом прогресса и прогресса человечества в целом. Космизм советской поэзии был связан с идеей космического путешествия и освоения космоса, а также с идеей космического прогресса и прогресса человечества в целом.
Вопрос 6: Как космос повлиял на советскую литературу
Ответ: Космос оказал большое влияние на советскую литературу. Он стал символом прогресса и прогресса человечества в целом. Космизм советской поэзии был связан с идеей космического путешествия и освоения космоса, а также с идеей космического прогресса и прогресса человечества в целом.
Вопрос 7: Как космос повлиял на советскую киноиндустрию
Ответ: Космос оказал большое влияние на советскую киноиндустрию. Он стал символом прогресса и прогресса человечества в целом. Космизм советской поэзии был связан с идеей космического путешествия и освоения космоса, а также с идеей космического прогресса и прогресса человечества в целом.
Вопрос 8: Как космос повлиял на советскую живопись
Ответ: Космос оказал большое влияние на советскую живопись. Он стал символом прогресса и прогресса человечества в целом. Космизм советской поэзии был связан с идеей космического путешествия и освоения космоса, а также с идеей космического прогресса и прогресса человечества в целом.
Что такое космизм в советской поэзии
КОСМИЗМ — одно из характерных свойств пролетарской поэзии эпохи гражданской войны 1918—1921, позволяющее часто называть К. весь стиль пролетарской поэзии тех лет, что излишне суживает определение этого стиля. К. был распространен в творчестве поэтов Пролеткульта, а затем групп «Кузница» (М. Герасимов, В. Кириллов, В. Александровский, И. Филиппченко, В. Казин и др.) и «Космист» (И. Садофьев, А. Крайский и др.).
К. как характерная черта пролетарского поэтического стиля 1918—1921 вырос из гиперболизма, обусловленного стремлением претворить в образы величие и беспредельную мощь пролетарской революции, впервые победившей в России и разгоравшейся в Европе (напр. восстания спартаковцев, советские республики в Баварии и Венгрии и т. д.). Именно этой задаче служат многочисленные образы космической революции: «Нашей планете найдем мы иной ослепительный путь» (В. Кириллов), «Звезды в ряды построим, в вожжи впряжем луну» (он же), «Воздвигнем на каналах Марса дворец Свободы Мировой» (М. Герасимов) и т. д. и т. п. К космическим же образам толкало и естественное стремление дать новое восприятие природы сквозь призму пролетарской психологии, новый пейзаж.
Такой К., являющийся лишь метафорическим средством передачи идеи величия и мощи международной пролетарской революции, закономерный и для своего времени плодотворный, таил в себе и значительные опасности. При недостаточно тесной связи с повседневной практикой класса, при недостаточной политической закалке, при некритической учобе у символистов К. как метафора легко вырождался в космизм как мировоззрение, в псевдопролетарский пантеизм. Так, Казин тянется к «любви вселенской» и «без ласки человечной не одинок, не одинок».
Переход к мирному строительству в 1921, потребовавший коренного перевооружения пролетарской поэзии, обнаружил банкротство К., породив творческий кризис поэтов, не сумевших отбросить К. и перейти к новому реалистическому творческому методу. Зачинатель нового этапа пролетарской поэзии, Безыменский обрушился на К., призывая поэтов перестать «планеты перекидывать, как комья», и восклицая: «Довольно неба и мудрости вещей». К 1923—1924 К. был преодолен пролетпоэзией окончательно ( см. ,и Пролетарская литература русская).
Библиография: Воронский А., О группе писателей «Кузница», в кн. «Искусство и жизнь»; Ингулов С., На ущербе, «На посту», 1923, I; Дубовской В., О пролетарской литературе; Лелевич Г., Творческие пути пролетарской литературы; Его же, Литературный стиль военного коммунизма, «Литература и марксизм», 1928, II; Полянский Вал., Социальные корни русской поэзии XX в., в кн. «Вопросы современной критики»; Шувалов С., Образы в поэзии Герасимова, в кн. «Семь поэтов», М., 1927.
Как Лермонтов повлиял на космизм в советской поэзии
Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин назвал поэта М.Ю. Лермонтова единственным «космическим» поэтом. Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно/ спит Земля в сиянье голубом…» Позже космонавты именно так и описывали Землю.
12 апреля 1961 года на орбите первым восклицанием Ю.А. Гагарина было: «Красота-то какая!», а уж потом произносит положенные по программе слова. И, возвратившись домой, первым делом рассказывает: «Земля радовала сочной палитрой красок. Она окружена ореолом нежно-голубоватого цвета. Затем эта полоса постепенно темнеет, становится бирюзовой, синей, фиолетовой и переходит в угольно-черный цвет. Этот переход очень красив и радует глаз…»
Читать далееКраски неба глазами Лермонтова очень схожи с описанием красок «небесной бездны» Гагарина. Голубой цвет подчеркивает как поэт, так и космонавт. Гагарин восхищается красотой неба, испытывая при этом некую радость, а в стихотворении Лермонтова присутствует грусть.
Небеса Лермонтова – космос, из которого он смотрит на землю. Он завидует звездам. В мире звезд и неба поэт чувствует гармонию, которой так не хватает человеку. Звездное небо – его дом. С вопросами он обращается к звездам, которые далеки и не могут дать ответа. Ответ он дает себе сам – он другой, не такой как все люди, его мечты и стремления идеальны, далеки от земной жизни. Лермонтов верит в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом.
Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» было написано за несколько дней до 15 июля , до дня дуэли и смерти Михаила Юрьевича.
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Мир и покой. В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь.
«Выхожу один я на дорогу…» принадлежит «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Какие работы Лермонтова наиболее сильно повлияли на космизм в советской поэзии
Космос
в русской поэзии
С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. И на чем только не отправлялись в небеса герои сказок! Алладин на ковре – самолете, Баба Яга в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси – лебеди.
Цель работы:
исследовать лирические произведения , посвященные космической тематике;
определить , какое место тема космоса занимает в русской поэзии;
рассмотреть поэтические образы, связанные с темой космоса.
Задачи 1 этапа
поэтического исследования:
- Исследовать стихотворение М.В Ломоносова « Вечернее размышление о Божьем величестве при случае великого северного сияния».
- Проанализировать стихотворение М.Ю Лермонтова «Выхожу я один на дорогу».
- Сравнить образную картину стихотворения Ф.Ю Тютчева «Последний катаклизм…» с традиционной.
- Рассмотреть стихотворение А.В.Чижевского, посвященное К. Э. Циолковскому.
М.В Ломоносов
«…Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…»
В произведении М.В.Ломоносова «бездна звезд» звучит гармонично, как церковный хор. В его поэзии учёный, познающий мир, исследующий «природу вещей», преклоняет голову перед величием Творца .
М.Ю Лермонтов
… пространство безмерно расширяется, приобретает космический характер за счет того, что опорные предметные детали представляют предельно широкие понятия, взятые из разных географических и природных областей.
Тютчев Ф.И
Поэт предрекает «последний час природы», когда рушится «состав частей земных» и даже то, что уцелело после пожаров. Но обращает на себя внимание слово «зримое» из третьей строчки. В Апокалипсисе погибает только все зримое. Значит, с точки зрения поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую душу.
К. Э. Циолковскому
А.В.Чижевский
Разрабатывались летательные аппараты, чтобы человек мог хотя бы ненадолго оторваться от земли. Как только Земля заняла место в ряду космических тел, сразу же появилась мысль о том, что земная цивилизация не является единственной в космосе.
Какие поэты советской эпохи наиболее проявляли космизм в своих произведениях
Попытка найти определение таким явлениям, как поэзия, творчество всегда будет утопать в разнообразии форм их проявления. Поэтому, коль скоро мы хотим найти общие черты, присущие всем формам творчества, лучше всего обратиться к так называемой поэзии социальной направленности. В России она сформировалась в конце XVIII-начале XIX вв. До начала ХХ в. эта поэзия была просто русской поэзией. О чём бы ни писал поэт, это было социально направленно, и всё, что реально являлось социально направленным, независимо от его ориентации, в поэзии было поэзией.
С начала века ХХ-го, особенно в советский период, поэзия социальной направленности, точнее, социального звучания, кто бы ни говорил в приказном порядке, что «поэзия у нас (у кого?) одна», де-факто стала ведущим направлением поэзии. Притом зачастую не лучшим, обслуживавшим те или иные группы общества, игнорируя другие его группы, зачастую носила антиобщественный, антинациональный характер сообразно этим господствующим группам. Вне сомнения, это было связано с советским режимом. И, тем не менее, явные аналоги имелись уже в конце XIX. в. Это о них И. Бунин в воспоминаниях сказал как о господстве бездушных художников, утвердившемся в 1890-х годах.
Итак, если в XIX в. поэзия была целостной поэзией независимо от темы творчества, то в XX в. мы имеем разрозненный набор отправных точек, равнозначных – и ни к чему не приводящих. Каковы причины этого?
Начнём с того, что основой любого общества является взаимодействие внутреннего мира человека и объективной реальности. Лет 200 назад любая человеческая деятельность без остатка была «топливом» социально-экономических отношений. Впоследствии в силу причин, не относящихся к теме разговора, она расширилась до удовлетворения потребностей внутреннего мира, не связанных напрямую с социально-экономическими отношениями. Вот так человек со всеми своими плюсами и минусами, осознанно и неосознанно сделал общество хаотичным, или считал его таковым, «этим безумным, безумным миром». Противоречие между закономерностями общественного бытия и субъективными представлениями о нём стало основным в конце XIX – начале XXI вв. К тому же Россия является социальным гиперсубъектом, где задают тон не те или иные общественные отношения, а государство как абсолютизированная надстройка. Главенствующие группы, удалившиеся от своей социально-экономической роли, стали произвольно определять и свои потребности, и ориентиры развития общества – от коммуно- до демо-безродности, не считаясь с национальным и социальным большинством, голословно обвиняя его в «тирании», фашизме.