Художественный стиль барокко это. Барокко, как стиль
Художественный стиль барокко это. Барокко, как стиль
Художники в стиле барокко сознательно работали над тем, чтобы отделить себя от художников эпохи Возрождения и периода маньеризма после него. В своей палитре они использовали интенсивные и теплые цвета и, в частности — основные цвета: красный, синий и желтый, часто помещая все три в непосредственной близости. Барочная живопись включает в себя широкий спектр стилей, так как наиболее важная и основная живопись в период, начинающийся примерно с 1600 года и продолжающийся в течение 17-го века, и в начале 18-го века, идентифицируется сегодня как барочная живопись. Наиболее типичными проявлениями барокко в искусстве являются: большой драматизм, насыщенный, глубокий цветом и интенсивные светлые и темные тени. Искусство барокко предназначалось для того, чтобы вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения. В отличие от спокойных лиц картин эпохи Возрождения, лица в картинах барокко четко выражали свои эмоции. Художники часто использовали асимметрию, когда действие происходило вдали от центра изображения, и создавали оси, которые не были ни вертикальными, ни горизонтальными, а наклонялись влево или вправо, создавая ощущение нестабильности и движения. Они усиливали это впечатление движения, когда костюмы персонажей уносились ветром или двигались по собственной траектории. Общие впечатления были от движения. Другим важным элементом живописи барокко была аллегория . Каждая картина рассказывала историю и имела сообщение, часто зашифрованное аллегорическими символами, которые образованный зритель должен был знать и читать.
Барокко архитектура особенности. Барокко — архитектурный стиль
Появление Барокко:
Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.
Краткая характеристика архитектурного стиля барокко:
Характерные черты: симметрия в стиле простор. Очень много лепнины. Сложные поверхности плоскости в зданиях большие новороты в колоннах бешено отделанные потолки с углубленными частями.
Преобладающие цвета: приглушенные пастельные тона; красный розовый белый голубой с желтым акцентом.
Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность прямоугольник овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Форма: сводчатая куполообразная и прямоугольная; башни балконы эркеры.
Элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны пилястры скульптуры лепнина и роспись резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Конструкции: контрастные напряженные динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.
От маньеризма барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. Барокко , тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.
Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров. Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа.
Характерно, что в эпоху Барокко фасады романских церквей переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно выразительными, а готические — оставались в неприкосновенности. Во многих европейских городах старинные соборы имеют башни с новым барочным завершением и такие же барочные порталы, в интерьерах — барочные алтари. И Готику и Барокко объединяет экспрессия, иррациональное понимание архитектурного пространства.
Мастера Барокко:
Борромини (1599—1667), Ювара, Доменико Фонтана (1543—1607), Франческо Каратти (? −1675), Сантино Солари, М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский и другие.
Примеры:
Андреевская церковь,арх. Бартоломео Растрелли, Киев, Украина,1754 год.
Большой Петергофский дворец и большой каскад, Россия.
Екатерининский дворец Браунштейн, Квасов, Чевакинский, Санкт-Петербург, Россия, 1717-1756.
Карлскирхе,Фишер фон Эрлах, Вена, Австрия,1716-1739.
Сан-Карло алле Куатро Фонтане, мастер Франческо Борромини, 1638—1677 гг.
Цвингер ,Пеппельманн, Пермозернач, Дрезден, Германия, XVIIIв.
Церковь Климента Папы Римского, арх.Пьетро-Антонио Трезини,Замоскворечье, Россия.
Церковь Сан-Аньезе,арх.Франческо Борромини, Площадь Навона, Рим, Италия, 1652-1657.
Церковь святой Сусанны, Рим, Италия.
Барокко в живописи
Живопись Барокко (в пер. с ит. – «причудливый») принято называть художественный стиль, преобладавший в искусстве Европы в 16-18 веках.
Именно эта эпоха считается началом триумфа «западной цивилизации».
Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Первоначально изменились мировоззренческие представления о человеке и мироздании, благодаря эпохальным научным открытиям того времени. В дальнейшем возникла необходимость власти создать имитацию собственного величия на фоне материального упадка. Для этого стали использовать художественный стиль, прославляющий могущество знати и церкви. Однако человек стал ощущать себя деятелем и созидателем и уже в сам стиль прорвались дух свободы и чувственность.
Этот художественный стиль возник в Италии, в частности в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Ее территория начинает подвергаться нападению со стороны иностранцев – испанцев и французов. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Церковь и знать стремилась показать свою мощь и состоятельность, но так как денег на это не было, они обратились к сфере искусства. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.
Основными чертами данного стиля являются торжественность, парадность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамичность.
Искусство барокко обладает смелыми контрастными масштабами колористики, тени и света, совмещении фантазии и реальности. Живописи этого направления характерны прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничном и многообразном мире, его непостоянстве.
Человек – это часть мира, сложная личность, которая переживает жизненные конфликты.
Интерьер стали украшать портретами, подчеркивающими положение человека в обществе. Также очень популярны портреты правителей, на которых они изображены с античными Богами. Для барокко также свойственны натюрморты с изображением даров природы.
Художники направления барокко
Известными представителями барокко являются Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Маульберч.
Немного художников, даже выдающихся, заслужили честь быть основоположниками этого стиля в искусстве живописи. Рубенс оказался исключением. Он создал волнующую, живую манеру художественного выражения. Этот способ письма присущ его раннему произведению «Святой Георгий, поражающий дракона». Стиль Рубенса характеризуется показом крупных и тяжелых фигур в действии – они возбуждены и эмоциональны. Его картины наделены огромной энергией.
Никому не удавалось изобразить людей и животных в смертельной схватке так, как Рубенсу.
Раньше художниками изучались прирученные звери, они изображали их вместе с людьми. Эти работы обычно демонстрировали анатомические знания о строении животных. Их образы брали из рассказов Библии или мифов. Воображение художника порождало реальные картины сражающихся людей и зверей в настоящей схватке.
К этому стилю относятся и другие мастера живописи, к примеру, Караваджо и его последователи. Их картины реалистичные и обладают мрачными цветами.
Караваджо – наиболее значимый творец среди итальянских художников.
Его картины основываются на религиозных сюжетах. Им создан контраст эпох между поздней античностью и Новым временем.
В Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Польше, Литве стиль барокко переплетался с тенденциями рококо. Так, во Франции основным стилем 17 века считался классицизм, барокко же считалось до середины столетия побочным течением, но в дальнейшем оба направления объединились в один большой стиль.
В Российской Империи барокко появилось в первой половине 18 века.
Русское барокко не обладало мистицизмом и экзальтацией, характерными для стран Европы, а имело национальные особенности. Русский стиль обладал чувством гордости за государственные успехи и народа. Живопись освободилась от средневековья и религии и обратилась к темам светского общества, к образу человека-деятеля.
Повсеместно эволюция Барокко пришла к грациозности и легкости рококо. Оно переплеталось с этим стилем. А с 1760-ых годов его полностью вытеснил классицизм.
Художниками барокко были открыты новые способы интерпретации формы в пространстве, ее постоянно изменяющейся жизненной динамики. Они активизировали мировоззрение и показали, что жизнь едина с чувственной и телесной сущностью бытия. А трагические конфликты в живописи барокко создавали основу прекрасного.