Жизнь первобытных людей. Начало
Жизнь первобытных людей. Начало
Первобытные люди – это кроманьонцы и неандертальцы. Многие ошибочно полагают, что это один и тот же тип. На самом деле это две параллельные ветви развития человека. Разделение на них произошло свыше 500 миллионов лет назад.
Первый тип берет свое начало в Африке . Второй – предположительно произошел с европейского континента. Именно благодаря этому он имел светлую кожу и рыжеватый цвет волос . Кроманьонцы же были преимущественно темнокожими.
Со временем оба вида начали перемещаться по материкам. Первобытные люди осваивали новые земли и часто выбирали их для дальнейшей жизни. В результате возникли столкновения между двумя видами. Это привело в постепенному истреблению неандертальцев. Последний представитель вида исчез 40 000 лет назад.
Однако это вовсе не означает, что два вида только враждовали. Некоторым из них удавалось успешно создать семьи. Это приводило к рождению общих детей. Этот факт подтвержден археологическими раскопками. Ученым удалось найти останки людей, которые имеют признаки смешения видов.
Постепенно первобытный человек смог преодолеть океан и добраться в Австралию . Это произошло более 50 тысяч лет назад.
Один из самых старых типов – человек прямоходящий. Он появился еще около одного миллиона лет назад. Тип возник в Африке . Его представители образовывали семьи с другими видами.
Небезызвестный «человек разумный» или «хомо сапиенс» возник около 11 000 лет назад.
В венах современных жителей Земли течет кровь первобытных людей. интересные факты о первобытных людях в том, что согласно проведенным исследованиям, наш организм содержит 1-4% ДНК неандертальца.
Древнейшие люди. Основные стадии эволюции человека
К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе
В настоящее время наука располагает значительным числом палеоантропологических, археологических и геологических данных, позволяющих осветить ход антропогенеза (в общих чертах).
Анализ указанной информации дает основание выделить четыре условных стадии (отрезка) антропогенеза, характеризующиеся определенным типом ископаемого человека, уровнем развития материальной культуры и общественных институтов:
1) австралопитеки (предшественники человека);
2) питекантропы (древнейшие люди, архантропы);
3) неандертальцы (древние люди, палеоантропы);
4) человек современного типа, ископаемый и современный (неоантропы).
В соответствии с зоологической систематикой классификация гоминид выглядит следующим образом:
Семейство — Hominidae
Подсемейство Australopithecinae — Австралопитеки
Род Australopithecus — Австралопитек
A. afarensis — А. афарский A. robustus — А. мощный A. boisei — А бойсов и др.
Подсемейство Homininae — Люди
Род Homo — Человек
Н. erectus — Человек выпрямленный
Н. sapiens neanderthalensis — Человек неандертальский разумный
Н. sapiens sapiens — Человек разумный разумный.
Автралопитеки (предшественники человека)
Палеонтологические и современные биологические (в большей степени) данные подтвердили теорию Дарвина о происхождении человека и современных антропологов от общей исходной формы.
Установление конкретного предка гоминоидов остается проблемой для современной науки. Существование его связано с большой, процветавшей в миоцене — плиоцене (миоцен простирается в пределах 22-27 млн лет, плиоцен — в пределах 5-10 млн лет) группой африканских дриопитеков, ведущей начало от олигоценового египтопитека (30 млн лет). В 50-60-х гг. один из дриопитеков — проконсул — выдвигался на роль «модели» общего предка гоминид и понгид. Миоценовые дриопитеки были полуназемными-полудревесными человекообразными обезьянами, обитавшими в условиях влажных тропических, горных или обычных широколиственных лесов, а также районов лесостепи. Находки миоценовых и нижнеплиоценовых дриопитеков известны также в Греции, Венгрии и Грузии.
От общей исходной формы разошлись две ветви эволюции: первая, понгидная, привела спустя много миллионов лет к современным человекообразным обезьянам, вторая, гоминидная, — к появлению, в конечном счете, человека современного анатомического типа. Эти две ветви в течение многих миллионов лет развивались независимо друг от друга в разных адаптивных направлениях. В соответствии с природными и ландшафтными условиями, в каждой из них сформировались специфические черты биологической организации, соответствующие образу жизни.
Обратите внимание
Ветвь высших обезьян эволюировала в направлении приспособления к древесному образу жизни, к локомоции брахиаторного типа со всеми вытекающими отсюда анатомическими особенностями: удлинением передних и укорочением задних конечностей, уменьшением большого пальца кисти, удлинением и сужением костей таза, развитием гребней на черепе, резким преобладанием лицевого отдела черепа над мозговым и т. д.
Человеческая ветвь эволюции, напротив, развивалась в направлении адаптации к наземному образу жизни, прямохождению, освобождению передних конечностей от функции опоры и локомоции, использованию их для употребления природных предметов в качестве орудий, а в дальнейшем — к изготовлению искусственных орудий, что и было решающим в выделении человека из природного мира. Выполнение этих задач требовало удлинения нижних и укорочения верхних конечностей, при этом стопа утрачивала хватательные функции и превращалась в орган опоры выпрямленного тела, бурно развивался головной мозг, главный, координирующий мозговой орган, и соответственно отдел черепа становится преобладающим; отмечается исчезновение гребней, надглазничного валика, образование подбородочного выступа на нижней челюсти и др.
Как первобытные люди занимались этим. Как люди узнали, что от этого бывают дети?
Когда и каким образом человечество смогло узнать, что физическая близость приводит к рождению детей? Связь между этими явлениями не всегда очевидна: от секса дети появляются не всегда, а если появляются, то между интимной близостью и ее последствиями проходит довольно много времени – обычно требуется несколько недель, чтобы появились первые признаки. Поэтому хочется знать – хотя бы приблизительно, на каком этапе развития находился человек, как вид, когда его вдруг «осенило»?
Вообще-то, человек знал об этом с самого начала. И, несмотря на то, что антропологи и биологи-эволюционисты не могут назвать точное время, все имеющиеся доказательства позволяют предполагать, что люди понимали, что между соитием и рождением ребенка существует какая-то связь. Дело в том, что гомо сапиенс продемонстрировал первые заметные признаки своего когнитивного развития где-то между появлением человеческого рода 200 тысяч лет назад и, по всей вероятности, формированием человеческой культуры около 50 тысяч лет назад. Материальных свидетельств этого знания очень мало, однако на одной из дощечек, найденных археологами во время раскопок в районе Чатал-Хююк (Çatalhöyük) (крупнейшее и наиболее хорошо сохранившееся неолитическое поселение, обнаруженное в южной Анатолии в Турции – прим. перев.), похоже, изображено, как люди себе все это представляли в эпоху неолита. На рисунке с одной стороны изображена обнимающаяся пара, а на другой стороне – мать с ребенком. Более основательный вывод можно сделать, исходя из того, что, хотя объяснения механизма зачатия, принятые в различных современных культурных сообществах людей, могут разительно отличаться, все же каждое из них ясно дает понять, что между физической близостью и появлением на свет детей существует, по крайней мере, частичная связь.
Что же касается того, каким образом люди приобрели то, что биолог-антрополог Холли Дансворт (Holly Dunsworth) называет «репродуктивным сознанием», то здесь предположения еще более туманны. Вероятнее всего, они уловили суть вопроса, наблюдая циклы воспроизводства животных и вообще замечая, что женщины, которые не спят с мужчинами, не беременеют. Однако это не означает, что древние люди – а, по правде говоря, и современные тоже – воспринимали или воспринимают это явление с практической, «прикладной» точки зрения – как процесс, во время которого сперматозоид соединяется с яйцеклеткой. Такое понимание доступно только тем, кто достаточно образован в этой области.
Приблизительно в начале 20 века некоторые антропологи, которые работали в таких местах, как Австралия и Новая Гвинея, сообщали, что объекты их исследований не видят связи между половой жизнью и рождением детей. Однако последующие исследования показали, что эти ошибочные сообщения были в лучшем случае полуправдой. Например, в 1927 году Бронислав Малиновски (Bronislaw Malinowski) заявил, что, по мнению жителей островов Тробриан (официальное название – острова Киривина, принадлежащие Папуа-Новой Гвинее – прим. перев.), в зачатии ребенка отец не играет никакой роли. Правда, позднее антропологи, занимавшиеся изучением этой же самой группы людей, услышали от островитян, что мужское семя необходимо для «свертывания» менструальной крови, остановка которой, по их мнению, приводит к образованию зародыша.
И даже при том, что традиционные толкования механизма зачатия, принятые у жителей островов Тробриан, кажутся примитивными и странными, в них все-таки в какой-то мере признается связь между физической близостью и рождением ребенка. И, разумеется, прежде, чем мы, жители Запада, начнем ощущать свое превосходство, следует заметить, что наши преставления о зачатии тоже не отличаются вразумительностью и не соответствуют действительности (во всяком случае, судя по количеству случаев незапланированной беременности в США). Специалист по вопросам феминологии Синтия Эллер (Cynthia Eller) отмечает, что даже допуская, что «возможно, необходимы и еще какие-нибудь события, например, вхождение духовного ребенка через макушку (как у жителей островов Тробриан) или же вселение души в оплодотворенную яйцеклетку (как у католиков) … просто не верится, что женщины рожают детей без какого-либо участия особей мужского пола».
И если мы, люди, по сути дела, всегда как бы понимали, что близость заканчивается роддомом, то сказалось ли это знание на развитии людей как общества? Холли Дансуорт утверждает, что во всем животном мире «репродуктивное сознание» присуще только человеку. Именно благодаря этому особому знанию можно объяснить и возникновение связанных с сексом табу, и наше умение использовать в своих целях репродуктивный потенциал всего живого вокруг – от выведения новых пород собак, до контроля рождаемости людей.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.