Васнецов богатыри интересные факты. Васнецов «Богатыри» - история полотна
Васнецов богатыри интересные факты. Васнецов «Богатыри» - история полотна
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – архитектор и художник, прославившийся своей любовью к былинам и преданиям. В его работах причудливо переплетается реальность и вымысел, погружая зрителя в удивительный мир снов, фантазий, волшебных существ и отважных героев. Некоторые считали, что подобные произведения возрождают национальную культуру, другие же критиковали их «безынтересность». Тем не менее, в 1912 г. мастеру пожаловали дворянство, признав его уникальные заслуги.
Талантливый живописец близко дружил со многими великими художниками своего времени – И. Е. Репиным, И. М. Крамским, В. Д. Поленовым, П. П. Чистяковым, был членом мамонтовского кружка в Абрамцеве (неформального объединения творческой интеллигенции). В 1871 г., при общении с другими мастерами и возникла идея(именно такое название дал ему автор). Вернувшись домой, он немедленно набросал карандашный эскиз, оставив в дневнике описание картины: «Взгорья, простор… дивный сон детства! Нарисовал в единочасье».
Но, несмотря на скорость, с которой появился первый вариант произведения, его завершение потребовало более 20 лет. Уточняя отдельные детали изображения, В. М. Васнецов создал около 20 этюдов маслом: портреты «Голова крестьянина», «Витязь в кольчуге», «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров», пейзажи заповедных земель близ Абрамцева (усадьбы, которая тогда принадлежала промышленнику и филантропу С. И. Мамонтову), рисунки лошадей. А доспехи и оружие мастер скопировал с аутентичных музейных экспонатов.
Наконец, 27 апреля 1898 г. огромное полотно – 295,3х446 см – было окончено. Незадолго до этого художник вручил своему другу, В. Д. Поленову, первый эскиз, выполненный маслом на картоне (27х41 см).
Масштабное произведение тотчас обрело популярность. Сразу же после того, как был нанесён последний штрих, его приобрёл П. М. Третьяков, в чьей галерее холст находится и сегодня. По картине Васнецова придумывали анекдоты и сценические миниатюры – актёры разыгрывали диалоги и забавные сценки между героями. А когда состоялась персональная выставка художника (март-апрель 1899 г.), полотно заняло на ней центральное место.
Рассмотри внимательно картину Васнецова богатыри. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Светлана Анатольевна Кабалина
Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Задачи:
Закреплять знания детей о сказочно-эпическом жанре.
Познакомить с новой картиной В . М. Васнецова « Богатыри » .
Дать детям понятия о средствах выразительности – композиция (размещение изображения на холсте, построение картины ) .
Помочь детям почувствовать замысел художника – сила русского духа, защищённость земли русской.
Развивать эстетические, патриотические чувства.
Воспитывать любовь к земле русской.
Подготовка к занятию:
1. Материалы к занятию: репродукция картины В . Васнецова « Богатыри » , запись музыки Бетховена «5 симфония» , фрагмент.
2. Предварительная работа; чтение русских былин, просмотр диафильма «Илья Муромец» , рассказы из русской истории .
Ход занятия:
- На прошлом занятии мы познакомились с картиной Васнецова «Снегурочка» . К какому жанру мы отнесли эту картину ? Почему?
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной этого жанра . Написал её также В. М. Васнецов . А как она называется вы догадаетесь сами.
Внести картину (восприятие)
- Как вы думаете, художник назвал эту картину ? (… варианты)
- Какими изображены богатыри на картине ?
- Вспомните, как звали богатырей в былинах , которые мы читали?
- Как вы считаете, кто из них Илья Муромец? (Алёша Попович, Добрыня Никитич)
- Как Васнецов изобразил каждого богатыря ?
- Как художник показал нам силу богатырей ?
- В. М, Васнецов , чтобы подчеркнуть силу богатырскую , использовал приём выразительности – композиция. Композиция – размещение изображения на холсте, построение картины . Художник изобразил богатырей крупно на переднем плане, они собой, как бы заслоняют русскую землю.
- А что бы было, если б художник изобразил их вдалеке на заднем плане?
- Что делают богатыри на картине ? Как догадались?
- Жесты и мимика богатырей подсказывает нам , что они готовы в любой момент отразить натиск врагов.
- А что Васнецов изобразил перед конём Алёши Поповича? …
- Маленькие, молоденькие ёлочки, как бы подчёркивают силу, мощь богатырей .
Обобщающий рассказ :
Остановились в чистом поле богатыри . Посреди на вороном коне Илья Муромец. Он зорко смотрит вдаль из-под ладони. В одной руке у него копьё, в другой тяжёлая палица.
Слева на белом коне Добрыня Никитич. Он достаёт булатный меч.
Справа от Ильи – Алёша Попович. Конь под ним золотой масти. В одной руке у него лук, в другой гусли. Алёша и сразиться, горазд, и песни петь любит.
Зорко охраняют богатыри землю русскую , в любой момент готовы они сразиться с врагом. Богатыри стоят на широкой равнине, заслоняя собой всю нашу землю. Вот она – сила русская, богатырская .
Молодые ёлочки впереди – прямые, как свечки, горят чистой зеленью. А вдали холмы, леса – земля родная, Родина.
Васнецов богатыри жанр. «Богатыри»: описание картины. Три богатыря Васнецова – герои былинного эпоса
Виктор Васнецов появился на свет в семье священника. Родиной художника был Вятский край – место, где в то время помнили и свято чтили старинные обряды и обычаи, народные сказания. Воображение мальчика было захвачено поэтикой сказок, былин, песен. В годы учебы в Академии художеств (1868 -1875) Васнецов с жадным интересом изучал историю своего народа, русские героические былины. Одной из первых работ художника стала картина «Витязь», на которой изображен спокойный богатырь, охраняющий границу земли русской. С большим увлечением молодой художник работал над иллюстрациями к сказкам: «Конек-Горбунок», «Жар-птица». Страсть к былинно-сказочному жанру сделала Виктора Васнецова настоящей звездой русской живописи. Его картины – это не просто изображение русской старины, но воспроизведение могучего национального духа и смысла русской истории.
Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецовдал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».Широко раскинулась холмистая, поросшая ковылем да кое-где молоденькими елочками степь. Она и сама, как действующие персонажи, говорит о силе и мужестве русских героев. Заметим это, предваряя описание картины. Три богатыря Васнецова полны готовности встать на защиту родной земли и своего народа.
Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.
Художник понимал свою работу над картиной как «творческий долг, обязательство перед родным народом». Он замечал, что даже в моменты, когда оставлял работу над произведением, к нему всегда «влеклось сердце и тянулась рука». Что же можно разглядеть, пытаясь сделать достаточно глубокое описание картины?
Три богатыря
Васнецова захватывали героические характеры. Создавая эти монументальные образы на холсте, художник стремился наделить их впечатляющей внешностью, запоминающимися чертами. Илья Муромец в центре композиции – неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий – он весь дышит умиротворенной добротой.
Слева от Ильи – Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием. Справа от старших товарищей восседает на коне Алеша, сын ростовского священника. Он легко удерживает в руке лук и поглядывает с хитринкой. В Алеше Поповиче играет молодой задор, и чувствуется, что паренек с азартом бросится в минуту опасности на защиту своих друзей и земли.
Без характеристики коней будет не полным описание картины. Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя. Под Ильей – основательный, упрямый и верный вороной. Горд и полон достоинства белый конь Добрыни. Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.
Композиция и пейзаж
Каждая деталь полна значения, и об этом важно сказать, делая подробное описание картины. Три богатыря Васнецова словно сроднились с пейзажем, тонко передающим героическое настроение картины. Фигуры расположены в центре границы между землей и небом, дует мятежный вольный ветер, над холмами в глубине полотна парит сильная птица. В воздухе есть напряжение и тревога. Но источает уверенность и надежность облик богатырей – ратников и богоугодных людей земли русской.