Причина дуэли Лермонтова и Мартынова. Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство?
- Причина дуэли Лермонтова и Мартынова. Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство?
- Причина дуэли пушкина и Лермонтова. Дуэль Пушкин - Лермонтов или парадоксы альтернативной истории
- Где похоронен Лермонтов. Пятигорский некрополь: место первоначального захоронения Лермонтова
- Дуэль Лермонтова и пушкина. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ
- Кто убил Лермонтова. Фактическая сторона дуэли Лермонтова и Мартынова. Свидетельства очевидцев
- Интересный факт о дуэли Лермонтова. Причина дуэли Лермонтова и Мартынова
Причина дуэли Лермонтова и Мартынова. Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство?
Убит давним приятелем Николаем Мартыновым с десяти шагов, почти в упор (условия дуэли были жёсткими, практически смертельными), «навылет в грудь». Он умер мгновенно. «С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая ещё дымилась рана, по капле кровь точилася моя» - он написал эти строки примерно за месяц до рокового дня. Поистине вместе с гениальностью избранным порой даются и дар пророчества, и мистическая судьба. В 15 лет в коротеньком наброске «Моё завещание» Лермонтов писал, чтобы на его могилу положили камень и «пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие». Оказалось - довольно. Его пронзительно краткая жизнь вместила, кажется, множество судеб. Но ещё более насыщенной оказалась жизнь души - «души, которой столь некстати одарил бог».
Мать его умерла в 21 год - Мише было два. Отца, с которым он виделся сознательно лишь однажды, не стало, когда мальчику было 17, дед покончил с собой от несчастной любви ещё до его рождения. Сильная, властная, богатая, знатная, но не знавшая совершенно женского счастья, бабушка любила внука безумно, хлопоча о любимце своём Мишеньке до последнего: девять месяцев добивалась она высочайшего разрешения императора Николая I о перезахоронении тела Лермонтова из Пятигорска в родовое имение Тарханы.
«Без креста…»
«Это была не дуэль, а убийство», - был уверен Руфин Дорохов , друг Лермонтова, герой войны, храбрец и сам отчаянный дуэлянт, прототип толстовского Долохова из «Войны и мира». То же утверждали после гибели Лермонтова многие из его тогдашнего окружения. Поэт во время дуэли демонстративно поднял вверх пистолет, отказавшись стрелять в противника, но тот жест не оценил и выстрелил в поэта. А ведь дуэль с Мартыновым с самого начала, со стычки друзей на вечере у Верзилиных , всерьёз никто не воспринял. И сам Лермонтов тоже: они были почти ровесники, знакомы и дружны ещё с юнкерской школы в Петербурге. Да и стрелком Мартынов слыл «косым» и меткостью, как и смелостью, не отличался. Перед дуэлью Лермонтов обедал на весёлом дружеском пикнике, с секундантами вышла незадача (двое на обоих дуэлянтов!), повозки отпустили, лекаря не нашли. Зато будто бы не забыли захватить ящик шампанского в уверенности, что друзья помирятся.
Причина дуэли пушкина и Лермонтова. Дуэль Пушкин - Лермонтов или парадоксы альтернативной истории
15 октября Россия вроде бы отмечала 200-летие великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Президент Путин посетил часовню-усыпальницу поэта и возложил цветы к могиле классика. По стране тихо прошли выставки, чтения. Даже Первый канал по окончании двух серий своей семейной саги показал в 12 часов ночи документальный фильм о символе великой русской литературы.
Я тоже не остался в стороне от большого события и сходил в кино, на предпремьерный показ фильма « Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ ». Несмотря на, как я полагаю, скромный бюджет, независимой компании Brave Rabbit удалось создать красивый костюмированный фильм, достойный исторической драмы. Однако у режиссера Дениса Банникова были другие планы на этот реквизит.
Пушкин не погиб от руки Дантеса. Спустя 20 лет он богат, хорошо издается, по-прежнему женат на Гончаровой. Получает заказ от двора на «Историю Дома Романовых». Потеря друга - Чаадаева заставляет поэта искать другого напарника для помпезного произведения. Выбор падает на разорившегося, плохо издающегося, но по-прежнему талантливого майора в отставке Лермонтова. Таковы исходные данные этой исторической фантазии.
Главная ирония фильма в том, что историю России Пушкин и Лермонтов уже и так описали в своих произведениях, так что при любых благоприятных обстоятельствах этот совместный труд был бы излишним.
На экране мы увидим Николая I, Бенкендорфа, Вяземского, Гончарова. Услышим отрывки из продолжения «Горя от ума» в исполнении автора. Да-да, в «Дуэле» и у Грибоедова судьба сложилась иначе. Кульминацией станет сцена батла (рэп) Пушкина и Лермонтова в искусстве изложения слога, итог которого и приведет к дуэли двух великих мастеров. Молодое поколение, возможно, немного позевает на сценах с чтением стихов. Возможно, это ошибка создателей для проката, но не для самого фильма.
Стоит отметить любовные линии сюжета. Терзающий историков вопрос подробностей связи Гончаровой с Дантесом на протяжении всего фильма терзает и самого Пушкина. В то же время Лермонтов после неудачной попытки приударить за старшей дочерью Александра Сергеевича неожиданно увлекается младшей Натальей Александровной . Все действия фильма сопровождает прекрасный саундтрек, который, надеюсь, найти отдельно на просторах Интернета или на диске.
В ленте присутствует тема Крымской войны и Севастополя. Сценарий создавался задолго до известных событий, но так сложилось, что «Дуэль» была последней российской киногруппой, которая снимала в Крыму на фоне нарастающего политического напряжения. Режиссер не скрывает в кадре своих патриотических взглядов, такая позиция сегодня в нашей стране должна быть принята благосклонна, как населением, так и чиновниками. У картины есть хорошие шансы дойти до широкого зрителя. Однако вольнодумство авторов может создать некие преграды на этом пути, как и главным героям фильма в их реальной жизни.
Где похоронен Лермонтов. Пятигорский некрополь: место первоначального захоронения Лермонтова
Пятигорский некрополь старое кладбище, где первоначально был захоронен убитый на дуэли великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. От главного входа в некрополь проложена главная аллея соединяющая множество дорожек между собой. Для того чтобы пройти к бывшей могиле Лермонтова, нужно идти по главной аллее до первой развилки, после повернуть влево следуя указателю.
По пути можно увидеть одно из первых захоронений, могилу командующего войсками Кавказской линии генерала Карла Фон Сталя (1771 — 1824). Генерал был известен не только успешной службой за отечество, в 1820 году в своём доме в Георгиевске он принимал генерала Раевского и Пушкина прибывшего впервые на Кавказ.
На месте первоначального захоронения М. Ю. Лермонтова установлен памятник, похороны молодого поэта состоялись 17 июля 1841 года.Из биографии Лермонтова известно, как был дорог поэт для своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, добившейся в 1842 году перезахоронения своего внука в родном имении Тарханы. Вторичное перезахоронение Лермонтова состоялась 5 мая 1842 года в Тарханах, в семейной часовне Арсеньевых рядом с могилой деда и матери.
Рядом с бывшей могилой поэта в Пятигорске находится семейный склеп Верзилиных, в доме которых произошёл конфликт Лермонтова с Мартыновым закончившейся дуэлью. В склепе захоронена Мария Ивановна Верзилина, с дочерью Эмилией и её мужем Акимом Шан-Гирея.
От склепа остались только каменные стены, когда-то они были частью цоколя старинной кладбищенской церкви, разрушенной землетрясением в 1880 году. Машукский камень, из которого она была сделана, использовали при строительстве Лазаревской церкви у входа в некрополь.
Немного выше первоначального захоронения Лермонтова, находится могила братьев Бернардацци. Известные архитекторы работали и жили в Пятигорске, создавая проекты зданий на Кавказских Минеральных Водах и городах Северного Кавказа.
Перед входом на кладбище находится Лазаревская церковь, построенная в 1902 году, не перестававшая работать даже во времена советской власти и фашистской оккупации.
Главная достопримечательность и святыня церкви — старинная Иверская икона Божией Матери, написанная на горе Афон. В 2014 году икона была возвращена в восстановленный Спасский собор, где находилась до его уничтожения пришедшими к власти большевиками.В задней части территории церкви, находятся могилы генералов Рузского и Дмитриева. Они и ещё 59 человек были казнены в октябре 1918 года. За жестокими убийствами стояла Пятигорская ЧК под руководством Г. А. Атарбекова, исполнившим декрет Совета народных комиссаров о красном терроре.
Согласно декрету все классовые враги подлежали изолированию в концентрационных лагерях, а лица прикосновенные к белогвардейским организациям, подлежали расстрелу. Всего было казнено 26 генералов, собранных вместе со всех городов Кавказских Минеральных Вод.
В январе 1919 года на КМВ вернулась власть белогвардейцев. Дело о массовом убийстве в Пятигорске было взято под контроль главнокомандующим на Юге России А. И. Деникиным, сразу же после освобождения городов Северного Кавказа от советской власти.
Пятигорский некрополь в феврале 1919 года стал центром внимания. Комиссией по расследованию массовых убийств были вскрыты братские могилы в северо-западном и восточном районе кладбища. После проведения экспертизы и опознания погибших, казнённых захоронили рядом с Лазаревской церковью.
Свидетели, давшие показания сообщили, что заложников убивали с особой жестокостью, Атарбеков лично зарубил шашкой генерала Рузского. Причиной убийства генералов Рузского и Дмитриева, стал их отказ возглавить командование красной армией.
В августе 1919 года справедливость восторжествовала. В Баку при попытке сбежать за рубеж, англичанами был схвачен большевик Анджиевский. Его доставили в Пятигорск, и казнили на горе Казачке не далеко от некрополя.
Источник: https://interesnyefakty.com/stati/martynova-i-lermontova-prichiny-dueli-duel-lermontova-prichiny
Дуэль Лермонтова и пушкина. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ
Уважаемые коллеги.
Прошу простить меня за эту статью, опыт написания рецензии на фильм у меня даже не околонулевой, а отрицательный. Тем не менее, рискну, уж больно тема благодатная. Фильм этот имеет самое прямое отношение к нашему сайту, так как снят в жанре альтернативной истории. Зная печальную историю отечественного кинопопаданчества («Мы из будущего» и «Туман»), я настроился на очередную лжеисторическую клюкву с толпой всезнающих и всеумеющих попаданцев и был приятно удивлен. Попаданцев там нет, от слова совсем. Фильм называется «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ». Фильм идет почти два часа. Не сказать, что он смотрится на одном дыхании, тем не менее выглядит вполне достойно. Пожалуй самое главное в этом фильме, что несмотря на всю свою альтернативность, он снят с огромной любовью к главным героям, а режиссеру удачно удалось избежать того, что мы знаем как безруковщина и михалковщина. А кто же в этом фильме главные герои? Как видно из названия фильма, это «наше все» Пушкин и «почти все» Лермонтов.
Фильм начинается с 1857 г. «Простите, — спросите Вы, а причем здесь Пушкин и Лермонтов? Они вроде бы уже того…». Так в этом и есть главная интрига. Да, Россия, но Россия совершено иная. Нам неизвестная. В этой альтернативной реальности Россия каким-то невероятным образом выиграла Крымскую войну. В этой России Пушкин не погиб на дуэли в 1837 г., а благополучно дожил до 1857 г. В этой России очаровательнейшая Наталья Николаевна Пушкина раз в год ездит на одну ей известную могилу, где покоится Дантес, убитый на дуэли её мужем. В этой России смерть обошла стороной и Лермонтова. И наконец, в этой России не погиб в 1829 году другой великий тезка Александра Сергеевича – А. С. Грибоедов, отличившийся на дипломатическом поприще. В этой реальности А. С. Грибоедов задумывает второе издание своего «Горя от ума» — «Дым отечества», в которой Чацкий через 20 лет возвращается в Россию и находит, что в ней ничего не изменилось. В конце концов он снова уезжает за границу, прихватив с собой Софью. В этой России полковник Мартынов отличился в Севастополе. Вот такая странная эта Россия. Жив и император Николай I. Именно он поручает Пушкину написать многотомную «Историю дома Романовых».
Кто убил Лермонтова. Фактическая сторона дуэли Лермонтова и Мартынова. Свидетельства очевидцев
Дуэль между Мартыновым и Лермонтовым состоялась в седьмом часу вечера 15 июля 1841 года. Произошла она в городе Пятигорске около горы Машук. В результате поединка Лермонтов получил рану, несовместимую с жизнью. Поэт скончался на месте и был погребен в Пятигорске.
Рядом с дуэлянтами присутствовали секунданты Глебов и Васильчиков. Также на дуэли находились князь Трубецкой и родственник Лермонтова Столыпин. К следствию были привлечены только два первых свидетеля, другие были скрыты, «дабы происшествие не испортило им карьеры».
Глебов и Васильчиков показали, что приехавший в Пятигорск Лермонтов проявлял неуважение к своему бывшему однокашнику Мартынову, позволяя в его адрес неуместные шутки. Это и стало причиной дуэли. Те же показания дал сам Мартынов.
Секунданты и убийца указывали, что причиной дуэли стала ссора, которая произошла между Мартыновым и поэтом накануне 13 июля на вечере у генеральши Верзилиной. Дамы, присутствующие на этом вечере, впоследствии подтверждали, что Лермонтов был весел и отпустил не совсем удачную шутку в адрес Мартынова. Дело в том, что Мартынов ухаживал за дочерью генеральши, а Лермонтов по-французски предостерег юную девушку от общения со странным человеком в горском наряде с большим кинжалом наперевес.
Мартынов вскипел и позже вызвал поэта на разговор наедине. По всей видимости, именно тогда он спровоцировал на дуэль Лермонтова.
Как впоследствии показали секунданты, Лермонтов ехал на дуэль спокойным и веселым. Он считал, что Мартынов остынет и, скорее всего, будет стрелять в воздух. Сам он также не хотел убивать своего приятеля и стремился разойтись с ним после дуэли по-хорошему.
Однако Мартынов находился в состоянии ярости. Когда дуэлянтам были вручены пистолеты, автор «Героя нашего времени» замешкался с выстрелом (есть версия, что стрелял Лермонтов в воздух), а Мартынов прицельным выстрелом убил своего соперника. Лермонтов скончался через несколько минут от смертельной раны.
Позже по делу состоялось следствие и суд, который приговорил участников этого события к серьезным наказаниям. Первоначально, Мартынов был лишен всех званий и титулов, однако, позже его приговорили к церковной епитимии и аресту, который продлился всего несколько месяцев.
Интересный факт о дуэли Лермонтова. Причина дуэли Лермонтова и Мартынова
15 июля 1841 года в начале седьмого вечера у подножия горы Машук близ Пятигорска прогремел выстрел. Пуля, выпущенная рукой Николая Мартынова, поразила Михаила Лермонтова. Выстрел оказался смертельным.
Поэт был убит на дуэли, так же, как и тот, кого он боготворил – Александр Пушкин. Сразу после поединка небо затянули мрачные тучи и разразилась жуткая гроза. Несколько часов тело Лермонтова лежало под проливным дождем.
Сама природа скорбела и оплакивала выдающегося человека, погибшего так нелепо.
Смерть Лермонтова, которого называли преемником и последователем Александра Сергеевича, ошеломила современников, как следствие, множились слухи и домыслы о происшедшем. И спустя полтора столетия не утихают споры о причинах того злосчастного поединка.
Причины конфликта Лермонтова и Мартынова
Михаил Лермонтов и Николай Мартынов были знакомы с юных лет. Имение дяди поэта, куда Михаил любил приезжать на отдых, находилось в нескольких километрах от усадьбы Мартынова.
Визиты семей друг к другу были частыми. Друзьями молодые люди не были – приятельствовали, как и подобает представителям одного круга.
Но жизнь не единожды сталкивала их, словно «репетировала» последнюю, закончившуюся трагедией, встречу.
Обратите внимание
Одна из встреч случилась в юнкерской школе, когда юноши, по моде того времени, уже пробовали себя в стихосложении. Но если уникальный дар Михаила был очевиден, то способности Николая ограничивались подражанием чужим успешным опусам.
По свидетельствам современников, Мартынов не блистал выдающимся умом, но был крайне амбициозен. Возможно, именно тогда в силу черт характера и возникло у Мартынова стойкое неприятие более одаренного.
И это была чистая ненависть к яркой, нестандартной личности и черная зависть к его уникальному таланту.
Накануне дуэли
В мае 1841 года, направляясь к месту службы в Тенгинском пехотном полку, Лермонтов делает остановку в Пятигорске – отдохнуть и поправить здоровье. А заодно навестить старого приятеля Мартынова. Время на курорте молодые люди проводят в нехитрых провинциальных развлечениях, посещая гостеприимный дом казацкого генерала Верзилина, где регулярно проходят светские рауты.
Вечером 13 июля молодежь, как обычно, развлекалась разговорами, музыкой и танцами. В несколько секунд тишины – неожиданно смолкла громкая музыка – явственно прозвучали слова Лермонтова, оскорбившие Мартынова. А речь всего-то шла о нелепом наряде русского кавалергарда – черкесском платье и большом кинжале на поясе. В конце вечеринки взбешенный Мартынов потребовал у поэта сатисфакции.
Странности
О дуэли было запрещено говорить и писать 30 лет. По истечении «карантина» Мартынов представил на суд обывателей свою «Исповедь», в которой попытался оправдать и обелить себя.
В его подаче Лермонтов выглядел вздорным и ехидным, не упускающим случая, чтобы не высмеять окружающих. И у него буквально не было выбора, как только сразится со своевольным поэтом на дуэли.
А в то же время, современники в один голос заявляли, что Михаил Юрьевич был добрым и светлым человеком, а вся его бравада – только защита от несправедливого и подчас очень жестокого мира.
В этой дуэли переплелось много странного и загадочного. Почему были выбраны беспощадные, практически смертельные условия, не оставляющие участникам шансов выжить – стреляться с десяти шагов, еще и в три попытки? И это из-за пустяшной словесной ссоры.
Зачем позже секунданты пошли на откровенную ложь, уверяя, что расстояние между дуэлянтами было не менее 15 шагов? И зачем скрыли тот факт, что перед поединком Лермонтов заявил об отказе стрелять в соперника. Что, собственно и сделал – первым выстрелил в воздух. С количеством секундантов также были разночтения – сразу после дуэли речь шла о двух, и лишь значительно позднее выяснилось, что их было четверо.
Почему, как утверждают очевидцы, Лермонтов перед дуэлью был совершенно спокоен и даже весел? Надеялся на благоразумие оппонента? Не верил, что произойдет непоправимое? И как получилось, что Мартынов нажал на курок после счета «три», когда, по дуэльным законам, поединок формально считается оконченным? Получить однозначные ответы на эти вопросы спустя века уже невозможно.
Но по сути, не столь существенно, каковы причины дуэли, и кто был кровно заинтересован именно в таком финале поединка. Гораздо важнее последствия, страшные, трагические – невосполнимая потеря для русской культуры гениального поэта, который мог создать еще не одно достойное произведение.