Мартынова и Лермонтова причины дуэли. Дуэль Лермонтова: причины
- Мартынова и Лермонтова причины дуэли. Дуэль Лермонтова: причины
- Где похоронен лермонтов. Место дуэли Лермонтова
- Дуэль Лермонтова и пушкина. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ
- Причина дуэли Лермонтова с барантом. Обида Баранта: первая дуэль Лермонтова
- Как лермонтов оскорбил мартынова. Интересные факты
- Интересный факт о дуэли Лермонтова. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым.
Мартынова и Лермонтова причины дуэли. Дуэль Лермонтова: причины
К дуэли Лермонтова и Мартынова привела ссора, имевшая место быть 13 июля в доме Верзилиных. Поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.
Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.
Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».
Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэт при этом Лермонтов не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Причиной же стал язвительный характер поэта и его острый язык.
Казалось бы, что ссора быстро угасла, но Мартынов, задетый за живое фразой Лермонтова, разгневан был достаточно сильно. Ближайший друг Мартынова, Глебов упрашивал его отказаться от поединка. Но тщетно.
Очевидцы вспоминали, что, когда Лермонтов и Мартынов стояли друг против друга на расстоянии пятнадцати сажень, буря отчаянно бушевала. Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять, закричал ему:
— Стреляй, а не то убью!
— Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков, — отвечал Лермонтов.
— А я имею обыкновение, — возразил Мартынов и стал целиться.
Он так долго целился в Лермонтова, не поднимавшего пистолет, что свидетели закричали ему: «Стреляйте же, или мы вас разведем!»
Дуэль Лермонтова и Мартынова. (wikipedia.org)
«Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, — рассказывал князь Васильчиков, бывший при этом, — как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни назад, ни вперёд. Пуля пробила его сердце и лёгкие. Буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, и молния ослепительно сверкала».
Где похоронен лермонтов. Место дуэли Лермонтова
Памятник | |||
Место дуэли М. Ю. Лермонтова | |||
---|---|---|---|
Страна | Россия | ||
Город | Пятигорск , гора Машук | ||
Скульптор | Б. М. Микешин (обелиск), Л. А. Дитрих, В. В. Козлов (ограда) | ||
Строительство | 1914 — 1915 годы | ||
Статус |
| ||
Высота | 8,3 м | ||
Материал | Доломит (обелиск), бронза (бюст поэта) | ||
Медиафайлы на Викискладе |
Место дуэли М. Ю. Лермонтова представляет собой поляну на северо-западном склоне горы Машук , на которой15 ( 27 ) июля 1841 года погиб великий русский поэт . Отмечено обелиском . Входит в комплекс сооружений Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова и является одной из важных достопримечательностей города.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. место дуэли поэта отнесено к числу объектов культурного наследия федерального значения.
18 февраля 1840 года состоялась дуэль М. Ю. Лермонтова с Э. де Барантом, за которую поэт был арестован и предан военному суду. Суд вынес решение о трёхмесячном содержании Лермонтова в крепости с последующим направлением в один из армейских полков. Но Николай I ограничил наказание ссылкой на Кавказ , в Тенгинский пехотный полк , сражавшийся с горцами на самом опасном участке военных действий. По пути к месту службы Лермонтов заехал в Пятигорск для лечения. Здесь 15 июля 1841 года состоялась его дуэль с Н. С. Мартыновым . Местом её проведения была выбрана небольшая поляна в четырёх верстах от города — у дороги, ведущей в Николаевскую колонию (ныне Иноземцево ). Поэт был убит выстрелом в грудь навылет.
. . .Дуэль Лермонтова и пушкина. Дуэль Пушкинъ — Лермонтовъ
Уважаемые коллеги.
Прошу простить меня за эту статью, опыт написания рецензии на фильм у меня даже не околонулевой, а отрицательный. Тем не менее, рискну, уж больно тема благодатная. Фильм этот имеет самое прямое отношение к нашему сайту, так как снят в жанре альтернативной истории. Зная печальную историю отечественного кинопопаданчества («Мы из будущего» и «Туман»), я настроился на очередную лжеисторическую клюкву с толпой всезнающих и всеумеющих попаданцев и был приятно удивлен. Попаданцев там нет, от слова совсем. Фильм называется «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ». Фильм идет почти два часа. Не сказать, что он смотрится на одном дыхании, тем не менее выглядит вполне достойно. Пожалуй самое главное в этом фильме, что несмотря на всю свою альтернативность, он снят с огромной любовью к главным героям, а режиссеру удачно удалось избежать того, что мы знаем как безруковщина и михалковщина. А кто же в этом фильме главные герои? Как видно из названия фильма, это «наше все» Пушкин и «почти все» Лермонтов.
Фильм начинается с 1857 г. «Простите, — спросите Вы, а причем здесь Пушкин и Лермонтов? Они вроде бы уже того…». Так в этом и есть главная интрига. Да, Россия, но Россия совершено иная. Нам неизвестная. В этой альтернативной реальности Россия каким-то невероятным образом выиграла Крымскую войну. В этой России Пушкин не погиб на дуэли в 1837 г., а благополучно дожил до 1857 г. В этой России очаровательнейшая Наталья Николаевна Пушкина раз в год ездит на одну ей известную могилу, где покоится Дантес, убитый на дуэли её мужем. В этой России смерть обошла стороной и Лермонтова. И наконец, в этой России не погиб в 1829 году другой великий тезка Александра Сергеевича – А. С. Грибоедов, отличившийся на дипломатическом поприще. В этой реальности А. С. Грибоедов задумывает второе издание своего «Горя от ума» — «Дым отечества», в которой Чацкий через 20 лет возвращается в Россию и находит, что в ней ничего не изменилось. В конце концов он снова уезжает за границу, прихватив с собой Софью. В этой России полковник Мартынов отличился в Севастополе. Вот такая странная эта Россия. Жив и император Николай I. Именно он поручает Пушкину написать многотомную «Историю дома Романовых».
Причина дуэли Лермонтова с барантом. Обида Баранта: первая дуэль Лермонтова
Пылкий, мятущийся — для современников Лермонтов был не бронзовым памятником, а противоречивой натурой, умеющей и страстно любить, и также страстно ненавидеть.
Он хотел любить и быть любимым, дружить и обрести верных товарищей на всю жизнь, сражаться и познать вкус славы, но судьба рассудила по-своему — первая любовь без взаимности, легкомыслие друзей, арест и ссылка за дерзкие строки.
Скрывая разочарование и тоску, Лермонтов стал для света колким насмешником, а его доброта, ранимость и мечтательность остались лишь для самых близких людей и творчества: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
Опала и слава
После публикации «Смерти поэта» Лермонтов попал в опалу. (В то время многие сочувствовали Дантесу, считая, что в трагичном исходе виноват сам ревнивец Пушкин). Так думал и Николай Столыпин, родственник Лермонтова. В пылу спора поэт не выдержал и дописал ещё 16 строк: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!».
Подобная крамола не могла остаться без наказания, появилось «Дело о непозволительных стихах». Николай I решил: «Медику гвардейского корпуса удостовериться, не сошёл ли он с ума; а затем мы накажем его согласно закону». Согласно закону — сослали на Кавказ, приписав к воевавшему там 17-му драгунскому полку.
М. Лермонтов. Воспоминания о Кавказе
Однако вскоре в дело вмешалась бабушка (богатая и влиятельная особа), Лермонтова вернули в Петербург. После ссылки опальный поэт приобрёл популярность: его заметили, стали печатать, приглашать на светские вечера. Именно на одном из них и произошла ссора, ставшая причиной первой дуэли.
Любовь или политика?
Давали бал у высокопоставленной графини. Помимо Лермонтова на нём присутствовал весь цвет весь цвет высшего общества, в том числе и сын посла Франции Эрнест де Барант («салонный Хлестаков», как метко заметил Белинский). Молодые люди крупно поссорились и условились драться на дуэли. Точная причина неизвестна до сих пор, поводов могло быть несколько.
По одной из версий, Лермонтов и Барант были влюблены в одну и ту же особу, однако она отдала предпочтение французу. Оскорбленный поэт написал язвительное и не совсем пристойное четверостишие о даме, что и стало поводом для ссоры. Правда впоследствии выяснилось, что злополучные строки были написаны за восемь лет до этих событий. Другие свидетели утверждали, что дама отдала предпочтение Лермонтову, за это и мстил пылкий француз.
А. Клюндер. М. Ю. Лермонтов после возвращения из первой ссылки
Возможно, молодые люди поссорились вовсе не из-за женщины. Говорили, что поэт недолюбливает французов (французом был Дантес, убийца Пушкина), что, как будто бы, он и продемонстрировал в «Смерти поэта». Сам Лермонтов подобное отрицал и даже был приглашен на приём во французское посольство.
Как бы то ни было, дуэль состоялась.
Не целясь
18 февраля 1840 года соперники встретились за Черной речкой. Сначала условились биться на шпагах, потом, после «первой крови», на пистолетах.
Поединок на шпагах закончился быстро — шпага поэта почти сразу сломалась, Барант легко ранил Лермонтова. Решили продолжить на пистолетах. Стреляли одновременно с двадцати шагов. Француз прицелился и промахнулся, Лермонтов целиться не стал, стрелял навскидку. Тоже не попал, впрочем, как показали секунданты, он и не хотел убивать соперника.
М. Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким
Наказать по всей строгости
Был суд, арест (француза не тронули, обвинение предъявили только Лермонтову). Узнав из показаний, что поэт намеренно выстрелил в сторону, Барант обиделся: соперник целился как следует, да только не попал. Лермонтов не выдержал, предложил повторно стреляться. И снова суд, теперь за подстрекательство к дуэли.
Лермонтову предложили извиниться перед соперником, на что тот, оскорблённый, ответил: «Никогда я не унижался до обмана и лжи».
Суду стало ясно: поэт не раскаивается и своей вины не видит, а сыну французского посла нанесено тяжёлое оскорбление. По указке сверху, Лермонтова снова отправили на Кавказ, только теперь в самую гущу войны, на передовую, где через год и случилась его вторая и последняя дуэль.
Как лермонтов оскорбил мартынова. Интересные факты
» Человек » Причина дуэли Лермонтова и МартыноваПричина дуэли Лермонтова и Мартынова
Михаил Лермонтов. Дуэль? Убийство?
15 июля 1841 года в начале седьмого вечера у подножия горы Машук близ Пятигорска прогремел выстрел. Пуля, выпущенная рукой Николая Мартынова, поразила Михаила Лермонтова. Выстрел оказался смертельным. Поэт был убит на дуэли, так же, как и тот, кого он боготворил – Александр Пушкин. Сразу после поединка небо затянули мрачные тучи и разразилась жуткая гроза. Несколько часов тело Лермонтова лежало под проливным дождем. Сама природа скорбела и оплакивала выдающегося человека, погибшего так нелепо.
Смерть Лермонтова, которого называли преемником и последователем Александра Сергеевича, ошеломила современников, как следствие, множились слухи и домыслы о происшедшем. И спустя полтора столетия не утихают споры о причинах того злосчастного поединка.
Причины конфликта Лермонтова и Мартынова
Михаил Лермонтов и Николай Мартынов были знакомы с юных лет. Имение дяди поэта, куда Михаил любил приезжать на отдых, находилось в нескольких километрах от усадьбы Мартынова. Визиты семей друг к другу были частыми. Друзьями молодые люди не были – приятельствовали, как и подобает представителям одного круга. Но жизнь не единожды сталкивала их, словно «репетировала» последнюю, закончившуюся трагедией, встречу.
Одна из встреч случилась в юнкерской школе, когда юноши, по моде того времени, уже пробовали себя в стихосложении. Но если уникальный дар Михаила был очевиден, то способности Николая ограничивались подражанием чужим успешным опусам. По свидетельствам современников, Мартынов не блистал выдающимся умом, но был крайне амбициозен. Возможно, именно тогда в силу черт характера и возникло у Мартынова стойкое неприятие более одаренного. И это была чистая ненависть к яркой, нестандартной личности и черная зависть к его уникальному таланту.
Накануне дуэли
В мае 1841 года, направляясь к месту службы в Тенгинском пехотном полку, Лермонтов делает остановку в Пятигорске – отдохнуть и поправить здоровье. А заодно навестить старого приятеля Мартынова. Время на курорте молодые люди проводят в нехитрых провинциальных развлечениях, посещая гостеприимный дом казацкого генерала Верзилина, где регулярно проходят светские рауты.
Вечером 13 июля молодежь, как обычно, развлекалась разговорами, музыкой и танцами. В несколько секунд тишины – неожиданно смолкла громкая музыка – явственно прозвучали слова Лермонтова, оскорбившие Мартынова. А речь всего-то шла о нелепом наряде русского кавалергарда – черкесском платье и большом кинжале на поясе. В конце вечеринки взбешенный Мартынов потребовал у поэта сатисфакции.
Странности
О дуэли было запрещено говорить и писать 30 лет. По истечении «карантина» Мартынов представил на суд обывателей свою «Исповедь», в которой попытался оправдать и обелить себя. В его подаче Лермонтов выглядел вздорным и ехидным, не упускающим случая, чтобы не высмеять окружающих. И у него буквально не было выбора, как только сразится со своевольным поэтом на дуэли. А в то же время, современники в один голос заявляли, что Михаил Юрьевич был добрым и светлым человеком, а вся его бравада – только защита от несправедливого и подчас очень жестокого мира.
В этой дуэли переплелось много странного и загадочного. Почему были выбраны беспощадные, практически смертельные условия, не оставляющие участникам шансов выжить – стреляться с десяти шагов, еще и в три попытки? И это из-за пустяшной словесной ссоры.
Зачем позже секунданты пошли на откровенную ложь, уверяя, что расстояние между дуэлянтами было не менее 15 шагов? И зачем скрыли тот факт, что перед поединком Лермонтов заявил об отказе стрелять в соперника. Что, собственно и сделал – первым выстрелил в воздух. С количеством секундантов также были разночтения – сразу после дуэли речь шла о двух, и лишь значительно позднее выяснилось, что их было четверо.
Почему, как утверждают очевидцы, Лермонтов перед дуэлью был совершенно спокоен и даже весел? Надеялся на благоразумие оппонента? Не верил, что произойдет непоправимое? И как получилось, что Мартынов нажал на курок после счета «три», когда, по дуэльным законам, поединок формально считается оконченным? Получить однозначные ответы на эти вопросы спустя века уже невозможно.
Но по сути, не столь существенно, каковы причины дуэли, и кто был кровно заинтересован именно в таком финале поединка. Гораздо важнее последствия, страшные, трагические – невосполнимая потеря для русской культуры гениального поэта, который мог создать еще не одно достойное произведение.
Интересный факт о дуэли Лермонтова. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым.
Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 г. близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет. Многие обстоятельства этого трагического события остаются неясными, поскольку показания очевидцев — самого Мартынова и секундантов М.П. Глебова и А.И. Васильчикова — давались на следствии, когда участники дуэли были озабочены не столько установлением истины, сколько тем, чтобы приуменьшить собственную вину.
Причины дуэли. Мартынов показал на следствии: «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет… На вечере в одном частном доме,— за два дня до дуэли,— он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову,— на каждом шагу показывая явное желание мне досадить.— Я решился положить этому конец». Глебов показал: «Поводом к этой дуэли были насмешки со стороны Лермонтова на счет Мартынова, который, как говорил мне, предупреждал несколько раз Лермонтова…». Васильчиков показал: «О причине дуэли знаю только, что в воскресенье 13-го июля поручик Лермонтов обидел майора Мартынова насмешливыми словами; при ком это было и кто слышал сию ссору, не знаю. Также неизвестно мне, чтобы между ними была какая-либо давнишняя ссора или вражда…».
На те же причины (но с благоприятными для Лермонтова акцентами и не опуская собственных имен) указывают другие очевидцы: компания молодых офицеров, в том числе Лермонтов и Мартынов, часто собиралась в доме генеральши М.И. Верзилиной; шутки, острословие, танцы, флирт были непременной чертой этих вечеров. Лермонтов и Мартынов ухаживали за дочерью Верзилиной — Э.А. Клингенберг (впоследствии Шан-Гирей), которой и принадлежит наиболее подробное описание роковой ссоры: «13-го июля собралось к нам несколько девиц и мужчин… Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л.С. Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык… Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «montagnard au grand poignard» («горец с большим кинжалом».— Ред.). (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал.) Надо же было так случиться, что когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову… Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора».