Причина дуэли лермонтов. Дуэль Лермонтова: причины
Причина дуэли лермонтов. Дуэль Лермонтова: причины
К дуэли Лермонтова и Мартынова привела ссора, имевшая место быть 13 июля в доме Верзилиных. Поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.
Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.
Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».
Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэт при этом Лермонтов не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Причиной же стал язвительный характер поэта и его острый язык.
Казалось бы, что ссора быстро угасла, но Мартынов, задетый за живое фразой Лермонтова, разгневан был достаточно сильно. Ближайший друг Мартынова, Глебов упрашивал его отказаться от поединка. Но тщетно.
Очевидцы вспоминали, что, когда Лермонтов и Мартынов стояли друг против друга на расстоянии пятнадцати сажень, буря отчаянно бушевала. Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять, закричал ему:
— Стреляй, а не то убью!
— Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков, — отвечал Лермонтов.
— А я имею обыкновение, — возразил Мартынов и стал целиться.
Он так долго целился в Лермонтова, не поднимавшего пистолет, что свидетели закричали ему: «Стреляйте же, или мы вас разведем!»
Дуэль Лермонтова и Мартынова. (wikipedia.org)
«Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, — рассказывал князь Васильчиков, бывший при этом, — как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни назад, ни вперёд. Пуля пробила его сердце и лёгкие. Буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, и молния ослепительно сверкала».
Интересный факт о дуэли Лермонтова. Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство?
Убит давним приятелем Николаем Мартыновым с десяти шагов, почти в упор (условия дуэли были жёсткими, практически смертельными), «навылет в грудь». Он умер мгновенно. «С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая ещё дымилась рана, по капле кровь точилася моя» - он написал эти строки примерно за месяц до рокового дня. Поистине вместе с гениальностью избранным порой даются и дар пророчества, и мистическая судьба. В 15 лет в коротеньком наброске «Моё завещание» Лермонтов писал, чтобы на его могилу положили камень и «пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие». Оказалось - довольно. Его пронзительно краткая жизнь вместила, кажется, множество судеб. Но ещё более насыщенной оказалась жизнь души - «души, которой столь некстати одарил бог».
Мать его умерла в 21 год - Мише было два. Отца, с которым он виделся сознательно лишь однажды, не стало, когда мальчику было 17, дед покончил с собой от несчастной любви ещё до его рождения. Сильная, властная, богатая, знатная, но не знавшая совершенно женского счастья, бабушка любила внука безумно, хлопоча о любимце своём Мишеньке до последнего: девять месяцев добивалась она высочайшего разрешения императора Николая I о перезахоронении тела Лермонтова из Пятигорска в родовое имение Тарханы.
«Без креста…»
«Это была не дуэль, а убийство», - был уверен Руфин Дорохов , друг Лермонтова, герой войны, храбрец и сам отчаянный дуэлянт, прототип толстовского Долохова из «Войны и мира». То же утверждали после гибели Лермонтова многие из его тогдашнего окружения. Поэт во время дуэли демонстративно поднял вверх пистолет, отказавшись стрелять в противника, но тот жест не оценил и выстрелил в поэта. А ведь дуэль с Мартыновым с самого начала, со стычки друзей на вечере у Верзилиных , всерьёз никто не воспринял. И сам Лермонтов тоже: они были почти ровесники, знакомы и дружны ещё с юнкерской школы в Петербурге. Да и стрелком Мартынов слыл «косым» и меткостью, как и смелостью, не отличался. Перед дуэлью Лермонтов обедал на весёлом дружеском пикнике, с секундантами вышла незадача (двое на обоих дуэлянтов!), повозки отпустили, лекаря не нашли. Зато будто бы не забыли захватить ящик шампанского в уверенности, что друзья помирятся.
Дуэль Лермонтова и пушкина. Дуэль Лермонтова сделана, Л. Пушкин
1. Дуэль Лермонтова сделана, Л.Пушкин.
Сказал брат Александра Пушкина, младший брат Лев.
Хронология по инет энциклопедическим публикациям, что в кавычках.
«13 июля (по старому стилю) 1841 года в доме генерала П. Верзилина произошла ссора поручика Лермонтова и отставного майора Мартынова, приведшая к роковой дуэли. Свидетелем ссоры был Лев Сергеевич Пушкин — младший брат поэта Пушкина. Он сидел с Лермонтовым на диване в гостиной в ту минуту, когда Михаил Юрьевич произнес свою остроту насчет наряда и кинжала Мартынова».
Ссора с Мартыновым была… Ссора, как повод вызова на дуэль…? Нет, конечно, всё было раньше.
Лев Пушкин фразой, «дуэль сделана», нам потомкам говорит, как она готовилась в форме спектакля с режиссёрами и актёрами.
Дальше несоответствие литературоведения, опиравшегося на факты мистификаторов. Биографию спохватились «оформить» только в начале 20-го века, поэт А. Блок об этом,
«Лермонтов — писатель, которому не посчастливилось ни в количестве монографий, ни в истинной любви потомства: исследователи немножко дичатся Лермонтова, он многим не по зубам…
Почвы для исследования Лермонтова нет — биография нищенская…»
И кто писал начальную биографию? Как и Пушкину, по словам Анны Ахматовой, маразматического старческого состояния престарелые старухи, главная – Вера Вяземская, прожившая 95 лет. Предвзятость к наследию поэта от мужа, его ненависть к «обскакавшему» его в таланте, написана исследователями не одним словом, тирадами доказательств.
И пикантное, двоюродная тётка Лермонтова, была женой сына Веры Павла…, НЕВЕСТКА.
Патриархальный христианский семейный уклад 19 века, роль женщины, место жены… Хоть и талантливой самобытной писательницы, но во многом подневольной исполнительности клана Вяземских, беспрекословного подчинения…
Павел Вяземский учился на профессионала – литературного мистификатора, такая профессия (почти тайная), была вплоть до 20-го века. Писать тайны двора (государства), примеры: тайны мадридского, римского, английского прочих дворов.
Тётка Мария Столыпина, та, которая написала «Прощай, немытая Россия», пока был жив племянник Михаил, они с ним были в творческом союзе…
Время уходило, она становится статс – дамой императорского двора, какой – то племянник (да ещё – демон), срочно забывается… Воспоминания о нём утрируются. Её понять можно…
… Академия Наук, а это уже 1952 год, 20-й век, констатирует, «Все воспоминания о гибели поэта написаны много лет спустя, что, естественно, заставляет относиться к ним с большой осторожностью».
АН прямо не говорит, что много, банально, придумано, сфабриковано… Но напрягает откровенностью, «написаны много лет спустя», то есть, враньё будет и красочное.
Эта академическая фраза скрывалась от общественности, знал узкий научный (келейный) круг, народ о ней узнал недавно, с появлением всемирной сети – Интернета.
И становятся очевидными редкие, настоящие, действительные откровения… Историческими.
Лермонтов и его жизнь. Значение понятия, Свои и Чужие люди.
Правила чтения текстов 19 века, словесность русского языка продолжала формироваться в литературный от Александра Пушкина к Михаилу Лермонтову… Смысл слов.
Бесценное свидетельство писателя Константина Паустовского, сохранившего его из запрещённого к 60-м годам прошлого века, «лермонтоведения» 20-х годов о СВОИХ и ЧУЖИХ, как понятия. Тонким подтекстом, но легко распознаваемым.
«… Пятигорск, чужие люди, с которыми надо было держать себя, как с друзьями».
Брат знаменитого поэта Пушкина, был СВОИМ для Лермонтова.
«Лев Пушкин принадлежал к кругу друзей Лермонтова. Они познакомились на Водах летом 1837 года. Лев Сергеевич отправился добровольно на Кавказ в 1827 году и вступил юнкером в Нижегородский драгунский полк. Командир Николай Раевский (младший) взял юнкера к себе в адъютанты.
Лев Пушкин проявил себя бесстрашным офицером в персидской и турецкой кампаниях. Вскоре получил чин прапорщика, затем поручика… был награжден орденом св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», тем же орденом 3-й степени и орденом св. Владимира 4-й степени с бантом».
«Лев Сергеевич отправился добровольно на Кавказ в 1827 году…», одна из многочисленных выдумок «романтического лермонтоведения». Шли суды по «декабристам» восстания 1825 года, Лев Пушкин…, косвенный, но участник, о чём будет позже моя публикация.
Николай I всех «косвенно» участвующих «патриотов», кого не судили, отправил «добровольно - принудительно» в «горячие» точки, Кавказ таковым был.
Один из главных ключей к разгадке, пятигорских событий, даёт Лев Пушкин словами в письме.
«20 декабря 1836 года… «Вчера с кавалерией прибыл в Ставрополь, откуда буду послан в один из казацких линейных полков. Такова моя карьера…».
Казачество… Казаки в крае. На войне, в боях казацкие полки. В Пятигорске… На курорте, в городе. Они охрана спокойствия отдыха граждан на Водах! Они для Лермонтова – СВОИ.
Они… местные.
Продолжение следует.