Интересные факты о шуберте Франце. Франц Шуберт — интересные факты
- Интересные факты о шуберте Франце. Франц Шуберт — интересные факты
- Симфоническое творчество Шуберта. Симфоническое творчество Ф.Шуберта
- Франц Шуберт
- 10 интересных фактов о жизни Шуберта. Интересные факты из жизни Шуберта
- 5 фактов из биографии Шуберта. Интересные факты о Франце Шуберте.
- Гонорар Шуберта. Состоялся авторский концерт Франца Шуберта
- Черты характера Шуберта. Franz Schubert
Интересные факты о шуберте Франце. Франц Шуберт — интересные факты
Франц Шуберт – австрийский композитор-романтик, живший в Вене в первой половине ХIX века. Его многогранный музыкальный талант был признан при жизни лишь небольшим кругом современников. Шуберт был современником таких известных музыкантов как Бетховен, Паганини, Сальери и писателя Гете. Каждый из них по-своему сыграл определенную роль в его биографии. Представляем интересные факты о Шуберте.
Молодость
- В семье играть на скрипке умели и отец, и один из старших братьев. Именно он начинает обучать Франца игре на музыкальных инструментах. Учеба давалось ему легко, вскоре стало очевидно, что у мальчика незаурядный талант. В юном возрасте он освоил игру на трех музыкальных инструментах. Помимо музыкального слуха у мальчика был незаурядный высокий голос.
- Поступление в католический конвикт было для Шуберта прекрасным шансом устроить дальнейшую жизнь. Получив образование, можно было пойти по стопам отца — стать учителем. В 19 веке эта профессия в Европе считалась престижной и востребованной, после прошедшей реформы образования. Особенно ему нравились музыкальные занятия и хоровое пение. Не раз Франс выступал в роли дирижёра для своих сверстников.
- Шуберт часто посещал местную церковь, подолгу стоял на мессе. Он любил слушать органную музыку.
- «Окончание и конец» — фраза из нотной тетради юного Шуберта. Она означала, что закончена его первая симфония и обучение в школе. Учеба окончательно уступила место творчеству.
- Регулярно проходили встречи Шуберта с друзьями. Это были творческие вечера, на которых молодые люди исполняли музыку, читали литературные произведения, философствовали и дискутировали. Эти вечера известны как «шуберертиады». Чем больше Франц занимался творчеством, тем меньше значения он предавал бытовым неурядицам, безденежью.
Симфоническое творчество Шуберта. Симфоническое творчество Ф.Шуберта
Созданный Шубертом романтический симфонизм определился в основном в двух последних симфониях – 8-й, h-moll–ной, получившей название «Неоконченной», и 9-й, C-dur–ной. Они совершенно различны, противоположны друг другу. Эпическая 9-я проникнута чувством всепобеждающей радости бытия. «Неоконченная» воплотила тему обездоленности, трагической безысходности. Подобные настроения, отразившие судьбу целого поколения людей, до Шуберта еще не находили симфонической формы выражения. Созданная двумя годами раньше 9-й симфонии Бетховена (в 1822г), «Неоконченная» ознаменовала возникновение нового симфонического жанра – лирико-психологического . Одна из главных особенностей h-moll–ной симфонии касается ее цикла , состоящего всего из двух частей. Многие исследователи пытались проникнуть в «загадку» этого сочинения: действительно ли гениальная симфония осталась незавершенной? С одной стороны, нет сомнений, что симфония была задумана как 4-х частный цикл: ее первоначальный фортепианный эскиз содержал большой фрагмент 3 части – скерцо. Отсутствие тонального равновесия между частями (h-moll в I-й и E-dur во II-й) тоже является веским аргументом в пользу того, что симфония не мыслилась заранее как 2х-частная. С другой стороны – у Шуберта было достаточно времени при желании дописать симфонию: вслед за «Неоконченной» он создал большое количество произведений, в т.ч. 4х-частную 9-ю симфонию. Есть и другие доводы «за» и «против». Между тем, «Неоконченная» стала одной из самых репертуарных симфоний, абсолютно не вызывая впечатления недосказанности. Ее замысел в двух частях оказался полностью реализованным.
Франц Шуберт
10 интересных фактов о жизни Шуберта. Интересные факты из жизни Шуберта
Вена – мировая столица музыки, родина вальсов, опер и оперетт. Проспекты, улицы, дома, театры, концертные залы – здесь буквально всё пропитано музыкой. Ни в каком другом городе не жило столько гениальных композиторов. Среди них особое место занимает Франц Петер Шуберт – великий австрийский композитор, один из родоначальников романтического направления в музыке. Подборка интересных фактов о Шуберте рассказывает о малоизвестной стороне жизни известного музыканта, «короля песни».
5 фактов из биографии Шуберта. Интересные факты о Франце Шуберте.
- Шуберт написал около шести сотен вокальных композиций, и это при том, что гениальный композитор ушёл из жизни весьма молодым, в возрасте тридцати одного года. Если бы он прожил дольше, мы, без сомнения, могли бы насладиться ещё большим числом его произведений.
- Изрядная часть написанных Шубертом произведений была опубликована спустя много лет после его смерти, в конце 19-го века.
- Единственный концерт, состоявший из исполнения произведений Шуберта, прошедший при жизни композитора, состоялся в 1828 году в австрийской столице. Он прошёл тихо, без освещения в прессе, так как в это же время в Вене выступал Паганини, который собрал в 807 раз больше денег за свои выступления.
- На деньги, вырученные с вышеупомянутого концерта, Шуберт приобрёл себе рояль.
- Во время похорон другого гениального композитора, Бетховена, Шуберт был в числе людей, которые несли его гроб.
- Шуберт вёл чрезвычайно бедную жизнь, зачастую ему не хватало денег даже на нотную бумагу.
- Знаменитая шестая симфония Шуберта в своё время была отвергнута и Лондонской филармонией, и Парижским симфоническим оркестром.
- Кумиром Шуберта был знаменитый поэт Гёте. Шуберт неоднократно предпринимал попытки познакомиться с ним лично, но они не увенчались успехом.
- Самое знаменитое произведение Шуберта, Большая до-мажорная симфония, было совершенно случайно обнаружено спустя десять лет после его кончины.
- Юный Шуберт бросил школу, чтобы посвятить свою жизнь музыке.
- Всего за свою короткую жизнь Франц Шуберт сочинил более тысячи различных произведений.
- Уже к девятнадцати годам Шуберт сочинил более четверти тысячи песен.
- Шуберт просил после смерти похоронить его рядом с Бетховеном, но из-за недостатка финансов эта просьба не была удовлетворена. Тем не менее, спустя долгие годы его последнее желание было исполнено — захоронение перенесли, и сейчас Шуберт и Бетховен покоятся рядом.
Гонорар Шуберта. Состоялся авторский концерт Франца Шуберта
Менее 32 лет прожил на свете великий австрийский композитор-романтик Франц Шуберт. Он был на целое поколение моложе Бетховена, а пережил его только на полтора года. Но за свою короткую и нелегкую жизнь Шуберт успел написать более тысячи произведений. Признание его таланта началось с авторского концерта, который состоялся 26 марта 1828 года в Вене.
Несмотря на чрезвычайную одаренность музыканта, вся его жизнь прошла в постоянной нужде. В течение многих лет, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он был вынужден давать обременительные для него уроки, не приносившие существенного улучшения материальных условий. Гонорар за это первое и последнее в его жизни выступление, прошедшее с большим успехом, позволил Шуберту приобрести собственный рояль.
Уже в ноябре того же года Франц Шуберт заболел тифом и умер. На памятнике над его могилой высечена очень красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды!».
После Шуберта осталась масса неизданных рукописей - шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее. Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта.
Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашел пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял ее с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон.
Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки, большое количество разнообразных фрагментов и песен. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта.
Черты характера Шуберта. Franz Schubert
Доверчивый, откровенный, неспособный на предательство, общительный, разговорчивый в радостном настроении — кто знал его другим?
Из воспоминаний друзей
Ф. Шуберт — первый великий композитор-романтик. Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний — все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях. Эмоциональная открытость романтического мироощущения, непосредственность выражения подняли на невиданную до тех пор высоту жанр песни : этот прежде второстепенный жанр у Шуберта стал основой художественного мира. В песенной мелодии композитор мог выразить целую гамму чувств. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку песен в день (всего их более 600). Песенные мелодии проникают и в инструментальную музыку, например песня «Скиталец» послужила материалом для одноименной фортепианной фантазии , а «Форель» — для квинтета и т. п.
Шуберт родился в семье школьного учителя. У мальчика очень рано обнаружились выдающиеся музыкальные способности и его отдали на обучение в конвикт (1808-13). Там он пел в хоре, изучал теорию музыки под руководством А. Сальери , играл в ученическом оркестре и дирижировал им.
В семье Шуберта (как и вообще в немецкой бюргерской среде) музыку любили, но допускали лишь как увлечение; профессия музыканта считалась недостаточно почетной. Начинающему композитору предстояло пойти по стопам отца. В течение нескольких лет (1814-18) школьная работа отвлекала Шуберта от творчества, и все же он сочиняет чрезвычайно много. Если в инструментальной музыке еще видна зависимость от стиля венских классиков (главным образом В. А. Моцарта ), то в жанре песни композитор уже в 17 лет создает произведения, полностью выявившие его индивидуальность. Поэзия И. В. Гёте вдохновила Шуберта на создание таких шедевров, как « Гретхен за прялкой », « Лесной царь », песни из «Вильгельма Мейстера» и др. Много песен Шуберт написал и на слова другого классика немецкой литературы — Ф. Шиллера.
Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставляет работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом) и переселяется в Вену (1818). Остаются такие непостоянные источники существования, как частные уроки и издание сочинений. Не будучи пианистом-виртуозом, Шуберт не мог легко (подобно Ф. Шопену или Ф. Листу ) завоевать себе имя в музыкальном мире и таким образом содействовать популярности своей музыки. Не способствовал этому и характер композитора, его полная погруженность в сочинение музыки, скромность и при этом высочайшая творческая принципиальность, не позволявшая идти ни на какие компромиссы. Зато он находил понимание и поддержку среди друзей. Вокруг Шуберта группируется кружок творческой молодежи, каждый из членов которого непременно должен был обладать каким-либо художественным талантом (Что он может? — таким вопросом встречали каждого новичка). Участники «шубертиад» становились первыми слушателями, а часто и соавторами (И. Майрхофер, И. Зенн, Ф. Грильпарцер) гениальных песен главы их кружка. Беседы и жаркие споры об искусстве, философии, политике чередовались с танцами, для которых Шуберт написал массу музыки, а часто просто ее импровизировал. Менуэты, экоссезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы — таков круг танцевальных жанров, но над всем возвышаются вальсы — уже не просто танцы, а скорее лирические миниатюры. Психологизируя танец, превращая его в поэтическую картину настроения, Шуберт предвосхищает вальсы Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева. Участник кружка, известный певец М. Фогль пропагандировал песни Шуберта на концертной эстраде и совместно с автором совершил поездку по городам Австрии.