Софисты и их основные идеи. Основные идеи древнегреческой софистики
Софисты и их основные идеи. Основные идеи древнегреческой софистики
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ Кафедра русской и классической филологии
Основные идеи древнегреческой софистики
Летучих А.Н.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. ВИ Разумовского Минздрава России
Кафедра русской и классической филологии
Софистика – это учение в Древней Греции, которое занимало важное место в греческой философии V и IV веков до н.э. Изначально термин «софист» подразумевал умелого, изобретательного, мудрого человека, впоследствии так принято было называть тех людей, которые играли большую роль в обучении детей грамотной речи и возможности отстаивать свою точку зрения, используя разные речевые приемы.
Представители софистики, такие как Протагор Абдерский, Горгий Леонтинский, Гиппий из Элиды и Продик Кеосский, занимались подготовкой людей, которые хотели овладеть навыками риторики, научиться убеждать силой слова. Они передавали все свои умения, навыки окружающим.
Сочинения софистов почти полностью утрачены, о них мы судим, опираясь в основном на труды Платона. Однако считается, что с философской точки зрения данное направление было весьма разнообразным, так как в нем присутствовало смешение разнородных взглядов, идей.
Основные идеи древнегреческой софистики:
Известное крылатое выражение «Человек считается мерой всех вещей» приписывается древнегреческому философу Протагору. Он выдвинул мысль, что мир, окружающий нас, очень противоречив, поэтому о каждой вещи можно судить двояко. Но у данной фразы есть продолжение "…существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют". Получается, что только человек в состоянии определить, что является истиной. Предположим, что на одной чаше весов - человек, на другой - вещь. Оценка значимости – это идеализации события, явления, именно человек устанавливает меру ценности всему, что окружает его. Не стоит забывать, что все оценки идут через восприятие человека.
Моральные нормы произвольны. Одна группа людей рассуждает, что "хорошо" и "плохо" отличаются друг от друга, другие наоборот, что значения этих слова схожи.
Все в мире относительно. Эта фраза является основным принципом миропонимания, мировоззрения софистов. Принцип относительности употребляется не только в прикладных науках (математике, физике), но и в обычной жизни людей. С детства все знают, что всё познается только в сравнении. Каждое событие, происходящее в жизни, имеет как плюсы, так и минусы, а для того, чтобы осознать, что лучше - необходимо сложить их и только тогда мы сможем получить ответ. Нужно осознавать, что нет ничего абсолютного - абсолютно прекрасного, абсолютно белого, длинного и т.д.
Учение софистов занимает важное место в мировой истории философии, а их философское наследие представляет и на сегодняшний день большой интерес для каждого.
СОФИСТЫ И СОКРАТ
Софистика как направление в философии была значительным фактором культурной и социальной жизни классической Греции.
По своей профессии софисты были странствующими учителями мудрости и красноречия, переезжавшими из одного города в другой. Они выступали на общественных праздниках и торжествах, произнося соответствующие этим дням речи—панегирики городу, надгробные речи, восхваление какого-либо лида, общественного деятеля, командира, поэта или писателя.
Кроме демонстрации собственных талантов, образцов красноречия и блестящего стиля, софисты занимались преподаванием риторики, логики, грамматики и психологии. В качестве упражнения ученикам предлагались самые разнообразные темы, имевшие целью развить их логические и словесные способности: панегирики павлинам, мышам, горшкам, соли и пр. Отрицательной стороной софистики был доведенный до крайних пределов формализм, нередко переходивший в игру словами и понятиями, в схоластику. Философский скепсис и субъективизм не мешали, однако, некоторым софистам с успехом заниматься науками и искусствами.
Софистов делят на старших и младших. Из старших наиболее известны Протагор п Горгий. К младшим софистам принадлежат Антифонт, Алкидамант и Критий.
Расцвет софистики относится ко второй половине V в., ко времени высокого развития социально-экономической, политической и культурной жизни Афин. То было время, когда старая система знаний, покоившаяся на ионийской натурфилософии и наивном реализме, уже не могла удовлетворить запросычеловеческого ума.Социаль- ная жизнь, накопленный опыт и культурно-философские запросы времени не умещались в рамках старых теорий и философских систем.
Впервые в истории человеческой мысли вставал вопрос о природе самого знания. Что такое знание? Как оно получается? Что является критерием объективной истины, и, наконец, вообще существует ли объективная истина?
На последний вопрос софисты давали отрицательный ответ.
Полнее всего точка зрения научного субъективизма или релятивизма (относительности) проведена в сочинениях Протагора , современника Перикла и Сократа, одного из самых известных греческих софистов. Всякое познание, учил Протагор, субъективно и потому имеет значение только для того человека, который его принимает. Возникая из взаимодействия наших чувств и природы, познания различны для каждого индивида в зависимости от различия их воспринимающих органов. Никакого сверхчеловеческого знания и сверхчеловеческих истин, в том числе и религиозных, не существует. Каждый о вещах судит в меру своего разума и считает это суждение правильным до тех пор, пока его противник логическими аргументами не докажет ему противоположного. Что кажется человеку правильным, то и на самом деле правильно. «Человек—мера всех вещей». Каждая вещь имеет две стороны и может быть рассматриваема с двух точек зрения. Так, например, болезнь для больного—зло, для врача—добро, и оба суждения одинаково правильны. Добродетель же, о которой так много спорят философы, Протагором рассматривается как наилучшее (нравственное) состояние, приводящее человека к деятельности.
Софистика примеры. Что такое софистика?
Определение
Софистика — преднамеренное применение ложных доводов, словесный блуд, способствующий лжи.В принципе софистика — то же, что и софизм. В свою очередь софизм — это умышленно ложное умозаключение, формально кажущееся правильным, основан на выхватывании при рассуждениях отдельных сторон явления.
Происхождение термина
Существительное σοφιστής образовано от глагола σοφίζομαι («проявлять мастерство», «заниматься каким-либо искусством»); первоначально относилось к поэтам и музыкантам, но со второй половины 5 века до н. э.. так начинают называть людей, обладающих мудростью в первую очередь жизненно-практического характера и в отдельных случаях, возможно, философской и научной. Постепенно слово «софист» начинает применяться в понятии «мудрец».
Развитие понятия «Софист»
В V веке до нашей эры в Древней Греции сложилось общество эрудитов-преподавателей, ставивших себе цель обучить подопечных умению вести спор (прежде всего для выстраивания учениками своей политической карьеры). Они знакомили молодых людей с основами истории, права, математики и философии. Но прежде всего учили приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре, когда победа в споре стала важнее доказательств истины (что важно в политике), все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т. д. Этих интеллектуалов также называли софистами.
Софизм, как направление философии
Горгий
Постепенно софисты выделились в группу философов, к которым сегодня относят (согласно Википедии) Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития и к следующему за ними поколению — Ликофрона, Алкидаманта, Фрасимаха. Протагор сделал первые попытки систематизировать приемы умозаключения, занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения. Ликофрон анализировал роль связки «есть» в предложении. Горгий и другие заложили основы науки о языке. Продик разработал основы учения о синонимах. При этом софисты не были объединены в рамках определенной «школы», их взгляды не имели единства.Примеры софизмов
— Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное.
— Для того чтобы видеть, вовсе необязательно иметь глаза. Ведь без правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет; поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения.
— Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.
— Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
— То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты их имеешь.
Софисты философы. История софистики
Данное философское течение возникло в V веке до нашей эры. Его создали философы, называвшие себя софистами. Тогда это слово имело положительный оттенок. Сами софисты позиционировали себя как учителя мудрости. Они обучали других людей философии, логике и, конечно же, риторическим приёмам. Очень быстро они поняли, что умение доказать любую мысль заменяет реальные знания, поэтому именно этому навыку они учили своих учеников.
По сути, деятельность софистов быстро свелась к поиску наиболее эффективных приёмов ведения спора, как правило, нечестных. Эти приёмы заключались в подмене понятий, намеренном сокрытии логических ошибок и даже в психологическом давлении. А чтобы отстоять своё право на подобный подход, софисты создали особую философскую идеологию, в рамках которой утверждалось, что объективной истины существовать не может. И если человек способен доказать определенное утверждение, его можно считать истинным.
История софистики состоит из двух периодов, которые условно называют «старшей» софистикой и «младшей». Наиболее известными представителями «старшей» софистики являются Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт. Среди «младших» софистов наиболее известны Критий, Алкидам (Алкидамант), Калликл, Фрасимах и Ликофрон. Практически все софисты были очень богатыми людьми, поскольку богачи охотно брали у них уроки мудрости. При этом в обществе к ним относились недоброжелательно (даже между собой они ладили плохо и часто вступали в споры).
Деятельность софистов. СОФИСТЫ
СОФИСТЫ (от греч. «софос» – мудрый) – представители интеллектуального течения в общественной и культурной жизни Древней Греции сер. 5–1-й пол. 4 вв. до н.э., платные преподаватели красноречия и различных знаний, считавшихся необходимыми для деятельного и успешного участия в гражданской жизни. Новая ориентация софистического движения по сравнению с досократиками состояла в исключительном интересе к человеку и обществу и почти полному игнорированию натурфилософской проблематики. Основные сочинения софистов до нас не дошли, об их взглядах можно судить главным образом по сочинениям их оппонентов – Платона и Аристотеля.
Также по теме:
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
К старшим софистам (2-я пол. 5 в. до н.э.) причисляют Протагора , Горгия , Гиппия, Продика, Антифонта, Крития. К следующему за ними поколению младших относят Ликофрона, Алкидаманта, Фрасимаха.
Свою главную педагогическую и просветительскую задачу софисты видели в воспитании «добродетели» (арете) и «умении хорошо говорить», что подразумевало знакомство с основами истории, права, теоретических дисциплин, в т.ч. математики и философии. При этом общей чертой их учений был релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протагора «человек – мера всех вещей»: в интерпретации Платона это означало отказ от критериев истинности, абсолютизацию любого частного мнения и оправдание интеллектуального произвола. Упрочению представления об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей способствовал широко применявшийся софистами метод сопоставления противоречивых гражданских норм и религиозных обрядов, господствовавших у различных народов. Важнейшую роль играло противопоставление природы и закона, где природа выполняла функцию элемента объективного и постоянного, а закон, установленный произволом людей, находящихся у власти, – элемента изменчивого и произвольного.
Также по теме:
ПРОТАГОР
Много внимания софисты уделяли разработке приемов убедительности речи и разработке логики. Протагор сделал первые попытки систематизировать приемы умозаключения. Ликофрон анализировал роль связки «есть» в предложении. Протагор, согласно традиции, положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим передержкам и парадоксам, получившим уже в древности название «софизмов»; он же ввел в практику т.н. «двойные речи», когда практиковалось умение говорить «за» и «против» одного и того же тезиса. Горгий и другие софисты развили преподавание ораторского искусства, заложили основы науки о языке. Протагор занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения. Продик разработал основы учения о синонимах.
В социально-политических области были сторонниками демократии и высказывали идеи равенства всех людей. Алкидамант заявлял, что «бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом».
Софисты неизбежно впадали в противоречие с традиционными религиозными верованиями. Так, Протагор утверждал, что не знает, существуют ли боги. Фрасимах полагал, что боги не обращают внимания на людей. Продик видел истоки религии в почитании хлеба и вина, солнца, луны и рек – всего, что необходимо для поддержания жизни. Критий, вставший во главе правительства «30 тиранов» в Афинах после поражения в Пелопоннесской войне, в сочинении Сизиф объявил религию выдумкой, принуждающей людей соблюдать законы и удерживающей от тайных преступлений из-за страха перед всеведающим божеством.
Софисты не были объединены институционально в рамках определенной «школы», их взгляды не отличались единством даже по основным вопросам. В то время как «аноним Ямвлиха » (автор текста, известного по Протрептику Ямвлиха) считал законы основой нормального существования людей, Антифонт объявлял государственные установления злом. Ликофрон отводил закону роль гаранта личных прав граждан (Аристотель. Политика III 9, 1280b8), а Фрасимах, по Платону, утверждал, что правители везде навязывают гражданам выгодные для себя законы (Платон. Государство , 336b-354c). Тем не менее, консолидация различных мыслителей вокруг определенного комплекса идей позволяет зафиксировать начало, а конец популярности того же комплекса идей позволяет определить завершающий момент истории движения.
Вследствие усиления в Афинах консервативного умонастроения после поражения в Пелопоннесской войны, просветительский рационализм софизма потерял ту широкую социальную поддержку, которой пользовался в пору своего расцвета. Дальнейшее развитие многих идей, обсуждавшихся или только намеченных греческой софистикой, происходило в сократических школах, особенно в философских школах Платона и Аристотеля.
Фрагменты: Маковельский А.О. Софисты , ч. 1–2, Баку, 1940–1941.
См. также СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ; АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ; ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ .
Софисты кратко. Возникновение софистов
Софисты возникли благодаря тому, что в духе греческого народа произошел перелом, — греки почувствовали необходимость руководствоваться в действиях и поступках своим умом. Греки доросли до своего ума. Это и облегчило, по-видимому, Анаксагору сделать открытие, что в некоторых есть ум.
В ИФ следует забыть о дурной трактовке софистов. У необразованной публики есть мнение, что софист — это коварный демагог, запутывающий своими речами наивного, но хорошего человека. Как только такая публика замечает, что человек может рассматривать предмет и так, и этак, она пугается, чувствуя опасность. Возможность знать о чём-то, что оно и таково, и не таково, у доброго малого вызывает протест: «Меня сбивают с толку, для чего-то меня хотят оболванить!» Больше всего боятся быть оболваненными болваны. Нельзя оболванить не болвана.
Софисты — это учителя мудрости (это они сами себя так называли). Это люди, которые и сами мудры, и других могут сделать мудрыми и сильными в речах. Они учили людей рассуждать самостоятельно и убедительно излагать свои мысли. Настоящая мудрость не многознание типа: я знаю, где находится Африка, куда впадает Волга и т. п.
Софисты бы не возникли, если бы греческий народ в эпоху Перикла не ощутил потребности в самоопределении, если бы не возникло убеждение, что человек не должен определяться ни традицией, ни страстями сиюминутными, ни случаем. Люди осознали, что для того, чтобы стать самостоятельными, нужно своё чужое (т.е. стихийно сложившиеся представления, которые они просто приняли, а не сформировали самостоятельно) переработать и сделать по-настоящему своим. Греки поняли, что собственная мысль должна переработать свои же, стихийно сложившиеся, мнения. На основе этого и произошла революция в способе мышления, которую начали софисты.
Как хорошо жилось нашему народу, когда за него думали. Это не только в эпоху КПСС, но и упование на царя-батюшку, извечное российское: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Многие так же именно за это любят армию, где суть – подчинение без мысли. Солдат в армии по определению не может знать лучше командира — лафа!
Сейчас российский народ созревает к мысли о самоуправлении (самоопределении), народ хочет научиться мыслить самостоятельно. Мы сейчас в том же положении, что и греки в эпоху Перикла (IV в. до Р.Х.) — поэтому изучать софистов нам полезно.
Греки захотели сами определять свою жизнь, но, если без ума, то остается одно — подчиняться единичным сиюминутным страстям. Но это не надежно. Возникла потребность в компетентных ответах на вопросы жизни. Софисты и были первые платные учителя, учившие людей рассуждать. Как до этого образовывался грек? Стихийно, посредством поэм.
Т. к. потребность в образовании ума была высока, то некоторые софисты жили роскошно. Не только молодежь интересовалась софистикой, но и политики. Сила политика — в умении убеждать. Тирану это умение не нужно: не согласны — «секир башка» — и нет несогласных. Красноречивый политик говорит убедительно. Искусство популярного политика в том, чтобы суметь свои интересы представить как интересы народа, убедить народ двигаться за ним, как представителем и выразителем народных интересов.
Но софисты сделали вклад не только в образование греческого народа — среди них были и те, кто внес вклад в историю развития философии. Таковы Протагор и Горгий.
Софисты представители. Школа софистов. Представители
Наиболее яркими представителями софистики являются:
Проотагор (крайний справа), фрагмент картины Сальватора Розы
- Протагор Абдерский (из Абдер) — один из старших софистов, виднейший представитель школы софистики, из числа ее родоначальников. Странствующий преподаватель, скептик и материалист. Ему принадлежит тезис: «Человек – есть мера всех вещей». Аналитики утверждают, что с Протагором, иногда опасался дискутировать даже Сократ. Погиб во время кораблекрушения.
- Горгий . ученик Эмпедокла. Странствующий знаменитый учитель и теоретик красноречия. Знаменит своей Олимпийской речью на играх 392 года, в которой призвал всех присутствующих к борьбе с варварами.
Подробней о деятельности этих персон можно ознакомиться в диалогах Платона «Протагор» и «Горгий». Кстати, именно из таких произведений Платона, как «Апология Сократа» , «Пир» «Государство», «Менон», «Софист» можно вывести предположение о том, что софисты крайне не любили, но опасались и уважали выдающихся «Философов-одиночек» таких как Сократ в том числе. Потому, что многие юные мужи предпочитали учиться уму именно у таких как Сократ. Софисты противопоставляли свое учение учению Сократа, а сам Сократ составлял крайне сильную конкуренцию течению и учениям софистов.
Исследователи античной философии классифицируют эпоху существования софистов на три периода:
- Классический период датирован началом V первой половиной IV веков. Представители, так называемые старшие софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и тд.
- Второй период – II – начало III века нашей эры.
- Третий период – III – ΙV век нашей эры.
Софизм.
Справка: « Софизм от греческого σόφισμα — «хитрая выдумка, уловка» . Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики , при этом при поверхностном рассмотрении он кажется правильным. Правдоподобность софизма зависит от ловкости того, кто его применяет, и от уступчивости оппонента…» .
Если говорить о России, то в масштабе нашей страны уступчивым оппонентом , чаще всего, является русский человек или в целом русский народ, а в роли софистов (мастеров уловок и хитрых выдумок) выступают, как правило, наши политики, и, как я выяснил недавно, ещё некоторые работники правоохранительных органов и некоторые российские судьи.
Вот яркий пример софизма, который я услышал в 2012 году, когда я смотрел по телевизору выступление Владимира Путина в Госдуме РФ. Тогда депутат ГД РФ, кинорежиссёр В.В.Бортко предложил В.В.Путину , когда он был ещё в должности премьер-министра РФ, внести в Конституцию РФ (при внесении в неё поправок) строчку о государствообразующем русском народе в следующей редакции: «Русский народ и присоединившиеся к нему народы…» В ответ Владимир Путин сказал: «Это опасно! Нам этого не нужно!» Он пояснил свою мысль так: «Внесение такой поправки в Конституцию автоматически сделает часть населения России людьми первого сорта » . Вот оно, «сознательное нарушение правил логики», — софизм!
Россияне, хорошо знают, что на сорта (высший, «экстра», первый, второй , третий) в продуктовых магазинах принято подразделять колбасу, например.
На первый взгляд, конечно же, кажется очень даже правильным, что Путин отклонил таким образом предложение депутата ГД РФ В.В.Бортко, чтобы не допустить разделения людей на сорта : «граждане России первого сорта», второго сорта, третьего!
Однако, фокус в том, что никто и не предлагал нашему премьер-министру делить людей по сортам, это была такая хитрая выдумка, уловка самого В.В.Путина, позволившая ему легко уйти от обсуждения очень острой и давно назревшей темы!
Вопрос об официальном, конституционном признании русского народа государствообразующим, возможно, и не поднимался бы в современной России, если бы миллионы простых людей не видели своими глазами, что буквально воцарившаяся над государствообразующим Русским народом так называемая «российская элита» («звёзды» шоу-бизнеса, владельцы СМИ, олигархи-миллиардеры, и так далее) — это сплошь люди с еврейскими корнями!