Шереметевский (шереметьевский) замок в пос.
Юрино - усадьба графов шереметевых, Россия.
На волжском берегу, на границе республики Марий эл и нижегородской области, в посёлке юрино возвышается старинный замок, принадлежавший когда-то семейству шереметевых.
Вообще-то это сооружение с анфиладой комнат и зимним садом, накрытым стеклянным куполом, больше напоминает дворец, чем замок. Но четырехугольная башенка в неоготическом стиле и зубчатые крепостные стены послужили тому, что в народе шереметевскую усадьбу называют "Замком". 300 лет назад, в дни царствования Петра I посёлок юрино назывался архангельским и находился во владении прославленного генерала Головина.
О тех временах напоминает якорь, поставленный на постаменте перед замком самим Головиным. Позднее с. архангельское перешло в собственность уральского заводопромышленника Никиты Демидова, а его сын - наследник Николай, не пожелав жить в глуши, продал имение камергеру Александру Жеребцову. Лишь в 1812 году село купил в. с. шереметев, внучатый племянник графа шереметева, фельдмаршала Петра I, заплатив за юринские земли 350 тысяч рублей ассигнациями. Поселение в глуши не зря привлекло внимание помещика: в лесах крепостные шереметева заготавливали древесину, гнали деготь и пр., и вся эта продукция отправлялась на нижегородский рынок, принося большие барыши.
Строительство каменного замка, или "Нового Дома" начал Василий Петрович шереметев, внук Василия Сергеевича. Это был невиданный даже для России долгострой: замок строили три поколения шереметевых. Семь архитекторов угождали вкусам привередливых заказчиков, пожелавших соединить в своём дворце готику, барокко и восточный стиль. Для благоустройства усадьбы выписали старинную мебель и севрский фарфор из Франции, статуи и мрамор везли из Италии, амфоры для растений - из Греции. Вокруг дворца воздвигли крепостные стены. Усадьба шереметевых занимала до 60 га плодородной земли с роскошным парком, в нижней части которого располагались оранжереи, пруды, вольеры для диких животных. Немецкая компания "Сименс - Гальске" провела водопровод и канализацию, электрифицировала поместье, а к исходу русско-японской войны наладила телефонную связь между усадьбой и лесными кордонами.