Медный всадник интересные факты. Интересные факты о фильме «Медный всадник России»
Медный всадник интересные факты. Интересные факты о фильме «Медный всадник России»
В январе кинокомпания «Круглый стол» завершила производство масштабной исторической драмы Василия Ливанова «Медный всадник России» . История создания фильма, от задумки до воплощения, оказалась не менее захватывающей, чем возведение памятника Петру I.
♦ Фильм создавался мастерами советского и российского кино Василием Ливановым и Николаем Немоляевым . Музыку к фильму записал легендарный кинокомпозитор Геннадий Гладков .
♦ Режиссер фильма, Василий Ливанов , начал работу над фильмом с прочтения стихов съемочной группе и артистам. Он читал произведения Александра Пушкина, Геннадия Шпаликова, Бориса Пастернака, Дениса Давыдова и других поэтов о России, чтобы группа прониклась настроем будущего фильма.
♦ Для картины группа художников под руководством Марии Турской изготовила в подлинную величину Гром-камень, который по сюжету должен был стать постаментом Медного всадника. Копия Гром-камня, состоящая из 72 частей, декорированная живым и искусственным мхом, была выполнена из стеклоткани на металлическом каркасе.
♦ Съемочная группа фильма воспроизвела уникальные исторические процессы, такие как перевозка Гром-камня, в реальности продолжавшаяся более 5 месяцев, а также отливка памятника Медный всадник в настоящем литейном цеху.
♦ Ученица Фальконе Мари-Анн Колло, приехавшая с ним из Франции, вылепила голову Петра I из глины. Впоследствии ее работа была признана не только скульптором, но и самой императрицей, и стала частью памятника. Для фильма глиняная копия была заказана в мастерской, но художник-постановщик картины Мария Турская была не удовлетворена работой и вылепила точную копию головы Петра самостоятельно, повторив художнический подвиг Колло.
♦ Съемочная группа не получила разрешения на съемку подлинной восковой фигуры Петра I в музее Эрмитаж, и поэтому вынуждена была искать похожий манекен в музеях восковых кукол. Поскольку копии фигур сильно отличались от оригинала, в том числе и позой императора, креативный продюсер и консультант фильма по художественной части Заслуженный художник РФ Елена Ливанова самостоятельно изготовила копию воскового манекена в подлинную величину.
♦ Для фильма было сшито более 250 оригинальных костюмов, созданных по сохранившимся описаниям нарядов того времени.
♦ По легенде при первой отливке памятника в 1775 году во время работы лопнул сток, по которому заливалась бронза, и только благодаря стараниям мастера Емельяна Кайлова удалось спасти нижнюю часть монумента. Мастер рисковал своей жизнью для того, чтобы не допустить пожара. При этом Кайлов, действовавший в одиночку, испортил себе зрение, получил сильнейшие ожоги рук и через год скончался. Авторы фильма решили опустить время смерти литейщика, выходящее за рамки сюжета.
♦ В массовых сценах фильма в общей сложности приняли участие более 5 тысяч человек.
♦ В фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» 1953 года Народный артист СССР Борис Николаевич Ливанов , отец Василия Ливанова , исполнил роль князя Потемкина. В картине «Медный всадник России» в образе Потемкина выступил сын режиссера Борис Васильевич Ливанов . По словам Василия Ливанова , эта роль перешла к Борису «по наследству» из-за природной схожести с князем, а также актерского таланта.
♦ В фильме «Медный всадник России» эпизодическую роль митрополита Платона изначально хотел сыграть сам Василий Ливанов , но передумал из-за несоответствия возрасту героя и пригласил на нее священника Русской православной церкви Дмитрия Толстикова .
♦ В роли императрицы Екатерины II дебютировала журналистка и телеведущая Ольга Белова , известная зрителям по таким передачам, как «Сегодня» и «Место встречи». На съемочной площадке она, по словам Василия Ливанова , «проявила подлинный артистизм».
Интересные факты о сенатской площади. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике
Торжественная церемония открытия памятника Петру Великому, который сейчас известен как Медный всадник, состоялась 18 августа 1782 года. Сегодня этот памятник - достопримечательность, без которой не обходится ни один туристический маршрут. Буквально с момента открытия он был окутан мистическим флером, а с годами правда и фантастические выдумки о нем и вовсе смешались в одну пеструю, таинственную историю. SPB.AIF.RU предлагает вспомнить самые любопытные детали из «биографии» Медного всадника.
Место выбрала сама Екатерина II
Место установки монумента – пожалуй, единственное, о чем почти не спорили при его создании. Екатерина распорядилась поместить памятник на Сенатской площади, поскольку рядом расположены основанное Петром I Адмиралтейство и главное на тот момент законодательное учреждение России – Сенат. Правда, царица желала видеть памятник в центре площади, но скульптор поступил по-своему и передвинул постамент ближе к Неве.
Изначально на этом месте должны были установить прижизненный памятник самой Екатерине, но она сочла более правильным увековечить память об основателе Петербурга к 100-летию его восшествия на престол.
Скульптора порекомендовали Дидро и Вольтер
Для подготовки такого грандиозного события нужен был настоящий мастер, и по рекомендации своих друзей Дени Дидро и Вольтера Екатерина вызвала в Россию скульптора Этьена-Мориса Фальконе, автора «Грозящего Амура», который сегодня хранится в Лувре, и других известных скульптур. Художнику к тому моменту уже исполнилось 50 лет, у него был богатый послужной список, но таких монументальных заказов он еще не выполнял.
Фальконе чувствовал, что это его произведение должно войти в историю, и не стеснялся спорить с императрицей. Например, она требовала, чтобы Петр восседал на коне с жезлом или скипетром в руке, как римский император. Руководитель проекта и правая рука Екатерины Иван Бецкой советовал поставить на постамент фигуру в полный рост с полководческим жезлом в руке. А Дени Дидро и вовсе предлагал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами. Доходило до таких тонкостей, что «правый глаз Петра должен быть направлен на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий». Но Фальконе стоял на своем. В контракте, который он подписал, говорилось, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».
«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей», - писал Фальконе в одном из писем.
Камень для постамента искали по объявлению
Обычно постаменту уделяют значительно меньше внимания, чем самому памятнику. Но в случае с Медным всадником получилось едва ли не наоборот. Его постамент, возможно, единственный в истории монументальной скульптуры имеет собственное имя – Гром-камень. В качестве метафоричной «скалы» Фальконе хотел использовать монолитную породу, но камень подходящего размера найти оказалось непросто. Тога в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление, обращенное ко всем частным лицам, которые готовы выломать где-нибудь кусок породы и привезти в Петербург.