Интересные факты о повести временных лет. Несторова летопись «Повесть временных лет»
- Интересные факты о повести временных лет. Несторова летопись «Повесть временных лет»
- Интересные факты о летописи. Интересные факты из жизни Нестора Летописца
- Интересные факты о несторе летописце. Тьма древних времен: тайны жизни Нестора Летописца
- Повесть временных лет кратко. Повесть временных лет
- Исторические факты в повести временных лет. История возникновения русской летописи «Повесть временных лет»
Интересные факты о повести временных лет. Несторова летопись «Повесть временных лет»
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. « Повесть временных лет » дошла до нас в составе более поздних сводов:
- Лаврентьевской летописи (1377 г.)
- Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
- Ипатьевской летописи (XV в.).
Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы . Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.
« Повесть временных лет » — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: « Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть ».
История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии , показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем . Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Летопись Нестора « Повесть временных лет » нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.
Интересные факты о летописи. Интересные факты из жизни Нестора Летописца
Девятого ноября мы отмечаем день памяти преподобного Нестора Летописца. Большинство из нас знают его исключительно как автора «Повести временных лет», однако у него было еще множество иных заслуг. Нестора можно смело назвать первым историком, писателем и журналистом в Киевской Руси.
- 17-летним юношей Нестор пришел к преподобному Феодосию, стал послушником в Киево-Печерской лавре и принял послушание летописца. К 1113 году он создал «Повесть временных лет». Многие из описанных в ней событий произошли задолго до Нестора, поэтому, чтобы восстановить истину, он изучил летописные своды, исторические сборники, монастырские записи, рассказы бояр, воинов и путешественников.
- Благодаря Нестору мы знаем о создании славянской грамоты Кириллом и Мефодием, о крещении княгини Ольги в Константинополе, а князя Владимира в Херсонесе.
- Летописец осуждал любое насилие, тем более он был против междоусобиц в родной стране. Свою позицию он четко выразил в «Сказании о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба».
- Упоминая о себе, Нестор часто называл себя грешным. Но, тем не менее, он – единственный русский подвижник, кто входит в число святых римско-католической церкви.
- Преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Сейчас его мощи хранятся в Ближних Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
- К святому Нестору верующие обращаются за помощью в учебе, защитой от всяческого зла и в поисках работы. Он считается покровителем спортсменов, журналистов, историков и тех, кто чему-либо учится.
Нестор считал книги собранием мудрости
Нестор был уверен, что самыми полезными для человека являются книги, потому что они «научают мудрости, воздержанию и полезны для души».
Интересные факты о несторе летописце. Тьма древних времен: тайны жизни Нестора Летописца
Мерцающий огонек масляной лампадки, мерный скрип пера. Орудие письма выводит на пергаментных тетрадях древние буквы. В дальнейшем эти тетради пронумеруют и соединят в одну книгу, подобно тому, как сейчас буквы соединяются в слова, а слова – в предложения.
За письменной работой «сидит» уже немолодой мужчина в монашеском облачении, ведь переписывание «начисто» в дорогой пергамент нельзя доверить неопытному юнцу-послушнику. На самом деле писец не сидит, а стоит, ведь вместо стола – подобие пюпитра.Он занят важной работой – записыванием истории своего государства, а точнее истории утверждения христианства на этих землях. Это интересует монаха в первую очередь, а «жития» князей и их междоусобицы служат, скорее, фоном.
Так, представляется образ известнейшего летописца времен древней Руси – Нестора Летописца. Историки приходят к заключению, что вероятно, именно таким он и был.
Церковь отмечает день памяти преподобного Нестора Летописца Церковь чествует 9 ноября по григорианскому календарю (что соответствует 27 октября в юлианском календаре, по которому проходят богослужения).
Значимость этой личности для Украины совершенно неоспорима, ведь 9 ноября в нашей стране также отмечают День украинской письменности и языка.
Побег от суеты
В качестве вероятной даты рождения будущего летописца специалисты называют 1056 год. С тех пор прошло более 960 лет, однако современные «коллеги» Нестора не могут осветить все «белые пятна» в его жизнеописании.
В основном о жизни известнейшего летописца известно и его главного произведения – «Повесть временных лет», где он указал некоторые автобиографические факты. По традиции Нестору Летописцу также приписывают еще два произведения – «Чтения о святых Борисе и Глебе», а также «Житие Феодосия Печерского», где также указаны некоторые даты об авторе. Правда, неточности и несостыковки, которые подмечают специалисты, могли возникнуть во время переписывания манускриптов.
Нестор сообщал, что пришел в Киево-Печерский монастырь в то время, когда его игуменом был Стефан. Таким образом это был период с 1074 по 1078 годы. Это значит, что человек, который в последствии примет здесь постриг под именем Нестора (настоящее его имя неизвестно науке), решил отрешиться от мирской суеты в довольно молодом возрасте.
С другой стороны, в годы игуменства Стефана Нестор стал диаконом. Историки и богословы отмечают, что перед тем, как стать клириком Нестор должен был некоторое время жить в монастыре и совершать монастырское послушание, чтобы подтвердить серьезность своих намерений.
Раз так, то логично предположить, что Нестор, на тот момент, уже был взрослым человеком, который знал, что хочет в жизни. Точная дата рождения будущего монаха Киевско-Печерского монастыря историкам неизвестна.
Одним из монастырских послушаний было переписывание книг. Умение писать и читать означало, что послушник не из простой семьи. Впрочем, в этом не было ничего удивительного, поскольку многие представители княжеских родов уходили от мирской суеты в первый скит на Руси – пещеры в горах возле Киева. Здесь и возник Киево-Печерский монастырь.
Труд всей жизни
Когда Нестор приступил к главному труду своей жизни – «Повесть временных лет» точно неизвестно. Предполагается, что он уже был в довольно почтенном возрасте. Вероятно, не на столько «почтенном», чтобы состояние здоровья помешало заниматься подобной работой, но и не слишком юным – ведь переписывать книги в монастыре поручалось тем, кто заслужил своим благочестием доверия среди братии. Значит это должен быть степенный человек, который уже не один год провел в дали от мира, в молитвах и размышлениях о Боге. Скорее всего это проиошло после 1100 года.
При жизни и после смерти Нестора его сказания о жизни святых пользовались большей популярностью, чем «Повесть». В пользу этого утверждения говорит тот факт, что копий житий сохранилось больше. Так, для работы над «Житием Феодосия Печерского» Нестор мог пользоваться преданиями старцев, которые помнили одного из основателей Киево-Печерской лавры, ведь последний умер в то же время, когда сам Нестор решил постричься в монахи.Этот труд Нестора был включен в «Киево-Печерский патерик» – сборник житий святых. Кроме агиографических текстов в него вошли некоторые истории из жизни в лавре. Здесь же Нестора впервые называют Летописца, что в итоге станет привычным эпитетом для автора «Повести».
Историки ХIX века, в частности, Алексей Шахматов, предполагали, что Нестор вовсе не был автором «Повести» в том смысле, в котором принято считать сейчас. В ХI веке якобы существовало несколько списков этой летописи. Нестор, как один из переписчиков, просто расширил летопись, соединил пространных вступлением историю Киевской Руси и древнюю библейскую историю, а также дал этому произведению привычное наименование.
Анализ данного текста привел современных ученых к заключению, что текст «Повести временных лет» написан одним человеком.
Повесть временных лет кратко. Повесть временных лет
Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха ) и выписки из других летописей.
Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование - «Повесть времянных лет…»
История создания Повести временных лет
Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.
Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет - Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Жанр и особенности Повести временных лет
Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого , подвигах Никиты Кожемяки и других героев.
Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
Таким образом, основу Повести временных лет составляют:
- Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
- Описание крещения Руси ;
- Описание жизни великих князей: Олега , Владимира , Ольги и других;
- Жития святых;
- Описание войн и военных походов.
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
Исторические факты в повести временных лет. История возникновения русской летописи «Повесть временных лет»
Анализ литературы по вопросу истории появления «Повести временных лет» показывает его дискуссионность в науке. Вместе с тем, во всех публикациях о «Повести» подчеркивается историческое значение летописи для истории и культуры России. Уже в самом названии «Повести временных лет» содержится ответ на вопрос о предназначении летописи: чтобы рассказать «откуду есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть»2. Иными словами, поведать о русской истории от самого начала ее и до становления православного государства под собирательным названием Русская земля.
Раскрывая вопросы летописной терминологии, И.Н.Данилевский писал, что традиционно летописями в широком смысле называют исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими (годовыми), часто календарными, а иногда и хронометрическими (часовыми) датами. По видовым признакам они близки западноевропейским анналам (от лат. annales libri - годовые сводки) и хроникам (от греч. chranihos - относящийся ко времени). В узком смысле слова летописями принято называть реально дошедшие до нас летописные тексты, сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой списках.3Но научная терминология в летописных материалах в значительной мере условна. Это связано, в частности, с «отсутствием четких границ и сложностью истории летописных текстов», с «текучестью» летописных текстов, допускающих «постепенные переходы от текста к тексту без видимых градаций памятников и редакций». До настоящего времени «в изучении летописания употребление терминов крайне неопределенно». При этом «всякое устранение неясности терминологии должно основываться на установлении самой этой неясности. Невозможно условиться об употреблении терминов, не выяснив прежде всего всех оттенков их употребления в прошлом и настоящем», полагает Д.С.Лихачев.