Интересные факты о богатырях. Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?
Интересные факты о богатырях. Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?
Данным существительным испокон веков именовали воинов, обладающих сверхчеловеческими способностями, как правило, физической силой и выносливостью. Чаще всего эти доблестные витязи были героями народных средневековых славянских былин и сказаний. Основное занятие богатырей земли русской было защищать ее от недругов, а также меряться силой и демонстрировать удаль, совершая подвиги.
Большинство лингвистов сходятся на тюркском происхождении термина "богатырь" ("смелый", "герой-храбрец"). Вероятно, особо отличившихся воинов стали так именовать с началом набегов на земли Руси степных кочевых. А у них слово Bahādor означало наследственный титул, который доставался особо отличившимся бойцам, аналог европейского рыцарского титула. В таком значении впервые это существительное было упомянуто в китайской летописи VIII в.
О монгольских рыцарях-богатырях есть упоминания и в итальянских хрониках XIII в., а также в знаменитом славянском документе XIII-XIV вв. – Ипатьевской летописи.
Неизвестно, когда именно и почему чужеземным словом стали называть славянских витязей, которые как раз и специализировались на защите от степных "богатырей". Но уже в летописях XV- XVI вв. данный термин используется именно в значении славянский герой-защитник.
Есть мнение, что, сталкиваясь с доблестными русичами, монголы называли их рыцарями, то есть "богатырями". Это название понравилось славянам из-за схожести со словом "Бог", и они сами стали именовать так собственных героев, как бы намекая на богоподобность. Тем более, что некоторых богатырей земли русской отождествляли с древними божествами, например Святогора. И хотя на период возникновения этого понятия Русь уже была крещена, сам процесс полноценной христианизации занял несколько веков, и православие прижилось только потому, что впитало в себя добрую половину языческих ритуалов и верований.
Рассказ о богатыре. Вольга Всеславьевич
Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь — Вольга Всеславьевич. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.
Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и говорит матери:
— Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.
Испугалась мать, а Вольга растёт не по дням, не по часам, а по минуточкам.
Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга научился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошёл он по земле гулять. От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались. Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы в норы залегли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.
Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.
Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обёртываться, оленем по горам скакать.
Вот исполнилось Вольге пятнадцать лет. Стал он собирать себе товарищей. Набрал дружину в двадцать девять человек, — сам Вольга в дружине тридцатый. Всем молодцам по пятнадцати лет, все могучие богатыри. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.
Собрал свою дружину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широкую степь. Не скрипят за ними возы с поклажей, не везут за ними ни постелей пуховых, ни одеял меховых, не бегут за ними слуги, стольники, поварники…
Для них периной — сухая земля, подушкой — седло черкасское, еды в степи, в лесах много-был бы стрел запас да кремень и огниво.
Вот раскинули молодцы в степи стан, развели костры, накормили коней. Посылает Вольга младших дружинников в дремучие леса:
— Берите вы сети шелковые, ставьте их в тёмном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, чёрных соболей, будем дружине шубы запасать.
Разбрелись дружинники по лесам. Ждёт их Вольга день, ждёт другой, третий день к вечеру клонится. Тут приехали дружинники невеселы: о корни ноги сбили, о колючки платье оборвали, а вернулись в стан с пустыми руками. Не попалась им в сети ни одна зверушка.
Рассмеялся Вольга:
— Эх вы, охотнички! Возвращайтесь в лес, становитесь к сетям да смотрите, молодцы, в оба.
Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. Он и мелким зверьком не побрезговал, наловил к ужину серых заюшек.
Воротились дружинники с богатой добычей.
Накормил-напоил дружину Вольга, да ещё и обул, одел. Носят дружинники дорогие шубы соболиные, на перемену у них есть и шубы барсовые. Не нахвалятся Вольгой, не налюбуются.
Вот время идёт да идёт, посылает Вольга средних дружинников:
— Наставьте вы силков в лесу на высоких дубах, наловите гусей, лебедей, серых уточек.
Рассыпались богатыри по лесу, наставили силков, думали с богатой добычей домой прийти, а не поймали даже серого воробья.
Вернулись они в стан невеселы, ниже плеч буйны головы повесили. От Вольги глаза прячут, отворачиваются. А Вольга над ними посмеивается:
— Что без добычи вернулись, охотнички? Ну ладно, будет вам чем попировать. Идите к силкам да смотрите зорко.
Богатыри. Три богатыря
Три богатыря — собирательное название главных героев русcких былин , богатырей русcких — Ильи Муромца , Добрыни Никитича и Алёши Поповича .
В некоторых былинах и древних сказах богатыри присутствуют вместе: «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву. В былине «Добрыня Никитич и с ним Тугарин змей» богатырь Алёша Попович исчезает другой дорогой, а вернувшись затем обратно он попытается жениться на жене пропавшего Добрыни Никитича, соврав при этом попам, что видели его мёртвым. На самом деле они раньше никогда в дороге не встречались. Их разделяли добрые пол века — Добрыня Никитич жил в XI веке, Илья Муромец-Печорец — в X веке, Алёша Попович в тот же период, то есть раньше, чем воевода.
Отмечаются характерные архаичные реликты в описаниях всех трёх богатырей; во всех этих персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической породой в стихии, и поэтому при глубокой реконструкции три былинных героя могут быть сопоставлены со сказочной триадой — Горыня, Дубыня и Усыня . С другой стороны, известны отождествления трёх богатырей с историческими прототипами (силач-монах Илия Печерский ; воевода Добрыня ; ростовский боярин ). Возможно, знаменитые воины, чем-то поразившие воображение современников, по мере развития эпоса оторвались от своей исторической почвы и заместили гораздо более древних мифологических героев.