Интересные факты конфуцианство. Чему учил Конфуций?
- Интересные факты конфуцианство. Чему учил Конфуций?
- Основные положения конфуцианства. Конфуцианство, как особый духовно-культурный феномен
- Конфуцианство человеколюбие. Конфуцианство
- Доклад на тему конфуций. TOC \o "1-1"
- Конфуцианство доклад. Конфуций - кратко
- Ученики конфуция. Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?
- Конфуций цитаты. Конфуций
Интересные факты конфуцианство. Чему учил Конфуций?
Конфуцианство, Конфуций - знакомые почти каждому человеку слова. Однако что скрывается за ними? Кто такой Конфуций и что означает слово "конфуцианство"? Сегодня мы постараемся в этом разобраться.
Конфуций, или Кун-Цзы - древний китайский философ, живший в 6-5 веках до н.э. Известен своими многочисленными рассуждениями и афоризмами, посвященными небу и земле, жизни человека и его качествам, которыми он должен обладать и т.д., что в итоге было систематизировано его учениками в едином сборнике под названием "Лунь Юй" - "Беседы и суждения".
Современный Китай до сих пор в своем развитии основательно опирается на учение Конфуция. Давайте разберем некоторые особенности, которые являются важными для понимания конфуцианства:
1. Самое известное "сяо" - сыновняя почтительность : относись с почтением к старшему. Здесь важно отметить, что речь идет не только об отношениях внутри семей, но и о внутригосударственном устройстве. Знай свое место и относись с почтением ко всякому, кто старше тебя (и это относится не только к возрасту).
2. Образование . Нужно стремиться к знанию всегда, но помимо этого важно также это знание использовать: "Учиться и время от времени реализовывать узнанное - разве это не приятно?" - этим афоризмом начинаются "Беседы и суждения".
3. Цзюнь - Цзы - благородный, сын правителя. Это идеал Конфуция, идеал во всем. Данное понятие применимо к высокоморальному, гуманному и благородному человеку. Он справедлив, почтителен, образован. То есть, сочетает все те качества, о которых говорил Конфуций.
Конфуций не только был философом, он также был и учителем. Чему же он обучал? У него было огромное количество учеников, которых Конфуций готовил к чиновничьей службе. Все они были обязаны руководствоваться всеми принципами, о которых говорил Конфуций: поступать правильно, уметь слушать и слышать других, уважать их, не рисковать и поступать обдуманно; то есть, действовать во благо государства и грамотно управлять им.
Однако не все ученики Конфуция смогли стать такими "цзюнь - цзы", какими он хотел их видеть. Для учителя было недопустимо то, что ученики нарушали какие-либо принципы, которым он их обучал. Когда один из его учеников на чиновничьем посту повысил налоги, Кун-Цзы воспринял это отрицательно: "Цю не мой ученик! Бейте в барабан и выступайте против него!" Неудивительно, что сам Конфуций не занимал какую-либо серьезную чиновничью должность.
Принципы Конфуция - это дорога, по которой Китай должен был пройти, чтобы стать гармоничным и идеальным государством. "Если бы меня взяли на службу, в течение 12 месяцев я навел бы порядок, а за три года все было бы в совершенстве…"
Стоит заметить, что поначалу идеи Конфуция не воспринимались кем-либо всерьез и далеко не сразу стали моделью, по которой должен был развиваться Китай. Однако из всех философских течений именно оно нашло свое отображение и применение в жизни китайского народа.
Великий мудрец ушел из жизни, оплакиваемый своими учениками, которые во время траура даже жили возле его могилы, и именно благодаря им были созданы последующие труды, в которых и были собраны, как уже было сказано, основные идеи учителя.
Чем же является конфуцианство? Нельзя сказать, что это религия, потому что Конфуций не обожествлял власть императора и не высказывал никаких мыслей насчет божественного правления. Вместе с тем Конфуций активно внедрял теорию "дао" - путь человека: "Кто утром познал дао, вечером может умереть" и т.д. В конфуцианстве "дао" означает прежде всего высокоморальное и нравственное поведение человека. Тем не менее, конфуцианство в некотором смысле заменило религию, поэтому некий религиозный оттенок все же присутствует. Также конфуцианство является философией, идеологий. Вопрос о том, чем же является конфуцианство, и сейчас является спорным. Конфуцианство - это огромный фундамент, на котором основывается китайская цивилизация.
Основные положения конфуцианства. Конфуцианство, как особый духовно-культурный феномен
Конфуцианство – одно из двух базовых традиционных учений Китая (наряду с даосизмом), во многом сформировавшее духовно-культурный облик китайской цивилизации. На протяжении столетий это учение служило идеологическим стержнем китайского государства. Вплоть до свержения монархии в 1911 году и последующего создания Китайской Народной Республики конфуцианство являлось государственной идеологией и официальной религией Поднебесной.
Относительно природы конфуцианства как духовно-культурного феномена среди ученых существует две точки зрения.
Ряд исследователей отказывают конфуцианству в статусе религии, рассматривая его главным образом как этико-политическое учение. Крупнейший отечественный синолог, исследователь истории и философии Китая профессор Е.А. Торчинов в качестве доказательства правомерности такого взгляда приводит практику миссионеров-иезуитов XVII-XVIII веков, воспринимавших конфуцианство как часть гражданского ритуала. По этой причине они не препятствовали новообращенным китайцам отправлять конфуцианский культ.
Вместе с тем все исследователи-синологи определяют религию Китая как «Три учения» : конфуцианство (жу цзя), даосизм (дао цзя) и буддизм (фо цзя).
Традиционно учебники религиоведения следуют приведенному перечислению и, следовательно, включают конфуцианство в сферу религии. Этот принцип использован и при составлении настоящей главы.
Руководствуясь признаками, присущими религиозному мировоззрению, которые были обозначены ранее во вводной главе, мы можем сделать вывод, что, несмотря на свой внешне светский характер, конфуцианство вполне соответствует основным критериям религиозного учения. Его содержание:
– относится к сфере духовной деятельности человека;
– предполагает переживания мистического характера, в результате которых внутреннее наполнение человеческой жизни должно быть гармонизировано;
– утверждает существование духовного мира в форме Неба (Тянь) и сонма предков;
– признает необходимость совершения ритуала, в частности – жертвоприношений, то есть содержит культовую практику.
Термин «конфуцианство» имеет европейское происхождение. В самой Поднебесной это учение известно под названием жу цзя , что буквально означает «учение мудрецов/мыслителей», или «школа ученых». Европейский же термин происходит от имени человека, оказавшего фундаментальное влияние на формирование учения.
Из сохранившихся исторических источников мы можем почерпнуть немало сведений о жизни и деятельности Конфуция. Правда, стоит отметить, что некоторые биографические данные едва ли могут рассматриваться как достоверные и носят, скорее, легендарный, мифологический характер.
Конфуцианство человеколюбие. Конфуцианство
Учение, возникшее в Древнем Китае и оказавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Европейское название это учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя - Конфуция. Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц и в его учении в полной мере отразилась как эта эпоха, так и стремление к преодолению порожденного ею хаоса. Основы конфуцианства были заложены в VI в. до н. э. затем развиты его последователями Мэн - цзы, Сюнь - цзы и др.
С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы господствовавшего класса, было активным участником в социально - политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путем строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определенных принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии - людей умственного и физического труда, причем первые господствуют, а вторые подчиняются им содержат их своим трудом. В Древнем Китае существовали различные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени. В связи с этим находятся противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями основных проблем конфуцианства (о понятии «небо» и его роли, о природе человека, о связи этических принципов с законом и т. д.).
Доклад на тему конфуций. TOC \o "1-1"
Конфуций……………………………………………………….. . 3
Общее понятие о конфуцианстве. ……………………………………………….. 3
У истоков учения. ……………………………………………………………………… 4
"Государственная этика" Конфуция. …………………………………………… 4
Ритуал – священный закон Конфуция. ………………………………………… 5
Благородный и культурный человек в понимании Конфуция. ……….. 5
Школа Конфуция. ……………………………………………………………………… 6
Власти и Конфуций. ………………………………………………………………….. 6
Конфуций (Кун-цзы) (55-479 гг. до нашей эры) – это китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысяч лет. Учение Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-вана и Неба как источника магической силы «дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество).
У Конфуция «дэ» перестает быть главой правителя – каждый человек ответственен за положение дел в «Поднебесной» и способен на него повлиять. Число основных качеств эталона человека относится: гуманность, справедливость, знание и ритуал. Строго следуя правилам ритуала, человек поддерживает стандарт цивилизованности, созданный совершенными мудрецами – правителями древности.
Конфуцианство доклад. Конфуций - кратко
Конфуций – древнекитайский мыслитель, основоположник идеологии, до сих пор во многом определяющей жизнь и философию Китая. Несмотря на то, что вопросов религии мыслитель почти не затрагивал, его почитают наравне с Буддой, основателем буддизма. Ниже доступна его краткая биография.
рождение конфуция
несмотря на то, что конфуций жил в древнем китае, биография его рода очень хорошо составлена летописцами-современниками. среди его предков – военачальник вэй-цзы, получивший от императора чжоу чэнь-вана землю и титул за заслуги перед государством. к моменту рождения конфуция, тем не менее, его род обеднел и переселился в лу в северном китае. отец философа, шулян хэ, был многоженцем, а мальчика, ставшего в последствии известным по всему китаю, ему родила 17-летняя наложница.Ходит легенда, будто мать родила младенца на холме, под тутовым деревом. Когда мальчик появился на свет, из-под земли забил источник, в котором его тут же омыли. После этого источник словно иссяк. На момент рождения сына Шулян Хэ было уже 63 года, и уже через 1,5 года он скончался. Мать Конфуция, нелюбимая при дворе, была вынуждена вернуться к родственникам в город Цюйфу.
Рос мальчик очень бедным. Несмотря на это, мать воспитывала его в вере в собственное благородство, много внимания уделялось наукам об искусстве. Полученные знания привели к тому, что в 20 лет Конфуций начал занимать в деревне руководящие должности – контролировал состояние амбаров и следил за скотом.
приход к конфуцианству
мать конфуция умерла в 528 году д.н.э. древнему китаю была присуща традиция, по которой траур продолжался в течение 3 лет – в это время конфуций изучил работы философов, живших до него, и смог сам понять, что требуется для создания счастливого государства.В 44 года он управлял одной из королевских резиденций и контролировал работу судебной ветки власти. Обращаясь к своим подчинённым, он призывал наказывать народ лишь в тех случаях, когда он проявляет открытое непослушание, в остальных же случаях их стоит наставлять и объяснять им их ошибки. Очень долго чиновником Конфуций не пробыл – свой отпечаток накладывали отличия в его взглядах и официальной программе правительства.
Всю свою жизнь он провёл, путешествуя по стране с учениками и проповедуя свою философию, а к 60 годам вернулся в родной город. Известны имена лишь 26 учеников Конфуция, хотя некоторые источники насчитывают до 3000 последователей.
труды конфуция
несмотря на то, что философу присуждается авторство многих трактатов, доподлинно известно об его участии в написании труда «весна и осень». перу его учеников принадлежат работы «беседы и суждения», «великое учение» и «книга о середине», составленные по словам и наставлениям их учителя.Конфуцианство получило особое распространение, когда у власти оказалась династия Хань – во 2 веке до н.э. Китайские императоры поставили своей главной целью создать гармоническое общество. Каждый человек обладает своей ролью, что делает его важной составляющей любого государства, классовые различия стираются, так как их представители всецело доверяют друг другу.
память о конфуции
в цюйфу, в котором конфуций жил последние годы, теперь открыли храм, позже превратившийся в целый комплекс. с 1994 года он входит в список памятников культурного наследия, находящихся под защитой юнеско. сюда до сих пор совершают паломничество его последователи.Помимо Цюйфу, храм Конфуция есть также и в Пекине – он открылся в 1302 году. Здесь стоит 189 каменных стел, на которых высечены изречения Конфуция из «Тринадцатикнижия».
Ученики конфуция. Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?
Конфуций родился в 551 г. до н. в маленьком городе Цзоу. Его отец был очень пожилым человеком. К моменту рождения сына отцу исполнилось 70 лет, и он вышел на пенсию с чиновничьей должности. Его матери было 17 лет. И этот брак, по мнению китайцев, считался странным. Мало того, неравные браки считались верхом неприличия! Нужно было жениться и выходить замуж только за сверстников. Вскоре отец умер, и мама осталась с Конфуцием одна. Она отличалась волевым характером и смогла дать сыну образование. Образованным человеком в Китае считался тот, кто владел шестью искусствами:
1) Умение выполнять ритуалы, вести себя согласно правилам поведения;
2) Умение понимать музыку;
3) Умение стрелять из лука;
4) Умение управлять колесницей;
5) Умение считать;
6) Умение читать.
Конфуций овладел всеми искусствами и получил должность хранителя амбаров в императорском доме. Это была большая должность, Конфуций занимался измерениями и взвешиваниями. Вскоре после этого Конфуций женился, и у него родился сын Бо Юй ( рыба карп ). Карп – это рыба элитарная, карпы назывались серебряными рыбками и считались императорами среди рыб. Имя Бо переводится как рыба, и Конфуций назвал сына так, потому что очень цен ил в людях умение молчать. Конфуций был советником императора, занимался экспертной деятельностью, занимал высокие посты при дворе, но терпеть не мог интриг, а политика требовала умения и желания плести интриги. В итоге в 30 лет Конфуций ушел с госслужбы и стал учительствовать. Он открыл в школу, в которой получили возможность учиться как дети, так и взрослые. Конфуций создал систему базового образования. Что нового было в этой системе? Учиться должны и мальчики, и девочки, и мужчины, и денщины. Учиться не поздно никогда. В одной и той же школе могли учиться представители разных полов, возрастов. Со временем Конфуций создал установку, что учиться должны все дети в возрасте от 7 до 12 лет. Уже во II в. н.э. все без исключения китайцы умели считать и писать. Поголовно! И продолжалось это вплоть до 13 века, когда Китай стал добычей монголо-татар. И только они разрушили систему поголовной грамотности, т.к. на протяжении 150 лет все китайские школы были закрыты.
Конфуций цитаты. Конфуций
(Кун-Цзы ок. 551-479 гг. до н.э.) мыслитель, основатель этико-политического учения
Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.
Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих.
По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.
Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, – разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду – разве это не возвышенно!
Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними – те, которые избежали соблазнов плоти, за ними – те, которые смогли избежать злословия.
Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
Достойный человек не идет по следам других людей.
Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!
Утром познав истину, вечером можно умереть.