Гении литературы. 9 вдохновляющих произведений гениев в художественной литературе:
- Гении литературы. 9 вдохновляющих произведений гениев в художественной литературе:
- Гении литературы 20 века. Образ гения в литературе
- Злые гении в литературе. Сумасшедшие ученые и злые гении, пострадавшие от собственных открытий в кино и литературе
- Гении литературы, обделенные Нобелевской премией
- Литература финансовых гениев. Как стать финансовым гением без особых усилий?
- Книги про гениев
- Почему Пушкин гений русской литературы. Что гениального в Пушкине?
- Гении литературы 9 класса. Какие произведения изучают по литературе в 9 классе
Гении литературы. 9 вдохновляющих произведений гениев в художественной литературе:
1. Томас манн - "Лотта в Веймаре".
Один из самых изящных и увлекательных романов великого Томаса манна.
Произведение, в котором глубокие размышления о человеке искусства, о его всегда болезненном существовании в реальном мире и о подлинном смысле жизни тесно переплетаются с интересным и чуть-чуть ироничным сюжетом - встречей в Веймаре уже немолодого и прославленного Гете со своей бывшей возлюбленной.
Ли эта встреча в реальности была? И если да - то какой она была? Неизвестно.
Но в романе Томаса манна правда искусства важнее правды истории.
2. Теодор Драйзер - "Гений".
Герой романа "Гений", талантливый художник Юджин витла, во многом сродни своему создателю - американскому писателю Теодору Драйзеру. Их сближают не только биографические совпадения, но и эстетические взгляды.
Тернист путь юджина к цели. Он обретает материальное благополучие и респектабельное положение в обществе ценой невосполнимых потерь. Но Юджин - сильная личность, он сумел не сломаться, пережив творческий и душевный кризис. Творческая личность, он находится в постоянном поиске и открывает для себя новую сферу - "Великое Искусство Снов".
3. Алессандро барикко - "1900-й. легенда о пианисте".
Новеченто - 1900-й - это не только цифра, обозначающая год. Так зовут гениального пианиста - самоучку, родившегося на борту океанского лайнера. У него нет ни документов, ни гражданства, ни родственников, только имя, данное кочегаром, нашедшим ребенка. 1900-й никогда не покидал корабля, никогда не ступал на твердую землю. В бурю и в штиль он не отрывается от клавиш.
Книга представляет собой драматический монолог, пронизанный удивительной музыкой и океанским ветром. Кажется, что господь бог управляет вселенной, перебирая людские судьбы, как клавиши громадного рояля.
4. Мэри Шелли - "Франкенштейн".
Первая книга начинающего автора, которому к тому же исполнилось лишь 19 лет, весьма редко становится достоянием национальной литературы и приобретает мировую известность. Однако судьба повести Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" сложилась именно так. Написанная почти два века назад, она оставила глубокий след в европейской и американской литературе. Сегодня можно смело сказать, что "Франкенштейн" стоит у истоков жанра научной фантастики. Это, обладающее мрачной, но необыкновенно сильной энергетикой повествование об ученом, уникальное изобретение которого обернулось трагедией для него и окружающих, предвосхитило пессимистические мотивы ряда современных научно-фантастических произведений. Не случайно уже в XX веке к этому сюжету обращались многие писатели, а сама повесть была многократно экранизирована. Имя же самого франкенштейна, человека, создавшего злую силу, с которой он не смог справиться, сделалось нарицательным.
5. дельфин де виган - "Но и я".
Лу - вундеркинд, она умеет и знает то, что ее сверстникам не дано уметь и знать, но при этом Лу лишена всех тех мелких радостей, которых в избытке у ее ровесников. Лу умна, наивна и открыта всему миру. Она любит бывать на вокзале и наблюдать за людскими эмоциями. Там - то она и встречает бродяжку но, на несколько лет старше ее. Эти двое составляют странную пару, но они нашли друг друга, и кажется, что вместе им удастся выстоять перед странным и враждебным миром. Много ли мы знаем о тех, кто оказался на улице? И часто ли вглядываемся в их лица.
"Но и я" - тонкий и волнующий роман о ранимости, благородстве, одиночестве и любви, о том, что не стоит сдерживать лучшие порывы своей души.
6. Сальвадор дали - "Дневник Одного Гения".
Сальвадор дали - один из величайших оригиналов ХХ века. Его гениальные картины известны даже тем, кто не интересуется изобразительным искусством. А его шокирующие откровения о своей жизни и изящные ироничные рассуждения о людях и предметах позволят читателю взглянуть на окружающий мир глазами великого мастера эпатажа.
7. Михаил Булгаков - "Собачье Сердце".
В книгу вошли произведения Михаила Булгакова, наиболее полно отражающие многообразие его творчества: знаменитая сатирическая повесть "Собачье Сердце", ироничная фантасмагория "роковые яйца", откровенные, поражающие глубиной и точностью деталей "записки юного врача", своеобразная, изящная и необычная повесть "жизнь господина де Мольера". Все они неотъемлемой частью мировой литературы стали.
8. Александр Пушкин - "Маленькие Трагедии".
Маленькие трагедии Пушкина, написанные им в 1830 году в болдино, посвящены страстям человеческим - тем страстям, что поглощают нас целиком, подчиняя себе все мысли и чувства. Каждый главный герой одержим такой страстью - будь то стяжание сокровищ, любовь, творчество или жажда бессмертия. Каждый из них - добровольный раб своей страсти, которому мало подчинить ей свое личное бытие, - он хочет подчинить ей мир.
9. Ирвин Ялом - "Когда Ницше Плакал".
Факты и вымысел, страсть и отвращение, обязательства и свобода - драматические события разворачиваются на фоне интеллектуального брожения вены XIX века, в преддверии зарождения психоанализа.
Незаурядный пациент … талантливый лекарь, терзаемый мучениями … тайный договор. Соединение этих элементов порождает незабываемую сагу будто бы имевших место взаимоотношений величайшего философа Европы (Ф. Ницше) и одного из отцов - основателей психоанализа (и. брейера.
Ялом втягивает в действие не только Ницше и брейера, но и Лу Саломе, "Анну О." и молодого медика - Интерна Зигмунда Фрейда.
Гении литературы 20 века. Образ гения в литературе
Гений – это особенный человек, знания его чрезвычайно глубоки и универсальны, мышление – особое, он – идет вперед времени, его интуиция от Бога, его мировоззрение сродни пророческому.Интерес к гениальности – это выражение человеческого восхищения и гордости за людей, достигших вершин в творческой деятельности и потому служащих блестящим примером созидательных возможностей человека.Художники слова разных веков и стран стремились постичь тайну гения. А. Р. Беляев, В. В. Виноградов, Зюскинд, М. Ю. Лермонтов, П. А. Пастернак - вот лишь немногие из тех писателей, кого интересовал образ гения. Каждый из них по-своему интерпретировал его сущность и роль в человеческих судьбах.- Гениальность – как способ привлечения внимания к герою. Гении резко выделяются в толпе, волнуют умы, заставляют восхищаться и ненавидеть. Вызывают зависть, интерес, жажду к познанию. Люди хотят понять, кто такие гении и как к ним приблизиться.- Образ гения, как идеальная модель себя. Автор наделяет главного героя абсолютным умом, силой, сверхспособностями, желая ощутить каково это.У С.Дали было исключительно обостренное чувство своей гениальности. И, похоже, именно это придавало ему сил. Дневник-монумент, воздвигнутый Сальвадором Дали в свою честь («Дневник гения») обнажает тайны гения художника несколько даже вызывающе.- Образ доброго гения (наставник, учитель, лидер). Через него приходит помощь и открывается истина.- Образ злого гения (сильный, интересный противник). Когда силы неравны, наблюдать за борьбой вдвойне интереснее.А.С. Пушкин открывает в русской литературе тему сверхчеловека. Его Моцарт это «сверхчеловек» - великий гений. Однако, с точки зрения русской классической литературы гений и злодейство понятия совершенно несовместные.Гениальность, по мнению Пушкина, может проявляться именно в уникальном таланте, но никак не в возможности убивать. Моцарт становится жертвой музыкального ремесленника, Сальери, человека, который не родился великим, а потому и пытается доказать самому себе, что хоть в чем-то сравняется с Богом.В русской литературе и искусстве XX века уже не так однозначно решается вопрос о совместности гения и злодейства, как, впрочем, и понятие злодейства несколько изменяется: смещаются границы «черного» и «белого».Зарубежная же литература XX века допускает понятие «чудовищный гений», но показывает, что он не реализуется и не оставляет следов в истории.П. Зюскинд в романе «Парфюмер» подводит читателя к мысли о том, что сила гения может быть созидательной либо разрушительной в зависимости от того, сопровождает его любовь или ненависть. Если гений выбирает путь зла, безмерная сила его дара уничтожает его самого и не оставляет ничего полезного для мира. Поэтому история и не сохраняет имен таких людей: их гениальность ставится под большое сомнение временем.
Злые гении в литературе. Сумасшедшие ученые и злые гении, пострадавшие от собственных открытий в кино и литературе
Злой гений и сумасшедший ученый - один из излюбленных персонажей мирового кинематографа и литературы. Приведем перечень наиболее известных ученых, которых погубило или чуть не погубило собственное открытие. Они в чем-то безумны, их исследования часто чудовищны - но они настоящие искатели нового знания.
Виктор Франкенштейн (роман Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей")
Виктор Франкенштейн хотел создать живое существо из неживой материи, для чего собирает из фрагментов тел умерших подобие человека, а затем находит научный способ оживить его. В результате у него получается существо, вид которого самого Франкенштейна повергает в ужас. «…Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны, и я подобрал для него красивые черты. Красивые — Боже великий! Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта…". "… На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел свое творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте…»
Гении литературы, обделенные Нобелевской премией
1. Хорхе Луис Борхес
Выдающийся аргентинский прозаик и эссеист начал писать в пятилетнем возрасте. За 87 лет жизни он собрал огромное число премий самого разного рода, кроме Нобелевской, на которую его номинировали в 1970 году. Тогда награду, в том числе из идеологических соображений, присудили Александру Солженицыну.
Борхес вполне мог дождаться еще одной номинации, но после того как власть в Чили захватила военная хунта Пиночета, имел неосторожность выказать новоявленному диктатору свои симпатии. Так идеология еще раз сыграла против Борхеса – никому из тех, кто пожал руку Пиночету, нобелевский комитет премии бы не дал. На эту тему сам писатель подшучивал, утверждая: «Не давать мне Нобелевскую премию стало национальной скандинавской традицией».
2. Джеймс Джойс
В отличие от двух других гениев литературы модерна – Марселя Пруста и Франца Кафки – Джойс успел пожать плоды славы после публикации своих величайших трудов: «Портрета художника в юности», «Улисса» и Поминок по Финнегану», гигантского многоязычного романа, отношение к которому, впрочем, по сей день остается неоднозначным.
Но нобелевский комитет не слишком благоволит писателям «экспериментального» толка. «Улисс», не говоря уж о «Поминках», для своего времени оказались слишком сложными. Но спустя годы стало ясно, что без Джойса вся последующая англоязычная литература была бы совсем иной: не случилось бы, например, Сэмюэла Беккета и Сола Беллоу, которых удостоили премии в 1969 и 1976 годах соответственно.
3. Владимир Набоков
Вряд ли у кого-то есть сомнения, что Набоков заслужил престижную награду. В 1972 году, спустя два года после получения премии, на этот факт попробовал обратить внимание комитета Александр Солженицын. Его письмо в Швецию возымело некоторое действие: в 1974 году автор «Лолиты» попал в число номинантов, однако проиграл Эйвинду Юнсону и Харри Мартинсону. Оба были шведами, и оба на тот момент, как ни странно, сами входили в нобелевский комитет. Набокову ничего не оставалось, кроме как написать благодарственное ответное письмо Солженицыну. В том же 1974 году писатель опубликовал свой последний англоязычный роман «Смотри на арлекинов!». Вместе с Набоковым тогда свой шанс упустил и Грэм Грин, также не дождавшийся повторной номинации.
4. Эзра Паунд
Среди поэтов, чье творчество могло бы не состояться без влияния Паунда – Чарльз Буковски и Аллен Гинзберг. Но масштаб влияния американского поэта стал ясен уже тогда, когда его имя стойко ассоциировалось с режимом Муссолини: Паунд последовательно отстаивал его идеи до окончания Второй мировой войны.
Когда уже после 1945 года писателя наградили куда менее громкой Боллингенской премией, даже это вызвало бурный скандал. Стоит ли говорить, что нобелевский комитет игнорировал Паунда вплоть до его смерти в 1972 году.
Были литераторы, которым везло больше. Норвежец Кнут Гамсун успел получить премию в 1920 году, прежде чем рассказать миру о симпатиях к Третьему рейху. Свою медаль лауреата он передал близкому соратнику Гитлера – Йозефу Геббельсу.
5. Марк Твен
У Марка Твена было девять шансов попасть в поле зрения нобелевского комитета. Тот, однако, не проявил ни малейшего интереса к человеку, оказавшему кардинальное влияние на развитие американской литературы. Эта история весьма показательна: пренебрежение нобелевских экспертов литературой США стало поводом для иронии и многочисленных шуток.
Комитет, как полагают многие, считает, что Штаты слишком «изолированы» и «замкнуты в себе», чтобы вносить полноценный вклад в мировой литературный процесс. Автор «Приключений Гекльберри Финна» так и остался без награды.
Позже комитет отметил премией прямых «наследников» Твена – Эрнеста Хэмингуэя и Уильяма Фолкнера, но обошел вниманием многих выдающихся американцев, включая Джерома Дэвида Сэлинджера, Джона Апдайка и Филипа Рота.
6. Лев Толстой
Как и Марк Твен, Толстой мог бы получить премию девять раз, и, судя по всему, не получил ее из похожих соображений: нобелевскому комитету русская литература всегда казалась «чересчур изолированной», чтобы оказывать влияние на культуру в мировом масштабе. Однако масштаб фигуры автора «Анны Карениной» было сложно не заметить: в 1906 году Толстой впервые (по инициативе Российской академии наук) был выдвинут на премию в качестве номинанта, после чего изо всех сил постарался от ее получения откреститься. Мотивация была нехитрой: «Всякие деньги, по моему разумению, могут приносить только зло». После проигрыша Толстой шутил, что ему было неимоверно приятно «получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц».
7. Генрик Ибсен
Основатель европейской «новой драмы», оказавший гигантское влияние на драматургию и театр ХХ века, был одним из многих великих писателей, которые не дождались своей премии. В первые годы существования награды нобелевский комитет слишком буквально трактовал строку из завещания Нобеля, посвященную литературе.
Шведский химик хотел, чтобы премия досталась писателям, «отражавшим человеческие идеалы». Но члены комитета решили, что речь идет еще и об «идеальном» соответствии литературным традициям, что в случае с писателями модерна было сложно.
Литература финансовых гениев. Как стать финансовым гением без особых усилий?
«Финансовый гений — тот,кто успевает заработать больше,чем успевает тратить его жена».(Кто-то из великих).
Вы никогда не задумывались над выражением «Он делает деньги из воздуха…»? Так вот, из воздуха деньги не делаются! Они делаются из головы. Вернее, из мыслей. Вернее… из навыка делать деньги. В общем, «делать деньги» — это что-то вроде завязывания шнурков. Ведь есть же на свете люди, которые не могут завязывать шнурки… Наверняка, есть. Вы сами когда-то не умели это делать. Но научились же!
Вот и давайте учиться. Я знаю, какие мысли крутятся у Вас в голове, не буду их перечислять. Но, если кто-то говорит, что способностью «делать деньги обладает 1−5% населения», то перед Вами либо глубоко заблуждающийся человек, либо будущий конкурент.
В принципе, умение «делать деньги» не сложнее любого другого умения. Надо просто научиться.
Вот один из простейших способов, который доступен, наверное, каждому.
1. Возьмите 100 рублей. Если их у Вас нет, не беспокойтесь. Начинайте действовать. Я думаю, что в ближайшую зарплату Вы выделите себе эту сумму. Нет зарплаты, заработаете другим способом.
2. Итак. Возьмите чистый лист бумаги и запишите все идеи, как удвоить эту сумму. Не менее десяти идей. Вплоть до самых безумных. Не критикуйте, не слушайте свой внутренний голос. И уж, тем более, окружающих! Просто фантазируйте. Если поток идей иссяк, отложите лист. Если придут ещё мысли — пишите.
3. Отдохните не менее двух часов.
4. Возьмите другой чистый лист и постарайтесь скомпоновать идеи в блоки. По разным признакам, главное, чтобы одна идея дополняла другую. Или другие.
5. У Вас получилось несколько блоков идей. Отлично. Начало положено. Берёте обычные школьные тетради. Каждому блоку идей даёте название и пишете его на обложке тетради. Это название бизнес-проекта. Пишете сегодняшнюю дату. На первую страницу переписываете блок идей и мысли, которые пришли позже. Сделайте то же самое с другими блоками идей. На каждый выделите по 100 рублей или оставьте один, более всего Вам приглянувшийся.
6. Составляете пошаговый график, с промежуточными результатами и датами, к которым надо достичь этого результата.
7. К каждому такому «подпроектику» составляете смету расходов ресурсов (денег, времени, нервов,и т. д.).
8. Прикидываете общую смету расходов. Ставите предполагаемую конечную дату.
9. Переворачиваете тетрадь. Здесь Вы будете писать конкретные шаги, которые Вы выполнили по реализации бизнес-проекта, а также комментарии (мысли, чувства, идеи, ощущения…). Сейчас напишите пункт первый — «Сделан план проекта».
10. Выполните все промежуточные шаги. Старайтесь уложиться в смету и к нужной дате. Анализируйте каждый пройденный этап.
11. В результате выполнения у Вас должно появиться либо 200 и более рублей, либо ничего (залезете в долг). Сделайте подробный анализ своих записей. Даже отрицательный результат — это всего лишь повод разобраться, что сделано не так, и как в следующий раз действовать в подобной ситуации.
12. Похвалите себя. Вы проделали просто гигантскую работу! Не каждый способен на такое!
13. Если сумму удалось удвоить, берёте уже удвоенную сумму и начинаете новый проект. Кстати, он может быть продолжением старого. Однако даже в этом случае просто необходимо придумать несколько новых проектов удвоения уже этой суммы. Важное замечание: удвоить 200 рублей будет уже тяжелее, чем 100. Ненамного, но всё-таки…
А удвоение 100 и 1000 рублей — это, как говорят в Одессе, две большие разницы, здесь понадобятся совершенно разные бизнес-проекты.
Если удвоить сумму не удалось, возьмите 100 рублей…
14. Далее начните с пункта 1.
Теперь ещё о пользе отрицательного результата. Вот, например, Генри Форд, тот самый, который подарил миру доступные недорогие авто, разорялся 3 раза, прежде чем стал тем самым Генри Фордом. Три раза!
А досужие американцы подсчитали, что в среднем соотношение доходных и провальных проектов в американском малом бизнесе примерно… 1 к 17. Один, приносящий хоть какую-то прибыль, на семнадцать, дающих только расходы! И живут, с голоду не помирают.
Отнеситесь к этому занятию как к весёлой игре. Как к ещё одному способу развлечь себя любимого (или любимую). И незаметно для всех Вы вдруг станете «делать деньги просто из воздуха».
Книги про гениев
Великие умы вызывают не только восхищение, но и вполне понятное любопытство. Как происходит становление великих личностей, наделенных небывалыми интеллектуальными способностями? Книги про гениев познакомят вас поближе с теми, чьи имена гремят на весь мир. С теми, для кого слов «великий ум» будет мало. Узнайте больше о людях, чей мозг — поистине сокровище. Наполеон I и его гений Павел Ковалевский
Полный психологический портрет великого полководца и правителя Наполеона I, все тонкости его натуры и особенности характера человека, захватившего всего за несколько месяцев половину Европы, от профессора психиатрии Ковалевского Павла Ивановича.
Гений Шекспира. «Король трагедии» Георг Брандес
Биография и литературный портрет великого драматурга. В книге проводится анализ его работы и оспариваются аргументы модной сегодня точки зрения, что Шекспир не является настоящим автором таких произведений как «Король Лир», «Ромео и Джульета», «Отелло».
Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму А. И. Субетто
В книге раскрывается роль, которую сыграл вождь мирового пролетариата в истории России, производится развернутый анализ результатов его деятельности, он рассматривается с различных точек зрения, здесь Ленин раскрывается как творец, философ, мыслитель.
Гений войны Рокоссовский. Солдатский долг Маршала Владимир Дайнес
Можно бесконечно перечислять заслуги человека, командовавшего Парадом Победы. Книга рассказывает о его биографии, разработке и проведении военных операций, в которых, как считал сам маршал Рокоссовский, побеждать нужно не любой ценой, а умом.
Гений зла Гитлер. Борис Тетенбаум
Можно ли взглянуть на великого злодея без налета пропаганды и стереотипов, утверждающих, будто он был глупым и напыщенным крикуном? Настоящий Гитлер, который смог в кратчайшие сроки поднять экономику Германии и начать войну в Европе в книге Бориса Тетембаума.
Гений войны Скобелев. «Белый генерал». Валентин Рунов
М.Д.Скобелев — одна из самых таинственных фигур нашей истории, Белый Генерал, как его прозвали в армии, человек с крутым нравом и резкими высказываниями, которому на народные деньги поставили памятник в центре Москвы, снесенный большевиками через какие-то пять лет.
Неизвестный Солженицын. Гений первого плевка. Владимир Бушин
Многие современники и писатели того времени, впервые познакомившись с творчеством Солженицына, не могли сдержать похвали, однако, в позже, мнение большинства из них кардинально поменялось. Почему так случилось, расскажет лично знакомый с писателем Владимир Бушин.
Месси. Гений футбола. Гильем Балаге
История настоящего чемпиона, футболиста, человека. Спортивный журналист Гильем Балаге провел полный анализ биографии Леонеля Месси, узнал, тернист ли путь к славе, и разобрался в том, как выдающийся футболист пришел к успеху, превозмогая болезнь и боль.
Мессинг. Пророк, гений, шарлатан. Вадим Пустовойтов
Мессинг – фигура неоднозначная. Кто-то считал его обманщиком, кто-то верил в его способности, кто-то говорил, что это божий дар. Видел ли он будущее, мог ли излечить людей от болезней или найти пропавшего человека? В любом случае его жизнь и судьба не были простыми.
Никола Тесла. Безумный гений. Энтони Флакко
Этот человек жил между двумя мирами: обычным, где был панический страх микроорганизмов, и мир его изобретений, сложнейших расчетов и фантастических машин. Битва с Эдисоном, визиты таинственной Карины, не остались без внимания в психологическом романе о жизни гения.
Рудольф Нуреев. Неистовый гений. Ариан Дольфюс
Известнейший танцор 20 века, одинокий и оставленный всеми, капризный гений, отчаянный гуляка, один из самых скандальных персонажей советской действительности, заядлый игрок и ранимая творческая личность – так о нем говорят. А что же на самом деле?
«Всего лишь гений …» Судьба Николая Глазкова. Ирина Винокурова
Его стихи резко контрастировали с общепринятыми в то время нормами и прославили его не на одно десятилетие. Он придумал нести их в массы в виде самодельных сборников с говорящей надписью «Самсебяиздат» и этим запомнился своим современникам и почитателям.
Антиподы. Альберт Эйнштейн и другие люди в контексте физики и истории. Евгений Беркович
Нет человека, не слышавшего об Энштейне, и о его невероятных открытиях, но многие факты его жизни до сих пор неверно трактуются. Книга проливает свет на события, которые сильнее всего повлияли на жизнь выдающегося физика, создателя теории относительности.
Александр Македонский. Владислав Карнацевич
Жизнь человека, за одно десятилетие создавшего державу, величию которой не было и нет равных во всем мире. Ни разу не побежденный великий полководец, о военное искусство которого воспевали в легендах, в одноименной книге Владислава Карнацевича.
Иван Грозный. В. М. Духопельников
Окруженный таинственностью жестокий царь, многоженец, великий реформатор, первый российский правитель получивший титул царя. Кем же он был деспотом и тираном или государственным деятелем с большой буквы? Споры вокруг его личности не утихают и сегодня.
Я, Майя Плисецкая… Майя Плисецкая
Биография великой балерины, которую она написала сама. В книге не только отражены ее отношения с коллегами, мужем и семьей, интеллигенцией того времени, но рассказано о Большом Театре, общественном строе и о том, что он дал и чего дать не смог Майе Плисецкой.
Христофор Колумб. Сергей Мазуркевич
Откуда в известном сегодня каждому школьнику первооткрывателе появилась жажда путешествий? Учитывая, что его отец был простым ткачом, это точно не воспитание…Так что же на самом деле подвигло Христофора Колумба принять участие в этом мероприятие?
Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой. Коко Шанель
Жизнеописания самой известной женщины 20 века, написанное ею собственноручно. В книге можно найти множество известных цитат Коко, которые помогли многим женщинам найти себя. Именно Шанель позволила дамам стать более естественными, нежными, элегантными.
Жажда жизни. Ирвинг Стоун
Настоящий биографический роман о великом художнике, которого так и не признали при жизни. Гений Винсента Ван Гога оказал огромное влияние на всю живопись 20 века. Более 2000 произведений, созданных им в течение 10 лет, и сегодня продолжают волновать умы человечества.
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! Ричард Ф. Фейнман
Книга, написанная самим лауреатом Нобелевской премии, создателем водородной бомбы, поможет по-новому взглянуть на ученых. Мы привыкли смотреть на них как на серьезных и скучных людей, но Ричард Филлипс Фейман докажет, что у них есть чувство юмора, артистизм и обаяние.
Почему Пушкин гений русской литературы. Что гениального в Пушкине?
Кажется, ни у кого не вызывает сомнения: Пушкин — гений. Во всяком случае, у тех, для кого русский язык — родной. Мы все воспитаны на его сказках, на его стихах и прозе, он создал язык, на котором мы говорим, пишем и думаем — и даже если он создавал его не один, он был во главе этой литературы, задавал ей тон и направление. Он весь разлетелся на цитаты, строки из пушкинских стихов и его выражения — что называется, «на языке», на слуху, стали идиомами, элементами нашего языка и нашей культуры.
Мы читаем и перечитываем его произведения в самом разном возрасте, каждый раз находя в нем отклик нашим чувствам и мыслям. Ну а те, кто не читал Пушкина сверх школьной программы, вполне доверяют сложившимся представлениям о пушкинской гениальности и уважают его, не читая: Пушкин — гений, и все тут.
Вместе с тем, несомненно, что есть в наших представлениях о Пушкине и некий привкус тайны, нечто, не поддающееся ни объяснению, ни определению, — и не потому ли количество книг, написанных и пишущихся о нем, таково, что в этом он уступает только Шекспиру — самому таинственному мировому гению. Если глубина большинства стихов зрелого Пушкина и поддается анализу, то главные его большие произведения до сих пор вызывают недоуменные вопросы: интуитивно мы ощущаем пушкинскую гениальность, но внятно ответить на вопрос, в чем она, не можем.
В самом деле, ну что ж такого гениального в «Евгении Онегине», если понимать его так, как нам преподносят его в школе, с этой стандартной трактовкой Евгения Онегина как «лишнего человека» и «вечной, верной любви» Татьяны Лариной? Ну да, там есть замечательные стихи, кто ж их не помнит наизусть еще со школьной скамьи — «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Москва! Как много в этом звуке…», «Я вам пишу, чего же боле…» и т.п. И это все? А где же пушкинская мудрость? Где же писательская гениальность? Неужели следует принимать как кредо гения банальные сентенции вроде «Кто жил и мыслил, тот не может. В душе не презирать людей…» или «Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, Боже!..»? Образы в романе рассыпаются (это общее место у всех крупных пушкинистов), повествование оборвано, замысел неясен.
В письме к Пушкину после публикации Первой главы романа А.А. Бестужев писал: «Дал ли ты Онегину поэтические формы, кроме стихов?» (Здесь и далее везде, кроме специально оговоренных случаев, выделенный полужирный курсив — мой. — В.К.)
«Твое письмо очень умно, но все-таки ты неправ, — отвечал ему Пушкин, — все-таки ты смотришь на “Онегина” не с той точки…» Так, может, и мы смотрим на роман — и на Пушкина — «не с той точки»? Может, мы из-за этого до сих пор не поняли замыслов Пушкина и, воспринимая их воплощение только на интуитивном уровне, не можем добраться до истинной глубины его произведений, до пушкинской Тайны?
«Нет загадки более трудной, более сложной, чем загадка Пушкина… Очень многое у Пушкина — тайна за семью замками», — сказал поэт Арсений Тарковский. Известный пушкинист Н.К.Гей писал: «Время убедительно показало, что сам феномен пушкинского творчества далеко выходит за пределы “окончательных” решений. Большие трудности возникают на уровне аналитических подходов, скажем, к “Медному всаднику”, “Борису Годунову”», даже к “Памятнику”, не говоря уже о пушкинской прозе. Казалось бы, все они исследованы “вдоль и поперек”, но вы чувствуете, что неведомое вновь отодвигается и нечто существенное, а может быть и главное, по-прежнему остается незатронутым… Объект исследования настолько труднодоступен, что общий результат здесь гораздо ниже, чем в работах о Толстом, Достоевском, Чехове… Природа пушкинских свершений остается невыявленной, “закрытой”…»
Между тем А.И. Рейтблат в своей книге «Как Пушкин вышел в гении» (М., НЛО, 2001), подводя итог изучению поставленного ее заглавием вопроса, ответил на него так:
«В переломный для русской литературы момент Пушкин использовал для приобретения известности и славы как уходящие в прошлое, во многом архаичные средства (поддержка дружеского круга и литературных обществ, покровительство власти), так и новые, связанные с появлением публики и общественного мнения (рецензии в периодике; вызывающее поведение как форма привлечения внимания; коммерческий успех и т.п.). Все это позволило Пушкину закрепиться на первом месте и стать к началу 1830-х гг. общепризнанным главой русской литературы».
В этом перечне Рейтблата удивляет вторичность описываемых признаков. Уж если перечислять причины широкой известности Пушкина, то в первую очередь следовало бы отметить, с одной стороны, удивительно полное совпадение интересов молодого Пушкина, выразившихся в его стихах, и его поколения: «…Все не напечатанные произведения: Деревня, Кинжал, Четырехстишие к Аракчееву, Послание к Чаадаеву и много других были не только всем известны, — вспоминал впоследствии И.Д.Якушкин, — но в то время не было сколь-нибудь грамотного прапорщика в армии, который не знал их наизусть. Вообще Пушкин был отголосок своего поколения, со всеми его недостатками и со всеми добродетелями».
С другой стороны Пушкин выделялся и тем, что писал звучно и выразительно, с небывалой до него живостью языка и необыкновенной естественностью стихотворной речи. В «РУСЛАНЕ И ЛЮДМИЛЕ» русская поэзия, может быть, впервые стала достоянием самых широких читающих кругов России.
Своим ответом Рейтблат фактически отказывает Пушкину в истинной гениальности, хотя выбранные им временные рамки анализа давали ему и другую возможность. Да, поведение Пушкина, загадочность его характера действительно увеличивали его популярность. Но ведь «к началу 1830-х» были уже опубликованы не только его романтические поэмы, но и весь «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН», и «ПОЛТАВА», и «ЦЫГАНЫ», и «БОРИС ГОДУНОВ», и маленькие трагедии. Именно гениальность Пушкина — при всех прочих условиях, описанных Рейтблатом, — позволила Пушкину «выйти в гении» и в литературном, и в общественно-социальном плане: свою внешнюю необычность, исключительность Пушкин постоянно подтверждал исключительностью своего творчества, своей сущностной и всеобщей гениальностью. И, как показало время, в этой гениальности стержневым оказался его характер с неодолимой и постоянной страстью к мистификации, как в жизни, так и в творчестве.
Из книги: Владимир Козаровецкий. Тайна Пушкина. Диплом «рогоносца» и другие мистификации (М.: Алгоритм, 2012)
Гении литературы 9 класса. Какие произведения изучают по литературе в 9 классе
В школьную программу для девятого класса включены, написанные на разных этапах развития общества. Цель курса – заложить основы систематического изучения историко-литературного процесса.
Инструкция
1
«Слово о полку Игореве» - образец древнерусской литературы. Школьники, как правило, читают произведение в стихотворном переводе Заболоцкого.
2
Произведения эпохи классицизма: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» Ломоносова; «Памятник» и «Фелица» Державина.
3
Тексты, относящиеся к сентиментализму: «Бедная Лиза» Карамзина. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева (рассматривается, как произведение, сочетающее в себе черты классицизма и сентиментализма).
4
Романтизм. Стихотворения и баллады Жуковского («Светлана», «Невыразимое», «Море»). Возможен выбор других произведений.
5
Комедия Грибоедова «Горе от ума». В рамках ее изучения школьники читают статью Гончарова «Мильон терзаний».
6
Произведения Пушкина: «Евгений Онегин», «Цыганы», «Моцарт и Сальери; стихотворения «Деревня», «Пророк», «К Чаадаеву», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
7
Лермонтов. «Герой нашего времени». Стихотворения «Дума», «Пророк», «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…».
8
Батюшков, Кольцов, Баратынский. Школьникам предлагается на выбор творчество одного из поэтов пушкинского времени.
9
Гоголь. «Мертвые души». В программу могут быть включены и другие прозаические произведения, написанные в девятнадцатом веке («Белые ночи» Достоевского, «Юность» Толстого).
10
Стихотворения поэтов середины и второй половины девятнадцатого века. Лирика Фета, Некрасова, Тютчева.
11
Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска». Могут быть выбраны другие рассказы. Чтением этих произведений завершается знакомство с литературой девятнадцатого века.
12
Проза двадцатого столетия. «Судьба человека» Шолохова и «Матренин двор» Солженицына. Могут рекомендоваться к прочтению «Собачье сердце» Булгакова и «Темные аллеи» (рассказ) Бунина.
13
Поэзия двадцатого века. Стихотворения Блока («Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…»), Есенина («Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…»), Ахматовой («Мужество», «Не с теми я, кто бросил землю…»).
14
Программой предусмотрено изучение творчества одного из писателей, представляющих литературу народов России. Может быть предложена лирика татарского поэта Габдуллы Тукая.
15
Произведения зарубежных авторов: лирика Катулла («Нет, ни одна средь женщин…»), «Божественная комедия» Данте, поэмы Байрона («Корсар»).