Тайны дуэли: почему Лермонтов вступил в поединок с Мартыновым
- Тайны дуэли: почему Лермонтов вступил в поединок с Мартыновым
- Связанные вопросы и ответы
- Какие были предпосылки для дуэли Лермонтова с Мартыновым
- Какие причины могли побудить Лермонтова вступить в поединок
- Существовали ли конфликты между Лермонтовым и Мартыновым до дуэли
- Какие мотивы могли вдохновить Мартынова на вызов Лермонтова
- В чем заключалась роль общества в развитии дуэли
- Какую роль сыграл характер Лермонтова в разгорании конфликта
- В чем заключалась значимость событий, предшествующих дуэли
Тайны дуэли: почему Лермонтов вступил в поединок с Мартыновым
К дуэли Лермонтова и Мартынова привела ссора, имевшая место 13 июля 1841 года в доме Верзилиных. Поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.
Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.
Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».
Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. При этом Лермонтов не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Причиной же стал язвительный характер поэта и его острый язык.
Казалось бы, что ссора быстро угасла, но Мартынов, задетый за живое фразой Лермонтова, разгневан был достаточно сильно. Ближайший друг Мартынова Глебов упрашивал его отказаться от поединка. Но тщетно.
Очевидцы вспоминали, что, когда Лермонтов и Мартынов стояли друг против друга на расстоянии пятнадцати сажень, буря отчаянно бушевала. Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять, закричал ему:
— Стреляй, а не то убью!
— Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков, — отвечал Лермонтов.
— А я имею обыкновение, — возразил Мартынов и стал целиться.
Он так долго целился в Лермонтова, не поднимавшего пистолет, что свидетели закричали ему: «Стреляйте же, или мы вас разведём!»
Дуэль Лермонтова и Мартынова. (wikipedia.org)
«Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, — рассказывал князь Васильчиков, бывший при этом, — как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни назад, ни вперёд. Пуля пробила его сердце и лёгкие. Буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, и молния ослепительно сверкала».
Вечер 13 июля 1841 года в доме генерала Верзилина был отмечен оживленной беседой гостей. Михаил Юрьевич Лермонтов, сидевший на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной, шутливо обратился к своей собеседнице, указывая на Мартынова, чтобы она была осторожна в общении с этим «страшным горцем». В это мгновение Трубецкой остановил игру на фортепиано, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Гости весело рассмеялись.
Самолюбие Николая Соломоновича Мартынова было задето. Это усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго.
Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями». Однако после вечера, когда гости вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. При этом Лермонтов не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль.
Причина вызова Лермонтова на дуэль стала язвительным характером поэта и его острым языком.
Связанные вопросы и ответы:
1. Почему Лермонтов и Мартынов решили провести дуэль
Ответ: Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым произошла из-за оскорбительных слов, произнесенных Мартыновым в адрес Лермонтова. Мартынов обвинил Лермонтова в лжи и попытке унизить его, что привело к вызову на дуэль. Лермонтов, будучи человеком чести, принял вызов и решил разрешить конфликт в схватке на пистолетах. Оба стороны были готовы идти до конца ради восстановления своей репутации и достоинства.
2. Какие были основные причины конфликта между Лермонтовым и Мартыновым
Ответ: Основными причинами конфликта между Лермонтовым и Мартыновым были взаимные обиды, словесные оскорбления и несогласие во взглядах на литературу. Мартынов посчитал, что Лермонтов оскорбил его и его родителей в своих произведениях, что вызвало негодование и желание отомстить. Лермонтов, в свою очередь, не мог терпеть клеветы на свой адрес и решил защитить свою честь.
3. Каким образом прошла дуэль между Лермонтовым и Мартыновым
Ответ: Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым прошла на уединенной поляне, где оба соперника стояли на расстоянии и выстрелили одновременно. В результате дуэли Лермонтов был смертельно ранен и скончался через несколько часов. Мартынов, увидев последствия своего поступка, осознал трагические последствия и остался с тяжким чувством вины на всю свою жизнь. Эта дуэль стала одной из самых печально известных в российской истории.
4. Каким образом повлияла дуэль на русскую литературу и общество
Ответ: Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым оказала значительное влияние на русскую литературу и общество. Она вызвала шок и возмущение в обществе, подняв вопрос о бессмысленности и бесчеловечности этого явления. Многие писатели и общественные деятели выступили против дуэлей, призывая к их ликвидации. Трагическая гибель Лермонтова стала тяжелым уроком для многих и послужила напоминанием о бесполезности насилия и разрешении конфликтов с помощью оружия.
5. Какие могли быть альтернативные способы разрешения конфликта между Лермонтовым и Мартыновым
Ответ: Вместо дуэли Лермонтов и Мартынов могли бы попытаться разрешить свой конфликт другими способами, например, обсудить проблему и найти компромиссное решение. Они могли бы обратиться к друзьям или старшим собратьям за помощью в урегулировании конфликта. Также возможным вариантом было бы принятие извинений со стороны Мартынова и прекращение взаимных оскорблений.
6. Какую роль в дуэли сыграл характер участников
Ответ: В дуэли между Лермонтовым и Мартыновым сыграл роль их характер. Оба были гордыми и честолюбивыми личностями, не готовыми поддаваться и уклоняться от вызова. Лермонтов, считавший честь выше всего, не мог не ответить на вызов на дуэль. Мартынов, возмущенный и разгневанный, настоял на проведении поединка ради восстановления своего достоинства. Их характеры и убеждения привели их к трагическому исходу этой дуэли.
7. Каковы были последствия дуэли для самих участников и их окружения
Ответ: Последствия дуэли для самих участников были крайне трагическими. Лермонтов погиб, Мартынов остался жить с тяжелым чувством вины и утраты. Оба соперника понесли физические и моральные потери, а общество потеряло талантливого поэта и прекрасного человека. Дуэль проложила путь к подрыву романтических представлений о мужестве и чести, вызвав осуждение и критику со стороны общества.
8. Могла ли дуэль быть избежана
Ответ: Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, возможно, могла быть избежана, если бы стороны проявили больше терпимости, сдержанности и разумности. Оба могли бы найти другие способы разрешения конфликта, не прибегая к насилию. Вместо того, чтобы довести ситуацию до крайности, Лермонтов и Мартынов могли бы обратиться к посредникам или поискать дипломатический выход из положения. Однако их несдержанность и гордыня привели к трагическому концу их столкновения.
Какие были предпосылки для дуэли Лермонтова с Мартыновым
Следственная комиссия, а затем и окружной суд, где должно было рассматриваться дело, представляли Мартынову, Глебову и Васильчикову вопросы в письменном виде (так называемая форма "допросных пунктов" применялась, главным образом, по отношению к дворянам). В период следствия Мартынов и секунданты имели возможность свободно переписываться между собой, согласовывать и менять показания, чем они и воспользовались.
Не назвали всех участников и свидетелей поединка…
Например, на вопрос о том, как участники дуэли добирались на место ее проведения, Мартынов в одном случае ответил, что он и Лермонтов приехали верхом, а "Васильчиков и Глебов на беговых дрожках", в другом – уже утверждал, что верхом приехал и Васильчиков. И далее: "Кроме секундантов и нас двоих, никого не было на месте дуэли и никто решительно не знал об ней". Дуэльные правила предписывали секундантам воздерживаться от совместного следования к месту поединка, чтобы предотвратить возможный сговор против кого-либо из противников. В одних дрожках они, о чем проговорился Мартынов, могли оказаться только в том случае, если были не единственными распорядителя предстоящей "борьбы двух". Допрашиваемые как раз и скрыли тот факт, что на месте поединка была еще одна пара секундантов – князь Сергей Трубецкой и двоюродный дядя Лермонтова Столыпин, который непосредственно руководил дуэлью и сыграл в ней роковую роль. Они, во что бы то ни стало, старались избежать судебного разбирательства: Столыпин опасался сурового наказания за повторное участие в дуэли, а Трубецкой – за нахождение в Пятигорске без разрешения. Поэтому Глебов с Васильчиковым, обладавшие безупречными служебными формулярами, сговорились взять ответственность на себя и писать, "что до нас относится четырех, двух секундантов и двух дуэлистов".
Какие причины могли побудить Лермонтова вступить в поединок
180 лет назад, 15 (27 по новому стилю) июля 1841 года в Пятигорске, на горе Машук, на дуэли был убит светоч русской поэзии 27-летний Михаил Юрьевич Лермонтов.
Михаил Лермонтов, как и Александр Пушкин, всегда отличался задиристым и заносчивым нравом. А Николай Мартынов, который его убил, прежде был его близким душевным приятелем. Как же они дошли до этой роковой ссоры?
Николай Соломонович Мартынов происходил из старинного дворянского рода, первые документально известные представители которого служили у царя Ивана Грозного в Опричнине. Коля Мартынов был младше Миши Лермонтова почти на два года. Молодые люди познакомились в юнкерской школе, где часто были партнёрами по фехтованию.
Мартынов избрал себе карьеру гвардейского офицера, но служба на паркетах и плац-парадах Петербурга его не прельщала. Он рвался в бой, стремился к подвигам, поэтому добровольцем отправился на Кавказскую войну. К моменту ссоры с Лермонтовым он был уже майором в отставке.
Мартынов считал себя поэтом. Он часто описывал в стихах военные операции, в которых участвовал. Есть версия, что молодые люди поссорились на почве поэзии. Лермонтов постоянно высмеивал творчество Мартынова, находя его примитивным стихоплётством.
Другой версией мотивом ссоры послужило заступничество за честь дамы или же соперничество за свой имидж в её глазах.
Но вот более понятная и, по-видимому, настоящая причина назначенной дуэли.
Когда в 1837 году Лермонтова в первый раз сослали на Кавказ, то Мартынов последовал за ним. Сёстры Мартынова, жившие в Пятигорске, радушно приняли Михаила Юрьевича. С одной из них – Натальей – у Лермонтова, похоже, закрутился роман не на шутку.
Когда Лермонтов возвращался из своей первой кавказской ссылки, Наталья Мартынова попросила его передать брату запечатанный пакет. Лермонтов не знал об его содержании, но побоялся, что оно может как-то скомпрометировать его. Он вскрыл его. В пакете находились дневник Натальи и триста рублей денег. Лермонтов прочёл дневник и уничтожил его. Николаю Мартынову он передал деньги, заявив, будто в дороге его ограбили и отняли пакет, а триста рублей он отдаёт Мартынову из своих собственных средств. Мартынов, разумеется, отказался их принять.
В 1841 году Лермонтова снова сослали на Кавказ, и опять Мартынов составил другу компанию. Однако Михаил Юрьевич сильно нервничал, что правда вскроется. Похоже, что, задирая Мартынова, он сознательно старался уничтожить прежнюю дружбу. Когда Мартынов встретился с сестрой, то узнал, очевидно, о содержании её дневника, а также догадался, что Лермонтов прочитал его и уничтожил. Вдобавок - что Лермонтов обманул насчёт денег.
Вот это событие и послужило главной причиной размолвки.
Поводом же стал инцидент в доме Верзилиных 13 июля 1841 года в Пятигорске. В тот момент, когда Мартынов разговаривал с дочерью хозяйки дома Надеждой, только что закончившей играть на фортепьяно, Лермонтов отпустил по-французски громкую шутку насчёт пристрастия Мартынова к кавказским нарядам. Мартынов побледнел и процедил поэту сквозь зубы тоже по-французски: «Я вас в последний раз предупреждаю, чтобы вы не смели шутить со мной при дамах» .
Когда вечеринка закончилась, между Мартыновым и Лермонтовым произошло объяснение, закончившееся вызовом поэту на дуэль. Что они друг другу говорили перед этим – Бог весть. Возможно, Мартынов как раз и припомнил Лермонтову обман насчёт ограбления и намекнул на его отношения с сестрой Мартынова.
Мартынов, вероятно, был настроен отомстить. Лермонтов не воспринимал его всерьёз. Он считал Мартынова плохим стрелком, забывая, что тот стал боевым офицером раньше Лермонтова.
В некоторых литературных произведениях бездоказательно утверждается, что Лермонтов был подстрелен спрятавшимся в кустах стрелком.
За дуэль Мартынов был всего лишь посажен на три месяца на гауптвахту, после чего уволен в отставку с обязательством в течение трёх лет регулярно каяться священнику в убийстве. Когда срок символического наказания миновал, Мартынов попытался спокойно продолжить жизнь помещика.
Однако с течением времени на нем всё сильнее стала сказываться каинова печать за убийство. Он, светский красавец и блестящий офицер, вдобавок поэт (хоть и посредственный, но в самый раз для салонов и вечеринок), в молодости легко покорявший сердца дам, так и не женился до конца своих дней, и детей у него не было.
Мартынов умер в своём подмосковном имении Иевлево в возрасте 60 лет и был похоронен в семейном склепе при Знаменской церкви. Когда после революции в Иевлеве разместилась колония для беспризорных, то её обитатели сожгли церковь, разграбили склеп Мартыновых, а останки Николая утопили в ближайшем пруду.
Иногда пишут, что они сделали это якобы в «порыве мести за Лермонтова». Но скорее всего, то был обычный в 1920-е годы акт антицерковного вандализма. Как бы там ни было, убийца Лермонтова не нашёл покоя ни в жизни, ни после смерти, хотя, по-видимому, он был все-таки неплохим человеком.
Подпишитесь , поставьте лайк) Я буду вам очень признателен и обещаю, что скучно не будет!
Существовали ли конфликты между Лермонтовым и Мартыновым до дуэли
Нередко исследователи упоминают, что причиной ссоры Мартынова и Лермонтова могли стать отношения поэта с сестрой Мартынова — Натальей. Якобы между Мартыновым и Лермонтовым произошел инцидент, связанный с чтением чужих писем и дневника Натальи и пропажей денег, предназначенных Мартынову. Передать их должен был Лермонтов. История эта достаточно запутана, был конфликт в действительности или не был, мы не знаем, но тем не менее, многие современники вспоминают, что Лермонтов зло подшучивал над Мартыновым каждый раз, когда ему представлялась такая возможность.
Декабрист Николай Лорер, который в том же 1841 году оказался на Кавказе, писал: «Мартынов утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их».
Чего стоит только стихотворение, написанное Лермонтовым и адресованное Мартынову:
Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон,
Но Соломонов сын,
Не мудр, как царь Шалима, но умен,
Умней, чем жидовин.
Тот храм воздвиг, и стал известен всем
Гаремом и судом,
А этот храм, и суд, и свой гарем
Несет в себе самом.
В восьми строках Мартынов назван фактически дураком («Наш друг Мартыш не Соломон»), Лермонтов прошелся по его еврейскому происхождению и назвал его человеком, обойденным женским вниманием и ведущим одинокую личную жизнь.
Дом Верзилиных, где произошла ссора Лермонтова и Мартынова. (feb-web.ru)
После очередной насмешки, которая имела место на вечере в доме Верзилиных, Мартынов сказал обидчику, что настало время прекратить это. Лермонтов ответил, что дуэли не боится, а Мартынову не пристало сыпать пустыми угрозами. На следующее утро Глебов, которого Мартынов выбрал секундантом, передал поэту вызов. Он был принят.
Какие мотивы могли вдохновить Мартынова на вызов Лермонтова
Тагиров Я.К. 1
1 Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Гимназия «Жуковка»
Громова И.В. 1
1 Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Гимназия «Жуковка»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ
Меня давно интересовала дуэль. Часто я видел дуэли в кино, читал о них в книжках. Мне хотелось понять, что могло заставить человека встать под пулю и рисковать своей жизнью не на войне, а в мирное время. Я чувствовал, что в условиях такой «добровольной» опасности люди ведут себя по-особенному, что у барьера проявляются самые скрытые человеческие качества: как хорошие, так и плохие. Но почему? Что заставляет человека встать к барьеру? Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к истории дуэли, посмотреть, откуда взялась эта традиция и почему она стала такой популярной. Почему в русском обществе ХIХ века существовал культ дуэли? Почему многие русские писатели делали дуэль кульминацией своих произведений, а некоторые даже сами в них участвовали?
Я много слышал о дуэли Пушкина и Дантеса, бывал в квартире поэта на Мойке и в Михайловском, читал его повести «Капитанская дочка» и «Выстрел», где герои дрались на дуэли. И личность великого русского поэта стала совсем по-другому раскрываться для меня. В детстве я, как и все мы, знал почти все его сказки наизусть, много читал разных стихов. Они стали привычными, почти родными. К ним привыкаешь и перестаешь замечать их глубокий смысл и острую мысль автора. Но эти повести заставили меня посмотреть на творчество Пушкина «по-взрослому». Меня и тема дуэлей заинтересовала по-настоящему, когда я прочитал эти произведения. Мне стало очень интересно, почему дуэль заняла такое важное место и в творчестве, и в жизни поэта. А потом я узнал «Евгения Онегина» - «энциклопедию русской жизни», где опять же кульминацией была дуэль - дуэль Онегина и Ленского. Эта история взволновала меня. Я вспомнил Мойку, волнующий рассказ экскурсовода о дуэли Пушкина с Дантесом, о последних днях жизни Пушкина…
Мне показалось интересным сравнить дуэль «литературную» и дуэль «жизненную», посмотреть, в чем их сходство, а в чем различие, понять отношение Пушкина к дуэли, оценить ее важность для Пушкина - писателя и Пушкина-человека. Я чувствую, что это очень сложные вопросы, и понимаю, что многие ученые, литературоведы и историки пытаются на них ответить. Но мне в моей работе хотелось показать, что Я узнал о дуэли и ее роли в жизни общества, а также о том, как жизненный опыт писателя ( Пушкина) и взгляды на жизнь отражаются в его творчестве.
ИЗ ИСТОРИИ ДУЭЛИ
История дуэли начиналась в незапамятные времена. Во всяком случае, «отец истории» древнегреческий ученый Геродот упоминает о них, описывая нравы тракийских племен. На другом конце Европы – у викингов - дуэли также издавна были публичными. Как правило, поединок в Древней Скандивании проходил на вершине холма и продолжался до «первой крови».
Некоторые историки (например Э. Гиббон, С. Пахман) считают, что непосредственным историческим предшественником дуэли можно считать судебный поединок, который уходит своими корнями в древнюю языческую традицию «Божьего суда». Она основывалась на представлении людей, что в равном поединке боги даруют победу тому, кто прав. У многих народов существовал обычай, при котором суд, если не мог установить истину, назначал поединок для противников. Победитель считался правым в неразрешимом споре, а побежденный, если оставался жив, подлежал наказанию по закону. Судебный поединок обставлялся торжественно, порядок его проведения регулировался судом и законом. Противники вовсе не должны были убивать друг друга. Достаточно было зафиксировать свою победу. Например, обезоружить противника или сбить его с ног. Надо заметить, что судебные поединки назначались только за самые страшные преступления: убийства, ложные клятвы, измены, ересь, дезертирство, похищение человека. Заметим, что оскорбления чести или обиды в этом перечне нет! Хотя судебные поединки оставались законными в европейских странах до XV-XVI вв., практическое их применение прекратилось уже в XIV веке.
В чем заключалась роль общества в развитии дуэли
rushistory.stsland.ru Автор - неизвестен. Статья рассказывает об истории и правилах русской дуэли, которая долгое время считалась самым благородным способом разрешения конфликта. Дуэль - одно из самых загадочных явлений русской жизни. Подобно французскому балету и польской водке она относится к таким заимствованиям, которые очень быстро стали национальными особенностями."Дуэль - есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести…" / Из истории русской дуэли /Много раз были попытки развернутого исторического и культурного исследования феномена русской дуэли, материалом для которого служили мемуары, письма, манифесты и указы, а также описания дуэли в русской классической литературе.Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха IV во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести.Но ничто не помогало, в том числе и заявление, что король принимает на себя обиду каждого отказавшегося от поединка. Дворянство упорно избегало вмешательства государства и судов в дела чести. Признавая право короля распоряжаться их жизнью и службой, оно отвергало право решать вопросы, связанные с честью и достоинством. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей. Сознавая это, сами монархи оказывались как бы скованными, и их борьба с дуэлями всегда носила непоследовательный характер. Известен случай, когда сам французский король Франциск I вызвал на дуэль германского императора Карла V.Шведский король Густав Адольф, прославленный полководец первой половины XVII века, энергично преследовал дуэли своими указами. Но когда оскорбленный его пощечиной полковник армии, не имея возможности вызвать самого короля, оставил службу и выехал из страны, король нагнал его на границе и сам вручил ему пистолет со словами: «Здесь, где кончается мое королевство, Густав Адольф уже более не король, и здесь, как честный человек, я готов дать удовлетворение другому честному человеку». В его словах, как в капле воды, отразилась вся двойственность отношения большинства европейских государей к дуэли: как повелители своих подданных и законодатели, они стремились положить конец кровопролитиям, но как светские люди с теми же понятиями о чести понимали, что сами вели бы себя так же.Дуэль — это как раз тот любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат друг другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами, с помощью суда. Уже Фридрих Великий смотрел на дуэли в своей армии сквозь пальцы. Ко второй половине XIX века дуэли настолько укоренились, что на них приучились смотреть как на неизбежное зло, запреты повсеместно стали сниматься, в армии поединки даже были узаконены при посредстве судов офицерской чести. Законодательницей обычаев и правил дуэли всегда была Франция. В 1836 году граф де Шатовильяр впервые опубликовал дуэльный кодекс. Позднее общепризнанным в Европе стал дуэльный кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и суммировавший накопленный столетиями опыт ведения дуэлей. Его признавали за образец и в России.Специалисты различают американскую и европейскую дуэль. Американские дуэльные поединки состояли в том, что двум соперникам выдавали оружие и они уходили в лес. С этого момента начиналась их охота друг на друга. Можно было подстеречь противника в засаде, не возбранялся и выстрел в спину. Из-за своей безнравственности американская дуэль не привилась в России. Вообще надо сказать, что русская дуэль по своим условиям, особенностям очень отличалась от европейской, в частности от той же французской. Во Франции в XIX веке дуэли носили больше ритуальный характер и заканчивались, как правило, бескровно. Этому способствовали и "щадящие" условия дуэльного кодекса. Барьерная дистанция (минимальное расстояние между рубежами открытия огня) устанавливалась такая, которая бы обеспечивала невысокую вероятность попадания. Обычно 30 - 35 шагов. Такие отчаянные русские бретеры, как Толстой-Американец, Дорохов, Якубович, да, чего скрывать, и Александр Сергеевич с Михаилом Юрьевичем, просто смеялись над такой "опереточной" дуэлью.
Какую роль сыграл характер Лермонтова в разгорании конфликта
В сословной структуре послепетровского российского государства главенствующее положение занимало дворянство. Оно имело исключительные права, но эта исключительность ко многому обязывала. Исключительность требовала сословной обособленности, замкнутости. Хотя Петр I и открыл формально сословие для выслуживших чин людей неблагородного происхождения, хотя приливы и отливы фаворитизма подчас ставили на первые места в государстве целые семейства из самых низов, тем не менее, такие случаи были исключениями; для «новых» дворян подобная «милость» являлась лишь первым шагом к тому, чтобы стать настоящими дворянами Российской империи. Сословная обособленность основывалась, с одной стороны, на поддерживаемом культе рода, с другой – на культе общества. Род – это гарантия прошлого. Память о предках и ответственность перед ними, благородство – это противопоставление «Иванам, не помнящим родства», людям подлого происхождения. Общество – это гарантия настоящего. Дворянин всегда и повсюду включен в корпоративные связи, неформально уравновешивающие отношения формальные, служебные. Перед обществом дворянин отвечает за соответствие своего повседневного поведения, каждого своего поступка происхождению и положению. Суждение общества офицеров или общественное мнение в свете могут быть важнее, чем приказ командира или воля губернатора. Оказаться исключенным из родового клана или из общества - вот угроза, которая для дворянина была страшнее физической смерти.
В чем заключалась значимость событий, предшествующих дуэли
Однако Американец — Американцем, а сам Пушкин тоже не был мирной овечкой, тем более — безответной мишенью для чьего-то пистолета. Его список дуэлей не менее внушителен. Правда, как будто Бог хранил нашего гения — смертного греха, убийства человека на его душе нет.
Только-только выйдя из лицея, юный Александр вызвал на дуэль не кого-нибудь, а родного дядю Павла Исааковича Ганнибала. За то, что тот на балу отбил у него некую девицу Лошакову, в которую Пушкин мимолетно влюбился. Дело закончилось примирением, причем Павел Исаакович там же, на пирушке, сочинил и прочитал экспромт:
Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей-богу, Ганнибал
Ссорой не подгадит бал.
После чего Пушкин со слезами на глазах бросился в объятия дяди.
Хотя раскаяние вовсе не помешало ему через три месяца потребовать к барьеру, опять же, не кого-нибудь, а почтенного Николая Ивановича Тургенева.
Но три месяца — срок довольно большой. Вполне возможно, что в этот промежуток были и другие ссоры и поединки. Как писала Карамзина Вяземскому: « Путхин каждый день имеет дуэли; благодаря Богу, они не смертоносны, бойцы всегда остаются невредимы ».
Широко известна потомкам его дуэль с однокашником и другом Кюхлей — Вильгельмом Кюхельбекером. Виной всему — острый язык и острое перо. Как-то Жуковский, объясняя, почему не пошел в гости, сказал: «Я еще накануне расстроил желудок; к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». Там еще фигурировал слуга Яков и — дверь. Пушкин, услышав, пришел в полный восторг и тотчас сочинил:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно —
И было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно!
Кюхля, понятно, взбеленился. Стрелялись. Слава богу, остались живы.
А годы южной ссылки — дуэль на дуэли. И некий французский барон С. и француз Дегильи, и молдавский помещик Балтом, и полковник Орлов, и полковник Алексеев…
Причем Пушкин отличался феноменальным самообладанием. Понятно, и бравада тоже была, как же без нее. Но будем помнить: не в бирюльки играл, а со смертью…
Так, на знаменитой дуэли с генштабовским офицером Зубовым он стоял у барьера и ел черешни, сплевывая косточки. Зубов стрелял первым и промахнулся. «Вы довольны?» — спросил Пушкин и удалился.
Во время поединка с героем Отечественной войны командиром егерского полка Старовым вдруг поднялась метель. Ничего не видно. Стреляли по два раза. Решили отложить, хотя Пушкин бурно протестовал. Потом, после дуэли, заехав к приятелю и не застав того дома, Пушкин оставил знаменитую записку:
Понятно, острый язык, жалящее перо, чрезвычайная восприимчивость, наконец — африканский темперамент… Но только ли в личности отдельного Толстого или отдельного Пушкина следует искать истоки и причины такой буйной, бретерской жизни?
Нет, такой была атмосфера, нравы общества. Но прежде чем говорить о них, необходимо сделать краткий очерк дуэли как таковой.