Прокофьев сергей Сергеевич. Sergei Prokofiev
- Прокофьев сергей Сергеевич. Sergei Prokofiev
- Прокофьев интересные факты. Сергей Прокофьев биография
- Сергей Сергеевич Прокофьев ромео и джульетта. Действующие лица:
- Сергей Сергеевич Прокофьев любовь к трём апельсинам. «Любовь к трём апельсинам» (C.C. Прокофьев)
- Сергей Сергеевич Прокофьев либретто. Сергей Сергеевич Прокофьев
- Видео прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953), композитор
Прокофьев сергей Сергеевич. Sergei Prokofiev
Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…
Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.
С. Прокофьев
Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).
На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт , за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист , Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.
В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам — Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения — оперы « Любовь к трем апельсинам » (1919), « Огненный ангел » (1927); балеты « Стальной скок » (1925, навеян революционными событиями в России), « Блудный сын » (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.
В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. …Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», — писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.
С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров — балет « Ромео и Джульетта » по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу « Обручение в монастыре » («Дуэнья», по Р. Шеридану — 1940); кантаты « Александр Невский » (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес « Детская музыка » (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку « Золушка ». Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею « Война и мир » по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».
Прокофьев интересные факты. Сергей Прокофьев биография
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.
Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена.
Начальное образование Прокофьев получил дома.
Важно
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.
В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».
Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.
Обратите внимание
В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.
В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».
В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».
С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».
Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.
Совет
В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.
В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.
- Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
- Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
- Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
- Прокофьев умер в день кончины Иосифа Сталина, поэтому смерть композитора осталась почти незамеченной.
- Краткая биография Прокофьева для детей нашла отражение в книге «Детство», написанной самим композитором.
Сергей Сергеевич Прокофьев ромео и джульетта. Действующие лица:
- Эскал, герцог Вероны
- Парис, молодой дворянин, жених Джульетты
- Капулетти
- Жена Капулетти
- Джульетта, их дочь
- Тибальд, племянник Капулетти
- Кормилица Джульетты
- Монтекки
- Ромео, его сын
- Меркуцио, друг Ромео
- Бенволио, друг Ромео
- Лоренцо, монах
- Паж Париса
- Паж Ромео
- Трубадур
- Шут
- Граждане Вероны, слуги Монтекки и Капулетти, подруги Джульетты, хозяин кабачка, гости, свита герцога, маски
Действие происходит в Вероне в начале эпохи Возрождения.
Пролог. В середине увертюры открывается занавес. Неподвижные фигуры Ромео, патер Лоренцо с книгой в руках и Джульетта образуют триптих.
1. Раннее утро в Вероне. Ромео бродит по городу, вздыхая о жестокой Розамунде. При появлении первых прохожих он исчезает. Город оживает: пререкаются торговки, шныряют нищие, шествуют ночные гуляки. Из дома Капулетти выходят слуги Грегорио, Самсон и Пьеро. Они заигрывают со служанками кабачка, хозяин его угощает их пивом. Выходят и слуги дома Монтекки Абрам и Бальтазар. Слуги Капулетти начинают с ними ссору. Когда Абрам падает раненый, подоспевший Бенволио — племянник Монтекки, обнажив шпагу, приказывает всем опустить оружие. Недовольные слуги расходятся в разные стороны. Внезапно появляется племянник Капулетти Тибальд, возвращающийся домой навеселе. Обругав миролюбивого Бенволио, он вступает с ним в бой. Сражение слуг возобновляется. За сражением непримиримых домов из окна следит сам Капулетти. К дому Капулетти в сопровождении своих пажей подходит молодой дворянин Парис, он явился просить руки Джульетты — дочери Капулетти. Не обращая на жениха внимания, из дома выбегает в халате и с мечом сам Капулетти. В бой вступает и глава дома Монтекки. Город разбужен тревожным набатом, горожане сбегаются на площадь. Появляется герцог Веронский со стражей, народ умоляет его о защите от этой распри. Герцог приказывает опустить мечи и шпаги. Стражник прибивает приказ герцога о наказании смертной казнью любого, кто выступит на улицах Вероны с оружием в руках. Все постепенно расходятся. Капулетти, проверив список приглашенных на бал, возвращает его шуту и уходит вместе с Парисом. Шут просит появившихся Ромео и Бенволио прочитать ему список, Ромео, увидев в списке имя Розамунды, спрашивает о месте бала.
Сергей Сергеевич Прокофьев любовь к трём апельсинам. «Любовь к трём апельсинам» (C.C. Прокофьев)
«Любовь к трём апельсинам» — приключенческая опера в четырех действиях. Автор – Сергей Сергеевич Прокофьев, либретто композитора. Премьера состоялась 30 декабря 1921 года в Чикаго.
Сюжет основан на одноименной сказке знаменитого итальянского писателя Карло Гоцци.
Жил был принц. Он был болен, а вылечить его мог только смех. И вот, однажды на балу, посвященном увеселительным мероприятиям, злая фея Моргана наложила на принца заклятие: он сможет быть счастливым только тогда, когда найдет три апельсина, находящиеся во владениях злой колдуньи под охраной страшной кухарки. На помощь сыну короля приходит Труффальдино – профессиональный шут, а также добрый маг Челий. Однако не все так просто: на королевский трон кроме принца претендует принцесса Клариче и она всячески препятствует счастью принца и обретению им законной власти. А помогает ей влюбленный в нее первый министр Леандр. Злая фея покровительствует им. Несмотря на всяческие козни, принцу и его помощникам удается похитить три волшебных апельсина. В них оказались три принцессы. Две из них погибают от жажды, а третью – Нинетту – удается спасти. В нее принц влюбился с первого взгляда. Однако приключения и на этом не заканчиваются. Враги принца превращают Нинетту в крысу, а на ее место посылают помощницу феи Морганы Смеральдину. Принц впадает в отчаяние, но в день свадьбы к Нинетте возвращается ее прелестный облик. Злодеяния Клариче, Леандра, Смеральдины и Морганы раскрыты, но им все-таки удается уйти от правосудия.
Сергей Сергеевич Прокофьев либретто. Сергей Сергеевич Прокофьев
(1891-1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев – один из самых исполняемых композиторов в ХХ веке. Он стал первым композитором ХХ столетия, которого по праву можно назвать подлинным классиком. Однако Прокофьев не был похож ни одного из предшествующих ему классиков ХIХ века. Напротив, он заявлял о себе как о дерзком новаторе, иногда даже бунтаре. Поэт Велимир Хлебников смело называл его «Председателем земного шара» в сфере музыки, а поэт Константин Бальмонт высказывался о его творчестве так: «И в бубен солнца бьет непобедимый скиф». Наследие и жанровое разнообразие его творений поистине огромно: одиннадцать опер, семь симфоний, семь балетов, большое количество пьес, песен, маршей, сонат, романсов, киномузыки написано в течение всей его яркой жизни.
Детство Сергея Сергеевича прошло в украинском селе Сонцовка, где отец его управлял имением. Первые музыкальные впечатления подарила мальчику мать, прекрасно игравшая на фортепиано. Сереже было всего пять с половиной лет, когда он сочинил свою первую фортепианную пьесу, озаглавленную «Индейский галоп».
В девятилетнем возрасте Прокофьев побывал в оперном театре. Знакомство с такими шедеврами, как « Князь Игорь » и « Фауст », побудило его попробовать собственные силы в оперном жанре. Так рождается детская опера «Великан».
В 1902 г. в Москве юного музыканта представили Сергею Танееву, он по достоинству оценил талант мальчика и попросил Глиэра обучать его. По прошествии двух лет Сергей поступает в консерваторию в Санкт-Петербурге. Двенадцатилетний абитуриент представляет не только фортепианные пьесы, но и оперы, сонаты и симфонию. Среди его консерваторских наставников – Римский-Корсаков , Лядов, Черепнин. Прокофьев впервые публично выступил в 1908 г. Критики отнесли молодого композитора к «крайнему направлению модернистов», отмечая оригинальность и даже экстравагантность его стиля. Заканчивая консерваторию в 1914 г., Прокофьев исполняет на экзамене собственный Первый концерт для фортепиано.
Благодаря своей смелости, непреклонности, стойкости, огромной силе духа, Сергей Сергеевич никогда не сдавался и всегда искал свой уникальный стиль. И это ему удавалось! «Я ненавижу избитые приемы», – утверждал композитор. Не всегда такое новаторство находит понимание у современников – премьера Второго фортепианного концерта вызвала скандал. Но Сергей Сергеевич продолжает знакомить публику со своими творениями. Прокофьев был прославленным пианистом, его часто называли «пианистом-титаном», «музыкантом – стальные пальцы», – такими афишами были увешаны улицы многих зарубежных городов. В концертные программы он включает собственные сочинения.
На новатора, которого именовали «музыкальным футуристом», обратил внимание Сергей Дягилев . Для его антрепризы композитор создает балеты – « Блудный сын », «Стальной скок», « Сказка про шута, семерых шутов перешутившего ». Но одно из его произведений – «Ала и Лоллий» – оказалось таким смелым по музыкальному языку, что испугало даже Дягилева. Постановка балета не осуществилась, а на основе его музыкального материала композитор создал « Скифскую сюиту ».
Культурная жизнь в родной стране не удовлетворяет Прокофьева, и в 1918 г. он покидает Россию. Он гастролирует в США и европейских странах в качестве пианиста, в том числе и исполнителя собственных творений. В те годы рождаются оперы « Любовь к трем апельсинам », « Игрок » и « Огненный ангел », ряд симфоний. В годы эмиграции Сергей Сергеевич обретает личное счастье – в 1919 г. его супругой становится испанская певица Лина Кодина.
В 1936 г. композитор с супругой и детьми возвратился в родную страну. Одними из первых произведений, созданных в СССР, стали сказка «Петя и волк», знакомящая детей с оркестровыми инструментами, и балет « Ромео и Джульетта ». В последующие годы композитор пишет кантату «Александр Невский», цикл « Детская музыка », начинает создавать балет « Золушка ».
В 1938 г во время создания оперы «Дуэнья» по пьесе английского драматурга Шеридана композитор знакомится с Мирой Мендельсон. Она помогает Прокофьеву в работе над либретто, но вскоре их отношения выходят за рамки творческого сотрудничества. Оставив семью, композитор живет с нею, а несколько лет спустя браки с гражданами иных государств, оформленные за границей, были объявлены в СССР недействительными, и Прокофьеву не пришлось официально разводиться с Линой Кодиной, чтобы жениться на Мире Мендельсон.
Испытания, обрушившиеся на страну во время войны, находят отражение в целом ряде творений Прокофьева – Симфонии № 5 , опере « Война и мир », Седьмой фортепианной сонате .
Послевоенные годы для Сергея Прокофьева омрачились не только серьезной болезнью, но и обвинениями в «формализме». Вопреки всем испытаниям, он продолжает работать, создавая оперу « Повесть о настоящем человеке », сюиту «Зимний костер», балет « Сказ о каменном цветке ».
Жизнь и творчество Прокофьева были яркими и насыщенными, однако ушел он из жизни тихо и незаметно, этому сопутствовал тот факт, что дата смерти совпала с днем смерти Сталина – 5 марта 1953 г.