Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

П.И. в новом свете: 40 удивительных фактов о его жизни и творчестве

18.03.2024 в 02:09

П.И. в новом свете: 40 удивительных фактов о его жизни и творчестве

  • В юности Чайковский всерьёз заинтересовался музыкой, когда мать взяла его в театр, на постановку оперы Глинки . Это произвело на него неизгладимое впечатление.
  • Пётр Ильич был не только гениальным композитором, но и пианистом-виртуозом, одним из лучших в истории музыки. Однако, сам он считал свой талант в этой области довольно посредственным.
  • Одним из самых знаменитых произведений Чайковского является балет “Лебединое озеро”. Однако, современники встретили его премьеру не то чтобы очень тепло, да и музыканты это произведение недолюбливали из-за сложности его исполнения.
  • Однажды он с целью избавится от обвинений в нетрадиционной ориентации женился на выпускнице консерватории. Правда, из-за этой самой его ориентации брак продлился всего несколько недель, после чего распался.
  • В честь П. И. Чайковского назван город в Пермском крае, улицы в Костроме и Санкт-Петербурге, а также множество учебных заведений, концертных залов и кратер на Меркурии.
  • На протяжении всей жизни композитор был ипохондриком. А главным его страхом была боязнь оглохнуть, как некогда оглох знаменитый Бетховен .
  • Творчество Чайковского неоднократно было экранизировано. Его произведения легли в основу восьми фильмов и мультфильмов, а о его жизни было снято 6 биографических и документальных фильмов.
  • В диснеевском мультфильме “Спящая красавица” 1959 года звучит музыка Чайковского из одноимённого балета. При этом эмблема “Спящей красавицы” некогда стала причиной споров между компанией “Дисней” и правообладателями творчества Петра Ильича.
  • В молодости композитор был влюблён во французскую певицу Дезире Арто. Он даже сделал ей предложение, и состоялась помолвка, но в итоге у них ничего не вышло. Певицу все отговаривали от этого брака, и она, уехав на гастроли, спустя месяц после помолвки поддалась страсти и вышла замуж за другого. Чайковский невероятно тяжело переживал этот разрыв, но всё равно продолжал в своих публикациях называть Арто гениальной и невероятно талантливой певицей.
  • Некоторые произведения Чайковского официально имеют две версии, авторскую и отредактированную, причём различия бывают довольно глубокими. Но обе версии одного и того же произведения зачастую исполняются в концертных залах.

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие факты о жизни П.И. тебе показались самыми интересными

Ответ: Самым интересным фактом для меня было то, что П.И. Чайковский создал более 60 произведений, включая оперы, балеты, симфонии и концерты, за относительно короткий период своей жизни. Также меня удивило, что до сих пор остается загадкой его таинственная смерть. Кроме того, я узнал, что Чайковский был одним из первых российских композиторов, получивших мировую славу.

2. Какие особенности жизни и творчества П.И. тебе запомнились

Ответ: Запомнились особенности творчества Чайковского, связанные с использованием народных мелодий и тем, что он был пионером влияния национального фольклора на музыку классицизма. Также впечатлило то, что его музыка олицетворяет романтический дух и гармонию с природой. Его страсть к музыке и способность выразить чувства через звуки оставили неизгладимый след в истории музыкального искусства.

3. Какие факты о личной жизни П.И. удивили тебя больше всего

Ответ: Удивило то, что Чайковский всю жизнь скрывал свою гомосексуальность и вынужден был вести двойную жизнь из-за того времени, в котором он жил. Интересным фактом также стало его близкое общение с младшим братом Модестом, который был его постоянным спутником. Печальной оказалась информация о том, что Чайковский боялся быть публично открытым, что отразилось на его личной жизни.

4. Какие трудности в жизни П.И. сказались на его творчестве

Ответ: Трудности, с которыми столкнулся Чайковский в личной жизни, влияли на его творчество, сказывались на его эмоциональном состоянии и вдохновении. Сложности в общении с окружающими, неоднократные разочарования в любви, преследование собственных чувств - все это нашло отражение в его музыке. Однако именно через творчество Чайковский нашел способ выразить все свои переживания и создать великие произведения.

5. Как думаешь, какие качества нрава и характера помогли Чайковскому преодолеть трудности

Ответ: Я считаю, что главное качество, которое помогло Чайковскому преодолеть трудности - это его страсть к музыке и неослабевающее желание творить. Также важными были его настойчивость, самоотверженность и способность к саморазвитию. Все эти черты характера позволили ему сохранить верность своему таланту и создать великие произведения, несмотря на все преграды.

6. Какие произведения П.И. тебе ближе всего по духу

Ответ: Для меня ближе всего по духу произведения Чайковского, в которых он передает свои личные переживания и эмоции, например, "Лебединое озеро" или "Щелкунчик". Меня привлекает его способность создавать музыку, в которой звучат глубокие чувства и душевная гармония. Кроме того, я нахожу в его произведениях что-то универсальное, что затрагивает струны моей души.

7. Какие факты из жизни и творчества П.И. Чайковского ты бы хотел узнать побольше

Ответ: Меня бы заинтересовало узнать больше о том, какие люди и события вдохновляли Чайковского на создание своих произведений. Также интересно было бы изучить более детально его методы работы, творческий процесс и знакомство с другими композиторами его времени. Я бы хотел узнать больше о его путешествиях, влиянии на его музыку и общении с коллегами.

8. Как думаешь, какие наследие и влияние оставил П.И. в мировой музыкальной культуре

Ответ: Наследие, которое оставил Чайковский в мировой музыкальной культуре, невозможно переоценить. Его произведения стали классикой и до сих пор высоко ценятся во всем мире. Влияние его музыки ощущается и сегодня, его творчество вдохновляет новое поколение композиторов и музыкантов. Его мелодии и гармонии продолжают жить и звучать, перенося его вечную душу через века.

Как звали родителей П.И.

Родители планировали определить Петра Чайковского на учёбу в Горный корпус, как и Николая , однако они передумали. В начале августа 1850 года с матерью и сёстрами Зинаидой и Александрой он прибыл в Санкт-Петербург для поступления в приготовительный класс Императорского училища правоведения  — закрытое мужское учебное заведение, находившееся на углу набережной реки Фонтанки и улицы , ныне носящей имя композитора.

22 августа 1850 года они с матерью посетили театр, где давали оперу « Жизнь за царя » Глинки , и он впервые услышал русскую оперу в исполнении большого оркестра, хора и солистов, а в середине октября — побывал на балете « Жизель » Адольфа Адана , главную партию в котором исполняла итальянская балерина Карлотта Гризи . В октябре Александра Андреевна вернулась в Алапаевск  — «противную Алапаиху», как Пётр называет город в одном из писем к родителям. Разлука с матерью была сильной душевной травмой. Его петербургским попечителем стал друг семьи — Модест Вакар , который забирал его с братом Николаем к себе на воскресенье. В одно такое воскресенье Чайковский случайно занес в их дом скарлатину , которая объявилась в одном из приготовительных классов Училища правоведения, заболел пятилетний сын Модеста Вакара Николай и скоропостижно скончался. Увидев труп мальчика и впервые столкнувшись с этим непоправимым горем, десятилетний Пётр Чайковский во всём винил себя, хотя его никто не упрекали даже скрывали от него диагноз.

В каком городе он родился

В шесть лет Вольфганг Амадей играл так замечательно, что мог выступать с концертами. Его игру на музыкальных инструментах дополнял голос сестры, Наннерль пела просто великолепно. Отца так впечатлили успехи сына и дочери, что он решился на продолжительный гастрольный тур по Европе. Леопольд Моцарт лелеял надежду на получение не только огромного успеха, но и немалых прибылей.

Моцарт с отцом и сестрой

Семья отправилась сразу в Мюнхен, потом посетила Брюссель, Кельн, Маннгейм, Париж, Лондон, Гаагу и несколько швейцарских городов. Турне длилось на протяжении нескольких месяцев, потом наступил небольшой перерыв, Моцарты вернулись в родной Зальцбург, но вскоре снова отправились в путь, теперь уже на несколько лет. Все это время брат с сестрой выступали перед ошеломленной публикой, часто бывали на выступлениях известных музыкантов, в оперных театрах, куда их сопровождали родители.

В 1764-м, во время пребывания в Париже, юный Вольфганг издал свои первые четыре сонаты для скрипки и клавира. В Лондоне юному композитору дал несколько уроков Иоганн Христиан Бах, младший сын Иоганна Себастьяна Баха. Бах-младший очень быстро понял, что перед ним не просто музыкант, а гениальный композитор, и согласился дать юному дарованию много полезных знаний.

Годы скитаний по европейским городам чуть не подорвали и без того не очень крепкое здоровье «чудо-детей». Они чувствовали огромную усталость. В таком же состоянии находились и их родители, к тому же, в Лондоне отец семейства серьезно заболел. Поэтому было принято решение о прекращении европейского турне, и в 1766-м юные дарования в сопровождении родителей вернулись в родной Зальцбург.

Какому инструменту он учился играть с детства

П.И. в новом свете: 40 удивительных фактов о его жизни и творчестве

Осенью 1896 года начались хлопоты по подготовке к исполнению Первой симфонии в Русских симфонических концертах. 27 октября Рахманинов , по рекомендации Танеева, отправил партитуру симфонии в Петербург Беляеву, а в начале следующего месяца, также через посредство Танеева, получил извещение о том, что она включена в программу ближайшего сезона.

Обстоятельства уже заранее складывались неблагоприятно для композитора. Петербургские музыкальные круги, как показало исполнение «Утёса» и танцев из «Алеко», отнеслись к Рахманинову без особой симпатии. Если бы его симфония впервые прозвучала в Москве, возможно, она встретила бы более теплый и радушный прием.

Дата 15 марта 1897 года, когда рахманиновская симфония была сыграна в Русском симфоническом концерте под управлением Глазунова , оказалась днем одной из тягчайших катастроф в жизни композитора. Ее исполнения ожидали как музыкального события. На концерте присутствовали, кроме виднейших представителей «новой русской школы» во главе с Римским-Корсаковым и В. Стасовым, Направник, специально приехавший из Москвы Танеев, киевский дирижер А. Н. Виноградский. Тем более чувствительным ударом для автора была неудача, постигшая его произведение.

«Симфония потерпела сокрушительный провал,— рассказывает в своих воспоминаниях Оссовский.— Крупное симфоническое произведение, несомненно обогащавшее русскую симфоническую литературу, было не понято, недооценено, грубо отвергнуто. Голосов, не признававших вообще творческой одаренности композитора, не было, но во всех концах зала одинаково слышались одни только порицания, возмущения, недоумения, даже грубая ругань. Иные, пожимая плечами, удивлялись, каким образом такое „декадентское" произведение могло вообще проникнуть в благовоспитанные программы беляевских концертов».

Анализируя причины столь оглушительного провала, Оссовский указывает на неудачное построение программы, в которой было три произведения, исполняемых впервые и требовавших дополнительного репетиционного времени (В том же концерте исполнялась симфоническая фантазия Чайковского «Фатум», партитура которой, уничтоженная автором после первых исполнений в 1869 году, была восстановлена по оркестровым голосам и издана М. П. Беляевым в 1896 году. «Третьей оркестровой новинкой программы,— пишет Оссовский,— был ничтожный салонный Вальс-фантазия Н. В. Арцыбушева, включенный в программу по приятельским соображениям».). Сложная партитура Рахманинова оказалась недоученной, не освоенной оркестром и дирижером. «Живой свидетель события, присутствовавший на генеральной репетиции и концерте, удостоверяю,— продолжает свой рассказ мемуарист,— что исполнение симфонии было сырое, недодуманное, недоработанное и производило впечатление неряшливого проигрывания, а не осуществления определенного художественного замысла, которого у дирижера и не было. Ритмическая жизнь, столь интенсивная в творчестве и исполнении Рахманинова, увяла. Динамические оттенки, градации темпа, нюансы экспрессии — все то, чем так богата его музыка, исчезло. Бесконечно тянулась какая-то аморфная, мутная звуковая масса. Вялый характер дирижера довершал всю томительную мертвенность впечатления».

Сколько симфоний написал П.И.

Презентация

Ссылка 1

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Курукин 8 класс, Просвещение:

Музыкальное и театральное искусство.

Каковы были достижения в области русской музыки и театра в XVIII в.?

Русская музыка активно осваивала новые жанры романса, канта и оперы. Русский театр стал публичным.

1. Дайте своё определение понятию «музыкальный жанр».

Музыкальный жанр - особый род музыки, характеризующийся определенными особенностями.

2. Сформулируйте основную идею развития отечественной музыки, которая нашла отражение в деятельности российских меценатов XVIII в.

В XVIII в. в России получил успешное развитие кант. Такое название получила многоголосая бытовая песня. Канты были не только бытового, но и патриотического, а также лирического содержания. Становится популярной опера.

3. Чем публичный театр отличается от других его форм?

Публичный театр доступен для всех, для любой публики.

4. Какова была роль Ф. Г. Волкова в становлении русского театра?

Всероссийскую славу приобрели постановки ярославского актёра и режиссёра Фёдора Григорьевича Волкова (1729—1763). Елизавета Петровна, наслышанная о его успехах, вызвала труппу Волкова в Петербург. В 1756 г. был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», где Волков стал не только актёром и режиссёром, но и декоратором, а с 1761 г. — директором. Это был первый русский профессиональный театр.

5. Найдите историческую ошибку в предложении: «При Анне Иоанновне было поставлено несколько опер, где певцы из Франции блестяще исполнили произведения крепостных авторов».

Опера пришла из Италии, поэтому певцы должны быть итальянскими.

6. Какие города России считались центрами театрального искусства в XVIII в.?

Москва, Санкт-Петербург.

7. Какие музыкальные жанры были наиболее популярны у первых российских композиторов?

У российских композиторов популярны были романс, опера и кант.

8. Почему театр называют «синтетическим» искусством?

Театр называют синтетическим искусством так как он является синтезом музыки, изобразительного искусства и танцев.

1. На основании дополнительных источников напишите рассказ для интернет-издания «Один день в российском театре XVIII в.»

Театр в 18 веке в России кратко можно охарактеризовать как классицистский. Это направление господствовало в Европе в 17 столетии. В последующий период классицизм сменился более демократичным творчеством эпохи Просвещения. Русское искусство 18 века тяготело к рациональности, жанровой иерархии и строгим канонам. Театральные пьесы строго делились на трагедии и комедии. Их смешивание не допускалось. Театр и музыка 18 века в России были неразрывно связаны. Опера стала, пожалуй, самым популярным развлечением. Итальянские певцы появились при дворе Анны Иоанновны. Первое либретто на русском языке написал Александр Сумароков. Классицистическая опера, как и драма, тяготела к строгому разделению жанров. Трагические произведения сочинялись в итальянских традициях и отличались возвышенной музыкой. Комедии, считавшиеся второстепенным жанром, были связаны с русскими традициями ярмарочного балагана. Отличительные черты таких веселых опер – разговорные диалоги и песенные музыкальные номера. Произведения для театра писали композиторы Соколовский, Бортнянский. Оперы исполнялись на французском и русском языках.

2. Выясните, сколько зарабатывали некрепостные актёры в России в XVIII в. Каково было их положение и как к ним относились? Результаты своего исследования запишите в тетрадь.

Некрепостные актеры зарабатывали достаточно хорошо, иногда им даже даровали имения. К ним относились уважительно, хоть их положение было немного выше крепостных. Их рассматривали как наемных слуг для развлечения.

3. В Москве Ф. Г. Волков организовал грандиозный красочный маскарад «Торжествующая Минерва», приуроченный к торжествам в честь коронации Екатерины II. Соберите в Интернете материалы об этом событии. Сделайте презентацию-рассказ о нём.

4. Найдите в Интернете и прослушайте музыку E.И.Фомина. Напишите эссе (в тетради) на тему «Интересна ли музыкa XVIII в. нашим современникам?».

Я думаю, музыка XVIII в. не совсем интересна нашим современникам. Безусловно, всегда есть ценители классической музыки, однако сейчас большая часть людей слушает современную музыку. Музыка XVIII в. совсем не похожа на современную, ее нельзя отнести к популярным сейчас стилям. Современных людей цепляет немного другие ритмы и мелодии, и это нормально, ведь у каждой эпохи свое звучание.

Какие композиции П.И. считаются его шедеврами

У Павла Первого было два официальных брака. Первый раз он женился на великой княжне Наталье Алексеевне, которую при рождении звали принцесса Вильгельмина Гессен-Дармштадская. Семейная жизнь Павла и Натальи была недолгой, она умерла при родах спустя два года после бракосочетания. Первенец Павла был мертворожденным.

Княжна Наталья Алексеевна

Горевал Павел Первый не много, в том же году личная жизнь его переменилась. Он женился на Марии Федоровне, которую до этого звали Софией Марией Доротеей Вюртембергской. Именно она родила царю десять детишек, среди которых были и два венценосных правителя – Александр I и Николай I .

Этот брак не только нес выгоду государству, он был по любви. Павел был без ума от своей избранницы, он писал, что эта блондинка перевернула всю его жизнь. Среди детей Павла славы удалось добиться не только Александру и Николаю. Его сын Михаил стал основоположником первого российского Артиллерийского училища в Петербурге. Михаил Павлович стал единственным среди многочисленных наследников Павла, время рождения которого совпало со временем правления его отца.

Павел 1 и Мария Федоровна

Однако несмотря на любовь к супруге и благодарность за рожденных наследников, Павел решил не отступать от принятых в обществе правил, и обзавестись фаворитками. У Мавры Юрьевой и Софьи Ушаковой даже родились дети от этих отношений. Среди его фавориток была и Екатерина Нелидова, которая пользовалась своим положением любимой женщины и подчиняла Павла своей власти. Она даже пыталась подсказывать ему как руководить страной, и он выполнял все ее прихоти.

Хотя на самом деле их связывала скорее платоническая любовь, чем традиционные отношения любовников. Рядом с Екатериной император чувствовал себя настоящим мужчиной, рыцарем.

Вскоре приближенные к императорскому двору забили тревогу, они увидели, что Екатерина пользуется большой властью и не собирались этого допустить. Они заменили царскую фаворитку – теперь ее роль исполняла Анна Лопухина, а Нелидовой ничего не оставалось делать, как поселиться в замке Лоде, который располагается на территории современной Эстонии. Однако саму Лопухину такое положение дел не радовало, ей не нравилось быть любовницей императора, причем осознавая, что об этом известно всем.

В каком году была написана "Первая симфония"

В 21 год юный Пётр Чайковский еще не думал о музыкальной карьере, а музыку считал лишь своим увлечением. Всё перевернуло открытие в Санкт-Петербурге новой консерватории, руководителем которой стал сам Антон Рубинштейн. Пётр Ильич Чайковский твёрдо решил туда поступать. Это ему удалось, он стал одним из первых студентов по классу компощиции и окончательно бросил юриспруденцию.

Впоследствии Пётр Ильич преподавал в Московской консерватории и даже сам переводил обучающую литературу для своих студентов. В Москве же начался подъем его творческой карьеры. В 1873 году Чайковский написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», снова начал путешествовать, учиться и искать вдохновение.

В 1870-ые годы родились другие великие произведения классика:

  • балет «Лебединое озеро»,
  • опера «Опричник»,
  • Концерт для фортепиано с оркестром,
  • Вторая и Третья симфонии,
  • фантазия «Франческа да Римини»,
  • опера «Евгений Онегин»,
  • фортепианный цикл «Времена года» и многие другие.

Пётр Ильич Чайковский путешествовал с концертными гастролями, дружил со знаменитыми музыкантами Европы, перенимая их опыт. Незадолго до своей кончины он переехал в Клин, где много занимался благотворительностью. В 1885 году он помогал бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.

Даже на закате жизненного пути Чайковский продолжал заниматься музыкой. В этот период он написа:

  • балет «Щелкунчик»,
  • оперу «Пиковая дама»,
  • увертюру «Гамлет»,
  • оперу «Иоланта»,
  • Пятую симфонию.

Пётр Ильич Чайковский получил международное признание. В 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.

Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.

Какие награды и звания получил П.И. за свою музыку. Пётр Ильич Чайковский. Музыкальная карьера

Каковы были увлечения П.И. помимо музыки

Какой фильм был снят по жизни и творчеству П.И.. Что смотреть дальше

Кадр из фильма «Медея». 1969 год © Euro International Film

После «Царя Эдипа» логично перейти к другому «мифологическому» фильму и экранизации еще одной античной трагедии — «Медеи» Еврипида. Пазолини вновь прибавляет к древней истории современные интерпретации, и в его «Медее» (1969) трагедия колхидской волшебницы становится экзистен­циаль­ной драмой матери, которая осознала несовершенство мира и убивает своих детей, чтобы избавить их от боли и отчаяния. В заглавной роли снялась Мария Каллас — это единственная работа великой оперной певицы в большом кино.

Какой фильм был снят по жизни и творчеству П.И.. Что смотреть дальше

Какой фильм был снят по жизни и творчеству П.И.. Что смотреть дальше

Какой фильм был снят по жизни и творчеству П.И.. Что смотреть дальше

1 / 3

Кадр из фильма «Декамерон». 1971 год © Produzioni Europee Associati; Les Productions Artistes Associés; Artemis Film

2 / 3

Кадр из фильма «Кентерберийские рассказы». 1972 год © Produzioni Europee Associati

3 / 3

Кадр из фильма «Цветок тысяча и одной ночи». 1974 год © Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati

Затем можно посмотреть «трилогию жизни», в которую входят «Декамерон» (1971, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля), «Кентерберий­ские рассказы» (1972, «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля) и «Цветок тысяча и одной ночи» (1974, Гран-при Каннского кинофестиваля). Это самые популярные и самые кассовые фильмы Пазолини. Может показаться, что режиссер решил отвлечься от культурологических исследований и полити­ческих высказываний, поэтому снял антологию легкомысленных историй о любви. Но Пазолини и в любви находил политику — он с яростью обруши­вается на консервативную буржуазную мораль и культуру стыда. «Трилогия жизни» посвящена телесному, физическому началу в человеке, и режиссер показывает зов плоти как нечто естественное, невинное, приносящее радость и удовольствие.

Теперь самое время обратиться к началу фильмографии Пазолини и посмо­треть две его первые картины — «Аккаттоне» (1961) с Франко Читти и «Мама Рома» (1962) с Анной Маньяни. Их часто называют неореалистическими, хотя сам режиссер был с этим категорически не согласен. В них он, наоборот, спорил с неореализмом — направлением в итальянском кино 1940–50-х годов, представители которого показывали жизнь бедняков, городские окраины, снимали прямо на улицах.

Пазолини интересует совсем другой герой — не рабочий, крестьянин или рыбак, пытающийся выжить в условиях послевоенной разрухи, а преступник, мошенник, лодырь. Аккаттоне — сутенер, синьора Рома — бывшая прости­тутка, мечтающая о буржуазной жизни, ее сын Этторе — бездельник, попав­ший в плохую компанию и ставший вором. Критики придумали для ранних фильмов Пазолини особый термин — пикарескный (плутовской) неореализм. Ощутима и разница в авторской позиции. Неореалисты не скрывали сочув­ствия к своим героям, Пазолини за ними лишь отстраненно наблюдает. Он так же, как и неореалисты, работает с непрофессиональными актерами, но добивается противоположного эффекта — не приближения зрителя к персонажам, а дистанции между ними. Его актеры чувствуют неловкость, они скованы перед камерой и иногда смотрят прямо в объектив. Тем самым Пазолини говорит нам: это не неореалистический слепок с реальности, а художественная конструкция. Он использует фронтальную композицию кадра, напоминающую итальянскую живопись XIII–XIV веков, цитирует полотна Высокого Возрождения и накладывает на унылые городские пейзажи музыку Баха и Вивальди. Пазолини-хроникер хочет запечатлеть живую дей­ствительность как таковую, а Пазолини-поэт пропускает ее через метафори­ческие фильтры и обнаруживает в самых, казалось бы, незначительных вещах нечто большее, художественный образ.