Печатная машинка для нот. История
Печатная машинка для нот. История
Нотопечатание появилось вскоре после книгопечатания , в середине XV века . Первые печатные книги с нотами были церковными, в них текст церковных напевов набирался, а ноты вписывались от руки в специально оставленные для этого места. Позднее для нот стали печатать нотоносец , который от руки заполнялся нотами. Предполагается, что также ноты могли штамповаться . По мнению некоторых исследователей, нотоносец мог быть оставлен пустым специально, чтобы общины, певшие псалмы на разные мотивы, могли вписать свой вариант мелодии.
Через короткий промежуток времени появились полностью печатные издания, в которые нотный текст переносился с досок, подготавливаемых при помощи резьбы по дереву. Первыми опытами стали издания обиходных книг (нотированных миссалов ) католиков, выполненные в 1481 году итальянцем Оттавиано Скотто (Ottaviano Scotto, ум. 1498) ( григорианский хорал в римской квадратной нотации ) и немцем Георгом Рейзером (Georg Reyser, ок. 1468—1504) (хорал в готической нотации ). Использование литых нотных литер зафиксировано в «Краткой грамматике» Фомы Нигера ( хорв. Toma Niger ) (Венеция, 1480).
Ноты, полностью напечатанные с помощью наборного шрифта, впервые появились в изданиях Оттавиано Петруччи . Первым нотопечатным сборником музыки традиционно считается его « Harmonice Musices Odhecaton », буквально «Стопеснец гармонической музыки» (Венеция, 1501). Издания Петруччи оставались непревзойдёнными по качеству длительное время, в том числе благодаря монополии на изобретённую технологию. Петруччи, как и его предшественники, печатал ноты в два приёма: сначала нотоносец, а затем поверх него — нотные знаки.
В 1525 году Пьер Отен ( фр. Pierre Haultin ) усовершенствовал набор нот, введя литеры, выполненные вместе с прилегающей частью нотоносца и позволявшие печатать ноты за один приём. Шрифт также позволял воспроизводить многоголосие, проставляя до трёх нот друг над другом, но из-за сложности процесса издатели вернулись к одноголосной записи.
В 1754 году Иммануил Брейткопф из Лейпцига изобрёл новый шрифт, разрешивший задачу набора аккордов в тесном расположении. Его нотные литеры состояли из мельчайших частиц, например, восьмая собиралась из трёх частей: головки, штриха и хвостика (или кусочка вязки). Как и в случае со шрифтом Отена, широкому распространению новой технологии опять воспрепятствовала сложность набора.
Параллельно набору развивалась гравировка . Первые экземпляры печатных изданий, выполненных подобным образом, относятся к 1488 году (для гравировки по дереву) и 1515 году (гравировка по металлу). Эта технология сочеталась с принципом высокой печати . Принцип глубокой печати в сочетании с гравировкой по меди начинают использоваться в 1586 году. Гравировка позволяла передавать нотный текст любой сложности, что обусловило широкое распространение данной технологии нотопечатания.
Около 1730 года способ гравировки был усовершенствован: англичане Джон Клюэр ( англ. John Cluer ), Джон Уолш ( англ. John Walsh ) и Джон Эйр ( англ. John Hare ) использовали для гравировки доски из мягкого сплава олова со свинцом, на которые часто повторяющиеся знаки (головки, ключи, знаки альтерации, цифры и пр.) наносили с помощью пунсонов из закалённой стали. В России , в Москве , в условия отсутствия гравёров этот метод был доведён до логического завершения: ноты набивались только с использованием пунсонов, но несмотря на большое разнообразие, сложившееся за многие годы, их не хватило для записи всех нотных текстов и гравировка вновь была введена в оборот.
С изобретением в конце XVIII века литографии нотопечатание перешло от прямой печати с досок к изготовлению оттисков для переноса на литографский камень или на металлические формы для плоской печати.
В начале XX века нотопечатание стало вестись фотомеханическим способом. Оригиналом для него служат как доски, выполненные гравировкой, так и рукописные нотные страницы. Предпринимались попытки создать нотную пишущую машинку . В настоящее время изготовление оригиналов производится с помощью компьютерных программ и специальных нотных шрифтов.
Печатная машинка с шаровой головкой. Клац-клац-клац, вжжик. Пишущая (печатная) машинка.
Ребятули, это хоть и может показаться невиданным технологическим чудом, но все написанное ниже скорее всего правда.
В 19-м и 20-м веке практически по всему миру (по крайней мере, на этой планете) в моду вошли странные приборы, позволяющие при нажатии на специальные клавиши сразу переносить буквы и прочие символы на бумагу или другие носители.
Приборы эти работали при помощи механических, электро-механических и затем уже электронно-механических инженерных решений. Заметим слово “инженерных” здесь и улыбнемся, садясь в свой супер-вип-элит-эксклюзив кайен.
Гаджет это или девайс сейчас, но в русском языке их сначала назвали “пишущие машинки” или “печатные машинки”. Тяжело определиться было. Изобреталась такая машинка не одним человеком. В разных странах и разным людям приходили в голову похожие или не такие уж похожие идеи, которые эти ребятули и брались реализовывать. Числа? даты? имена? Пожалуйста. В 1714-м выдали патент на печатающее устройство англичанину Генри Миллю. В 1804 некто Паллегрино Туррини придумывает что-то похожее. Ну и “наши” тоже придумали, в 1870-м, что-то из этого рода.
Однако, все изменилось в 1867-м, когда некто Шоулз и Глидден и несколько других ребятуль начинают разрабатывать то, что в последствии становится известным под именем Ремингтон номер 1. Знакомьтесь, первая пишущая машинка, которую начали выпускать серийно, ставшая коммерческим успехом и начавшая эру печатания. Снова эти тупые американцы. Да еще и QWERTY!
Реммингтон Номер 1
Почему Реммингтон номер 1? Патент на машинку Шоулза и Глиддена продали за 12000$ другим ребятулям, которые и заключили соглашение с компанией “Э.Реммингтон и сыновья”, производителем оружия и швейных машин , которые и начинают выпускать машинки в марте 1873-го.
Так и началась эра печатания. Было много усовершенствований, много новых решений.
31-го июля 1961 была представлена IBM Selectric.
IBM Selectric
Эта машинка представила новую революционную идею печатного шарика, “typeball”, заменившего набор пластин с символами, использовавшихся раньше. Также традиционную систему сдвигания бумаги заменили сдвиганием этого самого шарика относительно бумаги. Оба эти нововведения значительно облегчили и ускорили как само печатание, так и замену шрифтов.
тот самый шарик из Selectric II с ивритом и английским шрифтами
Не нравится QWERTY? Вот Вам японская пишущая машинка.
SH-280
Забавно получается. Можно было сразу печатать на бумаге. Представляете, какая экономия времени. Никаких экранов, вордов и опенофисов, никаких звонков компьютерщикам и вопросов “а почему не печатает принтер?”. Вот и другим ребятулям понравилось. Поразительно, но что-то пошло не так. В 2011-м году был закрыт последний в мире завод по производству пишущих машинок.
Трампай предлагает почитать про пишущую машинку , about IBM Selectric и about typewriter .