Одоевский интересные факты из жизни. Биография Одоевского для детей 3, 4 класса
- Одоевский интересные факты из жизни. Биография Одоевского для детей 3, 4 класса
- Одоевский педагог и писатель. Творчество В. Одоевского для детей
- Одоевский философия. Одоевский В.Ф. (1803 - 1869)
- Жизнь и творчество Одоевского для детей. Первый московский период
- Одоевский, как педагог. и теоретик русской христианской педагогики
Одоевский интересные факты из жизни. Биография Одоевского для детей 3, 4 класса
В.Ф.Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.
Свое образование Владимир Одоевский получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.
По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.
В 1824-1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению так этот роман и не был закончен.
В 1826 году Владимир Федорович Одоевский переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки». Во времена жизни в Петербурге Одоевский увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.
В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом священника и исследователя церковной музыки Д.В. Разумовского.
В 1861 году Одоевский вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.
До конца своей жизни Владимир Федорович Одоевский занимался самосовершенствованием. Его интересы охватывали различные стороны жизни.
Биография Одоевского 3 класс, 4 класс для детей
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Одоевский педагог и писатель. Творчество В. Одоевского для детей
Творчество В.Ф.Одоевского для детей.
Князь Владимир Фёдорович Одо́евский — русский писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель. Член-учредитель Русского географического общества.
Последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. Мать происходила из крепостных. Оставшись сиротой в раннем возрасте, воспитывался в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского
Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30— 40-е годы. Выходит в свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом». Жанр произведений, входящих в этот сборник, Одоевский определяет как «сказки».
Свое представление о будущем России он выразил в неоконченном фантастическом романе «4338-й год». Владимир Одоевский в романе первым предсказал появление современных блогов и Интернета: помимо прочих прогнозов, в тексте романа есть строки «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом». Россия простирается на два полушария, сообщающихся внутренним тоннелем. Предугадывает писатель-провидец полеты на Луну, возможность влиять на климат.
По его инициативе в Петербурге были основаны две больницы, ряд детских приютов, создано Общество посещения бедных.
В течение длительного времени Одоевский занимался организацией учебного процесса в различных учебных заведениях. Издает необычное пособие для воспитательных домов, где пребывали сироты, — «Детские книжки для воскресных дней». Здесь помещались педагогические наставления для воспитательниц, дидактические материалы, а также рассказы и сказки для чтения детям.
Главную задачу воспитания Одоевский видел в «приучении ученика прежде всего быть человеком». Общее образование он понимал как общечеловеческое, предшествующее всякому специальному. Современно звучат его мысли о целостном восприятии мира ребенком («дитя — отъявленный энциклопедист; подавайте ему все, не дробя предметы искусственно»), о путях воспитательного влияния на человека, об искусстве говорить с детьми.
Многие педагогические идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского чтения. В творчестве, обращенном к детям, Одоевский прежде всего ставил задачу развить умственные способности ребенка, «укрепить его умственные силы». Всех детей писатель делит на «проснувшихся» и «непроснувшихся». «Непроснувшиеся более чем спят», ничто таких детей не интересует, они ничего не делают. Пробудить их могут, например, сказки Гофмана. Вообще же задачу литературы Одоевский видит в пробуждении «непроснувшегося» детского ума, в содействии духовному росту ребенка. Одновременно с этим писатель ставит задачу развить «благодатные» чувства в душе ребенка.
Одоевский с большим удовольствием придумывал сюжеты и ставил домашние спектакли с детьми. Он был человеком увлекающимся, неистощимым на выдумки и веселье. Таких людей, по словам Белинского, на Руси называют «детским праздником».
«Городок в табакерке» — первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе. В этой сказке Одоевский продемонстрировал искусство говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он призывал воспитателей.
В других сказках Одоевский использовал фольклорные традиции, причем как русские, так и других народов. Наиболее популярна его сказка «Мороз Иванович».
Кроме сказок, большой популярностью у читателей прошлого века пользовались рассказы Одоевского: «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко», «Шарманщик», «Столяр», «Сиротинка». Содержание большинства из них было связано с детской жизнью, отражало повседневные интересы детей. Рассказы Одоевского, как и все его произведения, развивали идеи доброты, гуманности, душевного благородства, ответственности, трудолюбия.
Одоевский утвердил в литературе для детей жанры научно-художественной сказки, научно-познавательного рассказа, очерка.
Одоевский философия. Одоевский В.Ф. (1803 - 1869)
Князь, писатель, журналист, ученый, музыковед Владимир Федорович Одоевский был пионером русского космизма. Был чиновником Комитета иностранной цензуры, директором Публичной библиотеки и Румянцевского музея в Петербурге.
Для творчества Одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией Сен-Мартена, средневековой натуральной магией и алхимией.
Литературное наследие Одоевского разнородно по жанрам и тематике. Он писал философские новеллы и музыковедческие эссе, рассказы-притчи и философские романы. Не пренебрегал и светской повестью. Но все это жанровое и тематическое многообразие было спаяно особым типом мышления, выработанным еще в 20-е гг. под влиянием философии Шеллинга.
Именно в романтических витийствах любомудров, дерзавших соединить мысль в поэзию и создать «новую поэтическую философию», находим мы наброски тех идей, что десятилетиями позже лягут в основу учения Н.Ф. Федорова и его последователей, а также ноосферной концепции В. И. Вернадского.
Прежде всего, это идеал живого, «цельного знания». Оно синтезирует все силы и способности человека: научные, художественные, религиозные, собирает и сам объект исследования - человека и природу, - растащенный по многочисленным рубрикам специальных наук. Задача «новой науки» воспринимается Одоевским так, как затем она будет сформулирована Н.Ф. Федоровым: полнота «знания и управления» силами природы. В такой науке, по мысли Одоевского, словно оживает начальное, магическое отношение человека к миру, в котором сильна была роль интуиции, сокровенного, внутреннего ведения. Только теперь эта глубина древнего целостного восприятия мира сочетается со всей полнотой и детальностью знания, добытого человечеством в течение столетий.
В качестве некоего эталона познания выступает у Одоевского акт самопознания. Процесс познания здесь истекает как бы изнутри человека, поднимается из глубин души. В нем неразрывны разум и чувство. Познающий является в одно и то же время и субъектом и объектом познания: таким образом преодолевается «овнешненность» предмета познания, привычная его далекость и чуждость. Самопознание «есть знание внутреннее, инстинктивное, не извне, но из собственной сущности души порожденное», «таковы должны быть и все знания человека». Одоевский В.Ф. Русские ночи. - Л.:Наука, 1975. С.136 «Великое дело, - утверждает мыслитель, - понять свой инстинкт и чувствовать свой разум. В этом, может быть, вся задача человечества». Одоевский В.Ф. Русские ночи. - Л.:Наука, 1975. С.177 «Новая наука» как раз и должна осуществить синтез инстинкта и разума, двух главных способностей человека - природной и сверхприродной. В ней все инстинктивное обращается в «знание ума», а «знание ума» становится внутренним, интимным, приобретает силу воздействовать на ход вещей.
Жизнь и творчество Одоевского для детей. Первый московский период
Обычно жизнь и творчество Одоевского делится на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.
Молодой Одоевский на зарисовке В. ТропининаПервый период относится к жизни в Москве, в маленькой квартире в Газетном переулке в доме своего родственника, князя Петра Ивановича Одоевского. Одоевский тогда учился в Московском университетском благородном пансионе (1816—1822). Большое влияние на мировоззрение оказала дружба с двоюродным братом А. И. Одоевским . Как он признался в Дневнике студента (1820—1821), «Александр был эпохою в моей жизни». Его имя осталось на золотой доске пансиона, вместе с именами: Жуковского , Дашкова , Тургенева , Мансурова , Писарева .
В 1823 году , подобно другим архивным юношам , поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел . На квартире В. Одоевского собирался кружок « Общество любомудрия », созданный под влиянием шеллингианских идей преподававших в пансионе профессоров Московского университета М. Г. Павлова и Д. М. Велланского . Среди постоянных членов этого кружка были А. И. Кошелев , Д. В. Веневитинов , И. В. и П. В. Киреевские, В. К. Кюхельбекер . Регулярно посещали заседания А. С. Хомяков и М. П. Погодин . Собрания кружка проходили в 1823—1825 годах и завершились его роспуском после восстания декабристов .
.Одоевский, как педагог. и теоретик русской христианской педагогики
Федоренко Сергей Александрович,
учитель истории и обществознания
Христианской частной школы
имени Каргеля и Бедеккера Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы теоретического формулирования и практических рекомендаций в области педагогики (прежде всего, педагогики дошкольного возраста), изложенные в работах русского педагога, общественного и административного деятеля князя Одоевского.
Ключевые слова и выражения : благородный Пансион при Императорском Московском Университете, государственная служба, публичная библиотека, Румянцевский музей, благотворительность, организация детских приютов, последствия первородного греха, развитие религиозного чувства ребёнка, гармонизация детской души, рукоделие, дошкольный возраст.
Творчеству Владимира Фёдоровича Одоевского (1804 – 1869 гг.), внёсшего значительный вклад в развитие дошкольного образования, посвящены статьи и книги дореволюционных отечественных учёных Н. Карцева («Мариинский институт», 1897), Б. Лезина («Педагогические труды и взгляды В. Ф. Одоевского», 1904), И. Кубасова («Педагогические труды и взгляды В. Ф. Одоевского», 1904), П. Н. Сакулина («Из истории русского романтизма. Князь В. Ф. Одоевский», 1913), российских исследователей советского и постсоветского периодов М. А. Турьян, В. И. Сахарова, В. Я. Струминского, О. Д. Голубевой, Е. Мещериной, С. Николаевой и других. Творчество Владимира Фёдоровича Одоевского исследовалось и зарубежными учёными: В. Бауманом, Г. Дудском, С. Карлингским, Ч. Пасседжем, В. Террасом, В. Фейерхердом и др.
В советское время дважды выходили сборники работ Одоевского – в 1965 и в 1982 годах. В первом случае это были «Избранные педагогические сочинения», а во втором – сборник «О литературе и искусстве». Из педагогических трудов автора советская цензура изъяла значительную часть текстов религиозного содержания, однако и имеющегося достаточно для создания представления о христианской направленности педагогических идей Одоевского.
Сфера деятельности Одоевского не замыкалась педагогикой, а пересекалась со многими его служебными и частными занятиями.
В 1822 году Одоевский завершил своё образование в Благородном Пансионе при Императорском Московском Университете и начал свою служебную деятельность в Москве в архиве Министерства юстиции. В 1826 году он женился и переехал в столичный Санкт-Петербург, продолжая находиться на государственной службе. Здесь он трудился на разных должностях, был секретарём общего собрания цензурного комитета, занимает должность столоначальника департамента духовных дел иностранных исповеданий в Министерстве внутренних дел, побывал библиотекарем комитета иностранной цензуры, помощником директора Императорской Публичной Библиотеки и одновременно заведующим Румянцевским музеем. Нельзя не упомянуть занимаемую им должность правителя дел главного попечительства детских приютов, наиболее тесно связывавшую его с педагогикой.
К сожалению, именно В. Одоевскому петербуржцы обязаны потерей Румянцевского музея, который не имел к Москве никакого отношения, однако заядлый москвич Одоевский убедил Государя Николая Iв том, что Москва в культурном отношении сильно отстаёт от имперской столицы и Петербургу необходимо поделиться с нею музейными фондами. Так что напрашивается здесь аналогия с попыткой, предпринятой в наши дни бывшим директором бывшего Румянцевского музея, опираясь на административный ресурс, заставить Петербург опять поделиться в пользу первопрестольной музейными фондами. Слава Богу, что сейчас иные времена.
В 1862 году Одоевский вослед Румянцевского собрания отправился в Москву. В московской конторе Сената князь получил назначение на должность сенатора по Министерству юстиции. На этой должности он и служил до своей кончины в 1869 году.
Одоевский никогда не считал возможным ограничивать свою деятельность только рамками государственной службы. Значительное место в его жизни занимали науки: философия, литература и физика, но не меньшее место принадлежало и благотворительности. В Санкт-Петербурге им были основаны Общество посещения бедных и детские приюты. Одоевскому доводилось вести разностороннюю педагогическую деятельность – организационно-административную, теоретическую и практическую. В возрастном отношении педагогическая деятельность князя Одоевского была направлена на дошкольный возраст, младший и старший школьный возрасты, но наиболее известен широкой общественности 30-40-х годов XIXвека он стал именно как теоретик и практик дошкольного образования. Надо пояснить, что дошкольный возраст в первой половине XIXвека был несколько более продолжительным по сравнению с нашим временем, так как посещение средней школы начиналось тогда с 10 лет, а дошкольным считался тогда возраст с 4 до 10 лет. Этим объясняется, что в содержание работы с дошкольным возрастом вошла у Одоевского такие занятия, которые позже стали относиться к школьному возрасту.