Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

О положении илотов и их взаимоотношениях со спартанцами-1. Террор спартанцев по отношению к илотам

09.04.2023 в 14:51

О положении илотов и их взаимоотношениях со спартанцами-1. Террор спартанцев по отношению к илотам

По свидетельству античных авторов, ни в одном греческом полисе не было столько рабов, сколько их было в Спарте. Составляя единую этническую массу, илоты представляли большую опасность для спартанского государства. По словам Фукидида (IV, 80), большинство мероприятий спартанцев было направлено главным образом на защиту от илотов. одной из главных форм устрашения илотов в Спарте являлись так называемые криптии, или тайные убийства рабов. С изобретением криптий террор спартанцев по отношению к илотам принял вполне узаконенный характер. По словам Плутарха, который оставил нам самое подробное описание деятельности криптий, это - единственное установление Ликурга, которое нельзя одобрить.

(ПЛУТАРХ. ЛИКУРГ, 28)

Во всем этом нет и следа несправедливости, в которой иные винят законы Ликурга, полагая, будто они вполне достаточно наставляют в мужестве, но слишком мало - в справедливости. И лишь так называемая криптия, если только и она, как утверждает Аристотель, - Ликургово нововведение, могла внушить некоторым, в том числе и Платону, подобное суждение о спартанском государстве и его законодателе. Вот как происходили криптии.45 Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах…Аристотель особо останавливается на том, что эфоры, принимая власть, первым делом объявляли войну илотам, дабы узаконить убийство последних.46 И вообще спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку. Даже гораздо позже, во время похода фиванцев в Лаконию,47 когда захваченным в плен илотам велели спеть что-нибудь из Терпандра, Алкмана или лаконца Спендонта, они отказались, потому что господам-де это не по душе. Итак, те, кто говорит, что в Лакедемоне свободный до конца свободен, а раб до конца порабощен, совершенно верно определили сложившееся положение вещей. Но, по-моему, все эти строгости появились у спартанцев лишь впоследствии, а именно, после большого землетрясения,48 когда, как рассказывают, илоты, выступив вместе с мессенцами, страшно бесчинствовали по всей Лаконии и едва не погубили город. Я, по крайней мере, не могу приписать столь гнусное дело, как криптии, Ликургу,49 составивши себе понятие о нраве этого человека по той кротости и справедливости, которые в остальном отмечают всю его жизнь и подтверждены свидетельством божества.

Илоты и периэки. Бегство от экономики

Главной задачей системы неписаных правил, которую спартанцы связывали с именем Ликурга, стало поддержание единства и монолитности гражданского коллектива. Спартанцы назывались гомеями, то есть «равными». На войне они были тяжеловооруженными воинами-гоплитами и выступали в одном строю спартанской фаланги.

Законы Ликурга решительно пресекали потенциальные возможности имущественного расслоения спартанского общества, которое могло поколебать его единство. Спартанцам воспрещалось любое другое занятие, кроме военного дела. Они не только не могли заниматься никаким производительным трудом, но даже не имели права сходить на рынок: за них трудились другие.

С середины VIII века до н. э. Спарта, подобно другим греческим государствам, была вынуждена решать проблемы, вызванные острым земельным голодом. Если остальные греки находили выход из положения в колонизации земель за морем, то спартанцы взялись за своих ближайших соседей — мессенцев, завоевание которых в результате Второй Мессенской войны приостановило аграрный кризис в Спарте, но при этом стало причиной той внутренней напряженности, которая во многом определила особенности лакедемонского общества.

Покоренные мессенцы и стали спартанскими рабами — илотами. Илот, в отличие от классического античного раба, не лишался земли, скота и инвентаря и не являлся «перемещенной личностью», илоты имели семьи и вели самостоятельное хозяйство, отдавая спартанской общине лишь установленную подать или оброк. Однако земельный участок илота нельзя было ни продать, ни подарить: и сами илоты, и их земля являлись собственностью всего спартанского государства. Оставшиеся после выплаты оброка продукты илоты могли использовать по своему усмотрению и даже продавать. Занятые войной спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела илотов.

Об «экономических рычагах» борьбы Ликурга с неравенством среди спартанцев Плутарх сообщает так:

Прежде всего он изъял из обращения все золотые и серебряные монеты, приказав употреблять одну железную. При малой стоимости она занимала столько места, что для сбережения дома десяти мин нужно было строить большую кладовую и перевозить их на телеге.

Благодаря такой монете в Спарте исчезло много преступлений: кто решился бы воровать, брать взятку, отнимать деньги другого или грабить, если нельзя было даже спрятать свою добычу?! Затем Ликург изгнал из Спарты все бесполезные, лишние ремесла. Впрочем, если бы даже он не изгонял их, большая часть из них все равно исчезла бы сама собой вместе с введением новой монеты. Ведь железные деньги не имели хождения в других греческих государствах; за них ничего не давали и смеялись над ними, вследствие чего на них нельзя было купить ни заграничных товаров, ни предметов роскоши.

По той же причине чужеземные корабли не заходили в спартанские гавани. В Спарту не являлись ни ораторы, ни содержатели гетер, ни мастера золотых и серебряных дел — там не было денег. Таким образом, роскошь исчезла сама собой. Ремесленники, делавшие прежде предметы роскоши, должны были с тех пор употреблять свой талант на изготовление предметов первой необходимости.

От такого стремления к уравнительству хозяйственная жизнь Спарты веками пребывала в состоянии глубокого упадка. Законы позволяли спартанцам брать вещи соседей и пользоваться ими как своими собственными («если только они не были нужны хозяевам»). Спартанец мог в любой момент залезть в чужой амбар или погреб и взять, что ему нужно.

Илоты в древней греции. Илоты

  • Ило́ты (др.-греч. εἱλῶται, у спартанцев тж. δουλεῖαι) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.
    Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покорённых мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI века до н. э.). По сведениям Павсания, слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелос, ахейцам. Греческий автор I века до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте:
    Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис , сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал всё время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами.
    Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии:
    Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.
    Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.
    С моральной стороны, спартанцы старались внушить илотам комплекс неполноценности и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот — заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показать молодёжи, как отвратительно пьянство; носить шапки из собачьего меха и так далее. По мнению Плутарха, жестокое обращение с илотами вошло в норму после сильного землетрясения 464 года до н. э., когда илоты, воспользовавшись временной слабостью спартанцев, бесчинствовали в Лаконии.
    В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов.
    О подробностях внутренних общественных взаимоотношений между спартанцами и илотами известно очень мало. В популярной литературе часто упрощённо называют илотов рабами, следуя авторам римской эпохи, но древнегреческие авторы V—IV веков до н. э. разделяли общественный статус илотов и рабов. Аристотель сообщает, что спартанцы заимствовали свои законы с Крита, и проводит аналогию между илотами Спарты и крепостными земледельцами на Крите. Дошедшие до нашего времени Гортинские законы на Крите позволяют уточнить взаимоотношения между илотами и спартанцами.

Источник: https://interesnyefakty.com/novosti/tak-ustraivali-li-spartancy-genocid-ilotov-na-samom-dele-otnoshenie-k-spartancam

Чем Спарта напоминала военный лагерь, какими мерами была ограничена свобода спартанцев. Решение #1

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:

§31. Древняя Спарта

Объясните значение выражения «лаконичная речь».

Лаконичная речь - это речь, которая отличается краткостью, меткостью и точностью.

Проверьте себя.

1. Кого называли илотами? Каково было их положение?

Спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей её заставили работать на себя и стали называть илотами. Илоты — по-гречески «захваченные». Илоты работали, отдавая спартанцам установленное государством количество выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов. Илоты были рабами, принадлежавшими Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними.

2. Чем Спарта напоминала военный лагерь? Какими мерами была ограничена свобода спартанцев?

Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская. Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслами, всякий ручной труд презирался. Чужеземцы редко приезжали в Спарту. Самим жителям Спарты также редко разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни. Спартанцам запрещалось дома обедать.

3. Как управлялась Спарта? Что вам известно о Совете старейшин? о Народном собрании? о царях в Спарте?

За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет. Они участвовали в заседаниях пожизненно. Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Народном собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали за сделанные ими предложения или против них. Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика. Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.

Поработайте с картой (см. с. 115). Найдите и назовите две области, в которых было расположено Спартанское государство. В какой части Греции они находятся?

Спартанское государство было расположено в Мессении и Лаконии (Южная Греция). Эти области находятся на юге Греции.

Подумайте.

1. Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте ответ.

Если бы я оказалась в Древней Спарте, мне бы не понравилась жизнь там. Жизнь в Спарте напоминала жизнь в военном лагере. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслами, всякий ручной труд презирался. Чужеземцы редко приезжали в Спарту. Самим жителям Спарты также редко разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни. Спартанцам запрещалось дома обедать.

2. Что хотела сказать спартанка, провожавшая сына на войну? Подавая юноше щит, она лаконично произнесла: «С ним или на нём».

Данные слова означают, что на войне ее сына ждало лишь 2 пути: либо он будет жив (будет нести щит с собой, защищаться им), либо он погибнет (падет на щит).

Каково было положение илотов. Страница 150

Параграф 31. Древняя Спарта

Вопросы и задания первой рубрики

Объясните значение выражения «лаконичная речь».

Лаконичной речью называют короткое, чёткое и ясное изложение своих мыслей, не называя ничего лишнего. Именно так общались древние спартанцы. Само название «лаконичный» происходит от названия местности Лакония, где и находился город Спарта.

Проверьте себя

1. Кого называли илотами? Каково было их положение?

Илотами называли рабов в Древней Спарте. Их положение было очень тяжелым. Помимо постоянных работ на полях, они подвергались различным унижениям со стороны спартанцев, а нередко их убивали, чтобы держать других илотов в страхе и покорности.

2. Чем Спарта напоминала военный лагерь? Какими мерами была ограничена свобода спартанцев?

Спарта напоминала военный лагерь тем, что на её территории было запрещено заниматься ремеслами и торговлей, а жизнь каждого спартанца была чётко регламентирована. Любое отступление от существующих правил и порядков жестоко наказывалось.

3. Как управлялась Спарта? Что вам известно о Совете старейшин? о Народном собрании? о царях в Спарте?

Верховной властью в Спарте обладал Совет старейшин. Он наблюдал за неукоснительным соблюдением существующих законов и решал важнейшие вопросы в управлении государством. В состав Народного собрания входили только мужчины-спартанцы. Они выбирали старейшин, а также официально объявляли войну и заключали мир. Однако, в отличие от Древних Афин, полномочия Народного собрания были ограничены. Выступать на нём со своими предложениями могли только старейшины. А остальные могли только поддерживать их или отвергать. Что касается царей, то их в Спарте было сразу два. Их власть передавалась по наследству, но также была сильно ограниченной Советом старейшин. Главной функцией спартанских царей было командование войском.

Поработайте с картой (см. с. 115). Найдите и назовите две области, в которых было расположено Спартанское государство. В какой части Греции они находятся?

Спартанское государство находилось на территории Лаконии и Мессении. Они находятся в южной части Греции, на полуострове Пелопоннес.

Стр. 150

Вопросы и задания второй рубрики

Подумайте.

1. Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте ответ.

Если бы я, человек, живущий в начале ХХІ века, оказался в Древней Спарте, то жизнь в ней мне точно не понравилась бы. Я привык к комфорту и свободной жизни, а в Спарте меня ждала жизнь полная лишений и всевозможных ограничений, которые, по большей части, кажутся странными и непонятными. К тому же в Спарте отсутствовало элементарное представление о ценности человеческой жизни, что для современного человека вообще является дикостью.

2. Что хотела сказать спартанка, провожавшая сына на войну? Подавая юноше щит, она лаконично произнесла: «С ним или на нём».

Спартанка, провожавшая сына на войну, хотела сказать, чтобы он возвращался или победителем, или убитым. Дело в том, что спартанцы всегда уносили тела убитых с поля боя на щите.

Источник: https://interesnyefakty.com/novosti/tak-ustraivali-li-spartancy-genocid-ilotov-na-samom-dele-otnoshenie-k-spartancam

Греки не могли стать илотами. Этимология

Существует несколько теорий относительно происхождения названия «илот». Согласно Гелланику , это слово относится к деревне Гелос на юге Спарты. Павсаний таким образом заявляет: «Его жители стали первыми рабами Лакедемонское государство и первыми стали называть илотами ». Это объяснение, однако, не очень правдоподобно в этимологических терминах.

Лингвисты связали это слово с корнем ϝελ-, wel-, как в λίσκομαι, halískomai, «быть пойманным, быть заключенным ". Фактически, некоторые древние авторы не считали термин этническим, а скорее указанием на рабство: Антиох Сиракузский пишет: «те из лакедемонян, которые не принимали участие в экспедиции, были признаны рабами и были названы илоты », в то время как Феопомп (фрагмент 122), цитируемый Афиней (VI, 416c), утверждает:«… и один народ называл своих рабов илотами, а другие называли их penestae … "" Во всех этих текстах наименование группы илотов является центральным и символическим моментом их сведения к крепостничеству . Таким образом, они институционально отличаются от анонимные доулои (рабы) ".

Безусловно, завоевание составляло один из аспектов гелотизма; таким образом, мессенцы, которые были побеждены в мессенских войнах 8 века до н.э., стали в Геродоте синонимом илотов.

Ситуация кажется менее ясной в случае первых илотов, которые, согласно Феопомпу, произошли от первоначальных ахейцев , которых дорийцы завоевали. Но не все ахейцы были низведены до илотизма: город Амикла , место проведения Гиацинфии , пользовался особым статусом, как и другие.

Современные авторы предлагают альтернативные теории: согласно Антиоху Сиракузскому, илоты были лакедемонянами , не участвовавшими в мессенских войнах; для Ephorus из Cyme они были perioeci («жители окрестных общин») с Хелоса, обращенные в рабство после неудавшегося восстания.

Какими мерами была ограничена свобода спартанцев. §31. Древняя Спарта

Объясните значение выражения

  • «Лаконичная речь»  — немногословная, краткая и четкая речь. Это умение кратко излагать мысли, отделять важное от второстепенного. Корень слова произошел от названия исторической области в Древней Греции – Лаконии. Еще Сократ отмечал, что спартанцы отличались простотой суждений, что удивляло греков других полисов. В Древней Греции особенно было развито ораторское искусство. Риторика считалась «царицей наук». Греки понимали возможности красивой речи и степень ее воздействия на все сферы жизни. Однако в Спарте все было иначе. Вместе с другими традициями жизни спартанского общества, лаконичность спартанцев вошла в легенды. Такая особенность спартанцев упоминается в произведениях многих античных авторов. Например, Сократ упоминал, что Филипп II, вступив на земли Лаконии, оставил послание: «Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сравняю город с землёй!». Ответ на это послание был лаконичным: «Если».

Проверьте себя

1. Кого называли илотами? Каково было их положе­ние?

Илотами называли жителей Лаконии, захваченных спартанцами и работавших на них. По сути илоты были рабами, принадлежавшими Спартанскому государству. С илотами обращались грубо и жестоко, зачастую как со зверями. Илотам запрещалось покидать свои поселения.

2. Чем Спарта напоминала военный лагерь? Какими мерами была ограничена свобода спартанцев?

Своими устоями Спарта действительно напоминала военный лагерь. Главным занятием спартанцев было военное дело. Все остальные занятия и профессии в Спарте либо запрещались, либо презирались. Спартанец был сильно ограничен в своей свободе выбора. Он не мог заниматься, чем хотел, не мог есть, где хотел и что хотел, не мог ездить, куда хотел. Все устремления спартанца должны были сводиться к совершенствованию военного мастерства и укреплению духа спартанского войска. Все это, на наш взгляд, малоразумно и деспотично, но такие меры приносили результат — спартанская пехота была самой сильной в Греции.

3. Как управлялась Спарта? Что вам известно о Совете старейшин? о Народном собрании? о царях в Спарте?

За соблюдением всех установленных правил следил Совет старейшин, обладавший огромной властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет. Они участвовал в заседаниях пожизненно. Также в Спарте было Народное собрание, в котором участвовали мужчины-спартанцы. Народное собрание выбирало старейшин, объявляло войну и заключало мир, но выступать на собрании могли только старейшины. В Спарте существовали и цари. Это были предводители войска. Их всегда было двое. Спартанские цари представляли два разных царских дома, но принадлежали к различным ветвям одного рода Гераклидов, ведущих свою родословную от Геракла. Оба царя обладали равными полномочиями, причём каждый из них имел право принимать решение без согласования со своим коллегой по царской должности, что делало невозможным концентрацию власти в одних руках. Оба царя входили в Совет старейшин и обычно выполняли его волю.

Почему два царя?

Версия первая, этиологическая. У царя Аристодема было два сына-близнеца — Еврисфен и Прокл. После смерти Аристодема их обоих провозгласили царям Лаконии. От них и произошли две династии спартанских царей — Агиады, по имени сына Еврисфена, и Еврипонтиды, по имени внука Прокла.

Версия вторая, «историческая». Диархия возникла после прихода дорийцев в результате смешения двух общин — дорийской и ахейской. Подтверждение этой теории можно найти в словах царя Клеомена I, утверждавшего, что он ахеец, а не дориец.

Версия третья, социально-антропологическая. Спартанская диархия пережиток первичного дуализма первобытной общественной организации.

Поработайте с картой (см. с. 115).

Найдите и назовите две области, в которых было расположено Спартанское государство. В какой части Греции они находятся?

Какими мерами была ограничена свобода спартанцев. §31. Древняя Спарта

На карте можно увидеть две греческих провинции, составлявшие Спартанское государство — Лакония и Мессения (территория обведена синей линией). Эти две провинции располагались в Южной Греции, на самом юге полуострова Пелопоннес.

Подумайте

1. Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте ответ.

Не думаю, что кому-нибудь понравилось бы жить в спартанском «военном лагере». В Спарте никто не мог жить так как хочет. Заниматься торговлей и ремеслами спартанцам было запрещено. В Спарту не приезжали торговцы, там ничего не продавалось, красивых зданий не строилось, любоваться было нечем. За границу спартанцы ездили разве только что с военной экспедицией. А воспитание детей вообще походило на тюремную деспотию, в которой поощрялись ссоры и драки, а также воровство, если оно было успешным.

2. Что хотела сказать спартанка, про­вожавшая сына на войну? Подавая юноше щит, она лаконично произнес­ла: «С ним или на нём».

Провожавшая сына на войну спартанка таким образом желала сыну добиться победы или умереть с честью, что было вполне в духе спартанского общества.

Как обращались с илотами спартанцы. . Древняя Спарта

    ← →

    

    Чем илоты отличались от рабов? Почему спартанцы жестоко обращались с илотами?

    Илоты – греки-ахейцы, превратившиеся дорийскими племенами в рабов. Но они жили семьями в деревушках, имели орудия труда, работали на земельных участках, как крестьяне. Спартанцы не имели права их продавать, потому что все илоты принадлежали не отдельным спартанцам, а Спартанскому государству. Илотов было в несколько раз больше, нежели самих спартанцев, поэтому те и обращались с ними жестоко, чтобы илоты боялись и повиновались.

    Кто управлял Спартой?

    Государственное устройство Спарты было олигархическим. Олигархия – власть немногих. Народное собрание не играло значимой роли в Спарте. Все вопросы решались Советом старейшин. Их выбирали пожизненно из числа спартанцев не моложе 60 лет. Также. В Совет старейшин входили два царя, власть которых передавалась по наследству в двух спартанских родах. Цари имели всего два голоса в Совете старейшин, а потому общее решение от них не зависело. Народное собрание собирали только по необходимости. Голосовали криком, избранным считался тот, за которого громче кричали.

    Почему спартанцам и в мирное время нужна была сильная, боеспособная армия?

    Они считали военное дело единственным занятием, достойным свободного человека. Также, армия была необходима, чтобы держать в повиновении илотов, число которых в разу превышало количество спартанцев.

    Опишите вооружение спартанского гоплита.

    Это тяжеловооруженные пешие воины. Вооружены длинным копьем и коротким мечом. Бронзовые доспехи и шлем. Щит круглый, из твердых пород дерева, покрыт бронзовыми пластинами.

    Какую цель преследовало спартанское воспитание? Что вам нравится и что не нравится в нем?

    Главная цель – подготовка мужественных, дисциплинированных и закаленных воинов. Мне не нравится то, что слабых и больных младенцев убивали. Что после семи лет мальчиков забирали в школу, где они учились и жили. Школа была похожа на военный лагерь. Там была жесткая дисциплина. Зимой мальчики ходили босиком, скромная пища. Многие ребята воровали, что не считалось позорным. Тех, кого словили за воровством, наказывали, но не за само воровство, а за то, что попались. Минусом является и то, что их не учили наукам, основное время было занято физической и военной подготовкой. Даже свои мысли, их учли выражать кратко. Положительным было то, что следили за физическим здоровьем, учили читать, писать, играть на флейте, петь, терпеть боль, самостоятельности.

    Чем отличался спартанский государственный строй от афинского?

    В Афинах демос отвоевал власть у аристократии. Все граждане полиса признавались равноправными. Важную роль играл Совет 500. Он включал в себя по 50 человек от каждой филы. Это были по сути избирательные округа. В них аристократия уже не играла роли. Главная роль перешла к народному собранию. А государственное устройство Спарты было олигархическим. Олигархия – власть немногих. Народное собрание не играло значимой роли в Спарте. Все вопросы решались Советом старейшин. Их выбирали пожизненно из числа спартанцев не моложе 60 лет. Также. В Совет старейшин входили два царя, власть которых передавалась по наследству в двух спартанских родах. Цари имели всего два голоса в Совете старейшин, а потому общее решение от них не зависело. Народное собрание собирали только по необходимости. Голосовали криком, избранным считался тот, за которого громче кричали.

    Придумайте рассказ о том, как афинянин побывал в Спарте. Что могло вызвать его удивление в чужом полисе?

    Его удивление могло вызвать многое. Жестокое обращение с илотами. Спартанцы иногда устраивали охоту на илотов и убивали самых сильных из них. Могло удивить и то, что у спартанцев каждый считал себя равным другому. Там не было ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простолюдинов. Всякая роскошь была запрещена. Два царя жили также и одевались так же, как и остальные спартанцы. Каждый спартанец ежемесячно делал взнос продуктами в общий котел. Любой спартанец, которому потребовалась лошади или повозка, брал первую попавшуюся, не интересуясь, чья она была, необходимо было только вернуть ее на прежнее место.

    Кто такие илоты. Место илотов в Спарте

    Земля, захваченная спартанцами, была разделена между их семьями. Каждая из них получила примерно одинаковые участки, которые именовались клеры (или клары по-дорийски). Однако семья не имела права их подарить или продать. Владение клером – это неотъемлемый признак гражданских прав у группы правящих спартанцев.

    Илоты в спартанском государстве были, как говорилось ранее, рабами и поэтому они работали и жили на земле, принадлежащей спартанцам, которые в свою очередь занимались только военным делом.

    О положении илотов и их взаимоотношениях со спартанцами-1.  Террор спартанцев по отношению к илотам 01

    Илоты проживали в маленьких поселках, расположенных по всей стране. Занимались выращиванием хлеба и овощей, оливок, винограда, а также выращивали скот, привозили в Спарту все нужные продукты для спартанцев.

    Илоты выплачивали владельцу участка, на котором они проживали натуральный оброк, который представлял собой определенное количество сельскохозяйственных продуктов. Этот самый оброк составлял по примерным подсчетам около половины всего собираемого урожая. Был принят закон, в котором говорилось, что владелец земельного участка не имел права брать свыше установленной нормы.

    Илот – это «захваченный» в переводе с греческого языка. Этим людям не давали права беспрепятственно передвигаться по стране, которая ранее принадлежала их предкам. Однако они могли заводить семьи и получали оплату за свой труд. Каждый из илотов был собственностью не какого-то отдельного спартанца, а всего государства в целом. Владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права на продажу или лишение их жизни.

    Спартанцы же обращались со своими рабами-илотами довольно жестоко и грубо, глумились над ними. Положение их было достаточно тяжелым. Поэтому илоты пытались поднимать восстания. Чтобы избежать этого, правительство Древней Спарты часто проводило краптии – это массовые убийства. Уничтожали тех илотов, которые были наиболее опасными или неблагонадежными. Это массовое истребление безоружного населения рассматривали тогда как тренировки перед войной для молодых спартанцев.