Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Лермонтов и гомеостатическое мироздание: как поэт проникся идеями физики

20.01.2025 в 01:18

Лермонтов и гомеостатическое мироздание: как поэт проникся идеями физики

Мир Лермонтова был наполнен не только любовью и романтикой, но и глубокими философскими размышлениями о природе мироздания. Одним из таких размышлений было гомеостатическое мироздание, которое повлияло на творчество поэта и стало важной составляющей его мировоззрения.

Гомеостатическое мироздание

Гомеостатическое мироздание – это концепция, согласно которой все явления в природе стремятся к сохранению своего внутреннего равновесия, или гомеостаза. Эта идея была разработана французским физиком и математиком Анри Берналем в середине XIX века и получила широкое распространение в научных кругах.

Лермонтов и гомеостатическое мироздание

Лермонтов был очарован идеей гомеостатического мироздания и нашел в ней отражение своего мировоззрения. Он видел в природе не просто механические процессы, но и глубокие связи и закономерности, которые приводят к сохранению внутреннего равновесия.

В своих стихах Лермонтов часто обращался к темам природы и космоса, описывая их как единый организм, стремящийся к сохранению своего внутреннего равновесия. Он писал о том, как вселенная живет своей жизнью, как она рождается, развивается и умирает, но всегда стремится к сохранению своего внутреннего равновесия.

Также Лермонтов обращался к темам человеческой жизни и ее связи с природой. Он писал о том, как человек является частью большой цепи природных процессов и как он должен стремиться к сохранению своего внутреннего равновесия, чтобы быть счастливым и удовлетворенным своей жизнью.

Влияние гомеостатического мироздания на творчество Лермонтова

Гомеостатическое мироздание оказало большое влияние на творчество Лермонтова. Оно помогло ему понять природу мироздания и найти в ней глубокие связи и закономерности. Это отразилось на его стихах, которые стали более глубокими и философскими.

Также гомеостатическое мироздание помогло Лермонтову понять свое место в мире и найти смысл своей жизни. Он понял, что человек является частью большой цепи природных процессов и что он должен стремиться к сохранению своего внутреннего равновесия, чтобы быть счастливым и удовлетворенным своей жизнью.

В итоге гомеостатическое мироздание стало важной составляющей мировоззрения Лермонтова и повлияло на его творчество, сделав его более глубоким и философским.

Список литературы

1. Берналь, Анри. "Гомеостаз и жизнь".

2. Лермонтов, Михаил. "Стихотворения и поэмы".

3. "Физика и философия".

Таблица 1: Связь гомеостатического мироздания и творчества Лермонтова

Элементы гомеостатическогоЭлементы творчества Лермонтова Сохранение внутреннегоСохранение внутреннего

равновесияравновесия

Природа как единый организмПрирода как единый организм

| Человек как часть природных| Человек как часть природных|

процессовпроцессов

Таблица 2: Примеры связи гомеостатического мироздания и творчества Лермонтова

Стихотворение ЛермонтоваЭлементы гомеостатического "Демон"Сохранение внутреннего

равновесия

| "Мцыри" | Природа как единый организм|

| "Бородино" | Человек как часть природных|

процессов

Таблица 3: Связь гомеостатического мироздания и философии Лермонтова

| Элементы гомеостатического | Элементы философии Лермонтова|

Сохранение внутреннегоСохранение внутреннего

равновесияравновесия

Природа как единый организмПрирода как единый организм

| Человек как часть природных| Человек как часть природных|

процессовпроцессов

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что такое гомеостатическое мироздание

Гомеостатическое мироздание - это концепция, согласно которой все явления и процессы в мире находятся в состоянии равновесия и саморегуляции. Эта идея была разработана Лермонтовым и является ключевой в его философской системе. Согласно этой концепции, все вещи и события в мире взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, чтобы поддерживать стабильность и баланс в природе.

Вопрос 2: Как Лермонтов объясняет гомеостатическое мироздание

Лермонтов объясняет гомеостатическое мироздание через концепцию "живого организма", который является метафорой для всего мира. Согласно его теории, мир функционирует подобно живому организму, где все части взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, чтобы поддерживать стабильность и баланс. В этом смысле, мир является единым целым, где все явления и процессы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Вопрос 3: Как гомеостатическое мироздание влияет на человеческую жизнь

Гомеостатическое мироздание имеет большое влияние на человеческую жизнь, так как оно определяет баланс и стабильность в природе. Согласно этой концепции, человек является частью всего мира и должен поддерживать стабильность и баланс в своей жизни, чтобы быть счастливым и здоровым. Это значит, что человек должен искать гармонию и баланс в своих отношениях с окружающим миром, а также в своих мыслях и действиях.

Вопрос 4: Как гомеостатическое мироздание связано с философией Лермонтова

Гомеостатическое мироздание является ключевой концепцией в философии Лермонтова. Согласно его теории, мир является единым целым, где все явления и процессы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, чтобы поддерживать стабильность и баланс. Эта идея является основой его философии и определяет его взгляды на жизнь, природу и человека.

Вопрос 5: Как гомеостатическое мироздание может быть применено к современному миру

Гомеостатическое мироздание может быть применено к современному миру, чтобы найти решения для многих проблем, с которыми сталкивается человечество. Например, эта концепция может помочь найти способы сохранения окружающей среды и поддержания экологического баланса. Кроме того, гомеостатическое мироздание может помочь найти способы создания более справедливого и устойчивого общества, где все люди могут жить в гармонии с окружающим миром.

Вопрос 6: Как гомеостатическое мироздание связано с идеей гармонии в природе

Гомеостатическое мироздание связано с идеей гармонии в природе, так как оно предполагает, что все явления и процессы в природе взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, чтобы поддерживать стабильность и баланс. Эта концепция подразумевает, что все вещи в природе находятся в состоянии гармонии и взаимодействия, и что человек должен искать гармонию и баланс в своей жизни, чтобы быть счастливым и здоровым.

Вопрос 7: Как гомеостатическое мироздание может быть использовано для понимания человеческой психики

Гомеостатическое мироздание может быть использовано для понимания человеческой психики, так как оно предполагает, что все явления и процессы в мире взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, чтобы поддерживать стабильность и баланс. Эта концепция может быть использована для понимания того, как человеческий разум функционирует и как он взаимодействует с окружающим миром. Кроме того, гомеостатическое мироздание может помочь найти способы создания более здорового и счастливого сознания, где все мысли и эмоции находятся в состоянии гармонии и баланса.

Что такое гомеостатическое мироздание

Вечеровский вводил понятие Гомеостатического Мироздания (он употреблял именно это архаическое и поэтическое слово). «Мироздание сохраняет свою структуру» - это была его основная аксиома. По его словам, законы сохранения энергии и материи вообще были частными проявлениями закона сохранения структуры. Закон неубывания энтропии противоречит гомеостазису мироздания и поэтому является законом частичным, а не всеобщим. Дополнительным по отношению к этому закону является закон непрерывного воспроизводства разума. Сочетание и противоборство этих двух частичных законов и обеспечивают всеобщий закон сохранения структуры.

Если бы существовал только закон неубывания энтропии, структурность мироздания исчезла бы, воцарился бы хаос. Но, с другой стороны, если бы существовал или хотя бы возобладал только непрерывно совершенствующийся и всемогущий разум, заданная гомеостазисом структура мироздания тоже нарушилась бы. Это, конечно, не означало бы, что мироздание стало бы хуже или лучше, оно бы просто стало другим, ибо у непрерывно развивающегося разума может быть только одна цель: изменение природы Природы. Поэтому сама суть Гомеостазиса Мироздания состоит в поддержании равновесия между возрастанием энтропии и развитием разума. Поэтому нет и не может быть сверхцивилизаций, ибо под сверхцивилизацией мы подразумеваем именно разум, развившийся до такой степени, что он уже преодолевает закон неубывания энтропии в космических масштабах. И то, что происходит сейчас с нами, есть не что иное, как первые реакции Гомеостатического Мироздания на угрозу превращения человечества в сверхцивилизацию. Мироздание защищается.

Как Лермонтов повлиял на развитие гомеостатического мироздания

Центральное место в поэтической философии М.Ю. Лермонтов а занимает этический идеал, задающий требования к совершенному мироустройству и к совершенной личности, причем действительность, по мысли Лермонтов а, может приблизиться к идеалу только в случае действенного существования в ней воплощения идеальных черт в человеке. Обостренная чувствительность, способность к распознаванию тайных смыслов земных явлений, постижения высших начал бытия через намеки, данные в объективной действительности – вот те качества, которыми наделяет Лермонтов совершенную личность. Душа, в соответствии с философскими и творческими воззрениями Лермонтов а, жаждет приобщиться к небесному блаженству уже в земной жизни, отмечая для себя все то, что представляется ей знаком иного, лучшего мира, в котором трансцендентные идеи даны в своем абсолюте. Именно об этом поэт говорит в своем стихотворении «Есть речи – значенье…» (1840):

Есть речи — значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слёзы разлуки,

В них трепет свиданья.

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рождённое слово…

Такая душевная настроенность достигается лирическим героем Лермонтов а только в состоянии мечты, воспоминания, припоминания, когда человека как бы «выпадает» из действительности. В стихотворении «Ангел» (1831) М.Ю. Лермонтов обращается к излюбленному мотиву «Земля и небо», при этом душа стремится вернуться к небесному миру, отчаянно ища в земном существовании признаки этого небесного идеала. Только если душа позабудет «скучные песни земли», полностью отрешится от «мира печали и слез», она сможет припомнить сладкие «звуки небес» и гармонию райского блаженства.

С попыткой достичь идеала в личностном существовании тесно связано и понимание совершенной действительности. Состояние сна, мечтаний, грез знаменует у Лермонтов а одновременно и положение вне этического идеала, освобождение от жесткого подавления личности, и наличие глубинно проживаемых этических смыслов. Лирический герой делает попытку оказаться вне сферы противоборства добра и зла, земного и небесного, однако при этом личность стремится приобщиться к высшим началам, которые дают надежду на приближение к этическому идеалу, который один может удостоверить истинность бытия человека.

Квинтэссенцией поэтической философии в единстве совершенного мироздания и совершенной личности, стремящейся причаститься божественного покоя, является стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» (1841), написанное поэтом незадолго до трагической гибели. Стремление отрешиться от земного существования, приблизиться к небесному обозначено лаконичным пейзажем, приобретающим символическое звучание: это взгляд на землю с почти божественной высоты, когда оставляемая навек земля уже вовсе не кажется родным домом. Лирический герой готов расстаться с жизнью, обретя взамен свободу и покой (вспомним пушкинское «На свете счастья нет, но есть покой и воля»):

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Какие идеи гомеостатического мироздания можно найти в творчестве Лермонтова

Алира: - МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ РОДИЛСЯ С ОТКРЫТОЙ ПАМЯТЬЮ.
АБСОЛЮТНО ОТКРЫТАЯ ПАМЯТЬ!
Это его и тяготило, ведь он сопоставлял Мир живых с Миром
Энергетических Сущих в ИСТОКЕ, который он помнил, не мог забыть,
так как память \если открыта от рождения \ - открытой остаётся навсегда.
Это как "проклятие", как клеймо, что "ты - Космит, на планету
явлен на срок для исполнения Программы." А именно: озвучить на Земле
для уже "свалившихся" сюда, деструктивных, кои и не поймут
соотечественника при жизни его… Но всё же озвучить свою Программу,
как Жизненный опыт масс вековых многомиллионных инкарнаций,
оглядываясь на реинкарнации…
Так вот Лермонтов смотрел в воплощения \инкарнации \ от своего прошлого
\от ИСТОКА \ и обращён взор его и бунтарский Дух и Сознание Поэта
против третичности Сути БОГа… Третичного, если говорить, имея ввиду Монаду-
Багуа-НУМЕН. Ведь Слитие Энергопотенциалов Творец проводил постепенно:
Суть ИНЬ-ская + Суть ЯН-ская до абсорбции \Слития и адаптации их \,
затем - вливал Белый Огонь Сознания Своего.
САМ Творец мало значимости придавал Белому Огню Галактик…
Просто соединял различное: Свою - Матричную Энергию, обособляя её
от ПРОСТОРА \тюрьма - твой дом \, закрыл оболочкой, выждал
до усмирения ИНЬ, затем влил ЯН и опять обособил, выжидая адаптации
двух Сутей Своего Я - ВСЁ ВО ВСЁМ НАВСЕГДЕ! И лишь теперь БОГа впустил…
МАНАДА стала вызревать… И в ней уже зарождены Эмоции
\трагическо-грустные!… \. Вот оно - зло от Истока, преследующее нас
до этого воплощения сквозь Времёна и Пространства.
Сейчас говорю на своём примере и опираясь на опыт перевоплощений от Истока
своих Соратников - эниологов.
……… ………………..ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Как гомеостатическое мироздание отражается в поэзии Лермонтова

Рассмотрим особенности философского взгляда на проблемы космологии (части астрономии, изучающей Вселенную как некое целое).

Во времена античной философии большой популярностью пользовались идеи Аристотеля (крупнейшего древнегреческого философа). Согласно его представлениям противопоставлялось друг другу «небесное» и «земное». Под «небесным» имелась ввиду Вселенная, которая оставалась вечной и неизменной. Под «земным» понимался наш бренный мир.

Идеи Аристотеля продержались в философии Западной Европы до позднего Средневековья и эпохи Возрождения. С этого момента развитие науки начинает серьёзно влиять на философское мировоззрение людей.

Так, уже немецкий кардинал Римской католической церкви Николай Кузанский, а потом Николай Коперник и Джордано Бруно в разное время и в разных формах выразили новый взгляд на Вселенную. Они выдвинули один из важнейших принципов науки о Вселенной – принцип единообразия. Согласно этому принципу нет никакой пропасти и различий между «земным» и «небесным».

Таким образом, соединяются лабораторные физические исследования и феномены. В результате исследований Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона было выявлено единство физических законов, как для Земли, так и для космического пространства и подтверждена идея о единстве законов механики для нашей планеты и для остальной Вселенной.

В XIX веке принцип единообразия принимает новое значение в результате появления в середине позапрошлого века. Отметим, что в астрономии был сформулирован эволюционный принцип развития, проникший в физическую науку.

В свою очередь, принцип возрастания энтропии, который был сформулирован Р. Клаузисом, стал противоречить эволюционной парадигме астрономии.

Какие сходства и различия можно выделить между мировоззрением Лермонтова и гомеостатического мироздания

Лермонтов и гомеостатическое мироздание: как поэт проникся идеями физики Философские мотивы в произведениях классиков – не редкость. Философия приходит на помощь тогда, когда нужно лучше понять целостную систему «мир – человек». Кому, как ни поэту, человеку, остро чувствующему жизнь, обладающему удивительным даром выражать свои мысли в особой форме, не обратиться к размышлениям о взаимоотношениях индивида и общества, о смысле жизни, о истоках духовного развития и совершенства.

Обращался к философской тематике и поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

В.Г.Белинский писал о Лермонтове: « Сколько эстетического чутья в этом человеке…он всевластный обладатель царства явлений жизни , он воспроизводит их как истинный художник» ».

Для лирических произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы духовного одиночества, грусти. Почему такой настрой доминирует в творчестве поэта? Можно предположить, что это свойство его натуры. Но на самом деле это не так. Главная причина – это веяния того времени. Разрыв между реалиями мира и идеалом, видимым поэту, непреодолим. Каков этот идеал? Это сильный, свободный человек, готовый к подвигу.

Мотивы одиночества являются главными и всеобъемлющими в лирике Лермонтова («Никто не дорожит мной на земле», «И сам себе я в тягость, как другим» из «1831-го июня 11 дня»). Но они не сами по себе: вопросы духовного совершенства соседствуют с философическими вопросами — вопросами поиска цели жизни и смысла бытия.

У Лермонтова самым тесным образом связаны философия и любовь. Тема любви в творчестве Лермонтова довольно часто приобретает философскую окраску: лермонтовский стих — это не столько рассказ о возникшем чувстве, сколько рассуждение о любви. В стихах о любви Лермонтова поднимаются важнейшие философские вопросы.

Программная работа М.Ю.Лермонтова «Дума» — произведение в равной степени сатирическое и философское. Оно настраивает нас на серьёзные размышления.

Главная тема «Думы» — осуждение инертности и апатии современников. Да, времена непростые: жесточайшая политическая реакция, время господства «голубых мундиров». И, как следствие, — молодое поколение скептически относится к жизни, ставит под сомнение жизненные идеалы. Бездействие, понимание трагизма эпохи, ощущение пустоты и бессмысленности существования — и думается многим: у молодого поколения нет будущего.

«Будущее» всегда занимало особое место в философии и в человеческом мышлении вообще. Людям свойственно думать о будущем. И, если есть понимание, что будущего нет — то это страшно.

Для лирики Лермонтова характерны пессимистические интонации. Но истинный поэт глаголет не только о себе, вернее не столько о своём личном «я», сколько о своём современнике. И дело, собственно, не в пессимизме или тоске поэта, а в том, что стоит за этим.

К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства,
Но хочет всё душа моя
Во всем дойти до совершенства.
Пронзая будущего мрак,
Она, бессильная, страдает
И в настоящем всё не так,
Как бы хотелось ей, встречает.

Эти строки из стихотворения «Слава» (1830 или 1831 г.) проясняют истинную причину грусти и разочарований. Лермонтов был недоволен своим поколением (« Печально я гляжу на наше поколенье ») не потому, что был подвержен грустным думам, а потому, что тяготел к совершенству (стремление к совершенству — предмет философского анализа) и был человеком больших требований и устремлений.

Всё, о чем писал Лермонтов на протяжении своего короткого, но яркого творческого пути с его мыслями и чувствами, ошибками и прозрениями, пронизано философией. Никогда не писал он бездумно, ибо по натуре был глубоким философом. И к тому же Лермонтов прекрасно понимал, что всё, что происходит с ним, неразрывно связано и с его Родиной.

Как гомеостатическое мироздание повлияло на развитие науки и философии

Для современной художественной литературы использование фантастических приёмов стало нормой. Это сломало китайскую стену между «серьёзной» словесностью и «фантастическим гетто», о котором прежде любили рассуждать авторы научно-фантастических произведений. Сейчас разделительная полоса между двумя зонами словесности мало кем принимается во внимание.

Её затаптывали сразу с двух сторон. Создатели традиционной фантастики – из-за их претензий на более серьёзную, чем прежде, роль в литературе. Авторы «большой» прозы – ради завоевания читательской аудитории, которую они с 90-х годов стремительно теряли. С тем, что в целом картина была именно такой, никто всерьёз не спорит. Но дальнейшее вызывает вопросы. Неясны последствия этих процессов – то, насколько плодотворными они оказались для литературы. Экспансия научной фантастики (завоевание ею новых территорий)  явилась удачной операцией или ничего не дала? Готовность инновационной литературы использовать приёмы жанровой прозы означала сдачу позиций или вела к новым приобретениям? И, если это было вынужденной мерой, продиктованной желанием сохранить читателя, то почему к ней прибегали те, кто в этом меньше других нуждался, от кого читатели не сбегали и кому не нужно было искусственно наращивать тиражи – Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Дмитрий Быков, Ольга Славникова, Алексей Иванов и другие более чем популярные авторы?  Все они из числа немногих профессионалов, кого литература и так «кормит»!

Какие философские идеи Лермонтова можно связать с гомеостатическим мирозданием

Гомеостатическое мироздание не такое уж гомеостатическое.

Периодически происходят непредсказуемые события, прилетают белые и чёрные лебеди, которые объективно способствуют прогрессу.

Неандертальцы, показавшие чудеса приспособляемости к заледеневшей Европе, оказались неготовыми к существенному улучшению климата, к освоению освободившихся пространств. Но природа не терпит пустоты: из Африки хлынули кроманьонцы, которые взялись за бурную экспансию, попутно съев неторопливых задумчивых неандертальцев.

Реконкиста освободила Иберийский полуостров от исламского владычества – и оставила без работы десятки тысяч профессиональных бойцов, которые ничего не умели кроме убийств и войны, да и не хотели уметь. Привыкшие к бурной жизни вояки заскучали и начали уже задумываться о том, что если кончились мусульмане, так можно поживиться за счёт христианских королей – и тут очень вовремя появляется итальянец Колумб с португальским (изначально) проектом поиска западного пути в Индию. И вуаля! – ветераны в стальных кирасах отправляются за океан, считанные сотни испанцев легко громят и захватывают миллионные державы инков и ацтеков. И рыбка съедена, и жопа не ободрана.

На рубеже 20-го и 21-го веков происходит мощнейшая, вторая когнитивная революция: мир меняется стремительно, а править им продолжают бумеры, которые привыкли неспешно, в течение десятков лет набирать опыт и политический вес, чтобы годам к шестидесяти возглавить процесс. Они тормозят прогресс нещадно, веселя поколение, родившееся с айфоном в руке; они с помощью лупы рассматривают экран монитора и в лучшем случае одним пальцем набивают пароль в затхлых Одноклассниках.

Куда их девать? Как сдвинуть с Олимпа? Как оторвать и выкинуть к чёртовой матери ручной тормоз?

Хоба! Вот тебе, дедушка, и коронавирус!

И дело даже не в том, что старики мрут от ковида чаще и охотнее; дело в том, что после пандемии без айфона в руке будет невозможно жить в новом мире он-лайна, где совещания, лекции и свидания будут происходить исключительно в виртуальном пространстве.

А мироздание будет посмеиваться в аккуратную бороду из барбершопа.

Хотя, скорее всего, мода на бороды пройдёт: уж больно удобное место для хранения соплей с вирусом.