Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Краткая история застольного этикета. Застольный этикет

04.02.2023 в 22:24

Краткая история застольного этикета. Застольный этикет

Обычай желать сидящим за обеденным столом приятного аппетита вошел в обиход еще при французском короле Карле Великом (VIII—IX века). Правда, в те времена это пожелание воспринималось не как формальное проявление вежливости, а как руководство к действию.

Настоящий рыцарь был обязан демонстрировать мужество не только на турнирах, но и за столом.

Считалось, что если гость мало ест и пьет, то он либо не уважает хозяина, либо слаб здоровьем.

Мужчин, неспособных поглотить огромное количество пищи, не ставили ни во главе войска, ни во главе государства. Карла Великого, обожавшего путешествовать инкогнито, узнавали по обилию валявшихся у его ног обглоданных костей.

По старинному этикету тот, кто разливает за столом вино, должен сначала налить немного себе, а потом всем присутствующим, — такая традиция обрела популярность в Древнем Риме.

Специальный раб-виночерпий был обязан первым пробовать напиток на предмет обнаружения в нем яда.

Если он выживал, то кувшин с вином пускали по кругу. Однако во время пиршества нередко кто-нибудь из гостей все-таки украдкой бросал щепотку ядовитого порошка в бокал своего соседа.

Испокон веков в Западной Европе было принято полоскать рот после еды, но вовсе не из соображений гигиены.

В середине XVI века Эразм Роттердамский писал, что бокалы были предметом роскоши, и даже на самом шикарном столе их насчитывалось всего две-три штуки.

Одним и тем же бокалом пользовалось несколько человек, поэтому перед тем, как пригубить вино, им предписывалось «очистить рот от недоеденных остатков посредством полоскания, дабы не испортить соседу трапезу».

В XIX веке стали пользоваться специальными ножами для рыбы.

Дело в том, что приборы изготавливались из железа, которое окислялось и впитывало в себя запахи разделываемых ими продуктов. Рыбные ножи настолько сильно «благоухали», что ни мясо, ни овощи резать ими было невозможно.

Когда в XVI веке в Европе появился чай, никто, даже аристократы, понятия не имели, как его употреблять.

Однажды на званом обеде у одного английского герцога на стол подали салат из чайных листьев. Приглашенные ели его с трудом и отвращением. Ужасная была гадость — горькая и несъедобная.

Но отказаться от угощения не позволял этикет. Дожевали и едва досидели до окончания мероприятия.

Один из гостей чуть не задохнулся от учащенного сердцебиения, а остальные просто страдали от тошноты. Прошло еще много лет, прежде чем европейцы узнали, что чай надо не есть, а пить.

Начало истории застольного этикета датируется XIII веком.

Английская королева Елизавета II назубок знает правила застольного этикета. Однако относится к ним лишь как к неизбежному злу.

Когда же она ест и пьет в собственных покоях наедине с собой, королева соблюдает далеко не все правила хорошего тона.

А если уж она не в силах одолеть всю снедь, то просит слуг не выбрасывать остатки пищи, а использовать их в следующей готовке — к примеру, начинить ими пирожки или запеканку.

Вкусно накормить дорогого гостя — это только полдела. Первое правило французского этикета XVII века: «Если хочешь заполучить в гости интересного человека, умей избавить его от скуки».

Поэтому хозяин должен изрядно постараться, чтобы развлечь приглашенных. В этом искусстве особенно преуспели русские аристократы.

В начале XIX века московский богач Николай Александрович Дурасов кардинально перестроил усадьбу Люблино и начал с размахом принимать гостей.

История этикета в России кратко. История развития этикета в России

В допетровской Руси также существовали определённые нормы этикета, но пришли они не из Европы, а из Византии, с которой испокон века имелись тесные связи. Однако бок о бок с ними уживались дикие обычаи языческой старины, приводившие порой в замешательство иностранных послов. История этикета в России, не раз становившаяся предметом самого пристального изучения, показывает, сколь важное значение в нём уделялось социальному статусу того или иного человека.

Было принято, например, приезжая в гости к равному себе, въезжать во двор и останавливаться у самого крыльца. Если же хозяин дома был выше рангом, то полагалось останавливаться ещё на улице, и пешком идти через двор. Важного гостя хозяин был обязан встречать стоя на крыльце, равного – в сенях, а того, чей статус ниже – в горнице.

Входить в комнату полагалось без шапки, но не оставлять её в сенях, как трость или посох, а непременно держать в руках. Войдя, гость троекратно крестился на иконы, а затем, если хозяин был выше его рангом, отдавал ему земной поклон. Если же они были равны, то обменивались рукопожатием. Родственники при этом обнимались.

История русского этикета времён царствования Петра I во многом напоминает тот путь, который проделали страны Западной Европы, погрязшие некогда, как и Россия, в варварстве и бескультурье. Пётр, как и многие зарубежные монархи, силой заставлял подданных следовать нормам цивилизации. Среди высшего общества он ввёл в моду одежду европейского покроя, разрешив ношение кафтанов и армяков лишь представителям низших сословий. Он же заставил бояр под страхом внушительного штрафа брить бороды.

Краткая история застольного этикета. Застольный этикет

Кроме того, благодаря царю коренным образом изменилось положение российских женщин. Если раньше жёны и дочери даже высших сановников обязаны были сидеть по домам, то теперь они стали постоянными участницами всех праздников и торжеств. Появились и вошли в обиход правила галантного обхождения с ними. Это во многом способствовало достижению отечественным дворянством европейского уровня.

История этикета кратко. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТИКЕТА

Понятие «этикет» настолько древнее, что трудно найти и установить время его появления.

Слово этикет впервые было употреблено в современном его значении на приёме короля Франции Людовика XIV (1638-1715 гг.) когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изображением того как они должны держатся.

По одной из версий история этикета началась именно с этого момента, а само название - «этикет» получил от названия карт. Однако есть и сторонники другой версии, по которой история этикета насчитывает не менее пяти тысяч лет.

Общение людей между собой основано на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались на протяжении тысячелетий.

Со времени позднего средневековья эти правила именуются этикетом.

Этикет (в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям.Здесь имеются в виду обращение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писал приверженец теории общественного договора - Жан-Жак Руссо. Таким образом, цель этикета состоит в том, чтобы сделать жизнь людей более приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить возможные острые углы и неожиданные обиды, предостеречь от случайных претензий и бед. Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже в стародавние времена. Так, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, прием чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.

Древний Египет. Именно в это время наблюдаются первые попытки специального обучения людей хорошему поведению. Само «хорошее поведение» в это время практически совпадало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Сочетание красивого и нравственного обозначалось у древних греков понятием «колокагатия» (греч. «колос» - прекрасный, «агатос» - хороший).

Основой колокатии было совершенство и телесного состава, и духовно-нравственного склада, наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. В этом смысле в античности не было этикета как собственно внешней формы проявления культуры человека, поскольку не было самого противопоставления внешнего и внутреннего (этического и нравственного).

Для древних греков главное было - жить разумно, просто по заветам предков и законам государства, избегая излишеств и крайностей.

Принципами, определяющими их стратегию поведения, были принципы «разумности» и «золотой середины».

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий, был вопиюще дисгармоничный в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление подчинить роскошью в нарядах и праздниках.

В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и канонический этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Еще не зная слова «этикет», придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости.

Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложной иерархии сословных расслоений. Он обязывает к крайней деликатности основанной на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение.

На формирование этикета Японии оказала значительное влияние не только иерархия общества, но также религия и конфуцианство. В Японии издавна было принято особо уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению. В ХП-ХШ зародился кодекс «бусидо» («путь воина»), определяющий основы морали и поведения господствовавшего в Японии военного положения. В XIX веке именно «бусидо» лег в основу национальной морали. В конце прошлого века был сформирован даже специальный учебник «Руководство для школьников», содержащий правила поведения не только в обществе, но и дома. Стиль речи при разговоре в Японии с давних пор имеет важное значение. Подбирать стиль общения необходимо в зависимости от возраста и статуса собеседника. Не только недостаточно вежливый тон вызовет у собеседника негативную реакцию: излишняя вежливость может быть воспринята, как желание отстранится от собеседника. Поэтому важно найти золотую середину. Молча выслушивать речь собеседника, также считается в Японии признаком дурного тона: нужно обязательно изредка «разбавлять» монолог своими короткими репликами, иначе это будет воспринято как отсутствие интереса к словам собеседника.

Этикет 18 века в англии. Поделиться 1 2010-10-10 12:45:25

Хорошее воспитание предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности, но она не должна была быть сопряжена с застенчивостью и неловкостью. Признавалось, что необходимо обладать не только моральными достоинствами, но и хорошими манерами, при отсутствии последних можно легко вызвать смех по отношению к себе или даже обидеть окружающих. Поэтому хорошо воспитанный человек должен был быть внимателен при употреблении титулов и имен, не говорить много о себе, владеть собой и не демонстрировать своих эмоций. Громкий смех осуждался как проявление вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных выражений. Также осуждались принятые еще в 11 веке пренебрежение к низшим и грубость к кому бы то ни было, включая слуг. Человек должен был уметь формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и письменно.

Важным представлялось иметь хорошую осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование моде, но и безукоризненная чистота, игнорируемая ранее). По-прежнему придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по отношению к женщине — следовало почтительно приветствовать ее, не сидеть, когда она стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и открыто льстить.
Поведение при королевском дворе сильно отличалось от принятого в век абсолютизма. При соблюдении всех этических норм (не обращаться к монарху первым, не выбирать тему беседы самому и т. д.) правильным поведением считалась почтительность без признаков смущения и тем более без самоуничижения. Эти же нормы поведения распространялись и в отношении к другим вышестоящим лицам. Ценность человеческой личности независимо от происхождения все больше возрастала, хотя предрассудки, связанные с происхождением, были еще чрезвычайно сильны.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

-придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
-дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
-воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
-общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми,употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим ,в пренебрежении к чужим интересам и запросам ,в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении ,в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях ,умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами.
Скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.
Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым, но не утрируя вежливость. Уметь слушать такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и уметь говорить, и если вы хотите чтобы вас слушали, нужно самому других слушать других или по крайней мере делать вид, что вы слушаете.
В обществе не следует начинать говорить о себе, пока не попросят специально, так как только очень близкие друзья (и то вряд ли) могут интересоваться личными делами кого бы то ни было.

История этикета для детей. Конспект НОД «Этикет и его история» в подготовительной группе

Екатерина Смирнова
Конспект НОД «Этикет и его история» в подготовительной группе

Цель: становление осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

— уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной культуре;

— способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему полу и возрасту;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, коммуникативной деятельности.

Оборудование: видеописьмо, вырезанные из цветной бумаги лепестки для игры «Цветок вежливости» , настольно-печатная игра «Уроки этикета » , диктофон, видеопроигрыватель.

* * *

Содержание видеописьма: «Здравствуйте, ребята! К вам за помощью обращаются ваши друзья-первоклассники. Недавно мы прочитали стихотворение о мальчике

Петрусе, который решил стать вежливым. Послушайте это стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение И. Кульской «Невежливая вежливость» .

Мы стали вместе думать, можно ли Петруся назвать вежливым мальчиком? Мнения наши разделились,и мы даже поспорили: одни ребята считают, что если мальчик со всеми здоровается, его можно назвать вежливым,а другие ребята не согласны: они считают, что мальчика Петруся нельзя назвать вежливым, потому что он не знает правил приветствия. И вдруг мы вспомнили о вас, ребята, и подумали, что вы сможете разрешить наш спор, потому что вам в детском саду много читали и рассказывали о правилах поведения. Мы знаем, что по этой теме в вашей группе есть много разных альбомов, картинок, книг, игр».

Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям?

Дети. Да.

Воспитатель. А чтобы правильно ответить, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о правилах поведения. Послушайте,как похожи слова: правильно, правила, по правилам. Если вы знаете правила и делаете правильно, как вас можно назвать?

Дети. Вежливые, воспитанные дети.

Воспитатель. Для чего человек выполняет определенные правила поведения?

Дети. Чтобы быть приятным другим, чтобы относиться к другим по-доброму.

Воспитатель. Он их не придумывает сам. Как вы считаете, Петрусь знал об этом?

Дети. Нет, он думал, что каждый человек сам придумывает правила поведения.

Воспитатель. Кто же придумал правила поведения?

Дети. Люди.

Воспитатель. Правильно, чтобы лучше понимать друг друга, люди придумали правила. Каждое из них имеет свою историю и служит для хорошего общения. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро» .

Что означает слово «здравствуйте» ?

Дети. Оно означает «будьте здоровы» , это пожелание здоровья.

Воспитатель. Все верно, произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Почему установление добрых отношений между людьми начинается с первых приветственных слов?

Дети. Это означает, что людям приятно видеть друг друга. Да, в поклоне,в коротких словах приветствия заключено важное сообщение: «Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Я желаю тебе здоровья, мира, счастья!»

Воспитатель. Почему в стихотворении говорится о том, что, услышав слово «здравствуйте» , сказанное с улыбкой, «каждый становится добрым, доверчивым» ?

Дети. Всем приятно, когда с ними здороваются при встрече.

Дети. Становится радостно, слова приветствия приятно слышать, настроение становится хорошим.

Воспитатель. Да, от вежливых слов, сказанных от души, с улыбкой на лице, становится теплее и радостнее. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы:

«Здравствуйте» .

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте» ,

Больше ведь мы ничего не сказали.

История этикета в России. Зарождение понятия

История возникновения этого понятия берет свое начало во Франции. Связано это с тем, что термин впервые был употреблен именно при дворе французского короля . Перед очередным светским мероприятием приглашенным раздавали специальные карточки. На них были указаны основные положения поведения.

Так появился первый официальный свод правил поведения в культурном обществе. С той поры началось активное развитие этикета в высших сословиях, несмотря на то, что определенные положения и нормы существовали еще в далекие времена.

Эксперты уверяют, что первые негласные правила работали на территории Европы еще в период Средневековья, но они не были где-либо зафиксированы. Гостей, участвующих в длительных застольях, рассаживали в определенной последовательности, хотя в то время еще не было столовых приборов в их современном понимании.

Краткая история застольного этикета. Застольный этикет 01

Родиной понятия «этикет» общепризнанно считается Франция, однако, некоторые эксперты уверяют, что должность страны-родоначальника вышеуказанного явления оспаривает еще и Англия. Несмотря на становление определенных норм поведения, они не могли развиваться в должной мере из-за суровых и жестоких условий того времени. В результате чего, нравственность, мораль и духовность отошли на второй план.

Краткая история застольного этикета. Застольный этикет 02

Имеются данные, что определенные правила хороших манер появились в XIV веке в границах Италии. В государстве начал наблюдаться культурный личностный рост. Социальная сущность стала иметь значение в обществе.

В XV веке в странах Европы начали использовать личные столовые приборы. Спустя столетие, эти атрибуты стали обязательными во время проведения обедов. Использование вилки и ножа стало толчком к формированию общественного европейского этикета.

На развитие и распространение этого эффекта особо повлиял придворный ритуал. Появилась необходимость в должности церемониймейстера, который тщательно следил за выполнением всех необходимых указаний и предписаний.

Краткая история застольного этикета. Застольный этикет 03

Составляли списки лиц, которые имели право сопровождать монархов во время их прогулок и прочих мероприятий.

Этикет Средневековья кратко. Этикет Средневековья

Этикет средневековья нередко называют этикетом жестов. Культура жестов, т. е. движений человеческого тела, наделенных особым значением, получила наивысшее развитие именно в Средние века. Предметы одежды европейцев в Средние века не были просто одеяниями. Тогда они имели еще и социальное значение, поскольку по тому, как человек одет, можно было определить его принадлежность к сословию. Важным дополнением к средневековой одежде являлись всевозможные аксессуары, которые также служили символами социального происхождения или рода занятий.

Особенное место в жизни средневекового европейского поселения занимали пиршества, устраиваемые знатными баронами. В назначенный час окрестности оглашали звуки рога, что было сигналом скорого начала парадного застолья. Многочисленные приглашенные, среди которых были родственники, друзья, знакомые хозяина, спешили к замку. В праздничной одежде гостей пира почти не было различий. Существенно отличались лишь мужской и женский костюмы: мужской был значительно короче женского. Одеяние европейских аристократов было очень богатым: широко использовались мех, шелк, галуны и драгоценные камни, украшавшие пояса и предметы наряда. Прежде чем оказаться на пиру, дамам надлежало сделать красивую прическу. В те времена знатные матроны носили две косы, в которые вплетали золотые и серебряные тесьмы. Владели средневековые дамы и секретами окрашивания волос.

Итак, гости прибывали и направлялись к огромному столу, установленному в центре большого зала замка. Против каждого места для гостя на столе лежали приборы: ложка, кубок (золотой или серебряный) и нож. Вилки появились в Европе только в конце XII столетия. Кушанья подавались на металлических широких блюдах. Гости рассаживались за стол и затем мыли руки. Только после этого присутствующие приступали к еде. Подносили блюда к столу и прислуживали гостям слуги и оруженосцы. А человеком, который внимательно следил за сменой блюд и работой слуг, был специально назначенный распорядитель. Он же первым вкушал предназначенные для подачи к столу яства. В качестве первого блюда подавали мясо. Слуги и оруженосцы тут же разливали в кубки гостей ароматные вина. Средневековый барон а так же угощал своих гостей кушаньями - рагу из мяса оленя, колбасы из мяса каплуна, жареные бараньи ножки с шафраном, мясо кабана со сливами и изюмом, и т.д. Далее к столу подносили пироги и десерт. Десерт мог состоять из фруктов (финики, яблоки) и пирожных. После десерта гости вновь принимались за мясные блюда, приправленные большим количеством пряностей. В Средние века в Европе уже существовали правила поведения за столом, которые должен был выполнять каждый из присутствующих на пиршестве. Так, свод норм гласил, что гостям не надлежит есть пищу руками и разговаривать с набитым ртом. Также запрещалось просить соседа об одолжении кубка, если свой не опустошен. Однако парадный обед в замке сводился не только к поглощению пищи. Обычно он сопровождался игрой странствующих музыкантов и пением певцов, которых затем сменяли акробаты, удивлявшие гостей своей ловкостью и пластикой тела. В распоряжении музыкантов были в то время различные музыкальные инструменты: арфа, гусли, лютня. После завершения обеда гости вставали из-за стола, мыли руки и расходились по залам замка. Вечером хозяин созывал гостей и радушно приглашал присутствующих пройти в обеденный зал, чтобы послушать там исполнителя исторических песен. Его песни посвящались славным подвигам легендарных рыцарей и святых. После завершения выступления слуги вносили в зал свечи и вновь накрывали стол, но уже для парадного ужина. Только после окончания ужина некоторые из гостей покидали замок гостеприимного барона. Согласно правилам этикета, хозяину надлежало проводить до коня или повозки каждого из гостей. Они выпивали по кубку вина и прощались.

История этикета и его виды. Тем. Исторические формы этикета.

1. Этикет как исторически изменяющаяся система. Этикет в античности.

2. Этикет в восточной культуре.

3. Этикет средневековой Европы.. Этикет Нового времени

4. Основные этапы развития этикета в России.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней . В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения ,обусловленные общественным строем страны ,спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным ,становиться общепринятым , и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными : соблюдение их зависит от места ,времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах ,быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Историю этикета можно проследить по памятникам скульптуры, литературы, архитектуры. На развитие этикета большое значение оказали различные вероисповедания разных слоев общества, традиции, предрассудки и другие факторы.

Правила античного этикета формировались в условиях рабовладельческого общества, что и наложило на эти нормы свой отпечаток. Наиболее ярко это проявилось в культуре Древнего Рима. Общественная и деловая жизнь в Риме проходила в основном на Форуме и Марсовом поле. В Риме и других крупных городах граждане ходили пешком, передвигались на носилках, которые несли на плечах 6-8 рабов, или в повозках, запряженных мулами. Но в Республиканское время приличным считалось ходить по городу пешком.

Римского гражданина можно было узнать по обязательному виду одежды — тоге. Тога — это большой овальный кусок белого полотна, в которую человек завертывался с ног до головы, перебрасывая один конец через левое плечо. Тога римского сенатора украшалась широкой красной каймой. Роль верхней одежды играла пенула — плащ без рукавов и лацерна — короткий плащ, скрепленный на плече застежкой. Плащи изготовлялись из шерсти. Под плащом носили короткую туника, стянутая на талии поясом. Но надевать тунику в официальных случаях считалось неприличным. Женщины носили длинные туники, которые под грудью перехватывал широкий кожаный пояс, служивший корсетом. На тунику набрасывали покрывало — столу. Выходя из дома, римлянка должна была надеть длинный плащ — палла. Одежду шили из беленого холста и белой и черной шерсти. Только в период Империи появились шелковые ткани и одежда стала разноцветной. Но тога по прежнему должна была быть белой или цвета небеленой ткани, кроме того мужчинам считалось неприличным носить оранжевое и зеленое (женские цвета). На улице женщины накидывали на голову покрывало, а мужчины в непогоду надевали капюшон. Кроме сандалий, распространенным видом обуви были закрытые башмаки. Суровый быт римлян ранней Республики резко отличался от роскоши конца Республики — начала Империи. Всевозможные излишества, духи и благовония в сосудах из драгоценных металлов получили тогда широкое распространение. Неоднократно принимавшиеся законы против роскоши не смогли переломить эту тенденцию.