Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Космическое в творчестве лермонтова: анализ образов и мотивов

26.01.2025 в 13:51

Космическое в творчестве лермонтова: анализ образов и мотивов

Космос всегда был одним из самых загадочных и захватывающих тем в литературе. Особенно интересно его раскрытие в творчестве Михаила Лермонтова, одного из величайших русских поэтов и писателей. В этой статье мы попытаемся проанализировать образы и мотивы космического в его произведениях.

Космос в поэзии Лермонтова

Лермонтов был одним из первых русских поэтов, который обратился к теме космоса. В его стихотворении "Космос" он изображает Вселенную как бесконечный и безграничный мир, который погружает нас в состояние восторга и благоговения.

::

Космос! ты огромный, бескрайний,

Ты бездонный, безбрежный, бездонный!

Ты создан для того, чтобы заставлять

Удивляться, удивляться, удивляться!

Также Лермонтов использует образы звезд и планет, чтобы выразить свои чувства и мысли. В стихотворении "Звезда" он сравнивает себя с звездой, которая светит в темноте и не знает ничего, кроме своего света.

::

Я звезда в ночи, я пламя в снегу,

Я песнь в тишине, я мечта в сноске,

Я пламя в снегу, я звезда в ночи,

Я мечта в сноске, я песнь в тишине!

Космос в прозе Лермонтова

В своих прозаических произведениях Лермонтов также обращается к теме космоса. В романе "Герой нашего времени" он изображает героя Печорина, который чувствует себя одиноким и отчужденным от мира. Он сравнивает себя с космическим путешественником, который блуждает по бескрайним просторам Вселенной.

::

Я чувствую себя как космический путешественник, который блуждает по бескрайним просторам Вселенной. Я одинок и отчужден от мира, но я нахожусь в гармонии с космосом и чувствую себя свободным и независимым.

Также в романе "Герой нашего времени" Лермонтов использует образы звезд и планет, чтобы выразить свои мысли и чувства. В частности, он сравнивает себя с планетой, которая вращается вокруг своей оси, но не может изменить свою траекторию.

::

Я планета, которая вращается вокруг своей оси, но не может изменить свою траекторию. Я чувствую себя одиноким и отчужденным от мира, но я нахожусь в гармонии с космосом и чувствую себя свободным и независимым.

Заключение

Космос всегда был одним из самых захватывающих и загадочных тем в литературе. Лермонтов был одним из первых русских поэтов и писателей, который обратился к этой теме. Он использовал образы звезд и планет, чтобы выразить свои чувства и мысли, а также изобразил космос как бесконечный и безграничный мир, который погружает нас в состояние восторга и благоговения.

Список литературы

1. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений. - М.: Художественная литература, 1979.

2. Космос в литературе. - М.: Наука, 1985.

3. Лермонтов и космос. - М.: Русский мир, 2002.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Как космический аспект отражается в творчестве Лермонтова

Ответ: В творчестве Лермонтова космический аспект проявляется в образах, сюжетах и философских размышлениях. Лермонтов часто использует космические метафоры, чтобы описать человеческие эмоции и переживания. Например, в стихотворении "Демон" он сравнивает чувства главного героя с бесконечным космосом. Также Лермонтов обращается к космическим темам в своих рассказах и повестях, например, в "Герое нашего времени" он описывает путешествия главного героя по различным странам и культурам, что позволяет читателю увидеть мир с космической точки зрения.

Вопрос 2: Какие космические образы использует Лермонтов в своих произведениях

Ответ: Лермонтов использует различные космические образы в своих произведениях. Одним из наиболее известных является образ звезды, который символизирует безграничность и бесконечность. В стихотворении "Демон" он сравнивает чувства главного героя с бесконечным космосом, а в "Герое нашего времени" он описывает главного героя как звезду, которая блуждает по свету. Также Лермонтов использует образы планет, солнца, луны и других космических тел, чтобы описать различные аспекты человеческой жизни и опыта.

Вопрос 3: Как космические образы влияют на понимание человеческой жизни в творчестве Лермонтова

Ответ: Космические образы играют важную роль в понимании человеческой жизни в творчестве Лермонтова. Они позволяют читателю увидеть мир с другой точки зрения и по-новому взглянуть на свои собственные переживания. Например, в стихотворении "Демон" космические образы используются для описания безграничных чувств главного героя, что позволяет читателю понять глубину его эмоций. Также космические образы помогают Лермонтову выразить свою философскую точку зрения на жизнь, смерть и сущность человека.

Вопрос 4: Как космические образы связаны с философией Лермонтова

Ответ: Космические образы связаны с философией Лермонтова, так как они позволяют ему выразить свои взгляды на жизнь, смерть и сущность человека. Лермонтов часто использует космические метафоры, чтобы описать человеческие эмоции и переживания, и это позволяет ему выразить свою философию о том, что человек является частью большого космического целого. Также космические образы помогают Лермонтову выразить свою идею о том, что человек должен стремиться к самосовершенствованию и самопознанию, чтобы достичь гармонии с окружающим миром.

Вопрос 5: Как космические образы отражаются в образах героев Лермонтова

Ответ: Космические образы отражаются в образах героев Лермонтова, так как они позволяют читателю увидеть их с космической точки зрения. Например, в "Герое нашего времени" главный герой Пётр Верховенский описывается как звездой, которая блуждает по свету, и это позволяет читателю понять его одиночество и отчужденность от окружающего мира. Также космические образы помогают Лермонтову выразить свои взгляды на человеческую природу и сущность человека, что отражается в образах героев его произведений.

Вопрос 6: Как космические образы влияют на стиль и язык Лермонтова

Ответ: Космические образы оказывают влияние на стиль и язык Лермонтова, так как они позволяют ему выразить свои идеи и мысли более эмоционально и образно. Лермонтов часто использует космические метафоры, чтобы описать человеческие эмоции и переживания, и это делает его язык более красочным и выразительным. Также космические образы помогают Лермонтову выразить свою философию о том, что человек является частью большого космического целого, и это отражается в его стиле и языке.

Вопрос 7: Как космические образы отражаются в теме путешествий в творчестве Лермонтова

Ответ: Космические образы отражаются в теме путешествий в творчестве Лермонтова, так как они позволяют читателю увидеть мир с космической точки зрения. В "Герое нашего времени" главный герой Пётр Верховенский путешествует по различным странам и культурам, и это позволяет читателю увидеть мир с другой точки зрения. Также космические образы помогают Лермонтову выразить свою идею о том, что человек должен стремиться к самосовершенствованию и самопознанию, чтобы достичь гармонии с окружающим миром, и это отражается в теме путешествий в его произведениях.

Как космос отражен в творчестве лермонтова

Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин назвал поэта М.Ю. Лермонтова единственным «космическим» поэтом. Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно/ спит Земля в сиянье голубом…» Позже космонавты именно так и описывали Землю.

12 апреля 1961 года на орбите первым восклицанием  Ю.А. Гагарина было: «Красота-то какая!», а уж потом произносит положенные по программе слова. И, возвратившись домой, первым делом рассказывает: «Земля радовала сочной палитрой красок. Она окружена ореолом нежно-голубоватого цвета. Затем эта полоса постепенно темнеет, становится бирюзовой, синей, фиолетовой и переходит в угольно-черный цвет. Этот переход очень красив и радует глаз…»

Читать далее

Краски неба глазами Лермонтова очень схожи с описанием красок «небесной бездны» Гагарина. Голубой цвет подчеркивает как поэт, так и космонавт. Гагарин восхищается красотой неба, испытывая при этом некую радость, а в стихотворении Лермонтова присутствует грусть.

Небеса Лермонтова – космос, из которого он смотрит на землю. Он завидует звездам. В мире звезд и неба поэт чувствует гармонию, которой так не хватает человеку. Звездное небо – его дом. С вопросами он обращается к звездам, которые далеки и не могут дать ответа. Ответ он дает себе сам – он другой, не такой как все люди, его мечты и стремления идеальны, далеки от земной жизни. Лермонтов верит в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом.

Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» было написано за несколько дней до  15 июля , до дня дуэли и смерти Михаила Юрьевича.
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Мир и покой. В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь.

Космическое в творчестве лермонтова: анализ образов и мотивов

«Выхожу один я на дорогу…» принадлежит «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Какие образы космоса использует лермонтов в своих произведениях

I.

Лермонтов — все еще спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко-литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества. Это — судьба почти всякого большего писателя. Художественные создания суггестивно вызывают в каждом из нас свой ряд эмоций и мыслей, и уже одно это обстоятельство в значительной степени предопределяет различия в наших суждениях о писателе. Интуиция, здесь законная более, чем где-либо, нередко с успехом вступает в борьбу с логикой аргументов. Всего сильнее чувствуется это при оценке лирических поэтов. Нелегко уловить рельеф дюн, поверхность которых то и дело изменяется под давлением ветра: так же трудно бывает порою уловить твердую сердцевину лирической поэзии с её капризным перебоем чувств и настроений. Лермонтов в этом отношении, несомненно, представляет значительные трудности. Еще Белинский, анализируя стихотворения Лермонтова, нашел в них «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия»: «несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб, елейное благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, хмельные обаяния жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слезы, как звук за звуком, льющиеся в полноте умирённого бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, чувство матери, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, полнота упивающегося роскошью бытия духа, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева — все, все в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад»… Такая расточительная роскошь и такое неизмеримое богатство идей и образов! И хочется спросить себя: «Где же тут полнее всего выражается душа Лермонтова? что можно считать основным в этом разнообразии мотивов?» Хочется свои интуитивные восприятия прояснить логикой аргументов. По отношению к Лермонтову сущность вопроса сводится к определению философского смысла его поэзии. Правда, В.О. Ключевский (в статье «Грусть») не советовал нам искать у Лермонтова «того поэтического света, какой бросает поэт-философ на мироздание, чтобы по-своему осветить соотношение его частей, их стройность или нескладицу», и утверждал, что «у него нет поисков смысла жизни», что он — «поэт не миросозерцания, а настроения», что «поэзия Лермонтова — только настроение без притязания осветить мир каким-либо философским или поэтическим светом, расшириться в цельное миросозерцание». Но если у поэта, действительно, нет цельного миросозерцания, у него могут быть элементы миросозерцания, и важно выяснить эти элементы и их сочетание, определяемое психологией поэта, которая во всех подобных случаях должна служить для исследователя руководящим компасом. Наконец, самое «настроение» поэта, его поэтическая концепция мира уже есть философия. в сущности каждый истинный поэт философ. Философ даже и в том случае, если он не знаком ни с одной философской книгой. Философично само поэтическое созерцание. Душа поэта — призматический кристалл, в котором преломляется его мироощущение. У поэта — своя, непосредственная философия, которая может обладать даже большой внутренней убедительностью, если он сумеет очаровать нас своими образами и звуками. Имел ли известный шеллингианец, проф. М. Г. Павлов, какое-нибудь влияние на Лермонтова или не имел никакого, все равно мы в праве искать философского содержания в его поэзии. «Музыка моего сердца», писал Лермонтов в одной заметке 1830 г., «была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепьяно, чтоб они не возмутили моего слуха». Для поэта мир — величественная арфа, настроенная в тон «музыке» его сердца. Лермонтов дорожит музыкой своего сердца и инстинктивно ищет гармонии в мироздании. в этом смысле у него есть своя философия. её предметом является вековечная проблема о земле и небе , как двух стихиях нравственного бытия человека. Наша литературная критика уже не раз говорила об «элементах немецкого идеалистического романтизма» в поэзии Лермонтова (Коробка), об его «громадном тяготении к сверхчувственному миру» (Андреевский), об его «поэтическом лунатизме» (Спасович), об его мистическом «движении — оттуда сюда» (Мережковский) и пр. Разобраться в этом вопросе первостепенной важности значит открыть тот внутренний свет, который озаряет все мотивы и образы в поэзии Лермонтова, значит найти золотые нити в сложной ткани его творчества.

Как космос связан с темой путешествий и поиска смысла жизни в творчестве лермонтова

Как космос отражается в лирике Лермонтова. Земля и небо в поэзии Лермонтова

В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые поэты. Имена их произносятся с гордостью. К таким поэтам принадлежит и Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэт – удивительное явление в российской и мировой литературе. Пистолетный выстрел, убивший А.С. Пушкина, дал миру М.Ю. Лермонтова.

21 октября Ж. Н. Иттельнеут, главный библиотекарь Отдела библиотеки села Биллингс провела литературно-познавательный час «Земля и небо в поэзии Лермонтова». Гости мероприятия с большим интересом окунулись в атмосферу лермонтовской эпохи и познакомились с жизнью поэта: детством, учёбой, ссылкой на Кавказ, любовью, творчеством. Небольшие выдержки биографии помогли понять, что Михаил Лермонтов родился очень талантливым и одарённым человеком. С детства он не только писал стихи, но и очень хорошо рисовал. Глубокое впечатление вызвало описание дуэли и трагическая гибель великого поэта. Жанна Николаевна поведала об истории создания многих известных лермонтовских произведений. Участники литературно-познавательного часа внимательно слушали произведения поэта о любви, о Родине, о себе и Кавказе. А потом смогли проверить свои познания о творчестве поэта, его жизни, отвечая на многочисленные вопросы литературной викторины «Гений слова и пера»: кто воспитывал Лермонтова; каким музыкальным инструментом владел Михаил Юрьевич; названия произведений поэта и другие. Каждый участник прочитал полюбившиеся стихи.

Завершилось мероприятие словами известного литературоведа Ираклия Андроникова « …и через всю жизнь проносим мы в душе образ человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Михаил Юрьевич Лермонтов наполняет наши души жаждой творчества и вечным поиском истины. И каждый человек, знающий его литературное творчество, всегда будет благодарен ему за это.

Как космос отражается в лирике лермонтова

Вопрос № 35. Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема любви — всепроникающая тема в творчестве Лермонтова. Это любовь к отечеству, к природе, детям и прежде всего — любовь к женщине в ее различных проявлениях: от бескорыстно- идеального "небесного" чувства до всепоглощающей любви – страсти или демонического соперничества . К любви во всех ее формах Лермонтов предъявляет требования высокой ответственности, верности, полного понимания. Нередко любовь звучит у него почти как синоним "счастья" или "добра". (Сушкова, Иванова, Лопухина, Щербатова, Быховец). Любовь для Лермонтова непреодолимая, всеохватывающая сила.

Тема любви

Потенциально, с точки зре­ния Лермонтова, любовь спо­собна привнести гармонию в жизнь человека, но в реаль­ности любовь всегда обора­чивается трагедией.

Циклы к Е. Сушковой, к Н. Ивановой, стихи "Молитва", "Отчего", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Благодарность" и др.

Любовная лирика — одна из самых интимных лири­ческих тем вообще. У Лермонтова же эта тема при­обретает трагический оттенок, т.к. у него практически нет стихотворений о счастливой, разделенной любви. Любовь у М. Ю. Лермонтова — «роковой поеди­нок» (как скажет Ф. И. Тютчев), наполненный обида­ми и отчаянием, озлобленностью и ревнивым недове­рием, диктуемыми гордыней лирического героя. Так тяжело переживает он «измену» Н.Ф. Ивановой, от­каз В. А. Лопухиной, сложные отношения с Ек. А. Сушковой, М.А. Щербатовой и Быховец Е. Г.

"1831 июня 11 дня". Представление о любви как о высшем и потому неосуществимом идеале.

«К Н. И….» (1831), «К***» (1830-1831), «К*» (1832) трагичны. Любить "на время — не стоит труда…", и если герой клянется в любви вечно, как Демон, то такая клятва есть предзнаменование трагичного конца.

У Лермонтова больше, чем у других русских лириков эта тема пронизана мотивами страдания — неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд. Неразделенная любовь — страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни.

"Моя душа, я помню с детских лет чудесного искала". Романтический идеал поэта в стихотворениях "Желанье" (1832) и "1831 июня 11 дня" .

"Нищий" (1830) . Любовь трагична в стихотворениях Лермонтова. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила юношу испытать жестокость неразделенной любви, похожей на обман.

Екатерина Сушкова

Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие. А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера. Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта.

«Расстались мы…» (1837)

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный – все храм,

Кумир поверженный – все бог!

Лирический герой с любимой находится в дра­матических отношениях. Он адресует героине лю­бовной лирики свои упреки, так как лирическим героем движет не лю­бовь, а самолюбие. Любовь лирического героя Лер­монтова — сильное, но часто скорбное и безот­ветное чувство. Поэт пишет о трагической невозможности счастливой любви. В этом стихотворении Лермонтов продолжает тему обреченно­сти человека на одиночество, невозможности со­единения с «родной душой».

Наталья Иванова

После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она – дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова. Лермонтов и Иванова познакомились в 1830 г. И через год поэт испытывает сильное чувство к Наташе Ивановой. Лермонтов посвящает ей стихотворение "Я не унижусь пред тобой" (1832). Наталья Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств. Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.

Как космос связан с темой любви и смерти в творчестве лермонтова

Поэма «Демон» — одна из самых сложных не только в творчестве М. Ю. Лермонтова, но, пожалуй, и во всей нашей литературе. Поэт начал работу над ней в 1829 году, а окончил ее только через десять лет, в феврале 1839 года. Он постоянно возвращался к своему творению и никак не мог отрешиться от сюжета этого произведения. Вероятно, этот сюжет заключал в себе нечто важное для Лермонтова, если он никак не мог расстаться с идеей воплощения своего замысла.

Дореволюционные исследователи, внесшие определенный вклад в изучение творческого наследия Лермонтова, говорили о близости главного героя поэмы к ее создателю. «В Демоне Лермонтовым начертан собственный портрет автора», — писал, к примеру, В. Спасович. Д. Овсянико-Куликовский утверждал, что «герою поэмы, демону, Лермонтов приписал свои собственные психологические черты — настроения, страсти, душевные муки». «Демон Лермонтова отличается от других образов злого духа многими чертами, свойственными самому поэту», — настаивал другой критик.

В автопортретности Демона дореволюционные исследователи видели основной смысл поэмы. По их мнению, Лермонтов не просто создавал свой портрет, стараясь запечатлеть свой облик, свою яркую индивидуальность, а посредством литературного творчества избавлялся от плена навязчивых идей и преследовавших его фантомов. Демон — ирреальный образ, от которого поэт искал освобождения посредством его поэтического воплощения. Многие дореволюционные исследователи считали, что иной мотивации, кроме психологической, у Лермонтова при написании поэмы не было. Они априорно полагали, что никакой идейной нагрузки образ Демона в себе не несет. Таким образом, сторонники «биографического» метода, низводившие поэму до уровня психологического феномена, отказывали ей не только в концептуальности, но и в каком бы то ни было идейном содержании.

При этом поэме отказывали в самобытности, упрекали автора в заимствованиях, а также указывали на неясность, незавершенность ее главного персонажа, то есть Демона. «Нет никакого сомнения, — утверждал С. С. Дудышкин, — что Лермонтов сам себе не уяснил в “Демоне” тот идеал, к которому он стремился. “Демон” вдохновлен “Каином”. Этой драматической мистерии Байрона Лермонтов подражал во всем: в характере и описании Демона (у Байрона Люцифер), во взгляде на мир и на источник зла в мире, обществе и в самом действии демонических сил на природу человека». «Поэма не представляет целого, с строго обдуманными и необходимыми частями, — писал другой исследователь творчества Лермонтова, — в ней слиты многообразные элементы, в сущности не стоящие в логической связи между собой. Роскошные картины природы не необходимы для истории Демона и Тамары, еще менее необходимы описания кавказской жизни. Даже самая история Демона и Тамары не представляет последовательного целого, и характеристика Демона мало вяжется с его любовью и проявлениями этой любви к Тамаре». К этому же выводу впоследствии склонялись и некоторые исследователи русской эмиграции, например К. В. Мочульский. «Образ Демона, — пишет он, — до конца остался неясным Лермонтову. Он подчеркивает искренность его любви, его обращения к “добру”, его раскаянья, а вместе с тем дает понять, что его вдохновенные и пламенные речи были только соблазном и обманом. Мы так и не знаем, к чему стремится Демон: спасти себя любовью чистой девушки или погубить ее своими коварными соблазнами».

Как космос отражен в поэме "Демон" лермонтова

Космическое в творчестве лермонтова: анализ образов и мотивов 02

«Бахчисарайский фонтан» (1821 — 1823) — наиболее романтическая из всех южных поэм. Здесь особенно чувствуется фрагментарность, отрывочность, композиции, некоторая загадочность сюжета, отсутствие хронологической последовательности в развитии действия, столкновение ярких, необычных личностей и т. д. В поэме все насыщено драматизмом и остротой переживаний.

История польской красавицы Марии, попавшей в гарем к хану Гирею, дала возможность Пушкину создать два женских характера, явившихся открытием в его творчестве. Характеры эти (как и характер Гирея) предельно романтичны в своей контрастности, крайней противоположности. Духовность и поэтичность Марии резко оттеняют буйный порыв Заремы, ее решительность и страстность. В поэме отображены не просто разные человеческие натуры, но и разные типы культур. Носителем же гармонического идеала выступает не кто-либо из действующих лиц, а сам автор. Отсюда усиление лирического начала в поэме, связанного с пушкинской поэзией южного периода.

Как космос отражен в поэме "Бахчисарайский фонтан" лермонтова

Именно с Тамани начались приключения Печорина на Кавказе. Глава является отдельной повестью, но между тем составной частью произведения в целом. В ней происходит знакомство с дневником Печорина, позволяющее заострить внимание на внутреннем мире главного героя. Его душевных переживаний и терзаний. Анализ главы «Тамань» из романа «Герой нашего времени» поможет понять, что двигало Печориным на момент совершения им тайных поступков, их мотивацию.

В записках видно, что Печорин устал, измучен и подавлен, но приключение, случившееся с ним в Тамани, взбодрило его не на шутку, ведь он чудом остался жив, едва не погибнув от рук контрабандистов.

В Тамань Печорина занесли дела служебные. Впечатление город произвел скверное. Вынужденный искать ночлег, он останавливается у, мягко говоря, странных людей. Хозяин жилища слепой парень. Его подруга загадочная девушка. Поведение этих двоих сразу показалось Печорину странным. Вели они себя осторожно, словно пытались что-то скрыть. Григорий решил проследить за странной парочкой. Оказалось эти двое связаны с контрабандистами. Выяснив их тайну, он чуть не лишился жизни. Девушка, пригласив Печорина на тайное свидание, планировала утопить его, сбросив с лодки. Чудом ее коварный план не осуществился.

Что двигало Печориным, когда он решил устроить слежку обычное любопытство или очередная жажда приключений. Зачем он вторгся в чужую жизнь, нарушив покой «честных контрабандистов»? Может он поддался женским чарам, раз с такой легкостью согласился на свидание. Недаром он сравнивает девушку с русалкой, заманивающей в сети чересчур любопытных. Ведь ей удалось обвести его вокруг пальца. Его, который сам любил расставлять ловушки, играя судьбами людей.

Печорин считал, что это не случайность. Он недоумевал.

«Зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Он впервые понимает, что играет роль в чужих судьбах. Он вторгся в чуждый ему мир, нарушив спокойствие и внеся смуту. Душевные переживания терзают Григория, мучая и не давая покоя. Но, анализируя происшедшее, Печорин приходит к выводу, что вины его как таковой в случившемся нет. Он остается безразличен к судьбам других, ведь свои интересы он всегда ставил выше других.

«…Какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..».

В главе «Тамань» переплелось романическое начало с суровой действительностью. В ярких красках описаны местные красоты. На фоне живописного пейзажа образ контрабандистов раскрывается лучше. Вольный образ жизни, смекалка, хитрость в этом тоже есть своя романтика, но внутренний мир этих людей оставляет желать лучшего. Они пропитаны алчностью, жаждой наживы. Их отношения не были построены на любви. Скорее этими двумя двигали свои интересы, и целью была личная выгода.

Эта глава наиболее четко показывает внутренние ощущения Печорина. В ней оценка всех поступков. Завеса тайны характера приоткроется, предоставив возможность читателю самостоятельно вынести вердикт относительно главного героя.

После дикого путешествия Печорин вернется в круг, гораздо ближе и родней ему. В «водяное общество», в котором он словно рыба в воде и уж здесь он заставит всех плясать под свою дудочку, а не наоборот.

Как космос отражен в поэме "Мцыри" лермонтова

Космическое в творчестве лермонтова: анализ образов и мотивов 03Нет, я не Байрон, я другой,Ещё неведомый избранник,Как он гонимый миром странник,Но только с русскою душой.

Родился 3 октября 1814 в Москве. Умер 15 июля 1841 у подножья горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области.

В 2014 году 200-летие со дня рождения поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер и художник.

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящены военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров. По художественной пластике его рисунки необычайно динамичны и выразительны, а живописные картины

прекрасны по своему колориту и напоминают таких мастеров того времени, как братья Никанор и Григорий Чернецовы, князь Гагарин и другие. Некоторые из его работ являлись предвестниками его очередного литературного произведения. Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлел тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.

Хотя я судьбой на заре моих дней,О южные горы, отторгнут от вас,Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:Как сладкую песню отчизны моей,Люблю я Кавказ.

Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.

Космическое в творчестве лермонтова: анализ образов и мотивов 04Воспоминания об увлечении рисованием Лермонтова относятся к его раннему детству. Так, например, в одном из самых ранних детских портретов, выполненном неизвестным художником, он изображён с мелком в правой руке за рисованием в возрасте 4-5 лет. В его детской комнате в Тарханах (в имении его бабушки) пол был обит сукном, что позволяло мальчику постоянно рисовать мелом. Многие современники по детству в Тарханах вспоминают об его увлечении изобразительным искусством. «Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; уже в раннем детстве – рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины; охоту за зайцем с борзыми, которую раз всего нам пришлось видеть, вылепил очень удачно также переход через Граник и сражение при Арбеллах, со слонами, колесницами, украшенными стеклярусом, и косами фольги» (А.П. Шан-Гирей). Переехав в Москву в 1827 году, Лермонтов поступил на обучение в благородный пансион при Московском университете . Там он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты. А затем уже в Петербурге брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского . В своих самых ранних литературных произведениях Лермонтов упоминает имена своих любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембрандта.