Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Хлодвиг меровинг интересные факты. Король Хлодвиг - кратко

24.12.2019 в 21:46

Хлодвиг меровинг интересные факты. Король Хлодвиг - кратко

Хлодвиг I (466 – 27.11.511 н.э. э) – король франков, основатель Франкского государства. Сын Хильдерика I из династии Мировингов унаследовал престол в 15 лет. За 45 лет жизни Хлодовик создал одно из самых влиятельных государств в Северной Европе, обратил фраков в христианство и кратко изложил первый свод варварских законов «Салическая правда».

первые завоевания

хлодвиг в переводе с древнегерманского – прославившийся в бою. король действительно обладал воинственным характером. уже в 20 лет он завевал соседнее государство сиагрию, тем самым вдвое расширив границы своего королевства. сиагрия на тот момент была вотчиной римской империи. обосновавшись в её столице суассоне, хлодвиг добился признания со стороны римской католической церкви. со слов, епископа григория туркского, подробно описавшего жизнь хлодовига в «истории франков», такому скорому признанию помог случай. хлодвиг вернул епископу суассона религиозный артефакт – чашу, захваченную франкскими воинами.

крещение франков

в 493 году хлодвиг заключил брак с бургундской принцессой клотильдой. христианка-католичка клотильда влияла на мужа-язычника, убеждая его в необходимости принять её веру. хлодвиг поддался на уговоры в 496 году, после победы в войне с алеманнами (варварские племена), король принял христианство и окрестил своё трёхтысячное войско. согласно преданию, так он выполнил обещание, данное перед битвой: в случае победы принять католическую веру. но историки сходятся во мнении, что, принимая католичество, расчётливый хлодвиг добивался сближения с римской империей.
Крещение франков действительно стало толчком к соединению римлян и франков в единый народ. Начали появляться общие культурные традиции. Германский язык и латынь постепенно смешались, появилось наречие, которое легло в основу французского языка.

укрепление франкского государства

власть короля франков укрепилась за счёт поддержки римского духовенства. отныне хлодвиг совершал свои завоевания под именем церкви и в защиту католиков. в 500 году он присоединил бургундию, в 507 году захватил земли вестготов.
В качестве своей новой резиденции франкский завоеватель выбрал Париж. Он не только воевал, но и путём интриг физически устранял своих соперников и даже родственников. Итогом такой политики стало расширение границ Франкского государства на всю территорию от левого берега Рейна.
В стремлении стать не просто завоевателем, а настоящим правителем Хлодвиг повелел издать свод первых франкских законов «Салическая правда». Свод, содержащий 65 глав, в основном по вопросам наказаний за нарушения обычаев, стал одним из первых источников европейского права. Главным судьёй был сам Хлодвиг. Он же имел право толковать законы по своему усмотрению.
Не забывая о необходимости укрепления церкви, в 511 году Хлодвиг собрал первый во Франкском государстве церковный собор в Орлеане. Это стало последним историческим достижением короля франков, в 511 году он умер, оставив правление своим четырём сыновьям.
Супруга Клотильда, пережила Хлодвига на 33 года. После смерти, за благочестивый нрав и заслуги в установлении католичества, была канонизирована.
Хлодвига, несмотря на очевидные достижения, католическая церковь так и не причислила к лику святых. Считалось, что жёсткий и циничный Хлодвиг не был примерным христианином. Похоронен первый король франков в Аббатстве Святой Женевьевы в Париже.

Государство Хлодвига законы.  Наследники Хлодвига и объединение земель Галлии 511–561 годы

2. Наследники Хлодвига и объединение земель Галлии 511–561 годы

Наследство

«После кончины Хлодвига, пишет Григорий Турский, — Тьерри, Клодомир, Хильдебер и Клотар — его сыновья приняли в наследство королевство и разделили между собой на равноценные части». Может показаться парадоксальным тот факт, что, говоря об объединении галльских земель, мы называем в этой связи сыновей Хлодвига, разделивших в 511 году его наследие. Однако следует точно представлять себе истинную сущность королевства, унаследованного от Хлодвига его детьми. То, что рассказывает Григорий Турский о ликвидации франкских вождей, представляется чрезвычайно поучительным: всякий раз, как Хлодвиг разделывался с очередным соперником — будь то Сигебер, Харарих, Рагнахар, Рихар или Ригномер, он забирал себе «их королевства и богатства», то есть сразу же возникает некоторая неопределенность — идет ли речь о движимом имуществе короля или о распространении власти Хлодвига на королевство, сущность которого точно нам не известна: это может быть власть над некоторой территорией или над определенной совокупностью людей. Только в одном случае — когда речь идет о Харарихе и его сыне — уточнено, что Хлодвиг завладел их королевством, богатствами и народом.

Надо сказать, что такая неопределенность совершенно естественна для варварской системы правления, которая остается преимущественно в начале VI века военной властью, основывающейся на командовании вооруженными силами. Чтобы завоевать и, главное, сохранить за собой новые земли, властитель должен опираться на испытанную верность военной свиты, везде сопровождающей и защищающей его, а также всех своих воинов (от 3 до 5 тысяч во времена крещения Хлодвига), набранных в основном, но отнюдь не исключительно, из числа членов его племени. Магическая сила, заключенная в имени вождя и нуждающаяся в подкреплении на поляк сражений, сама по себе не может обеспечить ему полную победу, король должен еще кормить, вооружать своих людей и платить им. Только полная казна способна дать ему такую возможность и только захват средств, содержащихся в казне соперников, может сделать его способным приобрести верность новых воинов, а это необходимо, если территориальные притязания распространяются на всю Галлию.

Экспансия франкских племен и отсутствие какой-либо власти, кроме императора Анастасия, придавшего власти Хлодвига подобие законности в 508 году, открыли перед Хлодвигом возможность овладеть огромными пространствами земель, имперской казной, ширящимися за счет заброшенных в течение нескольких веков сельскохозяйственными угодьями. Таким образом, образовывается огромный земельный фонд, который еще долгое время будет питать и обеспечивать военные нужды.

Хлодвиг смог «посадить» на захваченные земли своих воинов и таким образом обеспечить себе возможность контроля над приобретенными территориями. Он размещал их в наиболее стратегически важных точках, таких, например, как центр Парижского бассейна, некоторые переходы через Луару, шарантские плоскогорья, восточная часть района Тулузы, где сохранялась угроза возврата — через Лорагэ вестготов, все еще державших в своих руках Септиманию. Таким образом, уже со времен Хлодвига королевская власть несомненно предполагает владение территорией и всеми, кто населял ее, независимо от их галло-римского или иного происхождения, и право короля диктовать законы и взимать налоги.

Наследники Хлодвига оказались после его смерти в ситуации, с которой до них столкнулись одни лишь бургунды: если ранее, во времена союзных Риму «федерированных» вождей, не владевших территорией, они спокойно поделили бы наследственное движимое имущество, накопленное в казне, то теперь им приходилось делить по справедливости еще и доходы, получаемые с земли и от взимания налогов с коренного населения.

Хлодвиг кратко. ХЛОДВИГ I (фр. Clovis)

Король франков 481 - 511 гг.

Хлодвиг I родился в 465 или 466 г. Его родителями были король франков Хильдерик I и Базина, бывшая супруга короля Тюрингов. В 481 г. Хлодвиг стал королем франков. К моменту его воцарения Галлия еще не была покорена франками. Юг контролировали вестготы, исповедовавшие ариантсво, север подчинялся Сиагрию, сыну Эгидия, римского магистра армий в Галлии. Некоторые районы признавали власть Одоакра , низвергнувшего последнего римского императора Ромула Августула (476 г.). Значительные территории контролировали аламаннами и бургундами.

В 486 г. Хлодвиг I нанес поражение Сиагрию в битве при Суассоне и ликвидировал его «государство». Т. о. владения франков были расширены от первоначальной области, территория современной Бельгии, до Луары. В 493 г. Хлодвиг женился на Хродехильде (Клотильде), дочери бургундов.

С 491 г. Хлодвиг I начал войны с тюрингами. В 496 г. после победы на алеманнами при Тольбьяке Хлодвиг I расширил свои владения до Рейна, перешел его и установил свою власть над областями низовьях Майна и Неккара. В том же году он принял крещение. В отличие от готов, которые были арианами, франки приняли ортодоксальное христианство.

В 500 г. Хлодвиг I нанес поражение у Дижона бургундам, которые вторглись во владения франков, и заставил их вступить со своим народом в союз в 503 г. В 506 г. Хлодвиг I подавил восстания алеманов, разбив их войско у Страсбурга.

В 507–509 гг. он в союзе с рипуарскими франками и бургундами воевал против вестготами. В 507 г. Хлодвиг I разбил вестготов в битве при Вуйе. Хлодвигу I удалось вытеснить вестготов из Галлии (под контролем вестготов осталась лишь Нарбоннская Галлия, небольшая область на юго-западе). В 508 г. византийский император Анастасий I возвел Хлодвига I в ранг консула в знак благодарности за его борьбу с готами.

В конце совей жизнь Хлодвиг I подчинил своей власти мелкие германские племена, расселившиеся по рейну, а также расправился с многими своими родственниками и вождями рипуарских франков. Хлодвиг распорядился записать франкские законы , что стало основой Салической правда. В 511 г. Хлодвиг I созвал церковный собор в Орлеане.

Хлодвиг I умер в 511 г. в Париже. Его королевство было разделено между четырьмя его сыновьями: Теодериком I, Хлодомером, Хлотарем I и Хильдебертом I. Этот раздел положил начало существованию четырех (впоследствии — трех) франкских королевств.

Иллюстрации:

Хлодвиг I.

Исторические источники:

Григорий Турский История франков / Изд. подготовила В.Д. Савукова. М., 1987. 461 с.;

Хроники Фредегара / Пер. с лат., коммент., вступ ст. Г.А. Шмидта. СПб- Москва, 2015. 464 с.

Почему Хлодвиг принял христианство. Хлодвиг долго отказывался креститься, несмотря на настойчивые просьбы его жены-христианки. Подумайте, какие доводы «за» и «против» принятия христианства были у Хлодвига?

Важнейшим событием правления Хлодвига стало его крещение. Григорий Турский отмечает, что обращение короля произошло после его победы над алеманнами. Якобы когда алеманны начали побеждать, Хлодвиг воскликнул: «О Иисусе Христе, к тебе, кого Клотильда исповедует сыном бога живого, к тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на тебя, со смирением взываю проявить славу могущества твоего. Если ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу твою, которую испытал, как он утверждает, освященный твоим именем народ, уверую в тебя и крещусь во имя твоё», — и тут же король алеманнов был сражён, а его войско, оставшись без руководства, обратилось в бегство.

Вернувшись домой, он рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчиненный мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным богом, которого проповедует Ремигий». Так было принято решение креститься.

Дата и год крещения Хлодвига остаются наиболее спорными из всей хронологии правления Хлодвига. Ни Григорий Турский, ни повторяющие его Фредегар и анонимный автор «Книги истории франков» не приводят никаких дат. О крещении Хлодвига упоминают в своих письмах современники короля епископ Вьенна Авит и епископ Реймса Ремигий, но они также не приводят ни каких дат. Традиционно считается, что крещение состоялось на Рождество 25 декабря 496 года, хотя Фредегар говорит, что оно прошло на Пасху. Крещение происходило в Реймсе от руки Ремигия. Примеру Хлодвига последовало три тысячи франков из его войска, по-видимому, его дружина (Фредегар говорит, что крестившихся было 6000), а также и его сестра Альбофледа, которая, впрочем, скоро умерла. Другая его сестра, Лантехильда, впавшая в арианскую ересь, также обратилась в ортодоксально-никейскую веру.

Крещение способствовало укреплению власти Хлодвига, обеспечив ему поддержку ортодоксально-никейского духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения. Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство в его ортодоксальной форме. Раньше крестившиеся германские народы (вестготы, остготы, бургунды и др.) отдавали предпочтение арианству. Ортодоксальное, никейское вероисповедание воспринималось ими, как официальная религия императорского Рима, а поскольку их государства возникали на сильно романизированных территориях, короли инстинктивно опасалась, что их народы «растворятся» в чуждой и мощной цивилизации. Хлодвиг почувствовал, что эти опасения неосновательны, да и конфигурация его владений была такова, что обеспечивала возможность постоянного прилива новых сил из германского мира. Принятое им решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой. Интересно, что галло-римский епископат считал принятие Хлодвигом христианства в форме ортодоксально-никейской веры своей победой. Так, епископ Авит Вьеннский в поздравительном письме к Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание — это наша победа».

Законы Хлодвига. Франкское государство при Хлодвиге.

Возникшее на развалинах Западной Римской империи Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе. В период своего апогея оно охватывало всю территорию современных Франции, Бельгии и Люксембурга, а также ряд областей Нидерландов, ФРГ, Италии и Испании.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства -- с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В данной курсовой работе будут рассмотрены основные периоды существования Франкского государства - возникновение, расцвет, распад; будет обращено внимание на немаловажное значение отдельных личностей правящих династий; будет дана характеристика основного правового источника салических франков - «Салической правды» и отдельных отраслей права.

Возникновение государства у франков

Для Галлии пятое столетие явилось временем глубоких социально-экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима (территория почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое проявление глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в итоге оказались наиболее сильными салические франки (возможно, от Sala так называлась в древности одна из рек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI в. захватить большую часть страны.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоевания Галлии.

Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние продолжали еще оставаться лично свободными и даже не испытывали вначале усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих руках захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать не могла. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков. Формируется новая "публичная власть", которая уже не совпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений всякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, заселенные франками стали делиться на "паги" (округа), состоявшие из более мелких единиц - "сотен". Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где прежнее население многократно преобладало на первых порах, сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.

Меровинги: ленивые короли или короли-маги?

После падения Рима в Европе наступила эпоха Темных веков . Великая Степь извергла десятки кочевых племен на западные земли, окончательно разрушившие остатки римского порядка.

И если в Греции Византия надолго сумела сохранить наследие своих величественных предков, то на европейских просторах Испании, Франции, Германии и Италии вожди варваров отчаянно боролись друг с другом за выживание, постепенно переводя на латинский манер свою речь и бытовой уклад.

К. Брюллов. Нашествие Гейзериха на Рим.

И пока на севере, в Британии, велась борьба за землю между бриттами и англосаксонскими захватчиками, а на юге византийцы и готы сражались за власть над Вечным городом, в бывшей Галлии появляется новая держава – Королевство франков.

Меровинги: ленивые короли или короли-маги?

Карта. Королевство франков при Меровингах.

Таинственная династия повелителей франков

История хранит различные версии происхождения сменивших римлян повелителей Западной Европы.

  • Летописцы называют Меровингов потомками троянцев.
  • Утописты – родственниками Христа или одного из колен Израилевых.
  • Более реальная версия предполагает, что вожди союза племен близ побережья нынешней Бельгии объединили враждующие кланы и начали нападения на слабеющие границы Римской Империи.

Короли этноса носили длинные волосы – такова привилегия знати. Считалось, что именно волосы содержат магическую силу монархов. Поэтому Меровинги никогда не стригли волосы.

Меровинги: ленивые короли или короли-маги?

Хлодион Длинноволосый — легендарный вождь франков, правивший в 427-428—447-448 годах.

Один из первых властителей, Хлодион , покорился римскому полководцу Аэцию, сохранил единство франков, продолжая устанавливать контроль над Галлией.

Его сын (либо зять), Меровей , как римский федерат, сразился в 451 году с гуннами в битве на Каталаунских полях . После сражения римляне направились в Италию – защищать последние земли империи, аланы и вестготы разошлись, предоставленные сами себе.

Меровей. Победа короля, основателя династии Меровингов

Франки получили Галлию в свое распоряжение, а их король – вечную славу и право на создание династии. Имя Меровея покрыто множеством легенд: его называют и сыном морского гиганта, и одним из потомков Христа.

Хлодвиг , самый известный владыка народа, расширил земли королевства и присоединил галльские владения Рима. При нем страна укрепила свое влияние, добилась авторитета среди германских и вестготских лидеров, сам правитель принял христианство.

Хлодвиг I, основатель Франкского государства, принимает христианство

Отрешение и увядание королей

После смерти Хлодвига Меровинги начинают терять свою власть. Последний деятельный властитель, Дагоберт , продолжал лично руководить военными походами на восток и юг.

С его кончиной фактическими лидерами страны стали майордомы – управители королевских дворцов , оставляя за владыками видимость руководства. От господского поместья их власть начала распространяться и на экономику, и на военные дела государства.

Пипин Короткий лишает власти Хильдерика III, остригая ему волосы

Домоправитель при последнем Меровинге, Пипин Короткий, открыто сверг своего правителя, присвоив титул монарха себе. Историю франков начала вести новая династия – Каролинги .

Маги или ленивцы?

Нельзя однозначно называть потомков Меровея бездельниками. Современники рассказывали о них, как образованных, умеющих читать тексты на латыни и даже арамейском языке . Гробницы и курганы первых франкских владык сохранили статуи животных, магические шары, фигурки золотых пчел – монархам был знаком оккультизм .

Герб Меровингов.

Короли франков были мудры и рассудительны: в хаосе Темных веков им удалось основать государство, способное к развитию и новым завоеваниям. Длинноволосые вожди стали признанными на континенте лидерами и заложили основы закона и порядка в королевстве.

Преемники Хлодвига не отличались железной хваткой отца. Раздел державы между наследниками трона лишил династию поддержки народа. Гибель королей в междоусобицах, ослаблявших страну, и их безразличие к государственным делам, убедила знать, что Меровингов следует отрешить от престола.

Меровинги: ленивые короли или короли-маги?

Jean Antoine Gros. Clovis et Clotilde.

В смене власти был заинтересован и Папский престол, желавший заменить язычество и святость монархов католической верой. Пока люди помнили Хлодвига и Меровея, у «ленивых» королей был шанс сохранить власть. Но после громкой победы Карла Мартелла над арабами о владыках забыли окончательно – их свержение стало вопросом времени.

Династия Меровингов окутана легендами – французские короли грядущих эпох роднили себя с первыми повелителями народа. Даже столетия спустя люди верят в магическую силу основателей Франции.