Древняя русская литература. Что такое древнерусская литература
- Древняя русская литература. Что такое древнерусская литература
- Чем древнерусская литература отличается от литературы нового времени. Чем древнерусская литература отличается от современной?
- Древнерусская литература особенности. Древнерусская литература – характерные особенности
- Древнерусская литература жанры. Жанры древнерусской литературы
Древняя русская литература. Что такое древнерусская литература
Лекция 5 из 8
Летописи, религиозные трактаты, жития и «Слово о полку Игореве»
Историю древнерусской словесности XI–XIII столетий часто рассматривают как первую главу в истории современной русской литературы. И действительно, образы из летописей или «Слова о полку Игореве» прочно занимают свое место в фонде отечественной культуры — достаточно вспомнить пушкинскую «Песнь о вещем Олеге» или оперу «Князь Игорь» Бородина. Однако важно понимать, что образы эти происходят из мира, существенно отличавшегося от нашего по своим ценностным установкам. Осознание этой разницы — первый шаг к пониманию всех произведений культуры Древней Руси.
Основное отличие древнерусской словесности от современной художественной литературы состоит в предназначении. Задача художественной литературы — поднимать читателя над обыденным миром. В книгах «интеллектуальных» и «сложных» это делается с помощью неожиданной формы и многопланового содержания; в тех, что «попроще», нас ожидает лихо закрученный сюжет с неочевидной развязкой, а некоторым мастерам удается сочетать и то и другое. Утверждения критиков XIX века, будто искусство непременно должно быть «полезным», сегодня кажутся глубоко устаревшими. И даже об обязательной еще недавно «партийности» литературы вроде бы наконец разрешили забыть.
Совсем другое дело — книжная культура русского Средневековья. Книги и вообще письменность появились на Руси после Крещения, так что их состав и содержание определялись прежде всего потребностями Церкви. А в глазах Церкви искусство ради искусства было делом опасным, ведь такое искусство способно притягивать внимание — а значит, и помогать дьяволу, который обязательно воспользуется случаем отвлечь людей от молитвы и
Чем древнерусская литература отличается от литературы нового времени. Чем древнерусская литература отличается от современной?
Перечислите, пожалуйста, принципиальные различия между литературой древнерусской и той, что появилась в новое время (примерно с петровских времён). Примеры желательны, отписки - нет.
3Решение
В развитии русской литературы условно можно выделить такие этапы: Долитературный или Дохристианский Период, когда на Руси еще не была развита письменность, но существовало и . Условно до 10 века. Древнерусская литература Тесно связана с крещением Руси, частыми набегами иноземцев, феодальной раздробленностью и воссоединением княжеств в единое государство - 11-17 века. Очень насыщенный значимыми историческими событиями период. В Европе этот период называется Средневековым, и уходил истоками в Римскую империю. Русь же сблизилась с Византией (наследницей древнегреческого искусства), и стала преемницей византийской культуры и религии, которые "обрусели", приобрели свою самобытность и колорит. Отсюда и патриотические сюжеты древнерусской литературы, как продолжение высокого искусства трагедии и драмы, иногда переходящие в пафос. Служение земле русской и русским людям, иногда доходящее до самопожертвования. Более того, прототипами главных героев, чаще всего, становятся реальные исторические личности. Наверное, именно с этого периода можно говорить о "загадочной русской душе", ибо именно тогда стала более глубоко осмысляться тема: душевной красоты русского человека, способного ради общего блага, пожертвовать своей жизнью. Безоговорочной веры в добро и справедливость, когда человек способен возвысится духом и победить зло. . Когда в "прорубленное окно" хлынул поток знаний из Европы. Была заложена основа русской классической литературы такими авторами как , , Сумароков, Карамзин. 18 век. Русские писатели выходили на мировую арену. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов… Целая плеяда писателей, которые остаются столпами мировой литературы. 19 век. . Расцвет русской поэзии. Период не продолжительный но значимый и яркий. Эксперименты в искусстве, новые течения и направления литературы связаны с этим веком, и такими именами как Блок, Ахматова, , Гумилев, Цветаева, Маяковский… Конец 19 начало 20 веков. . Время "раздробленности" в литературе. Многие писатели эмигрировали за границу, в самой России была литература официальная и "убранная под сукно". Однако, несмотря на трудности, и в это время были истинные творцы, заслужившие мировую признательность: Симонов, Солженицын, Беляев, Евтушенко, Ильф и Петров, Вайнеры… Современная литература . Начинается с распада СССР. Когда падает "железный занавес", но приходит полная социальная и политическая незащищенность. Период, который можно сравнить лишь со смутным временем. На мой взгляд, , поэтому, дабы не создавать рекламы или антирекламы не буду перечислять имена. Возможно, что это время наши внуки и правнуки назовут "Эпохой переосмысления, возвращения и воссоединения". Ведь именно в этот период вернулись и стали издаваться многие писатели-эмигранты. Именно сейчас мы пытаемся вернуться к нашим корням в искусстве. Происходит воссоединение истории Руси, России, СССР и самосознания людей.
В итоге сложно сравнить древнерусскую литературу с современной, потому что на мой взгляд, именно сейчас наступил или наступает тот отрезок времени, когда произошел "виток спирали истории" и один период нахлестывается на другой, - черпая вдохновение в прошлом, но заглядывая за горизонт будущего. И лично я, скорей вижу схожесть литературы того и этого времени, естественно, если откинуть устаревшие слова или шагнувшую вперед науку. Древнерусская и Современная литература являются концом некого длительного исторического отрезка, и началом нового.Древнерусская литература особенности. Древнерусская литература – характерные особенности
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?
Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.
Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.
Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.
Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.
Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.
Древнерусская литература жанры. Жанры древнерусской литературы
Жанры древнерусской литературы были в основе своей позаимствованы из византийской традиции, но претерпели некоторые изменения «национального» характера.
В них заметно влияние устного народного творчества. В то же время это влияние не особенно сильное, поскольку древнерусской литературе присуща шаблонность, и образцом в этом смысле служили византийские произведения.
Шаблонность проявлялась и в структуре древнерусского произведения, и в выразительных средствах – из одного текста в другой повторялись одни и те же эпитеты, сравнения, описания городов или исторических деятелей были похожи друг на друга и почти не содержали конкретных деталей.
Первичные и объединяющие жанры
Первичные жанры древнерусской литературы входили во «вторичные» - объединяющие жанры. Приведём список первичных:
- Житие;
- Поучение;
- Слово;
- Повесть;
- Церковная легенда;
- Летописный рассказ, летописное сказание;
- Хождение – описание путешествия к «святым местам».
Объединяющие жанры:
- летопись (вообще центральный жанр древнерусской литературы),
- хронограф,
- патерик,
- четьи-минеи.
«Слово о полку Игореве»
Слово о полку Игореве - одно из самых уникальных древнерусских произведений. Уже жанр «Слова» выбивается из привычной системы: это вполне художественная эпическая поэма, содержащая и героический сюжет, и лирические отступления, и вставные эпизоды; в ней находится место также философским и политическим рассуждениям.
Рассказчик повествует о прошлом, временами возвращаясь в настоящее, - этот приём вообще не приветствовался русскими книжниками. «Слово», по-видимому, целенаправленно писалось с художественной и публицистической целью, историчность сюжета не была для автора особенно важной.
Указанные особенности и нестыковки с традициями привели к тому, что подлинность этого литературного памятника неоднократно оспаривалась.
Видоизменения древнерусских жанров в позднюю эпоху
С течением времени, «ассортимент» и внутреннее содержание жанров менялись. Повести и сказания уже в XV веке превращаются в беллетристические произведения, написанные зачастую для развлечения. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина – произведение вполне светское, написанное с познавательной и даже в какой-то мере развлекательной целью, в нём содержатся описания народов дальних стран, их обычаев, традиций и быта.
Большой переполох в церковной среде вызвало Житие протопопа Аввакума , им самим написанное». Создано оно в XVII веке. Напомним, что Аввакум – зачинатель церковного раскола, сторонник «старого обряда» (крестного знамения двумя пальцами) и ярый критик патриарха-реформатора Никона. Возмущение вызвал тот факт, что автор поставил героем «жития» самого себя, совершив непростительный грех – то есть сам себя объявил святым.
Между тем аввакумовское «Житие» - это превосходно написанная автобиография, в которой автор не стремился присвоить себе статус святого, а только показал, через какие бедствия проходит простой человек и как несёт свой крест назло недоброжелателям. «Житие» напрочь лишено церковных жанровых канонов, написано простым «народным» языком, содержит массу бытовых и портретных описаний, картин природы.
«Повесть», окончательно став светским жанром, вошло в лубочную литературу и фольклор. Таковы «Повесть о Савве Грудцыне» и особенно «Повесть о Ерше Ершовиче», в которой задействованы антропоморфные животные; это едкая сатира на тогдашние судебные реалии. «Повесть о Савве Грудцыне» первоначально содержала все элементы, присущие церковному жанру: поучение, тема спасения души, описание чудес. Но в последующих редакциях эти элементы уже опускались, из-за чего произведение в конце концов превратилось в волшебную сказку.
К XVIII столетию жанры древнерусской литературы уже окончательно изжили себя, и начался период совсем другой литературы.
Статьи по теме:Жанры литературы Жанры литературы – исторически сложившиеся группы литературных произведений, которые
Русская литература XVII века 17 век, был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от
Анализ стихотворения Сороковые 6 класс История создания Стихотворение «Сороковые» принадлежит перу поэта-фронтовика Д.
Заглянуть в мир русской былины предлагают в Архангельском музее ИЗО В рамках Года литературы в Архангельском музее изобразительных искусств государственного музейного
Русская литература 16 века В русской литературе 16 века летописание продолжало оставаться самым распространенным её жанром.