Невероятные факты о великом композиторе Иоганне Себастьяне Бахе
- Невероятные факты о великом композиторе Иоганне Себастьяне Бахе
- Связанные вопросы и ответы
- Когда и где родился Иоганн Себастьян Бах
- Какие инструменты играл Бах
- Сколько произведений оставил нам этот композитор
- Каковы были основные жанры музыки, в которых работал Бах
- Почему музыка Баха считается классикой мировой музыкальной культуры
- С какими другими композиторами Бах часто сравнивают его творчество
- Какие трудности переживал Бах в своей жизни
Невероятные факты о великом композиторе Иоганне Себастьяне Бахе
335 лет назад, 31 марта (21 по старому стилю) 1685 года, в городе Эйзенах, что в государстве Саксен-Эйзенах, в семье музыканта Иоганна Баха появился на свет музыкант Иоганн Бах . Он был последним, восьмым, ребёнком. До него родилось пять братьев и две сестры. Четверо из пяти его братьев получили имя Иоганн. Ещё один — Иоганнес. Впрочем, одну из сестёр тоже назвали Иоганной — разнообразие просто сногсшибательное.
Но это только цветочки. Потому что надо учесть любопытный факт. Его прадед, семь родных и двоюродных дядей, а также несколько двоюродных братьев именовались — внезапно — тоже Иоганнами. И все, разумеется, были Бахами.
При этом самое интересное, что все они были музыкантами. Все без исключения. У русских к такому случаю припасена неплохая поговорка: «Породу огнём не выжечь». У немцев XVII столетия в ходу было что-то похожее, правда, касающееся только одной фамилии: «Каждый Бах — музыкант, каждый музыкант — Бах». Почему-то это изречение обычно проводят по разряду несерьёзных легенд, мол, чего не скажут в шутейном разговоре. Хотя существуют документальные подтверждения, свидетельствующие, что семейство Бахов крепко держало местный музыкальный бизнес в своих руках. Так, когда у Саксен-Эйзенахского герцога Иоганна Георга II в 1693 году образовалась вакансия в придворном оркестре, туда потребовали не какого-то конкретного музыканта, скрипача, гобоиста или органиста, а просто «кого-нибудь из Бахов». И, судя по всему, ни разу не пожалели — любой Бах был мультиинструменталистом, то есть владел сразу несколькими музыкальными инструментами.Словом, конкуренция, причём внутрисемейная, была жесточайшая. Но наш герой даже на этом блистательном фоне стоит особняком. Собственно говоря, спустя триста с лишним лет фамилия «Бах» может вызвать одну-единственную ассоциацию. Конечно, это Иоганн Себастьян, кто же ещё? Тот самый, перед которым преклонялись все композиторы, которого сам Бетховен назвал пышно и величественно: «Праотец и бессмертный бог гармонии».
Всё так, но прижизненную славу ему приходилось делить с родственниками. Причём кое-кто из них, если мерить успех исключительно материальными мерками, Иоганна Себастьяна даже опережал. Скажем, его старший брат Иоганн Якоб . Именно ему «праотец гармонии» посвятил один из своих безусловных хитов — «Каприччо на прощание с возлюбленным братом». Это произведение может считаться своего рода визитной карточкой Баха — его исполняют чуть ли не чаще, чем знаменитую токкату и фугу ре-минор. Написано оно в 1704 году и может считаться едва ли не единственной ниточкой, которая связывает творческое наследие Иоганна Себастьяна с Россией. Правда, парадоксальным образом.
Бах-старший соблазнился королевским предложением. Буквально — королевским. Шведский король Карл XII объявил набор в свой гвардейский оркестр, и Иоганн Якоб получил там должность гобоиста и трубача. Хлебное место, победоносная армия, всё прекрасно. Возможно, именно так думал Иоганн Якоб даже утром 8 июля 1709 года под Полтавой, когда давал сигнал шведам к атаке. Потом, правда, было бегство и турецкий плен. Но немного погодя — безбедная жизнь и служба в придворном оркестре Стокгольма, что по тем временам, конечно, безусловный успех.Иоганн Себастьян ничем подобным похвалиться, пожалуй, не мог. Английский дирижёр и интерпретатор Баха Джон Элиот Гардинер в своём труде «Музыка в Небесном граде» подчёркивает: «Работа на износ и особенно необходимость всю жизнь раскланиваться и расшаркиваться перед теми, кто уступал ему интеллектуально, имели психологические последствия и не могли не сказаться на моральном духе и самочувствии Баха».
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие самые интересные факты о жизни и творчестве Иоганна Себастьяна Баха
Иоганн Себастьян Бах был членом музыкальной династии Бахов, и в его семье музыкальные таланты передавались из поколения в поколение. Он написал более тысячи произведений, включая оратории, концерты, хоральные мелодии и другие музыкальные формы. Бах был признан величайшим органистом своего времени и считается одним из величайших композиторов всех времен. Его музыка отличается глубоким духовным смыслом и выдающимся мастерством композитора. Бах оказал огромное влияние на развитие музыкального искусства и стал символом золотого века немецкой музыки.
2. Какие работы Баха считаются его величайшими шедеврами
Среди величайших шедевров Баха можно выделить "Мессу си минор", "Магнификат", "Искушение Иисуса Христа", Бранденбургские концерты и "Хоралная прелюдия". Эти произведения отличаются высочайшим мастерством композитора, глубоким содержанием и универсальными ценностями. Музыка Баха считается вершиной барочного искусства и оказывает великое воздействие на слушателей по всему миру. Его произведения исполняются и изучаются до сих пор и никогда не перестают удивлять своим великолепием и глубиной. Баховская музыка звучит как символ вечности и бессмертия духа.
3. Какие факты о семье и детях Иоганна Себастьяна Баха наиболее интересны
У Иоганна Себастьяна Баха было 20 детей, из которых лишь около десяти дожили до взрослого возраста. Бах уделял много внимания образованию своих детей и обучал их музыке, что привело к тому, что многие из них стали выдающимися музыкантами. Среди детей Баха были известные композиторы, органисты и музыкальные педагоги, такие как Карл Филипп Эммануил Бах и Йоганн Кристоф Фридрих Бах. Семья Баха оказала значительное влияние на развитие музыкальной культуры Германии и Европы в целом. Бах был преданным семьянином и всегда старался обеспечить своим детям лучшее будущее.
4. Каким стилям музыки предпочитал работать Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах был многосторонним композитором, который работал в различных музыкальных стилях своего времени. Он писал произведения в жанрах органных произведений, кантат, концертов, сюит, хоралов и других формах. Бах активно практиковал полифонию и контрапункт, что делает его музыку уникальной и сложной в исполнении. Он также использовал различные музыкальные темы и мотивы, создавая сложные композиционные структуры. Музыкальное наследие Баха охватывает широкий спектр стилей и жанров, что делает его творчество универсальным и вечным.
5. Каковы были особенности стиля композитора Иоганна Себастьяна Баха
Основными особенностями стиля Иоганна Себастьяна Баха были глубокая религиозная пропитанность, сложная конструкция музыкальных композиций и высокая техническая сложность произведений. Бах уделял большое внимание духовному содержанию своей музыки, часто используя религиозные тексты и мотивы в своих произведениях. Он также был известен своим умением создавать сложные музыкальные структуры, включая фуги, каноны и инвенции. Композитор также проявил удивительное мастерство в области контрапункта и полифонии, что сделало его музыку уникальной и неповторимой. Баховский стиль имеет ярко выраженные черты связности, логичности и баланса, что делает его творчество классическим примером барочной музыки.
6. Какие вклад Иоганна Себастьяна Баха в мировую музыкальную культуру выделяют ученые и музыканты
Вклад Иоганна Себастьяна Баха в мировую музыкальную культуру невозможно переоценить. Его творчество стало эталоном музыкального искусства и вдохновением для многих композиторов всех времен. Баховская музыка оказала значительное влияние на развитие музыкальных форм и жанров, таких как фуга, кантата, хорал и концерт. Современные музыканты исследуют и исполняют произведения Баха, сохраняя его наследие и расширяя круг его почитателей. Бах стал символом великой традиции европейской музыки и абсолютным авторитетом в области композиции и исполнительства. Его вклад в мировую музыкальную культуру остается актуальным и вдохновляющим для современных поколений.
Когда и где родился Иоганн Себастьян Бах
Родился Иоганн Себастьян Бах 31 марта 1685 года в Германии, в городе Эйзенах. Он был самым младшим из восьми детей Иоганна Амброзиуса Баха, профессионально занимавшегося музыкой.
Пять поколений семейства Бахов были музыкантами. Впоследствии историками обнаружено почти пятьдесят родственников Баха, которые посвятили свою жизнь музыке. Самым известным стал Фейт Бах, приходившийся Иоганну прадедом. Несмотря на то, что он работал булочником, он не расставался с цитрой – щипковым музыкальным инструментом, представлявшим собой обычный ящик. Куда бы он ни шел, инструмент всегда был при нем.
Отец Иоганна виртуозно владел скрипкой, играл на ней в церкви, а также был организатором светских концертов. Именно он стал первым учителем для самого младшего из своих сыновей. Отец отвел его в церковный хор, и не мог нарадоваться, глядя на его успехи и на рвение к познанию музыки.
Когда Иоганну Себастьяну исполнилось 9 лет, не стало его матери – Элизабет Леммерхирт. Прошел год, умер отец, и в десять лет Иоганн остался сиротой.
Вследствие этого он оказался на попечении самого старшего из братьев – Иоганна Кристофа, который служил в церкви органистом и учил музыке детей из городка Ордруф, расположенного по соседству. Стараниями Кристофа, Себастьян оказался в гимназии, где обучался латыни, богословию, истории.
С помощью старшего брата Бах осилил орган и клавир, однако его пытливый ум требовал большей нагрузки. У него была тетрадь, в которой были записаны лучшие произведения музыкантов того времени, и при свете луны он списывал ноты в свою тетрадку. Занятие было запрещенным, поэтому когда Кристоф застукал младшего брата, то отнял записи и строго запретил этим заниматься.
Трудовая биография Баха началась рано. В 16 лет он уже нашел себе работу в городе Люнебург, закончил обучение в вокальной гимназии, и хотел дальше учиться в университете. Однако из-за бедственного положения и необходимости самому обеспечивать свое существование, университетское образование получить не удалось.
Портрет Баха
Кроме несомненной талантливости, Себастьян был очень любознательным, и это свойство характера не позволяло засиживаться на одном месте. Молодой человек захотел отправиться в путешествие, в ходе которого он посетил Гамбург, Любек, Целль. Там он впервые услышал музыку Георга Бема и Рейнкена.
Какие инструменты играл Бах
Датарождения | 21 марта (31 марта) 1685 |
---|---|
Месторождения | Эйзенах, Саксен-Эйзенах |
Датасмерти | 28 июля 1750 (65 лет) |
Местосмерти | Лейпциг, Саксония |
Годы активности | 1710—1750 |
Страна | Священная Римская империя |
Профессии | композитор, органист |
Иоганн Себастьян Бум - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море должно быть ему имя", - сказал о Бахе великий. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом. Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты. В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию. В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста. Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство. Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники. Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же". С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.
Сколько произведений оставил нам этот композитор
Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как "Могучая кучка". В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.
Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера "Князь Игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В "Князе Игоре", на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.
Цитата о А.П.Бородине: "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов
Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.
Каковы были основные жанры музыки, в которых работал Бах
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, 31 марта, в Германии, в городе Эйзенах. Его родителями были немецкий музыкант и дирижер Иоганн Амброзиус Бах и Элизабет Леммерхирт. Мать Иоганна Себастьяна умерла, когда ему было 9 лет, а еще через год скончался отец. Тогда его забрал к себе на попечение в город Ордруф старший брат, Иоганн Кристоф, органист. Он обучал мальчика музыке, в частности, игре на органе и клавире. Через несколько лет он умер, и Бах уехал в Люнебург, где поступил в вокальную школу. Во время обучения он часто посещал города Гамбург и Целле, где услышал произведения многих своих знаменитых современников.
В 1703 году Иоганн Себастьян Бах стал придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Через некоторое время его пригласили в Арнштадт в церковь Св. Бонифация на должность органиста. В это время композитор создал несколько произведений для органа. В 1705 году Бах отправился в Любек, чтобы познакомиться с выдающимся немецким органистом Дитрихом Букстехуде. Через 2 года Иоганн Себастьян стал работать в церкви Св. Власия в Мюльхаузене. В этом же году, 1707, он женился на Марии Барбаре Бах, своей кузине. В будущем у них родилось 7 детей, 3 из которых скончались в детстве.
Иоганн Себастьян Бах
В 1708 году Иоганн Себастьян Бах вернулся в Веймар и стал придворным органистом . Там он работал до 1717 года. В это время Бах сочинил множество музыкальных произведений для разных инструментов. Слава о нем как об исполнителе широко распространилась. В 1717 году в Дрезден приехал французский органист и пианист Луи Маршан. Баху и Маршану было предложено принять участие в музыкальном состязании между ними, оба согласились, однако Маршан, услышавший игру Баха, неожиданно покинул Дрезден.
В 1718 году композитор получил должность придворного капельмейстера у князя Ангальта-Кетенского. В 1720 году скончалась жена Баха, Мария Барбара. Через год Иоганн Себастьян познакомился с немецкой певицей Анной Магдаленой Вильке, на котором вскоре женился. В дальнейшем у них родилось 13 детей, 7 из них умерли в детстве. Через 3 года, в 1723, Бах сменил место работы на школу святого Фомы в Лейпциге, где стал кантором хора. Там он работал до самой смерти, и в эти годы было написано большинство его знаменитых музыкальных произведений. Со временем у композитора возникли серьезные проблемы со зрением. В 1750 году Баха прооперировали, но это не повлекло улучшения, и он ослеп. Иоганн Себастьян Бах умер 28 июля того же года в Лейпциге.
Иоганн Себастьян Бах был известен как один из величайших композиторов барокко, и его музыкальные произведения отражают несколько жанров:
- Каноническая музыка - это жанр, который был популярен в эпоху барокко. Бах создал множество канонических произведений для органа, клавира и других инструментов.
- Оратория - это жанр, который возник в эпоху барокко. Бах написал несколько ораторий, включая знаменитую "Магна Кантика".
- Кантата - это жанр, который был популярен в эпоху барокко. Бах создал множество кантат для солистов, хора и оркестра.
- Пассакалия - это жанр, который возник в эпоху барокко. Бах написал несколько пассакалий для органа и других инструментов.
- Фуга - это жанр, который был популярен в эпоху барокко. Бах создал множество фуг для органа, клавира и других инструментов.
Почему музыка Баха считается классикой мировой музыкальной культуры
Сложный мир произведений Баха раскрывается через музыкальную символику, сложившуюся в русле эстетики барокко. Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, «чистая», воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи. По аналогии с классическим ораторским искусством эти звуковые формулы получили название музыкально–риторических фигур . Одни риторические фигуры носили изобразительный характер (например, anabasis – восхождение, catabasis – нисхождение, circulatio – вращение, fuga – бег, tirata – стрела); другие подражали интонациям человеческой речи (exclamatio – восклицание – восходящая секста); третьи передавали аффект (suspiratio – вздох, passus duriusculus – хроматический ход, употребляемый для выражения скорби, страдания).
Благодаря устойчивой семантике, музыкальные фигуры превратились в «знаки», эмблемы определенных чувств и понятий. Например, нисходящие мелодии (catadasis) употреблялись для символики печали, умирания, положения в гроб; восходящие звукоряды выражали символику воскресения и пр.
Мотивы-символы присутствуют во всех сочинениях Баха, причем это не только музыкально-риторические фигуры. В символическом значении часто выступают и мелодии протестантских хоралов, их отрезки.
С протестантским хоралом Бах был связан на протяжении всей своей жизни – и по вероисповеданию, и по роду деятельности в качестве церковного музыканта. Он постоянно работал с хоралом в самых разных жанрах – органных хоральных прелюдиях, кантатах, пассионах. Вполне закономерно, что П.Х. стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха.
Хоралы пелись всей протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый элемент мироощущения. Хоральные мелодии и связанное с ними религиозное содержание были известны каждому, поэтому у людей баховского времени легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания. Пронизывая всё творчество Баха, мелодии П.Х. наполняют его музыку, в том числе инструментальную, духовной программой, проясняющей содержание.
Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Один из важнейших у Баха символов – символ креста , состоящий из четырех разнонаправленных нот. Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. (Любопытно, что фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок. Вероятно, композитор воспринимал это как некий перст судьбы).
Наконец, имеются многочисленные связи между кантатно–ораториальными (т.е. текстовыми) сочинениями Баха и его инструментальной музыкой. На основании всех перечисленных связей и анализа различных риторических фигур, разработана система музыкальных символов Баха . Огромный вклад в ее разработку внесли А. Швейцер, Ф. Бузони, Б. Яворский, М. Юдина.
С какими другими композиторами Бах часто сравнивают его творчество
Поразительный факт: Бах не оставил школы, но при этом оказал огромное влияние на весь музыкальный мир. Что касается прямого наследования его стиля, то, по свидетельству Форкеля, старшие сыновья Баха — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль — открыто признавались, что «им необходимо было выработать свой собственный стиль, так как, если бы они писали в стиле отца, они все равно никогда не сумели бы добраться до его уровня».
Вольфганг
Амадей Моцарт
«По инициативе Долеса, тогдашнего кантора лейпцигской церкви Св. Фомы, ныне покойного, школьный хор должен был преподнести Моцарту сюрприз, исполнив мотет для двух хоров «Восславим Господа новой песней» Себастьяна Баха — патриарха всей немецкой музыки. Моцарт и раньше знал этого музыкального Альбрехта Дюрера, но больше понаслышке, нежели по нотам его редко доступных произведений. Хор едва только спел каких-нибудь несколько тактов, как Моцарт вскочил, еще несколько — и он воскликнул: «Что это?» Следующие такты — и можно было подумать, что все его существо превратилось в слух. Когда пение закончилось, он радостно воскликнул: «Вот и опять нечто, чему можно поучиться!..» Он попросил собрать ему расписанные партии. И притихшие свидетели радостно наблюдали, как энергично Моцарт уселся, раскладывая листы вокруг себя — на коленях, на ближайших стульях, держа их в обеих руках, и как, забыв обо всем, он не поднялся до тех пор, пока не изучил всех баховских нот, которые только там были. Он выпросил себе копии и очень ими дорожил» (Моцарт. Истории и анекдоты, рассказанные его современниками. – М., 2007).
Какие трудности переживал Бах в своей жизни
Эйзенах — Ордруф (1685 — 1700). Родина Баха — небольшой немецкий город Эйзенах, расположенный в центральной области Германии — Тюрингии7. Густой Тюрингский лес вплотную подходил к городским улицам и площадям. В летописи этого старинного города, основанного в XII веке, запечатлелось немало важных фактов и событий в культуре и истории Германии. Представление об Эйзенахе неразрывно связано с его главной достопримечательностью — замком Вартбург8, расположенном в четырех километрах от центральной части города. В эпоху средневековья в Вартбурге — одном из центров немецкого поэтического творчества — происходили состязания миннезингеров9. С Эйзенахом и Вартбургом была тесно связана деятельность великого «отца Реформации» — Мартина Лютера (1483 — 1546)10. Так, в 1520 — 1521 годах он работал в Вартбурге над немецким переводом Библии.
Представление о детских годах Баха, проведенных в Эйзенахе, ограничивается лишь немногими фактами. Он родился 21 марта 1685 года. Его отец — Иоганн Амброзиус Бах (1645 — 1695) служил придворным и городским музыкантом в Эйзенахе. В 1668 году он женился на Элизабет Леммерхирт, дочери городского советника в Эрфурте. Она умерла в 1694 году, когда Баху было всего 9 лет. В следующем году умер отец, который был первым учителем своего младшего сына. При жизни родителей Иоганн Себастьян поступил в латинскую школу, где уже учился его старший брат — Иоганн Якоб, а двумя веками ранее — Мартин Лютер. В 1907 году в Эйзенахе открылся Дом Баха (Bachhaus), который явился первым в мире «музеем Баха». Рядом с этим домом, в котором родился великий композитор, в 1884 году был установлен памятник. Бах предстоит в одежде кантора церкви святого Фомы11.
Перед юным Бахом, скорее всего, не стоял вопрос о выборе жизненного пути. Он вырос в музыкальной среде, большинство его предков и современников были музыкантами — органистами, канторами, придворными и городскими музыкантами (штадтпфайферами)12музикдиректорами, капельмейстерами, строителями органов13. В Германии на протяжении XVI — XVIII веков слова Бах, музыка и музыкант являлись своего рода синонимами. Представителей этого рода отличала большая привязанность друг к другу. Раз в год они встречались, приезжая из весьма отдаленных мест. Эти встречи происходили, как правило, в Эрфурте, Эйзенахе или Арнштадте. «Но и эти веселые сыны Тюрингии, и те их потомки, которые сумели найти более серьезное и более достойное применение своему искусству, не избежали бы забвения, если бы в конце концов из их среды не вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах , краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки». Так писал в 1802 году Иоганн Николаус Форкель (1749 — 1818) — немецкий историк музыки, автор первой монографии о Бахе14 .