Марина Абрамович и Улай помирились 30 лет спустя. Удивительная история любви
Марина Абрамович и Улай помирились 30 лет спустя. Удивительная история любви
- Знаете, сколько нужно художников-перформансистов, чтобы вкрутить лампочку?
- Я не знаю, я был там только шесть часов.
Два художника-перформаниста Марина Абрамович и Уве Лайсипен (Улай) встретились и полюбили друг друга в 1976 году в Амстердаме.
«Dragon Heart». Обмотав живого питона вокруг головы,
Марина легла в центр горящей пятиконечной звезды.
Она только переехала в Амстердам, он западногерманский художник перформансист. И оба родились в один день, хотя и в разные годы.
В начале десятилетия плодотворного сотрудничества главными концепциями, которые исследовали художники и супруги, были личность и индивидуальность художника.
«Ритм 0» - Марина Абрамович предложила зрителям сделать что либо
с ее телом, воспользовавшись предметами, разложенными на столике.
Перфоманс был прерван, когда Абрамович, уже полураздетой
(одежду срезали зрители), засунул в рот дуло пистолета один из гостей.
Известны художники тоже стали вместе. В 1976 году о них заговорили, после инсталляции «Отношения в пространстве». Обнаженная Марина и её возлюбленный изображали полностью свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей.
Фрагмент перформанса «Imponderabilia»
в исполнении Марины Абрамович и Улая. Болонья, 1977 г.
Постепенно влюбленные пришли к мысли, что представляют собой коллективное существо, называемое «другое», и говорить о себе должны как о частях двухголового тела. Такой взгляд на вещи помогал им работать и быть вместе вплоть до 1988 года.
Они одевались и вели себя как близнецы, и не имели друг от друга никаких секретов.
Для перформанса «Смерть себя» художники соединили свои рты специальным агрегатом и вдыхали выдохи друг друга пока не закончился кислород. Через семнадцать минут после начала, оба упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом.
Перформанс "Смерть себя"
Этот проект исследовал способность индивидуума поглощать жизнь другой личности, обменивая и уничтожая её.«Дом с видом на океан». Художница две недели жила в некоем подобии квартиры (три открытые платформы), подвешенной на стене галереи. Во время перфоманса героиня не разговаривала и ничего не ела, все время суток отдав на всеобщее обозрение. Спуститься вниз она не могла: лестница была изготовлена в виде ножей, острых и уже окровавленных.
В середине 80-х у пары начались проблемы в отношениях, которые мешали им жить и работать. Чтобы красиво завершить свою совместную историю, в 1988-м году Марина и Улай решили предпринять духовное путешествие, которое бы окончило их связь.
Они отправились в путь с противоположных концов Великой Китайской стены и встретились посередине. По словам Абрамович: «Этот поход превратился в законченную личную драму. Улай стартовал из пустыни Гоби, я — от Желтого моря. После того, как каждый из нас прошел 2500 километров, мы встретились и простились навсегда».
Конец.
Хотя нет, было бы глупо оставить эту историю так. В 2010-м году в Марина устроила перформанс — «В присутствии художника». Идея выступления заключалась в том, что художница обменивалась взглядом с любым желающим посетителем выставки, в присутствии фотографа.
Перформанс длился 716 часов и 30 минут, и Марина посмотрела в глаза 1500 зрителям. Впрочем, вероятно, был лишь один взгляд из всех полутора тысяч, который она на самом деле запомнила. Просто посмотрите это
Многие не любят перформанс , потому что видели много плохих перформансов. Сказать по правде, человеку вообще-то выпадает мало хороших перформансов в жизни…
Марина Абрамович.
Марина Абрамович и Улай суд. Бывший партнер и соавтор Марины Абрамович Улай подал на нее в суд
Марина Абрамович , самая известная в мире художница-акционистка, выступит в роли ответчицы по иску о нарушении условий контракта о совместной работе, поданному против нее бывшим соавтором и партнером, немецким художником, известным под псевдонимом Улай , сообщает газета Guardian . Абрамович категорически отрицает свою вину.
Абрамович и Улай (настоящее имя Франк Уве Лайзипен ) состояли в романтических отношениях и были соавторами на протяжении более десяти лет. За время сотрудничества художники успели создать целый ряд произведений, темой которых стали отношения между ними. Свое расставание в 1988 году они также превратили в перформанс, в ходе которого они шли друг другу навстречу по Великой Китайской стене, чтобы, встретившись, расстаться навсегда.
Тем не менее в творческом пространстве им пришлось встретиться еще раз, в Музее современного искусства в Нью-Йорке в ходе перформанса « В присутствии художника », во время которого Абрамович сидела за столом и смотрела в глаза всем, кто присаживался напротив нее. Когда место напротив художницы неожиданно занял Улай, она расплакалась и протянула к нему руки;
Но теперь воспоминания об этой трогательной встрече омрачены иском, который Улай подал против Абрамович. Он утверждает, что художница нарушила условия касающегося созданных совместно произведений контракта, подписанного ими в 1999 году.
Улай заявил, что Абрамович, вопреки условиям контракта, просила галереи указывать ее в качестве единственного автора их совместных работ, не предоставляла ему точную информацию о продажах и заплатила ему лишь четырежды за прошедшие с тех пор 16 лет.
«Она не просто мой бывший партнер по бизнесу, — говорит он. — Весь корпус этих работ вошел в историю. Они теперь в школьных учебниках. Но она намеренно искажает информацию и вычеркивает мое имя».
Однако адвокат Абрамович говорит, что художница «категорически не согласна» с обвинениями своего бывшего партнера. «Моя клиентка не желает комментировать их, это клевета. Она считает этот иск оскорбительным и направленным на очернение ее репутации. Абрамович уверена в своей правоте перед судом. Она будет защищать свои права и репутацию всеми средствами».
Улай говорит, что впоследствии он продал свой материальный архив Абрамович, которая согласилась заниматься его хранением и техническим обслуживанием, а также контролировать производство таких коммерческих материалов на его основе, как видео, фотографии и перформансы. Вся прибыль делилась следующим образом: 50% шла галерее, 30% Абрамович, а 20% Улаю.
Однако Улай в своем иске утверждает, Абрамович интерпретировала контракт таким образом, что ему доставалась куда менее скромная доля авторских гонораров. Кроме того, художница не позволила ему включить изображения их совместных работ в книгу Whispers: Ulay on Ulay , что вынудило его заменить их бледно-розовыми квадратами и внести множество правок, а также возражала против создания Фонда Улая — организации, которая должна управлять наследием художника после его смерти.
Дело будет рассматриваться в окружном суде Амстердама в этом месяце.
Марина Абрамович и Улай вдох выдох. Самые знаменитые перформансы Марины Абрамович
«Ритм 10» (1973 год)
На Эдинбургском фестивале искусств в 1973 году мир увидел один из самых знаменитых перформансов Марины Абрамович – «Ритм 10». Во время него художница быстро втыкала нож между расставленными пальцами руки, записывая звук происходящего. Поранившись один раз, Марина меняла нож на другой и продолжала процесс.
Позже она повторяла это действие, но уже ориентируясь на запись. Следуя ритму записи, Марина ранила себя именно тогда, когда это происходило на пленке. Таким образом, в понимании художницы рана на одном и том же месте символизирует момент, «где встречаются прошлое и настоящее».
Перформанс «Ритм 10». Источник фото: Marina Abramovic, «Rhythm 10», 1973, Part 2 | Photograph: Dezan Poznanovic
«Ритм 0» (1974 год)
В 1974 году в Неаполе состоялся перформанс «Ритм 0» – жестокое и нелогичное представление, которое зачастую связывают с происходящим во время Стэндфордского эксперимента.
Перед Мариной Абрамович, остававшейся неподвижной на протяжении шести часов, стоял стол, на котором располагались 72 предмета. Некоторые из них предназначались для наслаждения (роза, краски, мёд, свеча), другими вполне можно было нанести увечья или даже убить человека (пистолет, кнут, ножницы, спички).
Во время перформанса всем желающим предлагалось пользоваться данными предметами, так как им захочется. Тело Абрамович полностью находилось в их распоряжении. Испытывая на первых порах некоторую долю стеснения, зрители позже начали включаться в игру, и их активность переросла в настоящий кошмар.
За эти шесть часов немого ужаса Марину резали, разрисовывали, целовали, искалывали шипами розы, приставляли пистолет к виску. Позже, придя в гостиницу, женщина обнаружила у себя первую прядь седых волос.
Перформанс «Ритм 0». Источник фото: Нью-Йоркский музей современного искусства. 1974; Naples, Italy. Серия: Rhythm Series (1973–1974)
«Вдох-выдох» (1978)
В Городском музее Амстердама Марина Абрамович и её возлюбленный Улай решили проверить, сможет ли сила любви поддерживать жизнь партнёров без иных вмешательств. Марина и Улай, целуясь на протяжении 15 минут, на самом деле перекрывали друг другу доступ к кислороду через нос и передавали углекислый газ через рот. Таким образом, они дышали «одним дыханием», пока один из партнёров не потерял сознание из-за нехватки кислорода.
Источник: Из YouTube-канала Maite Santibañez
Перформанс «Вдох-выдох». Источник фото: fonte: lesetincellesdesmots.files.wordpress.com
«Энергия покоя» / «Остаточная энергия» (1980)
Пожалуй, один из самых великих перформансов Марины и Улая, который послужил вдохновением для других артистов, художников и даже тату-мастеров, – «Энергия покоя». Это представление, продолжавшееся на протяжении полутора минут, являло собой одну прекрасную метафору – метафору об отношениях между возлюбленными, о доверии и поддержке.
Здесь прекрасно и в тоже время пугающе абсолютно всё: и натянутый лук со стрелой, направленной прямо в сердце Марины, и огромная ответственность Улая, от реакций и личных намерений которого зависела вся жизнь художницы, и микрофон, фиксирующий дыхание и сердцебиение Марины. Недаром позднее Абрамович назвала этот перформанс одним из сложнейших в своей жизни.