Интересные факты Конфуция. Чему учил Конфуций?
Интересные факты Конфуция. Чему учил Конфуций?
Конфуцианство, Конфуций - знакомые почти каждому человеку слова. Однако что скрывается за ними? Кто такой Конфуций и что означает слово "конфуцианство"? Сегодня мы постараемся в этом разобраться.
Конфуций, или Кун-Цзы - древний китайский философ, живший в 6-5 веках до н.э. Известен своими многочисленными рассуждениями и афоризмами, посвященными небу и земле, жизни человека и его качествам, которыми он должен обладать и т.д., что в итоге было систематизировано его учениками в едином сборнике под названием "Лунь Юй" - "Беседы и суждения".
Современный Китай до сих пор в своем развитии основательно опирается на учение Конфуция. Давайте разберем некоторые особенности, которые являются важными для понимания конфуцианства:
1. Самое известное "сяо" - сыновняя почтительность : относись с почтением к старшему. Здесь важно отметить, что речь идет не только об отношениях внутри семей, но и о внутригосударственном устройстве. Знай свое место и относись с почтением ко всякому, кто старше тебя (и это относится не только к возрасту).
2. Образование . Нужно стремиться к знанию всегда, но помимо этого важно также это знание использовать: "Учиться и время от времени реализовывать узнанное - разве это не приятно?" - этим афоризмом начинаются "Беседы и суждения".
3. Цзюнь - Цзы - благородный, сын правителя. Это идеал Конфуция, идеал во всем. Данное понятие применимо к высокоморальному, гуманному и благородному человеку. Он справедлив, почтителен, образован. То есть, сочетает все те качества, о которых говорил Конфуций.
Конфуций не только был философом, он также был и учителем. Чему же он обучал? У него было огромное количество учеников, которых Конфуций готовил к чиновничьей службе. Все они были обязаны руководствоваться всеми принципами, о которых говорил Конфуций: поступать правильно, уметь слушать и слышать других, уважать их, не рисковать и поступать обдуманно; то есть, действовать во благо государства и грамотно управлять им.
Однако не все ученики Конфуция смогли стать такими "цзюнь - цзы", какими он хотел их видеть. Для учителя было недопустимо то, что ученики нарушали какие-либо принципы, которым он их обучал. Когда один из его учеников на чиновничьем посту повысил налоги, Кун-Цзы воспринял это отрицательно: "Цю не мой ученик! Бейте в барабан и выступайте против него!" Неудивительно, что сам Конфуций не занимал какую-либо серьезную чиновничью должность.
Принципы Конфуция - это дорога, по которой Китай должен был пройти, чтобы стать гармоничным и идеальным государством. "Если бы меня взяли на службу, в течение 12 месяцев я навел бы порядок, а за три года все было бы в совершенстве…"
Стоит заметить, что поначалу идеи Конфуция не воспринимались кем-либо всерьез и далеко не сразу стали моделью, по которой должен был развиваться Китай. Однако из всех философских течений именно оно нашло свое отображение и применение в жизни китайского народа.
Великий мудрец ушел из жизни, оплакиваемый своими учениками, которые во время траура даже жили возле его могилы, и именно благодаря им были созданы последующие труды, в которых и были собраны, как уже было сказано, основные идеи учителя.
Чем же является конфуцианство? Нельзя сказать, что это религия, потому что Конфуций не обожествлял власть императора и не высказывал никаких мыслей насчет божественного правления. Вместе с тем Конфуций активно внедрял теорию "дао" - путь человека: "Кто утром познал дао, вечером может умереть" и т.д. В конфуцианстве "дао" означает прежде всего высокоморальное и нравственное поведение человека. Тем не менее, конфуцианство в некотором смысле заменило религию, поэтому некий религиозный оттенок все же присутствует. Также конфуцианство является философией, идеологий. Вопрос о том, чем же является конфуцианство, и сейчас является спорным. Конфуцианство - это огромный фундамент, на котором основывается китайская цивилизация.
Изучение заветов Конфуция факты. Биография Конфуция
Кун Фу-Цзы (латинизированный вариант Конфуций) — основатель учения, родился в 551 г. до нашей эры в местечке Цюйфу.
Его отец был военным начальником из знатного, но обедневшего рода. От первой жены он имел 9 дочерей. От второй — болезненного сына и, взяв в жены семнадцатилетнюю красавицу-наложницу в довольно почтенном возрасте, руководствовался единственной целью — получить достойного наследника.
Когда отец умер, старшие жены, ненавидя соперницу, прогнали ее с маленьким сыном Концуцием. Женщина вернулась к своим родителям, но стала жить отдельно, много работая, чтобы прокормиться.
Конфуций рос трудолюбивым, отзывчивым и умным ребенком. Так как семья была ограничена в средствах, мальчику пришлось заниматься самообразованием. В Китае того времени огромное значение придавалось изучению искусства.
Занимаясь воспитанием, мать культивировала, в действительно необыкновенном ребенке, мысли о его редких талантах и особенностях, о его великой миссии для людей. Будучи юношей, Конфуций остается один, его мать умирает.
Грамотный молодой человек устраивается на работу учетчиком зерна, потом скота. В первый раз он женился в 19 лет, у него родился сын.
Конфуций сделал успешную карьеру на государственной службе, но ушел в отставку и занялся другого рода деятельностью. Он много путешествовал, объездил все царства и провинции Китая, раздираемые междоусобными войнами.
Досконально изучая жизнь людей всех сословий, он всегда имел много слушателей, учеников и последователей. Учитель написал много книг, самой основной по философии считается его трактат под названием «Беседы и суждения».
Конфуций и его учение
Историки называют близкий круг его учеников, который состоял из 70 человек. Имена 26 из них точно установлены. Всего при жизни мыслителя 3 тыс. молодых людей являлись его учениками. Многие книги дописывались уже не самим основателем учения, а его последователями.
Известны факты самозабвенной преданности конфуцианству, когда учеников за не отречение от своих идей массово заживо закапывали в землю, варили в огромных котлах.
Сам Конфуций был скромным человеком. Личную биографию, довольно длинной и богатой на события жизни, он изложил в несколько строк.
Сформулированные, подробно описанные и пропагандируемые им добродетели:
- человеколюбие;
- справедливость;
- рассудительность;
- искренность.
Соблюдение обычаев играют и по сей день важную роль в деле воспитания молодежи, создания гармоничного общества, где каждая личность имеет свои функции. Конфуций мечтал о лояльности начальства к подчиненным, а от последних, по его мнению, требовалась — преданность.
Современный род Конфуция, уважаемый на родине мудреца, насчитывает более 30 тыс. членов. Старший потомок по прямой линии носит титул князя, пожалованный еще древнему мыслителю. Он имеет почетную обязанность ухаживать за знаменитой могилой и храмом в городском узде Цюйфу, где родился и умер Конфуций.
Доклад на тему Конфуций. Доклад: Конфуций
Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге 'Лунь юй' ('Беседы и суждения').
Жизнь
Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг 'Ши цзин' и 'Шу цзин', ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов - 'Лунь юй' (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).
Учение
Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: 'Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее' (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: 'О как же ослабла я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна' (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип 'человечности'), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип 'справедливости'). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - 'сыновняя почтительность'). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед 'ритуалом' (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: 'Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном' (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого 'благородного мужа' (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.
Культ Конфуция. Конфуцианство
Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: 'Не научившись служить людям, можно ли служить духам?' (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как 'наука' вообще, а конфуцианцы - 'жу', т. е. просто как 'ученые', 'образованные').
Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.
Конфуций цитаты. Цитаты Конфуция
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Составил подборку цитат китайского мудреца Конфуция .
В этих высказываниях и правда много мудрости, хотя и ничто человеческое ему было не чуждо.
Цитаты сгруппированы по темам: жизненная этика, благородный человек, о себе, жизнь, люди, обучение, добродетель, человечность, отношения, самосовершенствование, познание, родители и дети, управление, любовь, друзья, мудрость, счастье и несчастье, человеческие проявления, добро и зло, работа, успех, слова.
О жизненной этике
Не делайте другим того, чего себе не пожелаете.
Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
Если ты ненавидишь – значит тебя победили.
Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
Избрав цель, иди к ней всем сердцем.
Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий.
Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить ошибку.
Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов.
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
Проявляй простоту некрашеного холста, содержи в себе безыскусность необделанного куска дерева, уменьшай корысть и ограничивай желания.
Благородный в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
О благородном человеке
Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Благородный с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
Благородный думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
Благородный думает о праведном пути и не думает о пропитании.
Благородный стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.
Благородный встречает гнев и милость высших с равным достоинством.
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
Благородный помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
Благородный живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
Достойный человек не идет по следам других людей. Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
Благородный, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.
Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
О себе
Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее.
Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.
Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Расширять познания, не хвастаясь перед другими; прилежно учиться, не чувствуя усталости; наставлять других, не зная разочарований, — все это дается мне без труда.
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю Неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца.