Интересные факты из истории шахмат. Наполеон и Франклин проиграли в шахматы механическому турку
- Интересные факты из истории шахмат. Наполеон и Франклин проиграли в шахматы механическому турку
- О шахматах. Шахматы с Жориком
- Интересные факты о чемпионах мира по шахматам. Лучшие игроки по Chessmetrics
- История шахмат. Кто и когда придумал шахматы
- Интересные факты про шахматы для детей. История шахмат для детей
- Вопросы по шахматам с ответами. Викторина "Что ты знаешь о шахматах?"
Интересные факты из истории шахмат. Наполеон и Франклин проиграли в шахматы механическому турку
Шахматная машина «Турок» на рисунке Карла Готлиба фон Виндиш из книги «Briefe über den Schachspieler des Hrn. von Kempelen», 1784. Изображение: Wikimedia Commons
В 1770 году Вольфганг фон Кемпелен изобрёл и подарил императрице Австрии Марии Терезии большой стол с механической куклой в одежде турка. Манекен шевелил рукой и двигал шахматные фигурки на доске, играя лучше любого живого гроссмейстера.
Почти 84 года роботурка демонстрировали в Европе и Америке, и он победил немало сильных соперников, в том числе разных государственных деятелей. Среди них оказались Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.
Получается, аппарат был оснащён первой в мировой истории версией искусственного шахматного интеллекта, ставшего прообразом знаменитого Deep Blue? Не совсем так.
Просто под столом располагалась камера, где сидел живой шахматист и дёргал за рычаги, управляя роботом.
Нейросети с ИИ тогда ещё не изобрели, поэтому Вольфгангу фон Кемпелену пришлось пойти на хитрость.
Среди тайных операторов турка были сильнейшие шахматисты XVIII века, в том числе Иоганн Альгайер, Аарон Александр, Уильям Льюис и Гиацинт Бонкур. Последний, кстати, как‑то пришёл на сеанс простуженным и всё время кашлял , и звуки эти испугали присутствовавших на игре зрителей.
Фон Кемпелен после этого матча добавил в турка много лязгающих металлических колёс и щёлкающих механизмов, которые были предназначены для создания шума, маскирующего присутствие живого оператора внутри.
О шахматах. Шахматы с Жориком
Если честно, то меня хлебом не корми, только дай доску с фигурками, горячего чайку с печеньками и я засяду до поздней ночи за этой увлекательной игрой.
Шахматы, иногда даже снятся мне в моих сладких снах.
Помню в одном из них я обыграл Гарри Каспарова, поставив ему мат в два хода, Магнус Карлсен зевнул мне ферзя, А Сергей Карякин просмотрел вилку…
Если ты хочешь научиться хорошо играть в шахматы (возможно даже получить шахматный разряд или звание мастера Фиде, а может и гроссмейстера), получать все свежие новости шахматного мира и постоянно прокачивать свое шахматное мастерство, тогда читай мой блог и подписывайся на обновления.
Этот блог я веду вместе с моим папой Сашей, мамой Юки, дядей Валерой и моим тренером дядей Пашей. Так что у меня много помощников, для того, чтобы интересный контент выходил на регулярной основе…
Так же на этом блоге будет много классных конкурсов, задачек и кроссвордов, в которых ты можешь выиграть отличные денежные призы и подарки.
Интересные факты о чемпионах мира по шахматам. Лучшие игроки по Chessmetrics
Chessmetrics — это система оценки шахматистов, которая была разработана Джеффом Сонасом. Рейтинг учитывает частоту проведения матчей. По словам Сонаса, «как только вы проведете месяц без игры, ваш рейтинг Chessmetrics начнет падать».
При этом Сонас отметил, что невозможно объективно сравнивать силу игроков разных эпох. При составлении рейтинга он взял за основу периоды доминирования шахматиста над соперниками в различные отрезки времени.
При подсчете очков учитывается процент побед игрока над другими шахматистами, взвешенный с учетом рейтингов других игроков и времени, прошедшего с момента матча. Увеличение производительности на 10% эквивалентно увеличению рейтинга на 85 очков.
Chessmetrics в декабре 2004 года оценил рейтинги производительности шахматистов с учетом прошлых лет. Он учитывал пиковые результаты за одно-, пяти-, десяти-, 15- и 20-летние периоды.
Наилучший результат за однолетний период показал Бобби Фишер (2881), вторым по этому показателю является Каспаров (2879), третьим — Михаил Ботвинник (2879). Однако в остальных периодах доминировал Каспаров.
В рейтинге Chessmetrics всех времен восемь советских гроссмейстеров вошли в топ-10. Гарри Каспаров доминировал в рейтинге. Следом за ним идут Карпов и Эмануил Ласкер.
В этом рейтинге нет лучшего шахматиста второго десятилетия Магнуса Карлсена. К январю 2005 года 14-летний норвежец достиг на пике 2653 в Chessmetrics.
Сонас не раз признавал, что рейтинг условный, и он лишь пытается объективнее рейтинга Эло отразить список сильнейших. Эксперты согласны с мнением, что Chessmetrics объективнее Эло.
В 2006 году экономисты Чарльз Моул и Джон Най использовали рейтинги Chessmetrics при прогнозировании игр прошлых лет. «Ретроспективная оценка позволяет устанавливать рейтинги, которые представляют собой беспристрастные оценки истинной силы игроков», — написали они в свой книге «Советский сговор? Статистический анализ чемпионата по шахматам 1940–1964 гг.».
Chessmetrics - это система оценки шахматистов, разработанная Джеффом Сонасом. Рейтинг учитывает частоту проведения матчей.
Сонас отмечает, что невозможно объективно сравнивать силу игроков разных эпох. При составлении рейтинга он взял за основу периоды доминирования шахматиста над соперниками в различные отрезки времени.
Рейтинг Chessmetrics
Рейтинг Chessmetrics учитывает процент побед игрока над другими шахматистами, взвешенный с учетом рейтингов других игроков и времени, прошедшего с момента матча. Увеличение производительности на 10% эквивалентно увеличению рейтинга на 85 очков.
Лучшие игроки по Chessmetrics
- Бобби Фишер - 2881 (однолетний период)
- Каспаров - 2879 (однолетний период)
- Михаил Ботвинник - 2879 (однолетний период)
В рейтинге Chessmetrics всех времен восемь советских гроссмейстеров вошли в топ-10. Гарри Каспаров доминировал в рейтинге. Следом за ним идут Карпов и Эмануил Ласкер.
В этом рейтинге нет лучшего шахматиста второго десятилетия Магнуса Карлсена. К январю 2005 года 14-летний норвежец достиг на пике 2653 в Chessmetrics.
Сонас не раз признавал, что рейтинг условный, и он лишь пытается объективнее рейтинга Эло отразить список сильнейших. Эксперты согласны с мнением, что Chessmetrics объективнее Эло.
История шахмат. Кто и когда придумал шахматы
За свою многовековую историю шахматы имели несколько всплесков популярности. На данный момент, самый последний из них пришелся на 2020 год. Все благодаря сериалу “Ход королевы” от Netflix.
Сериал оказался настолько популярным и настолько вдохновлял людей желанием сыграть партию другую, что за данными Google люди в 4 раза больше стали вводить запросы связанные с этой игрой. Теперь шахматная доска снова стала достойным противником экраном гаджетов и игровым консолям.
Появление первых шахмат
Родиной игры считается Индия, о чем говорят различные индийские и арабские письменные источники. Первым прототипом шахмат была настольная игра чатуранга, которая имела доску 8х8, набор фигур напоминающий шахматы и такую же цель игры. Самые древние упоминания о чатуранге датируются серединой VII века.
Однако, упоминания в источниках являются свидетельством популярности игры и ее широкого распространения, поэтому исследователи предполагают, что она появилась на несколько столетий раньше. Большинство исследователей сходятся на том, что шахматы появились не позже V века.
Пути распространения шахмат
На запад.
Сначала шахматы попали в сасанидскую Персию, где получили название Шатранж. После периода арабских завоеваний с игрой познакомилась западная Европа. А также распространение шахмат на территории Персии стало толчком до возникновения игры в шашки .
На восток
Через Индокитай чатуранга добралась до Китая, Японии и Кореи. Дальневосточная культура по-своему адаптировала игровую механику, что привело к созданию таких шахматных игр, как Го.Сьоги, китайские шахматы и шашки
Кстати, все эти игры вы можете найти в магазине кубик ин юа. В ассортименте есть как функциональные магнитные наборы различных шахматных игр, так и деревянные наборы шахматных фигур ручной работы.
Эволюция шахмат
Нужно понимать,что первые шахматы были совсем не той игрой, которую мы привыкли видеть. Это касается и внешнего вида фигур и некоторых правил игры.
Долгое время ферзь и слон были медленными фигурами с ограниченными возможностями передвижения. Но примерно в XIV веке в Европе внесли изменения в правила и наделили фигуры правилами хода, которые используют и сегодня.
Такое нововведение сделало игру значительно быстрее и увеличило цену ошибки, так как маневренность фигур позволяла быстро наказать соперника за просчет.
Скорость игры повлияла и на дизайн фигур. Первые шахматные фигуры делались высокими и массивными. При этом у них не было значительных внешних различий, что осложняло правильную идентификацию фигуры и приводило к ошибочным ходам.
Поиски практичного, универсального и при этом визуально привлекательного дизайна вылились в создание стиля Стаунтон, названного так в честь английского шахматиста Говарда Стаунтона, который стоял у истоков зарождения шахматного спорта.
Наборы шахматных фигур, изготовленные в стиле Стаунтон рекомендованы международной федерацией шахмат (ФИДЕ) для проведения официальных соревнований.
Интересные факты про шахматы для детей. История шахмат для детей
Шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Для многих она является любимым увлечением. Есть люди, которые занимаются шахматами профессионально, и игра становится неотъемлемой частью их жизни. Во многих странах шахматные турниры признаны как отдельный вид спорта. Регулярные соревнования проходят по всему миру.
История появления шахмат
Появилась эта необычная игра примерно 2000 лет назад в Индии. Однако, называлась она иначе – Чатуранга. С тех пор ее правила менялись, и в настоящее время современная игра представляется немного иначе. Слово «шахматы» происходит из персидского языка от двух слов «шах» — «король» и «мат» — «мертв».
Есть предположение, что игра в шахматы была прототипом войны, только без настоящих жертв. Это привлекало многих правителей. Они понимали, что можно обойтись без настоящих тяжелых битв и потерь собственного войска. Обыграв противника в игре, они признавались победителями.
Легенды создания игры
Существует несколько версий происхождения этой игры. Рассмотрим две основные.
Версия 1
Одна из наиболее известных легенд следующая. Как-то после очередного военного похода Раджа (король) понял, что постоянная череда битв утомила его. Он решил устроить отдых. Однако, чем развлечься не знал и приказал своим мудрецам придумать какую-то новую забаву. Попыток предложить что-то необычное было множество. Однако, никто не мог заинтересовать Раджу, ничего его не привлекало.
И вот, однажды, пришел во дворец брамин (мыслитель, наставник в Индии). Принес он с собой разрисованную в клетку доску и замысловатые фигурки из дерева. Он объяснил правителю правила этой игры. Раджа очень остался доволен и предложил взять любую награду этому человеку. Однако, пришедший попросил необычное вознаграждение – зерна пшеницы.
Но в таком количестве, которое получится, если разложить их по клеткам доски. На первую клетку одно, на вторую – две, на третью — четыре и так далее, увеличивая зерна на каждой следующей клетке вдвое. Позабавила эта просьба правителя вначале.
Но самое интересное, что в итоге должно такое количество зерен получиться, которого во всем мире нет. Ведь клеток на шахматной доске 64. Понял Раджа, что нет у него столько зерна, тогда он отдал просто все свои запасы, какие у него были. Стала игра в шахматы после этой истории популярной в стране.
Версия 2
Есть еще не менее интересная версия появления такой игры. Жил был сильный властитель. Много лет он воевал, разбивая все армии своих противников с помощью обученных боевых слонов. Однажды наскучили ему эти битвы. И объявил он своему народу, что желает, чтобы придумали ему новое занятие, да поинтересней.
Каких только интересных вещей ему не приносили из золота и драгоценностей, но ничего его не увлекало. Но вот, однажды, пришел во дворец небогатый Шах и принес деревянную доску и деревянные фигурки. Правитель сначала рассердился, кричал, что это за дар такой простой, деревянный.
Но Шах объяснил правила этой игры и научил короля, как действовать. Понравилась властителю эта новинка. Почти сразу он выигрывать стал. И каждый раз, как правитель приближался к фигурке короля, кричал: «Шах», то есть «Король», а когда побеждал еще добавлял: «Шах! Мат!», то есть «гибель королю».
Шахматы в Европе и России
В Европе и России (в то время на Руси) шахматы появились в 9-10 веке. В это время игра некоторым образом видоизменилась, правила стали другими. В том виде, в котором мы знаем шахматы сейчас — сама игра сформировалась только в 18 веке. И с тех пор изменений практически не было.
На Руси шахматы быстро завоевали популярность и играли в нее и ремесленники, и даже бояре, и царские особы. Появились умельцы, которые изготавливали доски и фигуры для этого популярного увлечения. Их называли шахматниками. Увлечение было столь велико, что иностранные гости Русского государства, удивлялись такому интересу к шахматам.
Первый серьезный шахматный турнир в России прошел в конце 19 века в Санкт-Петербурге. С тех пор стали регулярно проводиться соревнования среди сильнейших шахматистов. Стали появляться имена прославившихся игроков, которые одержали множество побед.
Такие имена как Ботвинник Михаил, Смыслов Василий, Таль Михаил, Борис Спасский, Карпов Анатолий, Гарри Каспаров вошли навсегда в историю о шахматах. Они стали известны не только в России, но и далеко за рубежом.
Виды шахмат
В период исторического развития шахмат постепенно появлялись некоторые изменения, правила. Современность тоже внесла свои коррективы и в результате мы можем познакомиться с интересными разновидностями шахмат.
- Заочные шахматы – играем удаленно. В данном виде участники находятся на расстоянии друг от друга (в разных городах). Связь, какие ходы выполняются, держат по телефону, другими техническими средствами связи, например, через сообщения.
Вопросы по шахматам с ответами. Викторина "Что ты знаешь о шахматах?"
Данная викторина для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с вопросами и загадками.
Викторина
"Что ты знаешь о шахматах"
Научиться играть в шахматы - легко,
но трудно научить играть хорошо.
Х.Р.Капабланка
Подготовка и организация викторины
Данная викторина командная и разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл, за не правильный ответ - 0 баллов.
Длительность викторины 30-35 минут.
Цель: определить уровень знаний детей о шахматной игре.
Материалы: Бочонки с номерами, конверты с вопросами по теории и задания по практике игры.
Ход викторины:
Педагог: Сегодня, у нас будет проходит викторина "Что ты знаешь о шахматах". На этой викторине мы вспомним, что мы знаем о шахматной игре. Сейчас мы разделимся на две команды (детям раздаются эмблемы команд).
Как будет проходить викторина? В начале будет разминка, т.е. вы будете отгадывать загадки о шахматах. Затем вы будете отвечать на вопросы. Чтобы узнать какой будет вопрос, вы по очереди достаете из коробки бочонок с номером, потом берете конверт с этим номеров, там будет лежать вопрос. Я зачитываю вам вопрос, а вы будете отвечать на него четко и полно. И так, каждый участник команды.
За каждый правильный ответ вы получите 1 балл (педагог выставляет кружок кружок на доске под эмблемой команды).
После ответов на все вопросы и задания по теории шахмат, педагог вместе с детьми подсчитывает баллы и подводит итоги викторины.
Приложение №1
Контрольные вопросы и практические задания к викторине
“ Что ты знаешь о шахматах”
Что такое МАТ? (Шах королю, и он не может спастись от шаха).
Каких знаменитых шахматистов ты знаешь? (А.М. Чичорин, Р. Капабланка, Л. Алехин, Г. Каспаров, А. Карпов и др.).
Во сколько очков оценивается ладья, слон, ферзь? (5, 3, 9).
На каком расстоянии могут сблизиться короли? (Одна клетка).
С чем сравнивается ход коня? (С буквой – Г).
Как бьет пешка? (Впереди себя, наискосок).
Какая фигура может перескакивать как через свои фигуры, так и через фигуры противника? (Конь).
8. Как называется результат беспроигрышной партии? (Ничья).
9. Что такое рокировка? (Это ход двумя фигурами одновременно).
10. Что такое шах королю? (Это такая позиция, когда любая фигура противника объявляет бой королю).
Цель шахматного боя? (Поставить МАТ королю противника).
Король главная фигура в игре или сильная? (Главная).
Какая фигура может превратиться в другую любую фигуру и как? (Пешка).
Что такое шахматное поле? (Это квадратная клеточка белого или черного цвета на шахматной доске).
Может ли пешка перейти с белого поля на черное? (Да).
Сколько на шахматной доске всего слонов? (4).
Может ли ферзь ходить как слон? (Да).
Назвать поле, где стоит данная фигура (Задание на демонстрационной доске).
Исправь ошибку в расстановке фигур на доске.
Назови место расположения пешки, которая может пройти Ферзя (Задание на демонстрационной доске).
Назови фигуру, которая поставила шах королю противника и ее месторасположения на доске (Задание на демонстрационной доске).
Поставлен ли мат королю противника или нет. Объясни ситуацию. (Задание на демонстрационной доске).
Назови фигуру и ее месторасположения, которая сделала “вилку”.
Загадки о шахматах
1. Стою на самом краю, 2. Я силой и мощью своей
Путь откроют – пойду. Лишь по прямым полям
Только прямо хожу, И линиям прокладываю путь.
Как зовут, не скажу. И горе тем, кто на пути моем
(Ладья) Пытается “вздремнуть”.
(Ладья)
3. Не живет в зверинце, 4. Когда мы станем в строй,
Не берет гостинцы, Нас спутает любой.
По косой он ходит, Но лишь начнется бой.
Хоботом не водит. У каждого путь – свой.
(Слон) (Белопольные и
Чернопольные Слоны)
5. Два братца в одной армии служат,
А встретиться друг с другом не могут.
(Белопольные и
Чернопольные Слоны)
6. Я смел, и строен, и высок:
Предпочитаю ходить и бить
Всегда по-своему: наискосок.
(Слон любого цвета)
7. Передвигается не косо и не прямо,
А буквой “Г” – так шахматисты говорят.
(Конь)
8. Гладкий люблю я, расчищенный путь:
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
(Король)
9. Два братца через грядку смотрят,
А подойти друг к другу не могут.