Иммануил Кант кто такой. Краткая биография Иммануила Канта
Иммануил Кант кто такой. Краткая биография Иммануила Канта
Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпохи Просвещения и эпохи романтизма.
Родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград ) в небогатой семье ремесленника-седельщика.
Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма.
Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил.
Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории.
Студенческие годы
Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум».
После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником.
Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене (ныне Весёловка) на работу домашним учителем.
Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.
В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.
Российский Кёнигсберг
Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.
Портрет Иммануила Канта
В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.
Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.
В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.
Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии.
Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке.
Расцвет творчества
В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику.
Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа.
Иммануил Кант краткая биография. Иммануил Кант - кратко
Иммануил Кант: биография.
Иммануил Кант – великий немецкий философ, основоположник теории критицизма. Кратко ознакомимся с биографией великого мыслителя.
детство
родители канта являлись сильно верующими людьми с низким доходом, проживающие в среде ремесленников и мастеров. на свет будущий философ появился 12 февраля 1804 года в пригороде кенисгберга. кроме него ещё подрастали четверо ребятишек. отец канта был ремесленником, мама занималась домашним хозяйством и семьёй. историки предполагают, что предки канта принадлежали к шотландскому роду, но официально это не было подтверждено. с рождения иммануил, как и его отец, отличался слабым здоровьем, поэтому его мама старалась всячески дать сыну хорошее образование. родители были глубоко верующими людьми и старались привить сыну любовь к окружающему миру и вере. мать канта постоянно водила детей на религиозные занятия, где мальчик преуспел в познании библейского слова.юность
иммануила канта в возрасте восьми лет отправили в гимназию. он был успешен в учёбе, а особенно ему легко давалось изучение языков. родители надеялись, что их сын станет религиозным священником, но мальчик мечтал преподавать языки, а тяжёлые условия и устои церковной гимназии были ему совсем не по душе. в 13 лет мать канта тяжело заболела и в скором времени скончалась. его семье приходилось очень тяжело. многие знакомые канта давали ему деньги и еду. ко всем трудностям жизни он относился философски. уже в юношеском возрасте он был настолько настойчив и целеустремлён в своём образовании, что в 16 лет кант поступил кенигсбергский университет. именно здесь будущий молодой философ познакомился с интересными учёными и окунулся в научный мир философии. ему пришлись по душе все математические науки.После смерти отца философа, ему пришлось оставить учёбу и начать зарабатывать. Десять лет он обучал на дому различным наукам детей богатых родителей. Всё своё свободное время Кант продолжал писать философские доклады. Чтобы защитить свою диссертацию, он возвращается в университет. Защитив диплом Кант остаётся на должности преподавателя. Многих учёных заинтересовала работа философа о существовании Высшего разума. Кант полагал, за существованием материальных вещей, обязательно кто-то должен существовать. Во время работы преподавателем в университете он меняет свой взгляд на многие вещи. Пишет несколько научных докладов.
личная жизнь
кант обладал маленьким ростом и не особо привлекательной внешностью, но старался всегда быть в порядке, поэтому тщательно следил за собой. он никогда не был женат и не имел детей. вёл философ затворнический образ жизни. иммануил кант всю свою жизнь придерживался мнения, что любовь помешала бы его научной деятельности. несмотря на это он просто обожал женщин духовно и наслаждался их красотой. в старости философ почти ослеп на один глаз, поэтому всегда во время обедов просил, чтобы любая красивая девушка сидела справа за столом от него. истории не известно был ли философ влюблен, но существовало утверждение, что у него было намерение жениться.Иммануил был слишком пунктуален и ответственен. Он не мог себе позволить опоздать и всегда появлялся вовремя. Эта его черта касалась абсолютно всего, даже посещения его любимого кафе. Не отличаясь крепким здоровьем философ прожил много лет, благодаря разработанной им методике «Гигиена организма». Просыпался Кант ежедневно очень рано, направлялся в свой рабочий кабинет, готовясь к предстоящему чтению лекций.
Он обожал принимать гостей, и очень не любил принимать пищу в одиночестве. За обедом обсуждалось всё, что происходило в мире, но никогда не велись беседы о философии.
смерть
последние дни своей жизни, философ прожил в своем доме. здоровье резко стало ухудшаться, он ослаб физически и начал терять рассудок, забывал произношение простых слов. практически прекратил читать лекции и только принимал у себя гостей. он практически не выходил больше из дома. умер имманул кант 12 февраля 1804 года. последние его слова были: «es ist gut» («это хорошо»).Иммануил Кант цитаты. Иммануил Кант
Иммануи́л Кант ( нем. Immanuel Kant ; 1724—1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
- Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
- Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства.
- В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.
- Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.
- Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.
- Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен образоваться мир.
- Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все.
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. | |
Zwei Dinge erfüllen das Gemüt mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je öfter und anhaltender sich das Nachdenken damit beschäftigt: Der bestirnte Himmel über mir, und das moralische Gesetz in mir. |
- Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.
- Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.
- Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.
- Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
- Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
- Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.
- Имей мужество пользоваться собственным умом .
- Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
- Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни.
- Любовь к жизни — это значит любовь к правде.
- Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.
- Мораль - есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
- Мудрый может менять мнение; глупец — никогда.
- Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения того, кто наказывает.
- Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.
- Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.
- Нравственность заложена в характере.
- Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
- Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.
- Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством.
- Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.
- С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.
- Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
- Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?
- Только посредством образования может человек стать человеком.
- Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.
- Удел женщины — владычествовать, удел мужчины — царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.
- Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.
- Характер — это способность действовать согласно принципам.
- Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.
- Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.
- Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье , в нищете — о достатке.
- Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону.
Этому посвящена моя книга «Осень с Кантом. Образность в критике чистого разума». Проблема следующая: а чист ли чистый разум ? Не лежит ли под ним грязь жизни и образа ? И, раскапывая Канта, я обнаружил образный подтекст, так же и в Гегеле . Я понял, что все эти великие мэтры – и Гегель, и Кант – это не универсальное мышление, они носят на себе печать германского, немецкого образа мира. |
Иммануил Кант основные идеи. ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804)
Иммануил Кант является родоначальником немецкого классического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в г. Кёнигсберге (Восточная Пруссия, ныне г. Калининград Российской Федерации), долгие годы преподавал в местном университете. Круг его научных интересов не ограничивался сугубо философскими проблемами. Он проявил себя и как незаурядный ученый-естествоиспытатель.
Основные работы Канта
- «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755)
- «Критика чистого разума» (1781)
- «Критика практического разума» (1788)
- «Критика способности суждения» (1790).
В научной деятельности Канта обычно выделяют докритический и критический периоды. Докритический период деятельности Канта приходится на 50-е и 60-е годы XVIII столетия. В это время он в основном занимается исследованием ряда естественнонаучных проблем, связанных с астрономией и биологией. В 1755 году выходит его книга «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой изложена его гипотеза возникновения Солнечной системы из первоначальной раскаленной пылевидной туманности (так называемая гипотеза Канта – Лапласа). В этой гипотезе вся идейная часть принадлежит Канту, а математическая оценка возможности подобного процесса и устойчивости возникшей планетарной системы принадлежит французскому математику П.Лапласу. Данная гипотеза просуществовала в астрономии до середины прошлого века, когда в распоряжении космологов оказалась современная концепция «большого взрыва».
В этот же период Кант установил, что под влиянием притяжения Луны происходит замедление суточного вращения Земли, и, в конечном счете, (примерно через 4-5 миллиардов лет по современным представлениям) это приведет к тому, что Земля навсегда повернется одной стороной к Солнцу, а другая ее сторона погрузится в вечный мрак. Еще одно важное достижение Канта докритического периода – выдвинутая им гипотеза о естественном происхождении человеческих рас (европеоидов, монголоидов и негроидов), получившая в дальнейшем полное подтверждение.
В критический период, начавшийся в 70-е годы, Кант прежде всего сосредоточил внимание на гносеологической проблематике – на исследовании возможностей и способностей познания человеком окружающего мира, а также провел серьезные исследования в области этики и эстетики. Под критикой им в этот период понимается установление границ, до которых простираются способности разума и других форм познания. Канта не устраивали решения гносеологических проблем ни в философском эмпиризме Нового времени, ни в рационализме. Первый не в состоянии объяснить необходимый характер познаваемых человеком законов и принципов, второй пренебрегает ролью опыта в познании.
Теория познания Канта
Априоризм. Решая проблему обоснования научного, в том числе философского знания, Кант пришел к выводу, что хотя всякое наше познание и начинается с опыта, более того, никакое наше познание не предшествует во времени опыту, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта. «Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность… дает от себя самой». В этой связи он выделяет знания априорные (независимые от всякого опыта, предшествующие любому конкретному опыту) и эмпирические, апостериорные знания, источником которых целиком и полностью является опыт. Примерами первых являются положения математики и многие положения естествознания. Например, положение, что «всякое изменение должно иметь причину». Ярким примером априорного понятия, по мнению Канта, является философское понятие субстанции, к которому мы приходим умозрительным путем, постепенно исключая из понятия тела «все, что есть в нем эмпирического: цвет, твердость или мягкость, вес, непроницаемость…».
Этика Канта – кратко
⇐ Предыдущая Стр 2 из 21 Следующая ⇒
Гносеология Канта
Свою гносеологию Кант развивает в работе «Критика чистого разума». Прежде чем приступить к решению основной проблемы, прежде чем охарактеризовать наше познание и определить область, на которую оно распространяется, Кант задает себе вопрос о том, как возможно само познание, каковы его условия и происхождение. Этого вопроса вся предшествовавшая философия не касалась и, поскольку она не была скептической, довольствовалась простой и ни на чем не основанной уверенностью, что предметы нами познаваемы; вот почему Кант и называет ее догматической, в противоположность своей, которую он сам характеризует как философию критицизма.
Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов – содержания, которым снабжает опыт, и формы, которая существует в уме до всякого опыта. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находит в нашем разуме априорные формы, заранее данные условия всякого познавания; поэтому, прежде всего надо исследовать эти неэмпирические условия эмпирического знания , и такое исследование Кант называет трансцендентальным .
О существовании внешнего мира нам раньше всего сообщает наша чувственность, и ощущения указывают на объекты, как на причины ощущений. Мир вещей познается нами интуитивно, путем чувственных представлений, но эта интуиция возможна только потому, что материал, приносимый ощущениями, вставляется в априорные, независимые от опыта, субъективные формы человеческого ума; эти формы интуиции, согласно философии Канта, – время и пространство. Все, что мы познаем посредством ощущений, мы познаем во времени и пространстве, и только в этой временно-пространственной оболочке является пред нами физический мир. Время и пространство – не идеи, не понятия, их происхождение не эмпирическое. По Канту, они – «чистые интуиции», формирующие хаос ощущений и обусловливающие чувственный опыт; они – субъективные формы ума, но эта субъективность общечеловеческая, и поэтому вытекающее из них познание имеет априорный и для всех обязательный характер. Вот почему и возможна чистая математика, геометрия с её пространственным, арифметика с её временным содержанием. Формы пространства и времени приложимы ко всем предметам возможного опыта, но и только к ним, только к явлениям, а вещи в себе для нас скрыты. Если пространство и время – субъективные формы человеческого ума, то понятно, что и обусловливаемое ими познание тоже субъективно-человеческое. Отсюда, однако, не следует, что объекты этого знания, явления, представляют собою одну лишь иллюзию, как учил Беркли: нам доступна вещь исключительно в форме явления, но само явление реально, оно – продукт объекта в себе и познающего субъекта и стоит посредине между ними. Надо, впрочем, заметить, что взгляды Канта на сущность вещи в себе и явления не совсем выдержаны и неодинаковы в различных произведениях его. Таким образом, ощущения, становясь интуициями или восприятиями явлений, подчиняются формам времени и пространства.
Иммануил Кант книги. Автор Иммануил Кант | Immanuel Kant
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
В закладки
Любимое
Пользовательская
Пока бросил
Убрать
В процессе
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
День рождения :
Дата смерти :(79 лет)
Знак зодиака : Дракон, Телец ♉
Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant) 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.
Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.
В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 г. он адресует императрице Елизавете Петровне.
Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».
С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
«Критика практического разума» (1788) — этика
«Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.
Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.
Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.