Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Иисус Христос и его отношение к празднованию дня рождения

28.12.2024 в 18:34

Иисус Христос и его отношение к празднованию дня рождения

Некоторые древние христианские авторы указывали свои предположения относительно дня рождения Иисуса Христа. При этом речь не шла о празднике, это для них был именно вопрос истории.

Ежегодного празднования Рождества Христова в первые три века, судя по всему, не было – по крайней мере, не было как общецерковного праздника, отдельного от Богоявления.

Некоторые современные критики христианства в связи с этим спрашивают: «А почему не было?» И из этого делают далеко идущие выводы, якобы потому не было, что Христос – это мифическая фигура и так далее. Но праздника Рождества Христова не было по той простой причине, что, как отмечает Хийманс, для древних христиан, точно также как для нынешних православных христиан, центральным событием было воскресение Христа, а не Его рождение, и, соответственно, именно праздник Пасхи был главным праздником. Ну а кроме того, многие христиане в те времена считали, что в принципе празднование дня рождения – это дело сомнительное. Основывались они при этом тем, что в Библии указаны только два человека, которые отмечали день рождения: это фараон и Ирод, на праздновании дня рождения которого был убит Иоанн Предтеча. В частности, о таком предубеждении против празднования дня рождения упоминал Ориген .

Почему же в IV-м веке христиане всё-таки начали широко праздновать Рождество Христово? Хийманс полагает, что это было вызвано стремлением подчеркнуть воплощение Христа в контексте противодействия различным еретическим учениям. Фёрстер предлагает другое объяснение. По его мнению, это было связано с тем, что в первой половине IV века начинает распространяться практика паломничества христиан на Святую Землю, в частности, в Вифлеем. И это стимулирует рост внимания к Рождеству Христову. Но, как бы то ни было, оба ученых согласны в том, что появление праздника Рождества продиктовано исключительно внутрихристианскими причинами, а не внешней полемикой христианства с язычеством.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Почему Христос не праздновал день рождения

Ответ: Христос не праздновал день рождения потому что в его время такой праздник не был известен. Празднование дня рождения стало популярным только в эпоху Римской империи, а до этого времени люди не отмечали свои дни рождения. Кроме того, в Библии нет упоминаний о том, что Иисус Христос или его последователи праздновали день рождения.

Вопрос 2: Как праздновали день рождения в Римской империи

Ответ: В Римской империи день рождения был праздником, который отмечали не только императорами, но и простыми людьми. Празднование дня рождения включало в себя ужин с друзьями и семьей, а также раздачу подарков. Императоры часто устраивали большие праздники, на которых раздавались подарки и проводились развлечения.

Вопрос 3: Как празднуют день рождения в наше время

Ответ: В наше время день рождения празднуют по-разному в разных странах и культурах. Однако, общими чертами празднования являются ужин с друзьями и семьей, раздача подарков и проведение развлечений. В некоторых странах, таких как США, день рождения стал важным семейным праздником, на котором устраиваются большие вечеринки с тортами, музыкой и танцами.

Вопрос 4: Как праздновали день рождения в Древнем Египте

Ответ: В Древнем Египте день рождения был праздником, который отмечали не только людьми, но и богами. Празднование дня рождения включало в себя молитвы и жертвоприношения богам, а также раздачу подарков. Императоры и знатные люди часто устраивали большие праздники, на которых раздавались подарки и проводились развлечения.

Вопрос 5: Как праздновали день рождения в Древней Греции

Ответ: В Древней Греции день рождения был праздником, который отмечали не только людьми, но и богами. Празднование дня рождения включало в себя молитвы и жертвоприношения богам, а также раздачу подарков. Императоры и знатные люди часто устраивали большие праздники, на которых раздавались подарки и проводились развлечения.

Вопрос 6: Как праздновали день рождения в Древнем Риме

Ответ: В Древнем Риме день рождения был праздником, который отмечали не только императорами, но и простыми людьми. Празднование дня рождения включало в себя ужин с друзьями и семьей, а также раздачу подарков. Императоры часто устраивали большие праздники, на которых раздавались подарки и проводились развлечения.

Вопрос 7: Как праздновали день рождения в Средневековье

Ответ: В Средневековье день рождения был праздником, который отмечали не только знатные люди, но и простые крестьяне. Празднование дня рождения включало в себя ужин с друзьями и семьей, а также раздачу подарков. Императоры и знатные люди часто устраивали большие праздники, на которых раздавались подарки и проводились развлечения.

Как празднование дня рождения связано с христианством

«День рождения почему-то считают не тем праздником, который христианин должен отмечать. Но мы же отмечаем рождество Матери Божией, рождество Иоанна Крестителя, Господа нашего Иисуса Христа , – то есть дни рождения и Господа и великих святых .
Каждый наш день рождения в жизнь временную являет собой одновременно и рождение в жизнь вечную. Ведь всякий человек рожден на спасение , а не на погибель. И поэтому можно отмечать свой день рождения, как благодарение Богу за то, что Он даровал нам жизнь.
В этот день, вполне осознаваемый как праздник христианский, в храме причащаются , заказывают благодарственные молебны и,конечно же, отмечают праздник вместе со своими друзьями. В этом нет ничего языческого».
прот. Алексий Уминский

«Не должно в Четыредесятницу заключать браки или праздновать дни рождения».
Правило 52 Лаодикийского собора

«Рождение человека в мир есть предмет радости, потому что каждое новое рождение есть расширение бытия и жизни и как бы новое, наглядное, ощутительное доказательство всеблагого о тварях Промысла Божия или всемогущества, премудрости и благости к нам Творца, рекшего некогда первозданной чете: «плодитесь и размножайтесь» ( Быт.1:28 ). Рождение человека в мир есть предмет особенно великой радости потому, что человек есть отменное величественное творение Божие на земле по образу и подобию Его, предназначенное к вечной жизни в светлых обителях Неба, хотя и падшее и растлившееся грехом, ибо падшее создание это восстановлено, растленное обновлено вочеловечившимся Сыном Божиим. А отсюда высшая причина радости во дни рождения человека-христианина есть та, что рожденный женой возрождается вскоре высшим, духовным, небесным, таинственным рождением водой и Духом, через которое усыновляется Богу, делается членом Церкви Христовой и наследником Небесного Царствия.
И мы все обыкновенно стараемся встретить и проводить день рождения и наипаче тезоименитства, день духовного рождения, – эти дни безмерной благости к нам Божией, в которые мы узрели этот свет и сопричислены к Церкви первородных, – в особенной радости».

Как Иисус Христос относился к празднованию дня рождения

Учение Сторожевой башни. Быт.40:20–22 в «Переводе нового мира» выглядит так: «А на третий день случился день рождения фараона, и он устроил пир для всех своих слуг и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих. Соответственно, он восстановил главного виночерпия в должности виночерпия, и тот продолжал вкладывать чашу в руку фараона. Но главного хлебодара он повесил , в точности, как и истолковал Иосиф» (пер. с англ.).

По словам Свидетелей Иеговы, ничто из записанного в Библии не включено туда просто так, без причины ( 2Тим.3:16–17 ), – даже исторические повествования о деяниях язычников в библейские времена. Поскольку Библия представляет дни рождения в негативном свете, христианам не следует их праздновать. Если говорить конкретнее, Свидетели Иеговы утверждают, что празднование дней рождения – порочная практика, поскольку развращенный фараон праздновал свой день рождения и в этот день казнил кого-то. Следовательно, христианам не следует отмечать этот праздник.

Библейское учение. Данное учение Сторожевой Башни представляет собой типичный пример ошибки, известной как «обвинение по ассоциации». Считать, что какой-то день порочен лишь потому, что в этот день случилось нечто плохое, – поистине извращенная логика. Быт.40:20–22 доказывает порочность фараона, но никак не дней рождения. Конечно, в Писании нет повеления праздновать дни рождения, однако нет и оснований считать, что Быт.40:20–22 или какой-то иной стих запрещает.

Спросите:

Разве не логичнее, основываясь на словах Быт.40:20–22 , сделать вывод, что порочен фараон, а не день рождения ? (Если Свидетель Иеговы не согласится, задайте ему следующий вопрос.)

Что в Быт.40:20–22 является источником зла – фараон или день рождения?

Стоит также отметить, что в свой день рождения фараон сделал и нечто хорошее – он амнистировал главного виночерпия ( Быт.40:21 ). Он выпустил человека на свободу!

Спросите:

Если порочный поступок фараона в день рождения означает, что все дни рождения порочны, то хороший поступок фараона в тот же день, вероятно, означает, что во всех днях рождения есть что-то хорошее?

Вот что говорит об обычае празднования дня рождения в библейские времена исследователь Библии Е. М. Блэйклок:

Празднование годовщины своего рождения – всеобщая практика, поскольку в большинстве человеческих городов жизненные права и обязанности привязаны к достижению определенного возраста. В сохранившихся данных переписи населения, датируемых 48 г. н.э., тщательно записан возраст учтенных людей – в соответствии с римским законом о переписях, который предусматривал наблюдение и счисление дней рождения. В соответствии с 12-й главой Книги Левит, рождение ребенка сопровождалось определенными обрядами и церемониями. По Закону Моисееву, авторитет и общественное положение человека зависели, главным образом, от его возраста. Родители слепорожденного говорили, что их сын «в совершенных летах» ( Ин.9:21 ). В том, что Иисус пришел в храм, когда Ему исполнилось двенадцать лет, был особый смысл. Несмотря на отсутствие документальных подтверждений, представляется очевидным, что значение дня рождения отмечалось ежегодно.

С исторической точки зрения с днями рождения, о которых говорилось выше, не ассоциировалось ничто порочное.

Спросите:

История свидетельствует, что многие древние дни рождения не сопровождались ничем порочным. Как вы думаете, можно ли в таком случае налагать жесткий запрет на этот праздник лишь из-за того, что сделали два совершенно разных человека, которые к тому же казнили людей и в другие дни?

Многие исследователи Библии (Альберт Барнс, Адам Кларк, Роберт Джемисон, Эндрю Фоссет и Дэвид Браун) полагают, что в Книге Иов.1:4 есть упоминание о днях рождения: «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день , и посылали, и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» (курсив автора). Адам Кларк отмечает: «Похоже, здесь идет речь о празднике дня рождения. Когда у кого-то из сыновей Иова наступал день рождения, он приглашал своих братьев и сестер на пир; и этот обычай соблюдал каждый». (Обратите внимание, что в Книге Иов.3:1–3 фраза «свой день», похоже, означает «день рождения».)

Между тем в тексте нет и намека на то, что дети Иова занимались в этот день чем-то предосудительным. Их празднества не кажутся языческим обычаем. И уж, конечно, Иов не осуждал детей за то, что они отмечали дни рождения. Если бы дни рождения были оскорбительны для Иеговы, то Иов – «непорочный, справедливый и богобоязненный и удаляющийся от зла» ( Иов.1:1 ) – запретил бы им устраивать такие праздники.

Какие были причины, по которым Христос не праздновал день рождения


Такое ощущение, что большинство людей думают, что Рождество - это день рождения Деда Мороза!

Почему Иисус не праздновал день рождения?

Все привыкли, что день рождения - это обычный праздник, который отмечает большинство людей. И для всех вполне естественно думать, что и Иисус тоже праздновал свой день рождения. Но это, конечно, не так.

Дело в том,  что  у евреев не было принято праздновать день рождения , и поэтому царь Соломон написал такие слова:

  • …день смерти лучше дня рождения.  (Еккл.7:1)

Для современных "христиан", большинство которых вспоминает о Боге только по праздникам, эта мысль - полная чушь!

Смерть — это ужасно, а вот рождение - это хорошо. Но благочестивые евреи верили ПО-НАСТОЯЩЕМУ! Они верили, что будет воскресение мёртвых, и если они проживут жизнь в благочестии, то получат в награду вечную жизнь.

Недавно у меня на работе собирали деньги на подарок моему начальнику - у него юбилей, 55 лет. Когда меня спросили, буду ли я давать деньги, то я спросил:

– Вот человеку уже 55 лет, ещё лет 10 максимум и в ящик: чему он должен радоваться и с чем его поздравлять? С тем, что смерть к нему подкралась уже совсем близко?

И как в старой доброй песне: "а в ответ тишина"… Ну а что они могли сказать?

Какие были причины, по которым Христос не праздновал день рождения. «Чужое Рождество»

1. Вывод номер один : сам Иисус не праздновал свой день рождения, не праздновали его и первые ученики Христа. Должен ли праздновать его я?

Как появилось рождество?

Но почему же появился этот праздник? Повод ясен, а вот причина была в следующем:

"Христианство намеренно вело такую политику с целью взять под контроль проведение языческих празднеств, к которым так привыкли люди, связав их с христианством" («Язычество в нашем христианстве» «The Paganism in Our Christianity»)

Если ты не можешь победить врага, то стань ему другом. Такую политику избрала древняя церковь, не имея другой возможности искоренить языческие праздники. Она их просто переименовала.

Какие были причины, по которым Христос не праздновал день рождения. «Чужое Рождество»

Был день рождения непобедимого бога Солнца - стал день рождения „Солнца справедливости“ - бога Христа.

2. Вывод номер два: если какую-то гадость завернуть в красивый фантик от конфеты, то должен ли я "это" с аппетитом проглотить?

Когда родился Иисус?

Но как же появилась дата: 25 декабря или 6 января, по старому стилю? Ведь должен же быть какой-то повод установить эти праздники именно в этот день, когда язычники особенно сильно бесновались?

И тут я не знаю, что больше повлияло: незнание Писаний или откровенная подтасовка?

Как написано на сайте Православие.ру:

"Праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения" , то есть " спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы.

Прибавление девяти месяцев – обычного срока для чревоношения – к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова."

Согласно другой теории, которую выдвинул Иоанн Златоуст в своей книге "Творения", день рождения Иисуса можно высчитать на основании даты рождения Иоанна Крестителя.

Но все эти вычисления базируются на ложном основании, а именно на том, что Захария был первосвященником. Но оснований так считать нет никаких: в Библии об этом прямо не говорится — это раз.

Какие были причины, по которым Христос не праздновал день рождения. «Чужое Рождество»

Какие были традиции празднования дня рождения в древности

Негативное отношение к сорокалетию вызвано, по-видимому, суеверной ассоциацией с сороковым днем по кончине. Аналогия совершенно искусственная. Для христиан праздником является день тезоименитства, потому что в Церкви в этот день совершается память святого, который является небесным покровителем данного именинника. День рождения не является в точном значении праздником, но он является поводом для благодарения Господа Творца, давшего человеку жизнь. Полезно в день рождения задуматься над прожитыми годами, обратить внимание на ошибки и упущения, поставить реальные цели, достижение которых сделает жизнь более полнокровной и радостной.

«Жизнь дана нам именно для приготовления к вечности, и подумать о вечности, остановиться на ней подольше своим размышлением всего естественнее и подручнее в день рождения и в день ангела: в эти дни вы и в церковь ходите – благодарить Подателя жизни за дар жизни, и родных и знакомых своих соберите (кто имеет достаток) – чтобы с друзьями своими возвеселиться. Это дни особенные, нарочитые в вашей жизни; для того и празднуются они, чтобы благодарить Господа Бога за дар бытия, особенно за дар будущей жизни, которую Он приуготовил, чтобы, празднуя в радости со своими родственниками, друзьями, знакомыми день своего рождения или ангела (заметьте, мы празднуем день ангела, то есть день христианской нашей жизни), нам с особым удовольствием вспомнить о жизни будущего века (Символ веры), для которого мы и на свет произошли, и живем на этом свете. Так смотрите же: близки ли вы к своей цели – к Царству Небесному или еще далеки. Собрали ли вы запас добрых дел? Каковы ваши вера, надежда и любовь? В день ангела лучше всего подумать об этом, самое удобное время испытать свою веру, надежду и любовь» ( Иоанн Кронштадтский, святитель . Творения. Дневник. 1860–1861. М., 2005. Т. 3. С. 189–190).

Как празднование дня рождения повлияло на христианство

Традиция отмечать день рождения возникла не так давно. Ранее людям и в голову не приходило, чтобы отмечать этот день, делать из него праздник. Первые упоминания празднования относятся примерно к 3000 году до н.э. Но он касался только людей выдающихся — фараонов и царей, а также их наследников мужского пола. В честь праздника устраивали пир, где участвовали не только знатные люди, но и слуги, простой народ. В этот день фараоны прощали своих должников, бывали случаи, когда выпускали заключенных из тюрем. У женщин же не только не было праздника, но их дату рождения даже не записывали. Самой первой женщиной, удостоившейся такого события, была Клеопатра II, царица Египта (185—116гг. до н.э.).

В Древней Греции долгое время праздновали не дни рождения своих правителей, а дни рождения Богов, причем не раз в году, а каждый месяц. Позже греки перенесли празднество и в народ, но отмечали дату рождения только у главы семейства, таких привилегий у детей и женщин не было.

В период становления христианства люди стали считать день рождения радостным событием, скорее наоборот, они верили, что лучшая дата в жизни человека – это день его смерти, так как в этот день он наконец то оставлял этот мир, полный грехов, мучений и скорби, пройдя своего рода испытание перед началом новой жизни в прекрасном мире. К тому же церковный порядок не позволял перенимать традиции египтян и греков.

И только спустя долгие несколько сотен лет традиция начала возрождаться. В 17-18 веках священнослужители начали записывать дату рождения и крещения людей. Первыми кто начал праздновать свой день, были, конечно же, короли и цари. Они отмечали событие с размахом, есть исторический факт про именины Елизаветы Петровны. Тогда потратили такую сумму денег, что можно было построить и обставить три дворца.

Как празднование дня рождения изменилось со временем. Кто придумал праздник «День рождения»? Как возникла традиция отмечать каждый год дату рождения?

Традиция праздновать детский день рождения самым первым укрепилась в Германии, в 18 веке. Именинника будили на заре и под песни и пляски дарили пирог со свечами, но сдуть свечи и загадать желание он мог только вечером, во время вечерней трапезы. А до вечера домочадцы сгоревшие свечи меняли на новые, потому что огонь не должен был потухать. Во время ужина сдув свечи, загадав желание, пирог делили между всеми гостями. Подарок дарили не сами, а его приносил вымышленный персонаж – гном.На Руси в 18 веке еще не было понятия «день рождения», здесь впервые начали отмечать именины. Все дело в том, что в старину имя ребенку давал священник в церкви. Для этого он брал специальную книгу, которая называется Святцы. В ней записаны все праздники и имена канонизированных святых по дням их поминовения. В честь такого святого и давалось имя младенцу.

Таким образом, раньше день рождения и именины совпадали. Но путать эти два праздника не стоит, это два совершенно разных события. В настоящее время уже мало кто обращается к церковному календарю при имянаречении, но все же при крещении младенца батюшка дает крещеное имя, это имя святого, день памяти которого является ближайшим после даты рождения ребенка. Считается, что этот святой будет Ангелом-Хранителем в протяжении всей жизни человека.

Как празднование дня рождения изменилось со временем. Кто придумал праздник «День рождения»? Как возникла традиция отмечать каждый год дату рождения?

Как празднование дня рождения изменилось со временем

Следующий вопрос касается взгляда на день рождения, который должен быть у христианина, и звучит следующим образом:

Правильно ли праздновать свой день рождения и давать сладости и напитки в этот день? Я имею в виду безалкогольные напитки. Спасибо.

Какие были религиозные взгляды на празднование дня рождения. День рождения с христианской точки зрения

Среди христиан существует…

Ошибочное мнение, что праздновать день рождения – против воли Божьей

Это мнение появилось из-за неправильного понимания следующего текста из Библии:

Царь Ирод, услышав об Иисусе, – ибо имя Его стало гласно, – говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. (Марка 6:14-28)

Утверждение, что праздновать день рождения – это грех, потому что на таком мероприятии Иоанну Крестителю отрубили голову, противоречит любому принципу толкования Библии и здравому смыслу. Иродиада с таким же успехом могла использовать другой случай, когда Ирод бы давал немудрые обещания, и проблема была не в том, что он праздновал день рождения, а во зле её сердца. С другой стороны, может быть нам никогда больше не стоит плавать по морю на корабле, потому что существовал Иона, который решил уйти на корабле в море, чтобы убежать от лица Бога? Никак нет. Лучше подумаем хорошо…

Как проповедовать Евангелие, празднуя день рождения?

Недавно один мужчина со своей женой пришли из одного села и рассказали мне, что Бог чудесным образом исцелил его, и он уверовал в Господа Иисуса Христа, сделав выбор во всём следовать Его учению. Он взял много учебников по индуктивному изучению Библии, чтобы изучать их с женой. Когда я побудил его взять ещё учебников, чтобы изучать с другими людьми из села, которым он проповедовал, и которые приняли Евангелие, он сказал мне, что священник из села сказал всем сельчанам, что этот человек одержим бесами, потому что он больше не поклоняется иконам и читает Библию, и священник пригрозил людям, что не будет проводить у них похорон, если они будут с ним общаться. Тогда я посоветовал моему брату пригласить родственников и друзей, когда у него будет день рождения, так как у него будет юбилей. Тогда у него будет красивая возможность сказать людям, как он уверовал в Господа Иисуса Христа, и поблагодарить Бога за жизнь и спасение. Так я побуждаю поступать всех христиан. Если у вас есть повод, празднуйте свой день рождения и приглашайте друзей, но хорошо готовьтесь, чтобы говорить им о вашей вере в Господа Иисуса Христа, и подарите им по Библии. Приглашайте и друзей христиан из церкви, но заранее попросите их подготовить пения и свидетельства. Пригласите и пастора и попросите его проповедовать, чтобы через проповедь люди услышали Евангелие. Это будет самый лучший и самый красивый повод пригласить всех соседей, чтобы они услышали о Христе.

Позаботьтесь о том, чтобы всё внимание не было сосредоточено лишь на приготовлении стола, и чтобы все усилия не ушли только туда. Важно, чтобы угощение было вкусным, но самой важной является весть, которая будет передана. Поэтому, хорошо подготовьте духовную трапезу, ту весть из Священного Писания, которую вы представите, чтобы каждый понял, кто есть Иисус Христос, что Он сделал для них, и как принять Его в сердца. Пусть Бог поможет вам в этом.

Перевод: Елена Столерь.

Какие были религиозные взгляды на празднование дня рождения


 

Стоит разобрать самый популярный миф о Рождестве Христовом. Наверняка почти все читатели этой статьи его слышали. Что будто бы 25 декабря был большой языческий праздник Римской империи, а Церковь сознательно установила в этот день Рождество Христово, чтобы таким образом вобрать в себя, инкультурировать и христиниазировать этот языческий праздник. Это если излагать данную идею кратко.

Небольшое пояснение для тех читателей, кто уже готов сказать: «Но у нас же Рождество 7 января, 25 декабря это католическое Рождество!» У русских православных христиан Рождество тоже 25 декабря, но по юлианскому календарю, или, как говорят, «по старому стилю». Разница между юлианским и григорианским календарем, который ввел папа Римский Григорий XIII в XVI веке, составляет ныне тринадцать дней. Поэтому 25 декабря по «старому стилю» это 7 января «по новому стилю». То есть Рождество и по юлианскому и по григорианскому календарю отмечается 25 декабря, но само 25 декабря приходится в этих календарях на разные дни. По той же причине и «старый новый год» отмечают в ночь с 13 на 14 января.

Прояснив этот нюанс, изложим теперь упомянутую идею в более полном виде: римский император Гелиогабал в 219 году попытался внедрить в Римской империи культ позаимствованного из Сирии солнечного божества под названием Sol Invictus, то есть «непобедимое солнце». Но Гелиогабал вскоре умер, и в 274 году языческий император Аврелиан восстановил празднование в честь Sol Invictus, назначив его на 25 декабря. А уже в первой половине IV века римские христиане установили на этот же день праздник Рождества Христова, чтобы таким образом заменить культ Sol Invictus почитанием Иисуса Христа.

Эту идею ввел в научный оборот Герман Узенер в конце XIX века. В 1889 году вышла его первая работа на данную тему, а в 1905 году – вторая. Идея быстро обрела популярность и широко распространилась в научных кругах. Многие, хотя и не все ученые, восприняли гипотезу Узенера, и со временем она стала повторяться в книгах как нечто само-собой разумеющееся. Так продолжалось до конца ХХ века.

А уже в начале ХХI века целый ряд серьезных исследователей нанесли сокрушительные удары по гипотезе Узенера. И сейчас я вкратце познакомлю вас с тем, что они говорят.