Факты про шахматы. Шахматы — интересные факты
Факты про шахматы. Шахматы — интересные факты
Шахматы – одна из самых увлекательных стратегических игр на Земле. Эта игра может быть полезна для совершенствования памяти. Доктора рекомендуют её для лечения болезни Альцгеймера. Представляем интересные факты о шахматах.
История
Шахматы зародились в Индии 1,5 тыс. лет назад. Позже они попали на территорию Ирана. На Русь игра попала в VIII веке. Во многих городах на территории России, Украины и Белоруссии археологи находят шахматные фигурки, которые были созданы в древнерусское время.
В VI веке игра была распространена в Индии под названием “чатуранга”. В переводе с древнеиндийского это означает “Четыре подразделения войска” – пехота, кони, слоны и ладьи.
В Индии есть легенда об одном мудреце который, как считается у индусов, придумал шахматы. Легенда гласит – в древности правил один царь. Правитель очень любил сражаться. Народ сильно беспокоился из-за того, что их государство всё время находилась в военном положении. Тогда один из министров попросил избавить владыку от этой “вредной привычки”. Он взял с собой шахматную доску, шахматные фигуры и пошёл к царю. Мудрец обучил махараджу игре в шахматы. Царь заметил, что игра похожа на настоящий военный поход. В шахматном бою тоже использовались кони, пехота, верблюды и слоны, а ферзь был похож на его министра. Владыке так понравилась игра, что он решил вознаградить мудреца всем, что он попросит (наверное царь думал, что раз человек мудрый, он будет еще скромным). Мудрец попросил положить ему на каждую клетку доски одну крупинку риса, затем две, потом четыре и так далее. Сначала повелитель радостно согласился, но когда начал считать, сколько риса ему нужно отдать, ему стало не до смеха. Ведь с каждой клеткой число зёрен будет расти в два раза, и ему понадобится столько зёрен риса, что его невозможно вырастить, даже если засеять все поля а Земле. В конце концов, правитель решил назначить его министром финансов государства. Теперь же, когда царю хотелось повоевать, он делал это только на шахматной доске.
Факты про шахматы на английском. Основные шахматные термины на английском и русском
Шахматы (chess) – это настольная игра (board game), в которую играют два игрока (players) на специальной шахматной доске (chess board) фигурами (pieces) и пешками (pawns). Отмечу, что на русском языке пешки не принято называть фигурами. Фигуры – это король (king ♔, ♚), ферзь (queen ♕, ♛), слон (bishop ♗, ♝), конь (knight ♘, ♞), ладья (rook ♖, ♜), а пешки (pawns ♙, ♟) – это пешки. На английском и те, и другие называют pieces. Шахматная доска состоит из 8 вертикальных рядов (files) и 8 горизонтальных (ranks), которые образуют 64 поля (squares).
Партия делится на три этапа. На русском языке их традиционно называют немецкими терминами, а вот на английском – английскими.
- Начало игры: дебют – opening. Дебют, в котором одна сторона жертвует пешку ради достижения преимущества называется гамбит (gambit), от итальянского gambetto – подножка.
- Середина игры: миттельшпиль – middlegame.
- Конец игры: эндшпиль – endgame.
Цель игры – поставить королю соперника мат (checkmate), то есть нанести королю удар (шах – check), от которого нельзя защититься. Другим итогом игры может быть ничья (draw). Стороны могут согласиться на ничью (to agree the draw) либо ничейная позиция может возникнуть в процессе игры, например – пат (stalemate), ситуация, при которой одна сторона не может сделать ход, но ей не нанесено поражение, не поставлен мат.
Опрокинуть короля – жест, обозначающий сдачу партии. На практике так делают редко.
В большинстве случаев неизбежное поражение одной из сторон заметно уже за несколько ходов то того, как оно должно произойти. У шахматистов считается неприличным продолжать игру, если в этом нет смысла, поэтому проигрывающая сторона, как правило, сдается (to resign). По этой причине среди опытных игроков партии обычно заканчиваются сдачей одной из сторон или ничьей.
На соревнованиях в шахматы играют с ограничением времени. Если у игрока закончилось время, ему тоже засчитывают поражение. Ситуацию, когда у игрока остается мало времени называют “цейтнот” (от нем. Zeit (цайт) — время и нем. Not (нот) — нужда), по английски: time pressure, time pressure или тоже Zeitnot .
Игра заключается в том, что стороны, их называют “белыми” (White) и “черными” (Black) делают ходы (moves). Большинство ходов заключаются в перемещении фигуры или пешки на другое поле либо во взятии фигуры или пешки противника (capture).
Также есть три нестандартных хода:
- Рокировка (castling) – при определенных условиях король и ладья могут одновременно сменить позиции. По сути это два хода в одном.
- Взятие на проходе (en passent, от фр. “на проходе”) – когда пешка “прыгает” через поле, находящееся по ударом пешки противника, ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. На практике взятие на проходе случается довольно редко.
- Превращение пешки (promotion) . Пешка, дойдя до восьмой горизонтали, может превратиться в любую фигуру по выбору. На практике ее превращают либо в ферзя, либо в коня, так как иногда в конце партии конь бывает нужнее, а ферзь не умеет ходить, как конь. На английском превращение пешки не в ферзя называют underpromotion.
Примечание: произношение слова ‘en passent’ приведено в
В противоборстве двух шахматных “армий” игроки применяют различные тактические приемы (tactics), такие как вилка (fork), связка (pin), и придерживаются общей стратегии (strategy). Один из наиболее красивых вариантов развития игры – комбинация (combination). Комбинацией называют форсированный вариант с жертвой. Иначе говоря, игрок приносит жертву (sacrifice), то есть отдает фигуру, пешку, после чего проводит форсированный (от которого уже нельзя защититься) маневр, приносящий бОльшую выгоду, иногда даже победу.